Статистическая обработка данных полученных в ходе эксперимента проводится нами для выявления количественной характеристики результатов методики и в дальнейшем поиску взаимосвязи между количественными показателями (По Р.С.Немову).
Для статистической обработки полученной информации обратимся к использованию коэффициента ранговой корреляции (по Спирмену), формула которого следующая:
(2.1)
где, Rs – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;
di – разница между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах;
n – число испытуемых или цифровых данных (рангов) в коррелируемых рядах.
Ряд состоит из 20 подростков, показавших наиболее высокую тревожность.
Упорядочим оба ряда оценок полученных по методикам на тревожность (по Спилбергеру) и результатов опроса на социальную адаптацию. Припишем каждому из испытуемых по 2 ранга, один из которых указывает на то, какое место среди остальных данных подросток занимает по уровню тревожности, а другой – на то, какое место среди них же он занимает по уровню социальной адаптации.
|
|
Ниже приведены ряды цифр, два из которых представляют исходные данные, а 2 других – соответствующие ранги:
Таблица 2.3.1
Ф.И.О. | Тревожность (Спилбергер) | Уровень соц. адаптации | ||
Балл | Ранг | Балл | Ранг | |
Андрей А. | 44,65 | 12 | 3,1 | 12 |
Роман Ш. | 53,23 | 8 | 3,4 | 8 |
Генадий К. | 72,94 | 1 | 2,5 | 4 |
Алексей К. | 49,64 | 10 | 3,4 | 10 |
Юрий В. | 49,43 | 11 | 3,6 | 11 |
Игнат З. | 40,21 | 15 | 1,9 | 15 |
Алексей Д. | 55,75 | 7 | 3 | 7 |
Сергей Л. | 41,37 | 14 | 3,9 | 14 |
Дмитрий Н. | 68,64 | 2 | 2,1 | 13 |
Евгений У. | 44,57 | 13 | 3,3 | 1 |
Юрий Г. | 52,53 | 9 | 2,5 | 9 |
Валентин Д. | 60,29 | 5 | 3,7 | 5 |
Андрей Р. | 66 | 3 | 4 | 2 |
Василий Щ. | 56,04 | 6 | 2 | 6 |
Сергей М. | 64,2 | 4 | 3,1 | 3 |
Иван Ч. | 45,12 | 12 | 4 | 12 |
Максим Л. | 41,97 | 15 | 2,4 | 15 |
Сергей Г. | 69,76 | 2 | 2,1 | 2 |
Владимир В. | 57, 62 | 7 | 4 | 7 |
Александр Ч. | 54 | 10 | 2 | 9 |
Далее определяем коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:
Получаем, что коэффициент ранговой корреляции равен 0,6, то есть достаточно высок. Абсолютным коэффициентом корреляции является (1), то есть в нашем случае достоверность уже более 50%, что исходя из основ математической статистики, это является признаком значимости. Однако бывает, что абсолютные значения коэффициентов не позволяют сделать однозначные выводы. В этом случае используют таблицу критических значений коэффициентов корреляции для различных степеней свободы. Степень свободы определяется как n – 2, где n – количество данных в рядах.
В нашем случае ряд коррелируемых данных состоит из 20 (испытуемых) 20 – 2 = 18. При числе 18 степеней свободы коэффициент корреляции – 0,6 будет значимым на уровне 0,01. То есть, вероятность ошибки составила меньше чем в 0,01 случае (таблица критических значений дана у Р.С.Немова [37]).
|
|
Этот факт на уровне математической статистики указывает на то, что между высокой тревожностью и низким уровнем адаптации к новым условиям воспитательной колонии, значит, существует взаимосвязь.