Коленчатый вал является одной из основных деталей криво-шипношатунного механизма поршневых компрессоров. Предназначен для преобразования вращательного движения, передаваемого от привода, в возвратно-поступательное движение крейцкопфа или поршня, а также для передачи всей мощности, получаемой от привода, шатунам и масляному насосу.
Коленчатый вал — одна из наиболее нагруженных деталей поршневого компрессора. Во время работы вал испытывает переменные динамические нагрузки, поэтому он должен быть достаточно жестким, чтобы под действием рабочих нагрузок обеспечить необходимую точность движения перемещающихся частей, обладать высоким сопротивлением усталости. Поверхности трения коленчатого вала должны иметь высокую износостойкость.
Коленчатые валы изготовляют из высококачественной углеродистой стали марок 40 и 45 или легированной стали марки 40Х из заготовок, полученных обработкой давлением, а также из высокопрочных чугунов, например ВЧ 50—1,5, используя в качестве заготовки отливку.
|
|
Основными рабочими поверхностями коленчатого вала являются поверхности коренных и шатунных шеек. При эксплуатации наиболее сильному изнашиванию подвержены поверхности шатунных шеек. Изнашивание усиливается вследствие повышенных механических скоростных нагрузок, а также наличия агрессивных сред, например, в холодильных компрессорах.
Возможные дефекты коленчатых валов, возникающие при эксплуатации компрессора, приведены в таблице 2.5. Схема расположения перечисленных в таблице 2.5 дефектов дана на рисунке 2.16.
Непосредственно перед разборкой и ремонтом коленчатого вала, если позволяют условия, проводят проверку состояния коленчатого вала в собранном изделии (компрессоре). С помощью щупов проверяют зазоры в соединении вала с коренными подшипниками и в соединении шатунных шеек с шатуном. Проверяют также положение оси вала по расхождению щек. Такая проверка характеризует взаимный износ сопрягаемых поверхностей коленчатого вала, коренных подшипников, шатуна.
Демонтированные, поступившие в ремонт коленчатые валы полностью разбирают. Подшипники выпрессовывают, снимают заглушки смазочных каналов. Коленчатый вал очищают от грязи, прочищают и продувают смазочные каналы. Затем вал промывают в ванне, заполненной керосином или моющим раствором, промывают горячей и холодной водой, обдувают сжатым воздухом и окончательно высушивают, протирая сухой хлопчатобумажной ветошью.
Контроль коленчатых валов начинают с осмотра шеек, щек, галтелей с целью обнаружения задиров и забоин. Обмером контролируют отклонение размеров и формы (овальность, конусообразность), а также биение шеек. Полученные значения сравнивают с предельно допустимыми (см. таблицу 2.6).
|
|
Поверхностные и внутренние трещины вала выявляют с помощью различных методов, описанных в разделе 1. Положение оси вала контролируют по расхождению щек.
Вал подлежит обязательному ремонту, если отклонение формы, а также биение шеек превышают допустимые значения, глубина задиров на шейках более 0,1 мм, высота образовавшихся на шейках кольцевых выступов и впадин более 0,15 мм, имеются выступы и изломы на шейках.
Таблица 2.6 – Допуск формы шеек коленчатых валов
Отклонение | Допуск, мм, при диаметре вала, мм | ||||
5 — 100 | 100--200 | 200—300 | 300—400 | 400—500 | |
Овальность и конусообраз-кость шейки: -коренной -шатунной Биение шеек: -после изготовления или ремонта вала -при эксплуатации | 0,15 0.15 0,02 0,06 | 0,20 0,22 0,03 0,09 | 0,25 0,3 0,035 0,15 | 0,3 0,35 0,04 0,2 | 0,35 0,4 0,05 0,25 |