Основная цель инновационной политики ОАО «МЛЗ» состоит в создании условий, обеспечивающих инновационное развитие предприятия, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности за счет освоения инноваций.
Задачи инновационной политики ОАО «МЛЗ» заключаются в:
- обосновании приоритетов и направлений инновационного развития;
- организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности;
- оценке инновационного потенциала предприятия;
- активизации инновационной деятельности;
- выборе и реализации инновационных проектов, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности предприятия;
- разработке сценариев инновационной деятельности предприятия;
- концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития;
- реализации других мероприятий, способствующих осуществлению эффективной инновационной деятельности.
ОАО «Мценский литейный завод» в плане реализации новых идей и наукоемких технологий проводит активную политику научно-технического сотрудничества со многими ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими, проектными институтами и промышленными фирмами.
|
|
Так, например, к реализации идеи бесконечной прокатки привлечены многие известные научные институты.
В практике ОАО «МЛЗ» активно используются комплексные формы сотрудничества с иностранными партнерами. Это в первую очередь развитие непосредственной научно-производственной кооперации между отечественными предприятиями, а также с иностранными фирмами на договорной основе без объединения собственности, в т.ч. в форме консорциума.
Такое сотрудничество обеспечивает субъектам прибыль, повышает эффективность их деятельности и конкурентоспособность производимой продукции. В научно-производственной кооперации соединяются и материализуются передовые идеи, достижения в областях фундаментальной науки, НИОКР, производственных, управленческих и информационных технологий.
Необходимо отметить успешное сотрудничество с такими развитыми фирмами, как «ABB» (Австрия), «Тиссен Крупп» (Франция), «SYTCO» (Великобритания), «Тяжпромэкспорт» (Россия) и др.
Новаторскими среди заводов отрасли были решения относительно коренной ломки на ОАО «МЛЗ» старых схем управления и активного внедрения в хозяйственную практику принципов и методов современного стратегического менеджмента.
Проведенные фундаментальные структурные и системные изменения в организационно-управленческом обеспечении производства позволили в сжатые сроки:
|
|
- провести широкомасштабную диверсификацию основного производства и на этой основе почти на 40% обновить номенклатуру выпускаемой продукции
- разработать системный подход и реализовать новую стратегию управления конкурентоспособностью предприятия
- реформировать с учетом требований стратегического менеджмента мотивационный механизм управления персоналом.
Большой производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный опыт, высокая квалификация специалистов, использование современных технологий производства металла позволяют предприятию производить продукцию, соответствующий мировому уровню и отличающееся высокой надежностью.
Решение задачи минимизации затрат предприятия в долгосрочном периоде связано с вовлечением в производство новой техники, технологии, проведение технического перевооружения, модернизации и реконструкции.
Станочный парк механического цеха предприятия, в особенности оборудование для финишных работ, систематически обновляется, внедряются новые технологии.
Благодаря новому электросталеплавильному комплексу сталь, выплавленная по новой технологии, имеет содержание серы до 0.005%, то есть в 3…4 раза меньше, чем после мартеновской печи. Одновременно с качеством решается проблема минимизации затрат, получая экономию топливно-энергетических ресурсов.
Для обеспечения качества поверхности идет отработка технологии по применению новой смазки для волочения.
В 2011 году внедрен новый ингибитор кислотной коррозии, улучшающий качество травления проката и экологическую обстановку на участке травления.
В настоящее время продолжаются работы по повышению эффективности применения огнеупорных материалов в сталеплавильном производстве, которое является одним из основных направлений технического развития на заводе.
С целью увеличения стойкости футеровки горелочных тоннелей на методических печах внедрено собственное изготовление горелочных камней из огнеупорного бетона. Продолжается освоение технологии и испытание низкоцементных бетонов собственного производства в футеровке сталеразливочных ковшей.
На сегодняшнем этапе развития предприятие придерживается стратегии развития рынка. При выборе данной стратегии предприятие стремится осуществить:
- удержание и расширение рынка сбыта продукции по сравнению с прошлыми периодами;
- обеспечение соответствия продукции мировым стандартам и ее сертификации на соответствие международным нормам и требованиям эксплуатации;
- производство и реализация продукции на экспорт в дальнее и ближнее зарубежье;
- расширение номенклатурного перечня выпускаемой продукции;
- повышение потребительских свойств выпускаемой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
В 2014 г. предполагается выполнение следующих опытно-конструкторских работ, которые представлены в таблице 6.
На выполнение вышеперечисленных работ потребуется 220 млн. руб., в т. ч.:
- средства инновационного фонда - 120 млн. руб.
- собственные средства - 100 млн. руб.
Таблица 6-Предполагаемые опытно-конструкторские работы на ОАО «МЛЗ»
1 | 2 | 3 | 4 |
Наименование ОКР | Источники финансирования | Ориентировочная стоимость, млн. руб. | Ожидаемые сроки выполнения |
Разработка технологии для подачи окатышей на аглоленту | Инновационный фонд | 120 | 30.09.2014 г |
Разработка манипулятора-кантователя в цех готовой продукции | Собственные средства | 5 | 31.03.2014 г |
Разработка механизма для сцепки тележек | Собственные средства | 25 | 31.03.2014 г |
Разработка конструкторской документации на очистную станцию | Собственные средства | 5 | 31.05.2014 г |
Продолжение таблицы 6
1 | 2 | 3 | 4 |
Разработка конструкторской документации для коробки грозозащиты на участок УФК | Собственные средства | 5 | 28.02.2014 г |
Разработка новой модификации загрузочного аппарата | Собственные средства | 30 | 30.06.2014 г |
Разработка конструкторской документации на оборудование для комплекса единой цифровой системы управления, контроля и мониторинга производства агломерата | Собственные средства | 30 | 31.10.2014 г |
|
|
Далее проведем оценку инновационной политики ОАО «МЛЗ» по следующим направлениям:
- инновационному климату в организации;
‑ реализации инноваций;
‑ содержанию инноваций.
Для проведения исследования была разработана анкета, в которой респонденты использовали 4-х бальную шкалу:
-1 балл означал ‑ «не удовлетворен инновационной политикой предприятия»;
-2 балла ‑ «не очень удовлетворен инновационной политикой»;
-3 балла – «в целом удовлетворен инновационной политикой»;
-4 балла ‑ «полностью удовлетворен инновационной политикой».
Учитывая, что коэффициент, который характеризует качество инновационной политики, при значении от 0 до 2 (включительно) свидетельствует о неудовлетворительной инновационной политике, от 2 до 3 (включительно) – удовлетворительной и от 3 до 4 ‑ хорошей, то можно констатировать, что у сотрудников, в целом, сложилось удовлетворительная оценка инновационной политики.
Результаты опроса по блокам и вопросам представлены в таблице 7
Таблица 7-Результаты опроса по инновационной политике
№ | Инновационная политика | Средний бал |
1 | Инновационный климат | 2,74 |
1.1 | В нашей организации приветствуются инновации руководством | 2,86 |
1.2 | Сотрудники организации относятся к инновациям конструктивно | 2,66 |
1.3 | У нас постоянно обсуждаются результаты и эффективность инновационных проектов | 2,62 |
1.4 | Чаще всего предложения по инновациям поступают от руководства | 2,83 |
2 | Реализация инноваций | 2,0 |
2.1 | В организации имеется структурное подразделение, отвечающее за организационное развитие | 2,38 |
2.2 | Для организации инноваций у нас организуются экспериментальные площади | 1,86 |
2.3 | На разработку и реализацию инноваций сотрудники получают необходимые средства | 2,07 |
3 | Содержание инноваций | 2,42 |
3.1 | Инновации затрагивают расширение ассортимента продукции | 2,69 |
3.2 | Инновации затрагивают улучшение качества продукции | 2,62 |
3.3 | Инновации затрагивают создание новых рынков сбыта | 2,38 |
3.4 | Инновации затрагивают управленческую сторону деятельности | 2,38 |
3.5 | Инновации затрагивают административно-хозяйственную сторону деятельности | 2,03 |
|
|
В наибольшей степени сотрудники удовлетворены инновационным климатом (2,74), при этом большинство отмечает, что инновации приветствуются руководством (2,86). Вместе с тем сотрудники не удовлетворены условиями, необходимыми для реализации инноваций – 2,0. Особенно остро стоят вопросы мотивации разработок и реализации инноваций – 1,86. Полученные данные по оценке инновационной политики свидетельствуют о том, что в ОАО «МЛЗ» не уделяется должного внимания обеспечению необходимых условий для реализации инноваций. За создание данных условий отвечает менеджмент организации.