Рисунок 3.2.1 - Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 

Резервы роста прибыли выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов по получению прибыли.

Определение резервов роста прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчетов.

Выделяют три этапа этой работы:

- аналитический;

организационный;

функциональный.

На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы роста прибыли; на втором разрабатывают комплекс экономических, социальных и организационных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически регулируют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

Резервы можно измерить как разницу между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала.

В основу поиска резервов положены следующие принципы:

научность,

комплектность,

системность,

предотвращение повторного счета резервов.

Учитывая, что наибольшее влияние на сумму валового дохода оказывают такие факторы, как объем реализации товаров, уровень цены закупки товаров и уровень цены реализации товаров, в разрезе этих основных факторов на предприятиях торговли и осуществляется поиск резервов повышения доходов от торговой деятельности, обеспечивающих достижение их плановых показателей.

Основными резервами повышения доходов на предприятии «Брестоблсоюзпечать» за счет увеличения объема реализации товаров являются:

а) осуществление эффективной маркетинговой политики на предприятии;

б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;

в) интенсификация рекламной и информационной деятельности торгового предприятия;

г) открытие новых торговых киосков;

д) увеличение ассортимента и продажа товаров, которые пользуются наибольшим спросом у населения.

Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв объема реализации продукции (Рез ↑ Ni) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

 

Рез ↑ PNi = Рез ↑ Ni * Pфактi , (3.2.1)

 

где: Рез ↑ Ni - резерв объема реализации продукции;фактi - фактическую прибыль в расчете на единицу продукции.

На основании бухгалтерских данных предприятия с учетом предложенных мероприятий по увеличению объема реализации, был выявлен возможный дополнительный объем реализуемой продукции: в 2008 году - 1850 тыс. руб., в 2009 году - 1285 тыс. руб., в 2010 году - 1453 тыс. руб.. Также была определена фактическая прибыль на единицу продукции: в 2008 году - 1,3 тыс. руб., в 2009 году - 11 тыс. руб., в 2010 году - 1,42 тыс. руб.. На основании этих данных можно определить резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации:

Рез ↑ PNi (2008 г.)= 1850*1,3 = 24050 тыс. руб.

Рез ↑ PNi (2009 г.)= 1285*1,25 = 1606,25 тыс. руб.

Рез ↑ PNi (2010 г.)= 1453*1,42 = 2063,26 тыс. руб.

Основными резервами повышения доходов за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг являются:

а) сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой подсортировки.;

б) использование всей системы ценовых скидок в процессе "уторговывания" партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам;

в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иностранных валют (снижении курсов иностранных валют);

Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции (Рез ↓ Si) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов ее роста:

 

Рез ↑ Psi = Рез ↓ Si *(Nфактi+ Рез ↑ Ni), (3.2.2)

 

где: Рез ↓ Si - резерв снижения себестоимости каждого вида продукции;фактi - возможный объем продаж каждого вида продукции;

Рез ↑ Ni - резерв объема реализации продукции.

На основании бухгалтерских данных предприятия с учетом предложенных мероприятий по снижению себестоимости продукции, был выявлен возможный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции: в 2008 году - 283 тыс. руб., в 2009 году - 321 тыс. руб., в 2010 году - 486 тыс. руб.. На основе этих данных можно рассчитать резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости:

Рез ↑ Psi(2008 г.)= 283*(950+1850)=792400 тыс. руб.

Рез ↑ Psi(2009 г.)= 321*(871+1285)=692076 тыс. руб.

Рез ↑ Psi(2010 г.)= 486*(989+1453)=1186812 тыс. руб.

Основными резервами повышения доходов за счет увеличения уровня цен реализации товаров и услуг являются:

а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики предприятия на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;

б) повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.

Резервы увеличения прибыли за счет увеличения цены товара или услуги подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв увеличения цены каждого вида продукции (Рез ↑ ωi) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов ее роста:

 

Рез ↑ Pωi = Рез ↑ ω*(Nфактi+ Рез ↑ Ni), (3.2.3)

 

где: Рез ↑ ω - резерв увеличения цены каждого вида продукции;фактi - возможный объем продаж каждого вида продукции;

Рез ↑ Ni - резерв объема реализации продукции.

На основании бухгалтерских данных предприятия с учетом предложенных мероприятий по увеличению цены на реализуемую продукцию, был выявлен возможный резерв увеличения цены каждого вида продукции: в 2008 году - 103 тыс. руб., в 2009 году - 98 тыс. руб., в 2010 году - 116 тыс. руб.. На основе этих данных можно рассчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены товара или услуги:

Рез ↑ Pωi (2008 г.)= 103*(950+1850)=288400 тыс. руб.

Рез ↑ Pωi (2009 г.)= 98*(989+1453)=239316 тыс. руб.

Рез ↑ Pωi (2010 г.)= 116*(871+1285)=250096 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции и услуг в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости, уровня среднереализационных цен. Существуют 3 альтернативы для увеличения прибыльности, которые необходимо детально разобрать и которые являются весьма актуальными: 1) увеличение цен при сохранившемся значении издержек; 2) снижение издержек или себестоимости при сохранившемся значении заработка; 3) одновременное увеличение цен и уменьшение себестоимости. Основные пути увеличения прибыли: 1) увеличение выпуска продукции; 2) улучшение качества продукции; 3) продажа излишнего оборудования или сдача в аренду; 4) снижение себестоимости продукции; 5) диверсификация производства; 6) расширение рынка продаж; 7) найм более классифицированных работников.

Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения. Резервы роста прибыли выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов по получению прибыли. Резервы можно измерить как разницу между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала. Основными источниками резервов увеличения прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.. Наиболее эффективным источником резерва увеличения прибыли является снижение себестоимости реализуемых товаров и услуг.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

Источниками информации для экономического анализа любого предприятия являются бизнес-планы по формированию прибыли, формы бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках».

Прибыль относится к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия.

После уплаты всех необходимых налогов и платежей, в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, которая подлежит распределению. Определение путей расходования прибыли и структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия и фиксируется в уставе.

Предприятие «Брестоблсоюзпечать» за счет чистой прибыли формирует фонды накопления и потребления.

Основными путями увеличения прибыли являются: 1) увеличение выпуска продукции; 2) продажа излишнего оборудования или сдача в аренду; 3) снижение себестоимости продукции; 4) расширение рынка продаж; 5) найм более классифицированных работников.

Основными источниками резервов увеличения прибыли является увеличение объема реализации продукции (для этого предприятию «Брестоблсоюзпечать» необходимо открытие новых торговых киосков), снижение ее себестоимости, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и снижение расходов на реализацию, а также сокращение внереализационных расходов и т.д.

В ходе анализа были получены следующие финансовые результаты:

В 2010 году выручка от реализации составила 38617 млн. руб., что на 6174 млн. больше по сравнению с 2009 годом. Себестоимость составила 31732 млн. руб., что на 5154 млн. больше по сравнению с 2009 годом. В 2011 году выручка от реализации составила 48498 млн. руб., что на 9881 млн. больше по сравнению с 2010 годом. Себестоимость составила 39050 млн. руб., что на 7318 млн. больше по сравнению с 2010 годом. [12].

В 2010 году внереализационные доходы составили 156 млн. руб., что на 82 млн. больше, чем в 2009 году. Внереализационные расходы составили 492 млн. руб, что на 107 млн. больше, чем в 2009 году. В 2011 году внереализационные доходы составили 226 млн. руб., что на 70 млн. больше, чем в 2010 году. Внереализационные расходы составили 619 млн. руб, что на 127 млн. больше, чем в 2010 году.

Что касается чистой прибыли отчетного года, то она в 2010 году составила 577 млн. руб., что на 187 млн. больше, чем в 2009 году, а в 2011 году - 457 млн. руб, что на 120 меньше, чем в 2010 году [8].

По всем показателям, представленным в таблице видим рост по всем статьям, что говорит о неплохом финансовом положении данного предприятия. Однако в 2011 году снизилась чистая прибыль на 120 млн. руб., по сравнению с 2010 годом, и это связано с тем, что в этом году был кризис.

прибыль рыночный экономика накопление




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: