Буква Ц имеет Господствующее число 22. 23 страница

Смотри также Корона.

 

ГРАНТ – (англ.), оборотень, который чаще всего является смертным в виде лошади; ходит на задних ногах, а его глаза пышут пламенем. Грант – городской фейри, его часто можно увидеть на улице в полдень или ближе к закату. Встреча с ним предвещает несчастье.

 

ГРАНТИС – (санскр.), узел, сосредоточие, чакра. Имеются три сосредоточия: основное, сердечное и межбровное.

Смотри Грантхи.

 

ГРАНТХИ – (санскр. узлы).

1. Психические узлы. Соответствуют трем высшим центрам сознания (муладхаре, анахате и аджне). Могут ассоциироваться с узлами Брахмы, Вишну и Шивы (Рудры). Утверждается, что кундалини в своем путешествии вверх по позвоночнику должна пробиться через эти узлы. Они указывают на три стадии, через которые должно пройти человеческое сознание для полного избавления от всех оков и достижения совершенного единения со своим подлинным «Я». Первая стадия соответствует первым трем чакрам (связанным с физическими и эмоциональными проявлениями и функциями низшего ума). Вторая стадия соответствует следующим трем чакрам (связанным с разумом, буддхи и ахамкара). Третья стадия связана с подлинным «Я», пребывающим вне действующего сознания. До тех пор пока сознание рассматривает самое себя как действующее (мыслящее, любящее и проявляющее волю), оно находится в зависимости от этих действий, выполняя их и наслаждаясь ими; в этом проявлении его иногда называют высшим «Я». Но оно должно пробиться сквозь эту преграду путем самого высшего различения (вивека), разрушающего последние остатки того неведения (авидья), по причине которого сознание ошибочно принимает высшее «Я» за подлинное «Я».

2. В индуизме – общепринятое название для старинных книг (особенно манускриптов, написанных на пальмовых листьях), листы которых были скреплены особыми узлами и стержнями. К священным книгам индуисты всегда относятся с особым почтением, никогда не кладут их на пол, а иногда даже делают предметом религиозного почитания в ходе пуджи.

3. Один из видов древней письменности, распространенной в южной Индии.

 

ГРАТУАЛ – (от лат. gratulatio – изъявление радости, радость), переход на иерархически более высокий уровень существования, сопровождающийся яркими переживаниями ликования, радости и др. Гратуал – психологическое переживание виртуальной реальности, которое характеризуется восемью признаками: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, измененность статуса реальности, личности, сознания и воли. Противоположное понятие – ингратуал. Примерами гратуалов являются чувство влюбленности или моменты открываемой красоты какой-либо вещи: дерева, цветка, камня, слова и тому подобное. Переживание гратуала, с психологической точки зрения, есть передача своей воли на более высокий иерархический уровень, то есть фактически ангелу. Отдавая свою волю ангелу, человек приобретает его свободу сознания.

Смотри также Нуминозный.

 

ГРАФОЛОГИЯ – искусство судить о характере человека по почерку. По представлениям магов, связь между микрокосмосом и макрокосмосом особенно ярко проявляется в руке (как пишущем органе), так как рука у человека осуществляет связь между духовным микрокосмосом, находящимся в голове, и материальным микрокосмосом, находящимся в теле. В микрокосмической иерархии рука занимает второе место, а голова – первое.

 

ГРАФОТРОНИКА – область исследований, занимающаяся изучением влияния знаков, символов и надписей на человека и окружающую природу. Наряду со стандартными методами, методы графотроники используются в различных областях психологии при исследовании механизмов психического и психоэнергетического влияния символов на человека.

 

ГРЕМЛИНЫ – в современном европейском фольклоре – зловредные существа, ненавистники техники. С первой мировой войны все неполадки в технике, начиная от велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам. Внешне они напоминают помесь кролика с бультерьером; ростом около 20 дюймов, одеты обычно в зеленые брюки и красные куртки. У них перепончатые лапы, которыми они очень тихо, почти неслышно ступают. К людям гремлины относятся достаточно дружелюбно, устраивая пакости скорее из озорства, чем из желания досадить.

 

ГРЕХ – в широком смысле слова – всякий отход от космического закона:

разрыв согласия с Богом по вине человека;

любое действие, которое затрудняет прогресс и духовную эволюцию – собственную и других живых существ;

действие, являющееся результатом злоупотребления свободной волей;

чувственно-физическое проявление человеческой жизнедеятельности под воздействием концентрированного отрицательного астрального полюса с разрушительными последствиями (Зор Алеф);

в индуизме грех – это адхармический способ действия, который автоматически влечет за собой негативные последствия. Термин грех, как и его санскритские соответствия, несет в себе два оттенка смысла: неправильное действие и негативные последствия неправильного действия. В санскрите неправильное действие обозначается несколькими терминами: патака, энас, килбиша, адхарма, анрита и рина. Последствия греха называются папа и иногда рассматриваются как вязкая астральная субстанция, которая может быть растворена при помощи покаяния (праяшчитта), аскезы (тапас) и благих деяний (сукритья). Эту астральную субстанцию можно физически увидеть во внутренней, подсознательной ауре индивидуума. Примечательно, что папа накапливается в ауре и при ненамеренных, совершенных по незнанию нарушениях дхармы, которые называются апарадха (ошибка, вина).

 

ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ – в христианском учении – изначально греховное состояние, в котором рождается каждый человек, и причина этого состояния. Согласно библейскому мифу, первый человек, Адам, ослушался Господа и вкусил запретный плод с Древа познания добра и зла. С тех пор его грех передается по наследству из поколения в поколение. В первых главах Книги Бытия говорится, что грехопадение Адама явилось причиной страданий, смерти и греховности. Однако в Ветхом Завете ничего не сказано о наследственной передаче греха первородного всему человечеству. В Евангелии грех первородный и грехопадение упоминаются лишь вскользь. Основой учения о грехе первородном послужило Послание св. апостола Павла к Римлянам (5:12-19). Павел проводит двусмысленную параллель между Адамом и Христом; он утверждает, что через Адама в мир пришли грех и смерть, а благодаря Христу люди получили благодать и жизнь вечную.

 

ГРЕХИ СМЕРТНЫЕ – в христианстве – семь наиболее тяжких грехов. Понятие грехи смертные зародилось на заре христианского монашества; в VI в. его впервые сформулировал св. Григорий Великий. Грехи смертные не только являются серьезным нарушением морали, но и «влекут за собой другие грехи, становясь их первопричиной» (св. Фома Аквинский). Грехами смертными традиционно считаются гордыня; алчность, или скупость; вожделение, или необузданное сексуальное желание; зависть; чревоугодие, обычно включающее в себя также пьянство; гнев и леность. Знаменитый теолог XIII в. св. Фома Аквинский подробно обсуждает понятие смертного греха в своей работе «Summa Theologica». Грехи смертные служили излюбленной темой средневековых моралите.

 

ГРЕЧУХА – (слав.), то же, что Полевик.

В русской мифологии – род нежити:

один из немногочисленных подвидов нечистой силы, что творит свои черные дела не ночью, а средь бела дня. Увидеть его непросто, движется он очень быстро, так что заметить можно лишь мелькание огненно рыжей шерсти; он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой. Если полевик рассердится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар. Полевик в хорошем расположении духа помогает сберечь свой дом – поле;

дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое его время – полдень, когда можно увидеть этого маленького старичка с черным, как земля телом, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Живет он в поле только весной и летом, во время всхода и созревания хлебов. Последний приют полевика – в последнем снопе, потому относятся к этому снопу с особым почетом: или наряжают его и с песнями несут в деревню, или переносят в житницу, где хранят до нового сева.

 

ГРИМ – в фольклоре народов Западной Европы – существа, которые чаще всего селятся на церковных кладбищах, поэтому их ещё называют церковными гримами. Обычно грим принимает обличье черного пса (в Швеции – теленка), пугает людей, воет подокнами больных, предвещая им скорый конец. Грима можно увидеть в дождливую погоду. Иногда он звонит среди ночи в колокола, а во время похорон смотрит с колокольни, и по его виду можно узнать, куда отправится душа умершего – в ад или в рай.

 

ГРИМОРИЙ – черная книга, содержащая детальное описание магических операций, сборник заклинаний.

Синоним – Гримуар.

 

ГРИМУАР – (от фр. grimoire), черная книга, содержащая детальное описание магических операций, сборник заклинаний.

Синоним – Гриморий.

 

ГРИФОН – волшебное животное, которое согласно легендам обитает в Индии и Африке. У него львиное тело, а голова, шея, крылья и когти орла. Размерами грифон меньше льва в восемь раз и обладает необыкновенно острым слухом. Его когти высоко ценятся, так как обладают замечательной способностью менять цвет, если на них капнуть ядом. В своих золотых гнездах грифоны хранят несметные сокровища, а самки грифонов откладывают яйца из агата.

 

ГРИХАСТСХА – (санскр.), вторая ступень духовного совершенствования. Соответствует жизни домохозяина, предписываемой Ведами.

 

ГРОГАН – в Ирландии и горной Шотландии – фейри, обладающий широкими плечами и покрытый косматой шерстью. Говорят, что в теле грогана нет костей, однако он наделен громадной силой. Гроган присматривает за скотом, ходит обычно голышом, а если ему предложить одежду, тут же с плачем покидает дом, в котором жил.

 

ГРУАГАХ – в Ирландии и горной Шотландии – фейри, которых можно условно разделить на три рода. Первый – женщины с длинными золотистыми волосами, порой красивые, но иногда уродливые, облаченные в зеленые платья, расшитые золотом и серебром. Эти груагах бродят от деревни к деревне, стерегут домашний скот и следят за порядком в людских домах. Нередко они заходят в дома к людям и просят разрешения погреться у огня. Второй род – мужчины, молодые и красивые; они иногда носят зеленые с красным верхом наряды, но чаще ходят нагишом. Эти груагах тоже помогают людям по хозяйству. К третьему роду относятся ирландские груагах – злобные великаны.

 

ГРУППОВОЙ УМ – в эзотерике – искусственно созданная полевая форма ума, формируемая лидером группы, который доминирует над сознанием составляющих эту группу индивидуумов, толкая их на преступления, которых никто из них не совершил бы в одиночку. Групповой ум отличается от групповой души (смотри Эгрегор) тем, что он создается искусственно. Групповая душа – это естественная жизненная форма, определяющая особенности нации или народа, отличающие их от других наций или народов.

 

ГУАНЬ ИНЬ – (кит.), вознесенная владычица. Известная как Богиня Милосердия, воодушевляющая богопламя милости и сострадания, она хранит пламя Божественной Матери на благо народов Китая, Азии и всего мира. Будучи представителем седьмого луча в кармическом правлении, она излучает качества милосердия, прощения и сострадания эволюциям земли из своего эфирного храма. Женский аспект Логоса.

 

ГУАНЬ ШИ ИНЬ – (кит.), мужской аспект Логоса у северных буддистов и буддистов Китая, Проявленный Бог.

 

ГУЙ – (кит.), душа у мершего. С распространением буддизма гуй стало общим названием демонов и обитателей ада. Первоначальным начертанием иероглифа гуй был человеческий череп. Гуй похож на человека, но не имеет подбородка, не отбрасывает тени, обладает способностью внезапно становиться невидимым, превращается в животных и человека, чтобы завлечь ничего не подозревающего путника и убить его. В большинстве случаев гуй – душа умершего насильственной смертью или самоубийцы. Он боится громкого крика, календаря, меча, которым зарубили много людей, мочи, плевка, персикового дерева и различных амулетов; его можно отогнать, если прочесть отрывок из конфуцианского сочинения или буддийского текста «Сутра Авалокитешвара». У гуй много разновидностей:

шуйциньгуй – дух утопленника;

дяоцзингуй – дух повешенного;

хогуй – огненный,

маогуй – волосатый;

баньфангуй – дух умершего в тюрьме от голода и т. д.

 

ГУЙ СЯНЬ – (кит), в позднем даосизме – «демоны-бессмертные». Это начальная ступень бессмертия, доступная для людей, которые научились следовать дао, но не успели в достаточной степени преобразовать свои тела; поэтому их вечная жизнь протекает в бестелесном облике.

 

ГУЛИ – (араб.), джинны женского рода, враждебные людям. У них омерзительные лица, тела состоят из некой призрачной субстанции, однако гули обладают чудовищной силой. Питаются они мертвечиной, разрывают могилы, но не брезгуют и живыми людьми. Меняя облик, гули заманивают путников, которых потом съедают. Чаще всего они незримо появляются на пышных похоронах, дожидаются, пока все разойдутся, а затем раскапывают могилу и принимаются пировать. Поэтому считается, что чем меньше шума и пышности на похоронах, тем больше вероятность, что гули не тронут покойника. Гули-мужчина называется кутруб.

 

ГУМАНИЗМ – (от лат. humanus – человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

 

ГУМАНОИД – (лат. человекообразный), обобщенный термин, используемый для обозначения характерного типа существ внеземного, внечеловеческого происхождения. Обычно это антропоморфное разумное существо ростом от 20 см до 5 м, а иногда и более, якобы наблюдаемое «очевидцами» внутри или вне НЛО, способное к телепатическим и речевым контактам с людьми, а также блокирующее при необходимости двигательные и/или агрессивные реакции людей, животных и техногенных объектов.

Наряду с гуманоидами внеземного происхождения существует класс существ, которых относят к проявлениям астрального плана. Характерным признаком, указывающим на астральный источник гуманоида, могут служить ощущение страха, понижение тонуса организма, угнетение нервной системы и так далее. В то же время известны случаи отрицательного воздействия на организм человека гуманоидами внеземного происхождения. Возможны модификации воздействия (например, эффект «зеленого луча» – приводящий к летальному исходу). Во всех случаях контактов следует избегать ситуаций, сопровождаемых указанными негативными признаками. Контакты с высоким Светлым Разумом, как правило, сопровождаются явлениями высокого духовного подъема, озарения, ощущения невыразимой полноты бытия (смотри Гратуал) без остаточных явлений, выражающихся в общем понижении эмоционально-соматического тонуса организма (смотри Ингратуал).

 

ГУН – (кит.).

1. Ртуть. В даосской алхимии (в цигуне) соединение ртути и свинца порождает пилюлю бессмертия – дань. На уровне земли ртуть – символ крови, на уровне человека – символ духовной энергии шэнь, на уровне неба – символ сердца.

2. Первая ступень пентатонной гаммы; второй тон двенадцатиступенчатого хроматического звукоряда.

3. Область тела, часть его энергетической структуры.

 

ГУНА – (санскр. нить; вариант, нечто вторичное; слой и др.), свойство, качество.

1. В вайшешике – качество. Насчитывается 24 гуны, каждая из которых присуща одной или нескольким субстанциям, например, гуна «вкус» – земле и воде, а гуна «удовольствие» – душе.

2. В санкхье – три взаимно соотносительных онтологических аспекта любого природного сущего: саттва – ясность, прозрачность, истовость; раджас – энергия, пыл, движение и тамас – инертность, косность, тупость.

 

ГУНА-АВАТАРЫ – (санскр.), три качественные инкарнации Верховного Господа. Господь Вишну отвечает за саттва-гуну, Господь Брахма связан с раджас-гуной, а Господь Шива заведует тамас-гуной. Брахма считается главным архитектором Вселенной. Основная функция Вишну как гуна-аватары состоит в сохранении Вселенной и всего, что в ней находится. Шива, наоборот, связан с разрушением, и Его роль особенно важна и велика в переходе Вселенной и всего Космоса в непроявленное состояние. Шива – устранитель невежества и тьмы, всего консервативного, что уже отжило и мешает дальнейшему развитию.

 

ГУНА-КАРМА – (санскр.), качество и особая сила действия.

 

ГУНА-МАЙА – (санскр.), аспект майа-шакти, состоящий из трех гун. Во время творения гуна-майа трансформируется в составные части материальной Вселенной.

 

ГУНАСТХАНА – (санскр.), в джайнизме – стадия духовного освобождения. Выделяют 14 гунастхан. 1-я гунастхана характеризуется некоторыми случайными проблесками сознания как адекватного отношения к реальности; 2-я гунастхана является промежуточной стадией между 1-й и 3-й гунастханами, 3-я гунастхана – стадия утверждения в правильном воззрении, 4-я гунастхана – стадия осознанного принятия учения в результате медитаций или наставления учителя, характеризуется наличием контроля (упашама) над эффектами, душевным волнением из-за невозможности длительного феноменального существования (самвега), отказом от чувственных удовольствий (нирведа), состраданием (анукампа), полным принятием учения как истинного (астикья); на 5-й гунастхане начинается этическая практика, когда адепт берет обязательство соблюдать в неполной форме основные и дополнительные обеты, 6-я гунастхана достигается только аскетами, которые полностью выполняют обеты, но ещё подвержены слабым аффектам; на 7-й гунастхане формируется духовная сила, позволяющая полностью преодолеть привязанность к внешнему миру, овладеть телом и развить способность телепатического познания (манапарьяя-джняна); 8-я гунастхана характеризуется овладением одним из 4 видов медитации (шукла дхьяна) как орудием разрушения кармы; 9-я гунастхана – стадия окончательного преодоления сексуального желания, гнева, гордости и хитрости; на 10-й гунастхане преодолеваются более тонкие неблагоприятные состояния сознания, например алчность; на 11-й гунастхане подавляется почти вся карма, препятствующая правильному поведению и правильному воззрению; на 12-й гунастхане разрушается вся карма, мешающая обретению абсолютного знания и абсолютного восприятия, затрудняющая духовное продвижение; 13-я гунастхана – стадия достижения абсолютного знания (кевала-джняна), на которой остается ещё слабая активность (йога) тела, речи и ума; достигший этой стадии называется архатом, или кевалином; на 14-й гунастхане активность полностью прекращена, время нахождения в этом состоянии очень короткое, требующее произнесения нескольких мантр, после чего джива покидает тело, перемещается в самую верхнюю часть мироздания и становится Совершенным.

 

ГУННА – в шотландском фольклоре – фейри, главное занятие которых – не давать домашнему скоту поедать всходы на полях. Гунна обычно кутается в лисьи шкуры, другой одежды у них нет, но если им подарить новые наряды, гунны, как и брауни, которые им приходятся родственниками, обижаются и тут же исчезают в неизвестном направлении.

 

ГУРИИ – (араб, черноокие).

1. Низшие астральные духи, видимые теми, кто совершает злые поступки. Особенно часто их видят курильщики гашиша и больные белой горячкой.

2. Девы, вместе с праведниками населяющие джанну (рай). В Коране гурии называются «супругами чистыми», то есть лишенными как телесных, так и духовных недостатков; их не коснулся ни джинн, ни человек. В некоторых преданиях утверждается, что гурии – существа из шафрана, мускуса, амбры и камфары. Они очень красивы, почти прозрачны и живут в роскошных дворцах. На груди у каждой гурии написано два имени – Аллаха и её супруга.

 

ГУРУ – (санскр.).

1. Учитель, руководитель, мастер; истинно духовный учитель, единый с Богом или с Самостью, истинным «Я».

2. 12-я чакра, в системе 13 чакр. Гуру находится над черепом и относится к системе сахасрары, являясь её нижней частью. У нее 12 лепестков. Концентрация на гуру чакре открывает путь к самадхи – высшей форме интеграции с божественными планами реальности.

 

ГУРУ ЙОГА – (санскр.), важная составная практики тантры, начальный уровень ламримы. Практика веры, почитания, преданности и обожествления духовного учителя.

 

ГУРУ-ПАРАМПАРА – (санскр. преемственность учителей), линия мистических знаний, опыта и духовной силы (шактипата), идущая от учителя к ученику и передаваемая в ходе посвящения.

 

ГУРУБХАГИНИ – (санскр.), ученицы женского пола, занимающиеся под руководством одного и того же учителя.

 

ГУРУБХАЙ – (санскр.), ученики мужского пола, занимающиеся под руководством одного и того же учителя.

 

ГУРУВАДА – (санскр.), доктрина, подчеркивающая абсолютную необходимость гуру для духовного искателя.

 

ГУСЛ – (араб, омовение), полное омовение, которое мусульманин должен совершать после различных осквернений, а также перед праздниками, постами, пятничной молитвой, бракосочетанием и другими значительными событиями. Последовательность гусл такова: сначала моют руки и те места, которые принято прикрывать, затем совершается тахара, после этого троекратно обмывают голову и тело, не пропуская ни одной его части, и, в последнюю очередь, ноги. При этом произносят вслух или про себя молитвенные формулы, подтверждающие намерение совершить гусл.

 

ГУСЬ – или Деятель - в посвящениях малых в каббале – вторая ступень космического посвящения. Это человек, только что поднявшийся над средним уровнем толпы и в чем-то её превосходящий. В пассивном варианте (гусь) это может быть красивое телосложение или лицо, или яркая одежда, дворянская кровь или специфическое чувство юмора – любая особенность, которая обеспечивает видимую индивидуальность в средней социальной ситуации, состоящей преимущественно из людей первого космического посвящения. В активном варианте (деятель) человек владеет каким-либо умением, навыком или просто интенсивно способствует развитию того или иного предприятия. Обычно гусь фаталистичен (позиция: что будет, то и будет, и ничего тут не попишешь), а деятель волюнтаристичен (если человек чего-то хочет, то непременно этого добьется при должной энергии, терпении и целеустремленности).

 

ГУТА – (русс.), магический предмет церемониальной магии. Подобен вольту, но делают его из теста. Служит для присушек и в качестве образа того, кого хотят погубить.

 

ГУФ – (евр.), четвертый элемент материального плана человека – физическое тело. Остальные три элемента: нешама – дух, руах – душа и нефеш – астросом. Это главные части человека, которые проявляются с помощью четвертого элемента – гуф.

 

ГУХИЯ-ВИДИЯ – (санскр.).

1. Наука о мистической силе звука и о мантрах. Согласно Е.П. Блаватской эти тайные знания давались ещё в ведические времена лишь избранным среди брахманов.

2. Бхакти, или любовная преданность по отношению к Господу.

Смотри Сварупа-шакти.

 

ГУХЙАВИДЬЯ – (санскр.).

1. Наука о мистической силе звука и о мантрах. Согласно Е.П. Блаватской эти тайные знания давались ещё в ведические времена лишь избранным среди брахманов.

2. Бхакти, или любовная преданность по отношению к Господу.

Смотри Сварупа-шакти.

 

ГУХЬЯСАМАДЖА-ТАНТРА – (санскр.), система практики развития иллюзорного тела и введение в понятие «Ясного света сознания».

Смотри также Тантра, Чакрасамвара-тантра, Ямантака-тантра.

 

ГУШЭНЬ – (кит.), дух-шэнь долины; символ пути дао.

 

ГХАНТА – (санскр.), бронзовый ритуальный колокольчик с рукоятью в форме ваджры, используемый во многих индусских и буддийских ритуалах; один из священных символов женского начала. Синонимы: Дильбу, Дрилбу.

 

ГХАТАСТХА ЙОГА – (санскр.), духовное совершенствование через телесную тренировку.

 

ГХРАНА – (санскр. обоняние), смотри Индрийи.

 

ГЬЯНА – (санскр.), трансцендентальное знание.

 

ГЬЯНА ЙОГА – (санскр.), процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины.

 

ГЭ-ЛУК-ПА – (тибет. желтые шапки), наивысшая и самая ортодоксальная секта в Тибете, противоположная дуг-па («Красным шапкам»), давним поклонникам демонического (темного) спектра познания и реализации эзотерических истин.

Д

Д – (лат. D), пятая буква русского алфавита. В английском, еврейском алфавитах – четвертая, её название в иврите – далет, числовое значение – 4. Символ в каббале – дверь. Это греческая дельта (?), через которую возник мир (символ которого тетрада, или число 4). В русской нумерологии её значение равно 5, а вибрации связаны с любовными делами. Д – физическая, благодетельная буква. Люди, живущие с этой буквой, – служители человечества, им просто необходимо помогать кому-либо, их отличает любовь к переменам и способность участвовать в выгодных сделках. Но это очень непредсказуемая буква, которой часто не хватает сил реализовывать свои идеи.

 

ДААТ – (евр. знание), в каббале – знание; соединение хокмы и бины, мудрости и понимания; название дополнительной сефиры, расположенной между хокмой и биной, которая должна их гармонизировать. Впервые упоминается в каббалистической литературе в конце XIII в.; некоторые каббалисты считали её не отдельной сефирой, а внешним аспектом сефиры кетер. Европейские оккультисты (в частности, Дион Форчун) иногда включают даат в общее «древо» на правах скрытой сефиры, которая символизирует интеллектуальное озарение. В системах, где кетер считается запредельной сефирой, даат представляет собой душу или внутренний фактор существования и деятельности семи нижних сефирот. Вместе с хокмой и биной она образует то свойство души, которое называется разум или интеллект. Прохождение божественной благодати через даат представляет собой заключительный этап процесса становления идеи творения, когда она начинает облекаться плотью. То же самое происходит и в человеческом разуме: уловив неясную идею (хокма) и уяснив таящиеся в ней возможности (бина), человек окончательно усваивает её и как бы делает её частью своей личности.

 

ДАГОБА – (санскр. священный холм), холм или башня для святых реликвий буддистов. Дагоба – пирамидальные холмы, расположенные по всей Индии и в буддистских землях (Шри-Ланка, Бирма и так далее.). Они разных размеров и обычно содержат реликвии святых или реликвии, якобы принадлежавшие Готаме Будде.

 

ДАГШЕД – (санскр.), в тибетской буддийской мифологии – божества-покровители буддистов. Они ревностно следят за верностью учению Будды и сурово карают отступников.

 

ДАЕНА – (ассир. вера, религия), символ женского начала (анима) человеческого духа, внешнее проявление которого зависело от суммы деяний – хороших и плохих, совершенных человеком в течение своей жизни. Того, кто жил праведной жизнью, на третий день после смерти встречает на мосту Синва необычайно красивая девушка, даена, которая соединяется с ним навсегда, воспроизводя т. о. первобытного гермафродита (андрогина). Грешника же даена встречает в облике отвратительной старухи и низвергается вместе с ним в преисподнюю.

В Малой Авесте выступает как дочь Ахура Мазды; иногда отождествляется с индивидуальной верой (то есть моралью и образом поведения – мыслями, речами и делами) человека. В каббале этот символ переосмыслен в более высоком плане: принцип вечной женственности, женское начало Бога, Шехина.

 

ДАЖДЬБОГ – (слав.).

1. Воплощение Всевышнего, Солнечный Бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Согласно «Велесовой книге», породил русских людей «чрез корову Земун», то есть в эпоху Тельца. Русы – потомки Ария, сына Даждьбога. Победил Кащея и вызвал Всемирный потоп. Супруг Майи, Марены, Живы.

2. Солнечное божество света, тепла и расцветающей природы, которого Геродот отождествляет с Аполлоном. У поздних славян Даждьбог отождествлялся с богом Ярило. Даждьбог являлся сыном небесного бога Сварога (Стрибога). Вместе они представляли богов «небес», а не «неба». Следует помнить, что в древности очень прочно укоренилось представление о «небесной тверди», разделяющей все надземное пространство на два яруса: в верхнем ярусе находились «хляби небесные» (запасы дождевой воды), в нижнем, под гигантским куполом тверди, ходило Солнце, а края купола опирались на край Земли. Верхний ярус небес над твердью – царство Сварога (Рода). Нижний ярус с Солнцем и Землею – царство Даждьбога. Оба яруса вместе – «небеса». В терминах современной эпохи эти ярусы можно назвать дальним и ближним Космосом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: