Анализ состояния инновационной политики предприятия

 

Основная цель инновационной политики ОАО «МЛЗ» состоит в создании условий, обеспечивающих инновационное развитие предприятия, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности за счет освоения инноваций.

Задачи инновационной политики ОАО «МЛЗ» заключаются в:

- обосновании приоритетов и направлений инновационного развития;

- организации инновационных процессов, обеспечивающих эффектив­ное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности;

- оценке инновационного потенциала предприятия;

- активизации инновационной деятельности;

- выборе и реализации инновационных проектов, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности предприятия;

- разработке сценариев инновационной деятельности предприятия;

- концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития;

- реализации других мероприятий, способствующих осуществлению эффективной инновационной деятельности.

ОАО «Мценский литейный завод» в плане реализации новых идей и наукоемких технологий проводит активную политику научно-технического сотрудничества со многими ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими, проектными институтами и промышленными фирмами.

Так, например, к реализации идеи бесконечной прокатки привлечены многие известные научные институты.

В практике ОАО «МЛЗ» активно используются комплексные формы сотрудничества с иностранными партнерами. Это в первую очередь развитие непосредственной научно-производственной кооперации между отечественными предприятиями, а также с иностранными фирмами на договорной основе без объединения собственности, в т.ч. в форме консорциума.

Такое сотрудничество обеспечивает субъектам прибыль, повышает эффективность их деятельности и конкурентоспособность производимой продукции. В научно-производственной кооперации соединяются и материализуются передовые идеи, достижения в областях фундаментальной науки, НИОКР, производственных, управленческих и информационных технологий.

Необходимо отметить успешное сотрудничество с такими развитыми фирмами, как «ABB» (Австрия), «Тиссен Крупп» (Франция), «SYTCO» (Великобритания), «Тяжпромэкспорт» (Россия) и др.

Новаторскими среди заводов отрасли были решения относительно коренной ломки на ОАО «МЛЗ» старых схем управления и активного внедрения в хозяйственную практику принципов и методов современного стратегического менеджмента.

Проведенные фундаментальные структурные и системные изменения в организационно-управленческом обеспечении производства позволили в сжатые сроки:

- провести широкомасштабную диверсификацию основного производства и на этой основе почти на 40% обновить номенклатуру выпускаемой продукции

- разработать системный подход и реализовать новую стратегию управления конкурентоспособностью предприятия

- реформировать с учетом требований стратегического менеджмента мотивационный механизм управления персоналом.

Большой производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный опыт, высокая квалификация специалистов, использование современных технологий производства металла позволяют предприятию производить продукцию, соответствующий мировому уровню и отличающееся высокой надежностью.

Решение задачи минимизации затрат предприятия в долгосрочном периоде связано с вовлечением в производство новой техники, технологии, проведение технического перевооружения, модернизации и реконструкции.

Станочный парк механического цеха предприятия, в особенности оборудование для финишных работ, систематически обновляется, внедряются новые технологии.

Благодаря новому электросталеплавильному комплексу сталь, выплавленная по новой технологии, имеет содержание серы до 0.005%, то есть в 3…4 раза меньше, чем после мартеновской печи. Одновременно с качеством решается проблема минимизации затрат, получая экономию топливно-энергетических ресурсов.

Для обеспечения качества поверхности идет отработка технологии по применению новой смазки для волочения.

В 2011 году внедрен новый ингибитор кислотной коррозии, улучшающий качество травления проката и экологическую обстановку на участке травления.

В настоящее время продолжаются работы по повышению эффективности применения огнеупорных материалов в сталеплавильном производстве, которое является одним из основных направлений технического развития на заводе.

С целью увеличения стойкости футеровки горелочных тоннелей на методических печах внедрено собственное изготовление горелочных камней из огнеупорного бетона. Продолжается освоение технологии и испытание низкоцементных бетонов собственного производства в футеровке сталеразливочных ковшей.

На сегодняшнем этапе развития предприятие придерживается стратегии развития рынка. При выборе данной стратегии предприятие стремится осуществить:

- удержание и расширение рынка сбыта продукции по сравнению с прошлыми периодами;

- обеспечение соответствия продукции мировым стандартам и ее сертификации на соответствие международным нормам и требованиям эксплуатации;

- производство и реализация продукции на экспорт в дальнее и ближнее зарубежье;

- расширение номенклатурного перечня выпускаемой продукции;

- повышение потребительских свойств выпускаемой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.

В 2014 г. предполагается выполнение следующих опытно-конструкторских работ, которые представлены в таблице 6.

 На выполнение вышеперечисленных работ потребуется 220 млн. руб., в т. ч.:

- средства инновационного фонда - 120 млн. руб.

- собственные средства - 100 млн. руб.

                                

Таблица 6-Предполагаемые опытно-конструкторские работы на ОАО «МЛЗ»

1 2 3 4
Наименование ОКР Источники финансирования Ориентировочная стоимость, млн. руб. Ожидаемые сроки выполнения
Разработка технологии для подачи окатышей на аглоленту Инновационный фонд 120 30.09.2014 г
Разработка манипулятора-кантователя в цех готовой продукции Собственные средства 5 31.03.2014 г
Разработка механизма для сцепки тележек Собственные средства 25 31.03.2014 г
Разработка конструкторской документации на очистную станцию Собственные средства 5 31.05.2014 г

Продолжение таблицы 6

1 2 3 4
Разработка конструкторской документации для коробки грозозащиты на участок УФК Собственные средства 5 28.02.2014 г
Разработка новой модификации загрузочного аппарата Собственные средства 30 30.06.2014 г
Разработка конструкторской документации на оборудование для комплекса единой цифровой системы управления, контроля и мониторинга производства агломерата Собственные средства 30 31.10.2014 г

 

Далее проведем оценку инновационной политики ОАО «МЛЗ» по следующим направлениям:

- инновационному климату в организации;

‑ реализации инноваций;

‑ содержанию инноваций.

Для проведения исследования была разработана анкета, в которой респонденты использовали 4-х бальную шкалу:

-1 балл означал ‑ «не удовлетворен инновационной политикой предприятия»;

-2 балла ‑ «не очень удовлетворен инновационной политикой»;

-3 балла – «в целом удовлетворен инновационной политикой»;

-4 балла ‑ «полностью удовлетворен инновационной политикой».

Учитывая, что коэффициент, который характеризует качество инновационной политики, при значении от 0 до 2 (включительно) свидетельствует о неудовлетворительной инновационной политике, от 2 до 3 (включительно) – удовлетворительной и от 3 до 4 ‑ хорошей, то можно констатировать, что у сотрудников, в целом, сложилось удовлетворительная оценка инновационной политики.

Результаты опроса по блокам и вопросам представлены в таблице 7

Таблица 7-Результаты опроса по инновационной политике

Инновационная политика Средний бал
1 Инновационный климат 2,74
1.1 В нашей организации приветствуются инновации руководством 2,86
1.2 Сотрудники организации относятся к инновациям конструктивно 2,66
1.3 У нас постоянно обсуждаются результаты и эффективность инновационных проектов 2,62
1.4 Чаще всего предложения по инновациям поступают от руководства 2,83
2 Реализация инноваций 2,0
2.1 В организации имеется структурное подразделение, отвечающее за организационное развитие 2,38
2.2 Для организации инноваций у нас организуются экспериментальные площади 1,86
2.3 На разработку и реализацию инноваций сотрудники получают необходимые средства 2,07
3 Содержание инноваций 2,42
3.1 Инновации затрагивают расширение ассортимента продукции 2,69
3.2 Инновации затрагивают улучшение качества продукции 2,62
3.3 Инновации затрагивают создание новых рынков сбыта 2,38
3.4 Инновации затрагивают управленческую сторону деятельности 2,38
3.5 Инновации затрагивают административно-хозяйственную сторону деятельности 2,03

 

В наибольшей степени сотрудники удовлетворены инновационным климатом (2,74), при этом большинство отмечает, что инновации приветствуются руководством (2,86). Вместе с тем сотрудники не удовлетворены условиями, необходимыми для реализации инноваций – 2,0. Особенно остро стоят вопросы мотивации разработок и реализации инноваций – 1,86. Полученные данные по оценке инновационной политики свидетельствуют о том, что в ОАО «МЛЗ» не уделяется должного внимания обеспечению необходимых условий для реализации инноваций. За создание данных условий отвечает менеджмент организации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: