Буква Ц имеет Господствующее число 22. 25 страница

 

ДЕВИНАЦИЯ – (от лат. devinicio – связывать, покорять, подчинять), чары, колдовство. Одно из названий практической (церемониальной) магии и различного класса предсказаний.

Синоним – Девиниция.

 

ДЕВИНИЦИЯ – (от лат. devinicio – связывать, покорять, подчинять), чары, колдовство. Одно из названий практической (церемониальной) магии и различного класса предсказаний.

Синоним – Девинация.

 

ДЕВСТВЕННОЕ ЗАЧАТИЕ – то же, что Непорочное зачатие - мифологическое представление о зачатии и рождении ребенка без участия мужчины, проистекающем от вхождения в тело женщины Божественного духа или тотемического зародыша (т. н. тотемическая инкарнация). Исходя из представления эзотерической школы, рождение высоких духовных сущностей, включая святых, апостолов, Иисуса Христа происходит естественным путем от физического мужчины, в то время как воплощение в зародыше высокого духа имеет причины эзотерического, сакрального, эволюционного порядка. Принято считать, что чем гармоничнее пара, чем соответствие начал (мужского и женского) наиболее близко друг другу, тем более высокий дух привлекается из тонких сфер планеты.

Смотри также Телегония.

 

ДЕВЯТЬ – число, означающее треугольник триады и утроение тройки; сложный образ трех миров. Девять есть конец, предел цифровой серии. Для иудеев это число было символом истины, бытия. В медицинских ритуалах оно представляло тройной синтез или диспозицию на каждом из существующих планов реальности: телесном, интеллектуальном и духовном.

«Каббала Девяти Покоев» есть разновидность тайного зашифрованного письма, которую ввели еврейские раввины и которая употреблялась некоторыми обществами в целях сокрытия знаний; особенно она была принята некоторыми степенями франкмасонов. Рисуется фигура из двух горизонтальных и двух вертикальных параллельных линий, образуется девять покоев. Центральный является простым квадратом, остальные – двух- или трехсторонними фигурами, которые отводятся для нескольких букв в любом порядке, о котором уславливаются. Существует также каббалистическое соответствие между сефиротами и этими девятью покоями.

 

ДЕВЯТЬ ИСТОКОВ – (кит.), запредельная местность, куда уходят души добродетельных людей; даосский аналог рая.

 

ДЕД – прародитель, предок, хранитель рода и, прежде всего, детей, хранитель основных принципов и морали рода, третейский судья во внутриродовых отношениях. Для тех, кто считал, что они ведут свой род от Перуна, это ещё синоним Перуна.

 

ДЕЕНА – второй уровень в иерархии миров духов умерших людей. Название первого уровня бытия после смерти. Это уровень, где обитают те, кто обычно вступает с нами в контакт. Корень слова имеет значение «божье место», или «место богов и божеств».

Смотри также: Голоса Payдива, Метана, Монтайлоо, Нилоу, Пилонсентрик и Рее.

 

ДЕЖА АНТАНДЮ – (франц. уже слышанное), в современной психиатрии – признак заболевания человека, характеризующийся ощущением, что все услышанное в настоящее время известно, так как уже было когда-то в прошлом.

 

ДЕЖА ВЕКУ – (франц. уже пережитое), в современной психиатрии – признак заболевания человека, характеризующийся ощущением, что переживаемое в настоящее время состояние в точности имело место в прошлом.

 

ДЕЖА ВЮ – (франц. уже виденое), в современной психиатрии – признак заболевания человека, характеризующийся ощущением, что все виденное в настоящее время (лица, события, обстановка) уже наблюдалось когда-то в прошлом.

 

ДЕЖА ЭПРУВЕ – (франц. уже испытанное), в современной психиатрии – признак заболевания человека, характеризующийся ощущением, что все происходящее в настоящее время уже происходило когда-то в прошлом.

 

ДЕИЗМ – (лат.), система взглядов, согласно которым Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий. Получило распространение в эпоху Просвещения. Родоначальником деизма считается лорд Чебори (XVII в.).

 

ДЕЙВЕ – в литовской мифологии – женские духи, прекрасные девы с длинными волосами и пышной грудью, искусные мастерицы. Дейве нередко выходят замуж за смертных, но когда муж нарушает то или иное условие, возвращаются к себе домой. Несмотря на свое пристрастие к рукоделию, дейве сурово наказывают тех женщин, которые осмеливаются прясть и ткать по четвергам.

 

ДЕКАЛОГ – (от греч. deka logoi – десять слов), список религиозных предписаний, которые были даны Моисею Господом на горе Синай. Десять заповедей были начертаны на двух каменных плитах – скрижалях. Их текст включен в библейские книги Исход (20,2-17) и Второзаконие (5:6-21). Некоторые ученые датируют десять заповедей XVI–XIII вв. до н.э. – временем заключения договора между богом Яхве и Израилем. Другие полагают, что они возникли после 750 г. до н.э. (после пророков Амоса и Осип). Если считать декалог обыкновенным юридическим документом древних иудеев, его следует отнести к ещё более позднему времени. Десять заповедей мало чем отличаются от прочих древних заповедей и отражают кодекс морали, широко распространенный на древнем Ближнем Востоке.

В христианстве десять заповедей не имели большого значения вплоть до XIII в. К этому времени они были включены в руководство для исповедующих свои грехи. С возникновением протестантских церквей были созданы новые руководства для верующих, а десять заповедей стали составной частью катехизиса – основы религиозного обучения.

Синоним – Десять заповедей.

 

ДЕКОРПОРАЦИЯ – то же, что Внетелесный эксперимент. Декорпорация – отделение от тела души или какой-то мыслящей субстанции. Сама мыслящая субстанция может иметь следующие названия: астральное тело, биоплазменный двойник, духовное тело, духовная субстанция, флюидный дубликат, энергетический двойник, эфирное тело. Иногда эту субстанцию наблюдают в виде сотканной из тумана фигуры – привидения.

Синонимы: Декорпорация, Опыт вне тела, Внетелесный опыт.

 

ДЕЛАНИЕ ВЕЛИКОЕ – (алхим.), процесс получения философского камня. Состоит из этапов. Первая стадия – получение первовещества, молока непрочности, тайного огня и философской ртути в форме соли. На второй стадии первовещество под влиянием философской ртути и молока непрочности превращают в двойное вещество (ребис). На третьей стадии, состоящий из семи периодов, длительный специальный прогрев завершается получением философского камня – «несгораемой красной серы», из которой извлекают эликсир.

Смотри также Великое Делание.

 

ДЕМАГОГ – в посвящениях малых в каббале – наименование четвертой ступени черноучительского посвящения. Демагог, или извратитель, видит мир дифференцированным и признает его существование; но все, чего касается глаз демагога, искажается и вы глядит чрезвычайно безобразно и дисгармонично, хотя и весьма похоже на обычно наблюдаемую реальность. В конструктивном варианте это, например, дар сатирика, карикатуриста или критика.

 

ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИЯ – исчезновение материальных тел при осуществлении энергоинформационных воздействий медиумом, мастером ки-чонта и тому подобное.

 

ДЕМИУРГ – (греч. Создатель, творящий для народа), мифологический персонаж, созидающий элементы мироздания, включая Космос, людей и так далее., подобно египетскому Птаху, созидающему мир «языком и сердцем». Божественная сила, сотворившая Вселенную. У гностиков Демиург представляет творческое начало, производящее материю, отягощенную злом. Эзотеричес­кие источники рассматривают Демиурга как строителя. Представляет собой третий проявленный Логос.

 

ДЕМОГОРГОН – злобное чудовище, одно упоминание имени которого приносило беду. Считалось, что оно обитает среди гималайских вершин. Каждые пять лет демогоргон призывает на свой суд человеческие души и решает, достойны ли они и дальше жить на земле.

 

ДЕМОКРИТА СФЕРА – древнеегипетский способ гадания о возможной смерти больного. Демокрита сфера. – магический круг, разделенный на четыре части, а по ободу – на сектора, каждый из которых соответствовал букве (ее числовому значению). К возрасту Луны в тот день, когда пациент заболел, прибавлялось число его имени при рождении, результат делился на 30, а остаток от деления откладывали на сфере. Если число попадало в верхнюю половину, то считалось, что больной будет жить, а если на нижнюю – умрет.

 

ДЕМОН – (греч.), проявление божественной силы преимущественно в её темном аспекте. Проявляется как мгновенно возникающая и так же мгновенно уходящая страшная, роковая сила, не имеющая имени и не позволяющая войти с ней в какое-либо общение. Иногда демона определяют как «Бога данного мгновения». Принято считать, что, воздействуя на человека, демон, как правило, готовит беду. В более узком и точном современном смысле демон олицетворяет собой злых духов.

В первоначальных герметических трудах и древних классических сочинениях демон идентичен по значению с богом, ангелом или гением. Демон Сократа есть нетленная часть человека или, вернее, истинный внутренний человек, которого мы называем Ноусом, или разумным божественным эго. Это название античные авторы, особенно философы Александрийской школы, давали духам всех родов, добрым и злым, человеческим и иного рода.

Каббала говорит о демонах как об обитателях мира Ассия (мира материи и «оболочек» умерших, то есть клиппот). Демонические сущности, согласно этим представлениям, обитают в семи сферах ада, каждая из которых олицетворяет свою группу пороков. Их князем является Самаэль, его женской спутницей – Ишет Зенуним. Она предстает как жена блуда; рассматривая в едином аспекте, их называют «Зверем», Хивой.

Мусульманских демонов возглавляет Иблис, которого также называют Шайтаном (Сатаной) и адув Аллах (Врагом Господа). Иблис стоит во главе джиннов, обычно приносящих зло.

В индуизме дэвам (богам) противостоят асуры. Они подразделяются на различные классы; наиболее известны наги (демоны с телом змеи), Ахи (демон засухи) и Камса (архидемон), ракшасы и пишачи.

В буддизме демонами считаются духи, которые мешают достичь нирваны. Верховный искуситель Мара с тремя своими дочерьми Рати (желание), Рагой (удовольствие) и Танхой (нетерпеливость) пытался отвратить Будду от духовного просветления. По мере распространения буддизма махаяны многие демоны местных религий были включены в буддийский пантеон.

 

ДЕМОНОМАНТИЯ – способ прорицания, заключающийся в получении ответов на различные вопросы от самого дьявола или злых духов, для чего их необходимо вызвать. Это не трудно, поскольку, если верить средневековым авторитетам, существуют 1 758 064 176 злых духов и демонов, готовых в любой момент появиться по одному лишь зову человека, приняв при этом некий диковинный образ. Трудность заключается в том, чтобы опознать демона в этом образе. Но даже тогда никто не может гарантировать, что ответы будут правильными, поскольку демоны обожают вводить в заблуждение тех, кто их вызывает.

Смотри также Армия тьмы, Аппарат администрации ада, Властители природы из ада, Демоны узких специальностей.

 

ДЕМОНЫ УЗКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ – демоны, воздействующие на отдельных людей, поселяя в их сознании страх, сомнение, зависть и жестокость или вызывая в теле ощущения боли. Некоторые представители этого класса:

Андрас и его оруженосец Флаврос должны были совершать убийства. У Андраса, великого маркиза ада, было тело крылатого ангела, а голова совы. Он разъезжал на черном волке с мечом в руке;

Шакс делал своих жертв слепыми и глухими;

Валафар – герцог, отдавал приказания разбойникам и грабителям нападать на невинных путников;

Собнак подвергал растлению тела умерших. Три демона управляли мертвыми: Мурмур занимался душами, а Бифронс и Бун перетаскивали тела из одной могилы в другую;

Филотанус – демон второго разряда. Он специализировался на подстрекательстве смертных к гомосексуализму и разврату;

Данталиан при помощи магии изменял хорошие мысли человека на плохие;

Зепар мог проникнуть в сознание женщины и довести её до сумасшествия;

Молох когда-то был божеством, в жертву которому приносили детей, потом стал принцем ада и упивался слезами матерей. Лицо его обычно вымазано кровью;

Бельфегор сеял среди людей раздоры и подбивал их, используя богатство, на худые дела. Его изображали либо как обнаженную женщину, либо как чудовищного бородатого демона с постоянно открытым ртом и очень острыми ногтями;

Оливер напускал на людей жестокость и равнодушие, особенно по отношению к бедным;

Маммон – демон богатства и алчности. Свое лицо он обрел в средние века. О нем упоминалось в Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 24);

Ойеллет – принц доминиона, соблазнял людей нарушать обет бедности.

Смотри также Армия тьмы, Аппарат администрации ада, Властители природы из ада.

 

ДЕНДРОМАНТИЯ – (от греч. dendron – дерево), гадание по священным деревьям – дубу и омеле. Культ этих деревьев был распространен у всех европейских народов, начиная с древних греков, почитавших громадный «дуб Зевса» в Додоне и обращавшихся к нему как к оракулу. Из омелы галлы и кельты приготовляли лекарственные средства и другие снадобья. По тому, хорошо ли растет в этом году священное дерево, нет ли на нем повреждений, определялась судьба общины. Желая получить ответ на частный вопрос, следили, не зашелестят ли листья, не сядет ли на дерево птица.

 

ДЕННИЦА – (слав.), сын Хороса и Зари-Зареницы, утренняя звезда. Он же у греков Фаэтон, у христиан – Люцифер. Иногда представляется как карающая ипостась Бога.

 

ДЕНЬ БОГОВ – период времени протяженностью 72 года, в течение которого точка ежедневного восхода Солнца проходит расстояние в один градус небесной сферы.

 

ДЕНЬ БРАХМЫ – период в 2 160 000 000 лет, во время которого Брахма, выйдя из своего золотого яйца (хиранья гарбха), созидает и формирует материальный мир. По истечению этого времени миры уничтожаются огнем и водой, Брахма исчезает вместе с объективной природой, и начинается ночь Брахмы.

 

ДЕНЬ МАГИЧЕСКИЙ – астрономическая часть суток от момента восхода Солнца до момента его захода за горизонт в данной местности. Вся продолжительность светового магического дня разбивается на 12 равных часов магических дневных.

Смотри также Ночь магическая.

 

ДЕНЬ ШЕСТОЙ ЛУНЫ – шестой день после новолуния – «сумеречная фаза Луны», с этого времени начинается первая четверть прибывающей Луны – промежуточная фаза между темнотой и полной Луной. С точки зрения кельтского поклонения сумеркам, это наиболее подходящее время для проведения магических ритуалов.

 

ДЕРВИШ – (араб, нищий), бродячий, странствующий монах. Как правило, относится к мусульманским аскетам (туркам, персам). Иногда дервиши могут жить в общинах. Общеупотребительный термин с XI в., времени распространения многочисленных мистических суфийских объединений, возглавляемых наставниками. Как правило, дервиши исповедуют созерцательные медитации и молитвы. Иногда их называют «кружащимися чародеями». Дервиша не следует путать с индуистским санньси и йогом.

Синоним – Факир.

 

ДЕРМАВИДЕНИЕ – кожно-оптический эффект, позволяющий «видеть» информацию в запечатанном конверте или на непроявленной фотопленке.

Синоним – Дерматовидение.

Смотри также Кожное зрение.

 

ДЕРМАТОВИДЕНИЕ – кожно-оптический эффект, позволяющий «видеть» информацию в запечатанном конверте или на непроявленной фотопленке.

Синоним – Дермавидение.

Смотри также Кожное зрение.

 

ДЕРМАТООПТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ – смотри Кожное зрение.

 

ДЕРРИКИ – (англ.), крохотные фейри, облаченные в зеленые наряды. Встречаются деррики добрые и злые – одни выводят к дому сбившихся с дороги путников, другие, наоборот, заставляют людей плутать до изнеможения.

 

ДЕССИТЫ – согласно контактной информации, полученной от нескольких независимых контактеров, планетная система Десса звезды Дельта созвездия Лебедя заселена разумными существами – десситами, представителями одной их древнейших цивилизаций Галактики. Их потомки на Земле, которую они облюбовали в качестве очага для новой жизни, – гипербореи, этруски, греки, славяне.

 

ДЕСЯТЬ – число, в десятеричной системе символизирующее возвращение к единице. В тетраксисе (пифагорейском треугольнике) оно относится к четырем. Символизирует также духовное достижение и единство функций в качестве начала новой, сложной серии чисел. Согласно некоторым теориям, десять символизирует целостность универсума (в двух планах – метафизическом и материальном), так как оно приводит все к единству. Известно истолкование этого числа как совершенства; эта традиция берет начало в древневосточном мышлении и через пифагорейскую школу приводит к св. Иерониму.

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ – список религиозных предписаний, которые были даны Моисею Господом на горе Синай. Десять заповедей были начертаны на двух каменных плитах – скрижалях. Их текст включен в библейские книги Исход (20,2-17) и Второзаконие (5:6-21). Некоторые ученые датируют десять заповедей XVI–XIII вв. до н.э. – временем заключения договора между богом Яхве и Израилем. Другие полагают, что они возникли после 750 г. до н.э. (после пророков Амоса и Осип). Если считать декалог обыкновенным юридическим документом древних иудеев, его следует отнести к ещё более позднему времени. Десять заповедей мало чем отличаются от прочих древних заповедей и отражают кодекс морали, широко распространенный на древнем Ближнем Востоке.

В христианстве десять заповедей не имели большого значения вплоть до XIII в. К этому времени они были включены в руководство для исповедующих свои грехи. С возникновением протестантских церквей были созданы новые руководства для верующих, а десять заповедей стали составной частью катехизиса – основы религиозного обучения.

Синоним – Декалог.

 

ДЕФУМАСАО – (браз.), магический ритуал. Курение табака и других трав с целью изгнания из тела злых духов.

 

ДЕХА – (санскр.), обладающий телом, имеющий тело. Человек обладает тремя основными телами – плотным, тонким и каузальным. Деха не означает «обитающий в теле», как это понятие иногда переводят, ибо обладание представляет собой гораздо большую власть, чем просто присутствие. Тело является инструментом человека, предназначенным для жизни во внешнем, или объективном, мире; тогда как обитель, дом обычно понимается как укрытие, в котором можно отдохнуть в одиночестве и покое. Поэтому тело можно, скорее, уподобить переносному чемодану, наполненному всеми необходимыми инструментами для работы. Занятиями человека во внешнем мире являются исправление и усовершенствование его джати, которое представляет собой результат его прошлой кармы.

Смотри также Упадхи, Шарира.

 

ДЕЯТЕЛЬ – или Гусь - в посвящениях малых в каббале – вторая ступень космического посвящения. Это человек, только что поднявшийся над средним уровнем толпы и в чем-то её превосходящий. В пассивном варианте (гусь) это может быть красивое телосложение или лицо, или яркая одежда, дворянская кровь или специфическое чувство юмора – любая особенность, которая обеспечивает видимую индивидуальность в средней социальной ситуации, состоящей преимущественно из людей первого космического посвящения. В активном варианте (деятель) человек владеет каким-либо умением, навыком или просто интенсивно способствует развитию того или иного предприятия. Обычно гусь фаталистичен (позиция: что будет, то и будет, и ничего тут не попишешь), а деятель волюнтаристичен (если человек чего-то хочет, то непременно этого добьется при должной энергии, терпении и целеустремленности).

 

ДЖАГАЖ ГУРУ – (санскр.), синоним духовного учителя всего Мира.

 

ДЖАГАТ – (санскр.), Вселенная.

 

ДЖАГГЕРНАУТ – (искаженное санскр. Джа-Ганнатха – владыка мира), безрукий и безногий бог, особо почитавшийся в Бенгалии и Ориссе. Согласно одному из мифов, был создан из пепла, оставшегося после кремации Кришны. Культ Джаганнатхи включал в себя ритуальные самоистязания и самоубийства верующих, бросавшихся под колесницу, на которой возили его изображение. Отсюда пошло известное выражение «колесница Джаггернаута», которым обозначают высшие проявления слепого фанатизма.

 

ДЖАГРАТ – (санскр.), состояние бодрствования, противоположное состоянию сна.

Смотри также Авастха.

 

ДЖАДА – (санскр.), материальный (неодушевленный, безжизненный) вселенский аспект майа-шакти.

 

.ДЖАЙНИЗМ – (санскр.), религиозное учение, распространенное в Индии, основанное современником Будды Махавирой Вардхаманой (VI в. до н.э.). Основная космогоническая доктрина джайнизма делит Вселенную на мир и бесконечно большой не-мир, в котором нет ничего, кроме пространства – акаши, и который недоступен для восприятия и проникновения. Мир от не-мира отделен своеобразной трехслойной бездной из чистой воды, густого ветра и тонкого ветра. В основании догматики джайнизма лежит представление о двух вечных категориях: дживе (живое, духовное начало) и адживе (неживое, неодушевленное начало).

 

ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА – (санскр.), горловой замок. Один из трех бандха. Этот замок освобождает энергию, заблокированную в верхней части груди. При применении специальных упражнений он освобождает пространство в верхней части позвоночного столба и устраняет телесные напряжения.

 

ДЖАНАЛОКА – (санскр.).

1. Мир, в котором обитают муни (святые) после их телесной смерти.

2. Третий из семи высших миров, которому в тонком теле соответствует вишудха чакра.

3. Область на Земле.

 

ДЖАПА – (санскр. повторение), многократное повторение мантры или имени бога с целью сосредоточения на сущности бога, сопровождается использованием четок. И мантра, и имя должны правильно пониматься и произноситься. Имеет значение и способ исполнения джапы. Громкая прилюдная джапа менее всего эффективна. Произнесенная шепотом – более. Высшая разновидность джапы – в уме. В зависимости от того, на достижение какой цели направлена джапа, варьируется число повторений – 10, 18, 28, 108, 1000. Из многочисленных имен бога выбирается то, которое, как считается, соответствует ситуации. Адепт должен следить за тем, чтобы имя бога не произносилось в условиях, которые могут считаться оскверняющими. Джапа имеет несколько разновидностей:

лила-джапа – практикующий пишет мантру на листке бумаги необходимое количество раз;

акханда-джапа – непрерывное повторение мантр до 12 часов и более (в том числе групповое);

аджапа-джапа – синхронизация произнесения мантр с дыханием (с потоками праны).

Смотри также Мантра.

 

ДЖАТАКАРМА – (санскр.), смотри Самскары рождения.

 

ДЖАТИ – (санскр.), одна из двенадцати нидан; рождение.

 

ДЖАФАР – (араб.).

1. Искусство колдовства и изготовления амулетов.

2. Нумерология – наука о числовых значениях букв.

 

ДЖАХАННА – (араб.), ад. По некоторым представлениям он находится в чреве «готового лопнуть от гнева» животного, по другим – в глубочайшей пропасти, в которую ведут семь ворот (Коран, 89: 23/24; 67: 7-8; 15:44; 39:72). Среди мусульманских богословов нет единого мнения о времени пребывания людей в джаханне. Сунниты считают, что для грешников мусульман, благодаря заступничеству Мухаммеда, срок мучений будет ограничен, а вот неверующих ждут муки вечные.

Смотри также Азаб ал-кабр.

 

ДЖЕЛАЛ – (араб, достоинство, величие, слава), у суфиев означает активный принцип мужской силы. В теле человека относится к правой стороне. В китайской философии аналогом является принцип ян.

 

ДЖЕМАЛ – (араб, красота, изящество), у суфиев означает пассивный женский принцип, передающий мягкость, пластичность, понимание. Относится к левой стороне тела человека. В китайской философии аналогом является принцип инь.

 

ДЖЕНТРИ – добрые люди, гуманоидная раса, живущая, по преданиям, в море, горах и глубоко под землей. Джентрии считаются хорошими соседями людей. Они могут мгновенно изменять свою форму, внешний вид. Имеют, природу, промежуточную между человеком и ангелами. Тела их легки, джентрии могут неожиданно появиться и исчезнуть. Они разумны, любопытны. Когда-то их цивилизация населяла всю планету, но постепенно, не желая конфликтовать с родом людей, джентрии ушли под землю, в океаны и в горы.

Смотри также Фарфадеты.

 

ДЖИВА – (санскр.).

1. В джайнизме – духовные, живые, непротяженные существа. Джив великое множество, и они наполняют весь мир, эволюционируя в течение времени от состояния полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива).

2. Дух личности, вышедший из тела во время сна.

 

ДЖИВА-МАЙА – (санскр.), оказывает содействие в творении Верховного Господа, заставляя живые существа забыть свое истинное «Я», привязывая их к материальным объектам.

 

ДЖИВА-ШАКТИ – (санскр.).

1. Промежуточная, или пограничная, энергия, которая проявляется в виде живых существ: полубогов, людей и пр.

Синоним – Татастха-шакти.

2. Человек, живущий по принципам, опосредованным желаниями материальных наслаждений.

 

ДЖИВАНМУКТИ – (санскр.), состояние человека, освобожденного, но все ещё воплощенного в теле, который никогда в сознательном состоянии не теряет видение атмы. В то время как обычный человек осознает себя как разум, заключенный в теле, дживанмукти осознает себя как атму, заключенную в разуме.

 

ДЖИННЫ – (араб.), элементалы, духи природы; гении. Имеют в основном негативное проявление. Их очень боятся в Египте, Персии и др. странах Востока. Джинны созданы Аллахом из бездымного огня; тела у них огненные или воздушные. Они способны приобретать любую форму и выполняют любые приказания. Джинны и джиньи делятся на три группы: гули, ифриты и силаты. Согласно фольклорной традиции, джинны появились из человеческой тени. Правят джиннами цари из династии Сулейманов; обитают они на горе Каф. Добрые джинны часто принимают облик прекрасных женщин, а злые являются в обличье чудовищ с головой гиены и волчьими лапами вместо ног. Нередко джинны предпочитают оставаться невидимыми, и об их присутствии можно догадаться лишь по аромату корицы, который вдруг разливается в воздухе. Колдуны частенько заключают джиннов в медные сосуды или кольца.

 

ДЖИОТИ – (санскр.), первичный свет, один из принципов наад.

 

ДЖИХАД – (араб.), борьба за веру, которая подразделяется на несколько видов:

джихад сердца – борьба с собственными дурными наклонностями;

джихад языка – «повеление одобряемого и запрещение порицаемого»;

джихад руки – принятие дисциплинарных мер по отношению к преступникам и нарушителям нравственности;

джихад меча – вооруженная борьба с неверными, погибшему в которой уготовано вечное блаженство в раю;

джихад малый – то же, что джихад меча;

джихад великий – духовное самосовершенствование правоверного.

 

ДЖЙОТИШКА – (санскр. светила), третий из четырех основных классов джайнинских божеств, в который входят следующие роды: солнца, луны, планеты, созвездия – «лунные дома» (накштары), звезды.

 

ДЖНАНА ЙОГА – (санскр.), йога знания; самореализация и познание истинной природы мира и самого себя. Является неотъемлемой частью раджа йоги.

Синоним – Джняна йога.

 

ДЖНАНИ – (санскр.), человек, который знает, который идет по пути знания, пытаясь достичь Высшей Реальности и избежать тягот и горестей жизни на Земле. Тот, кто подходит к этой стадии совершенствования, в действительности приближается к спасению или достижению состояния Будды.

 

ДЖНЯНА – (санскр. познание), метафизическое знание, понимаемое не как обладание информацией и знание о чем-то конкретном, но как сверхсодержательное, поэтому невыразимое и непередаваемое знание единого, абсолютного сознания, приводящее к мокше. Противопоставляется виджняне как содержательному знанию. Результат джняна йоги, то есть преимущественно адвайта-веданты, понятой как садхана.

Синоним – Видья.

 

ДЖНЯНА ЙОГА – (санскр.), йога знания; самореализация и познание истинной природы мира и самого себя. Является неотъемлемой частью раджа йоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: