Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен)

Методика предназначена для изучения степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.

Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, даётся инструкция следующего содержания:

Инструкция:

1. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или

2. грустное? Он (она) играет с малышами".

3. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или

4. веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом".

3. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или

4. грустное? На него (нее) нападает старший мальчик"

5. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или

6. веселое? Он (она) одевается".

5. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или

6. грустное? Он (она) играет со старшими детьми".

7. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или

8. веселое? Он (она) идет спать, а родители смотрят телевизор".

9. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или

10. грустное? Он (она) умывается в ванной".

11. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или

12. веселое? Его (ее) отчитывает мама".

13. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или

14. грустное? Папа играет с младшим братом, а его (ее) не замечает".

10."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или

веселое? У него (нее) отбирают игрушку".

11."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или грустное? Мама просит его (ее) собрать игрушки"

12."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или веселое? Дети побежали играть, а его (ее) не взяли".

13."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или грустное? Он (она) в окружении родителей".

14."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или веселое? Он (она) ужинает в одиночестве ".

Обработка данных

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционального негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = n / 14 * 100%,

где n – число эмоционально-негативных выборов.

КЛЮЧ:

n ИТ n ИТ
1 7,14 8 57,14
2 14,29 9 64,26
3 21,42 10 71,40
4 28,57 11 78,54
5 35,70 12 85,68
6 42,84 13 92,82
7 50,44 14 100

 

В зависимости от величины от величины индекса тревожности дети подразделяются на три группы:

высокий уровень тревожности – ИТ выше 50 %; средний уровень тревожности – ИТ от 20 до 50 %; низкий уровень тревожности – ИТ от 0 до 20 %.

Качественный анализ:

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Оделяются выводы о возможном характере эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают ответы на вопросы к рис. 4, 6, 14. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети делающие отрицательный выбор в ситуациях, изображенных на рис.2, 7, 9, 11, с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующий отношения "ребенок – ребенок" – рис. 1, 3, 5, 10, 12.

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения "ребенок – взрослый" – рис 2, 8, 9, 13 и повседневной деятельности – рис. 4, 5, 7, 11, 14.

 

Приложение № 3.

Пример протокола выявления тревожности

Ф. И. Женя К. Возраст: 5 лет Группа № 2 24. 10. 2012
Рисунок Высказывание

Выбор

    Веселое лицо Печальное лицо
1. Игра с младшими детьми Мальчику надоело играть +  
2. Ребенок и мать с младенцем Я люблю гулять с мамой +  
3. Объект агрессии Хочется ударить его стулом   +
4. Одевание Я люблю одеваться на прогулку +  
5. Игра со старшими детьми Мама играет с ребенком +  
6. Укладывание спать в одиночестве Когда иду спать, беру игрушку   +
7. Умывание Потому что он умывается +  
8. Выговор Мама его ругает   +
9. Игнорирование Потому что тут малыш +  
10. Агрессивность Кто-то отбирает игрушку   +
11.Собирание игрушек Мама заставляет его собирать игрушки   +
12. Изоляция Дети не хотят с ним играть   +
13.Ребенок с родителями Родители играют с ним +  
14. Еда в одиночестве Пьет чай, я тоже люблю пить чай +  

 

 

Приложение № 4.

Методика «Опасения и страхи» А.И.Захарова.

Данная методика представляет собой индивидуальную беседу с детьми по списку. Беседу ведут неторопливо, обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая от ребенка ответов «да» или «нет». Всего в основном списке 29 страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов для каждого ребенка. В норме для детей 6-7 лет для мальчиков должно быть 9 страхов, для девочек – 12.

«Ты боишься или не боишься…»:

1 – когда остаешься один;

2 – нападения, бандитов;

3 – заболеть, заразиться;

4 – смерти, умереть;

5 – смерти родителей;

6 – каких-то людей;

7 – боишься ли ты маму…папу;

8 – боишься ли ты, что тебя накажет мама…папа;

9 – ты боишься: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, приведений, чертей, инопланетян;

10 – опоздать в детский сад;

11 – когда ложишься спать, перед сном боишься чего-либо или нет; если да, то чего конкретно;

12 – страшных снов;

13 – темноты, когда темно;

14 – животных (волка, медведя, собак), насекомых (пауков, змей);

15 – машин, поездов, самолетов;

16 – бури, урагана, наводнения, землетрясения;

17 – когда высоко;

18 – когда глубоко;

19 – в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;

20 – воды;

21 – огня;

22 – пожара;

23 – войны;

24 – больших улиц, площадей;

25 – врачей (кроме зубных);

26 – крови, когда идет кровь;

27 – уколов;

28 – боли, когда больно;

29 – неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадет.

 

Приложение № 5.

«Анкета по выявлению тревожности» (Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко).

Анкета используется для выявления тревожности у детей и, как правило, заполняется родителями или воспитателями. Анкета состоит из 20 вопросов. Тревожность ребёнка оценивается как высокая, средняя, низкая.

 

Ребенок Да Нет
1. Не может долго работать не уставая    
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то    
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство    
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован    
5. Смущается чаще других    
6. Часто говорит о возможных неприятностях    
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке    
8. Жалуется, что сняться страшные сны    
9. Руки обычно холодные и влажные    
10. Нередко бывает расстройство стула    
11. Сильно потеет, когда волнуется    
12. Не обладает хорошим аппетитом    
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом    
14. Пуглив, многое вызывает у него страх    
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается    
16. Часто не может сдержать слезы    
17. Плохо переносит ожидание    
18. Не любит браться за новое дело    
19. Не уверен в себе, в своих силах    
20. Боится сталкиваться с трудностями    

 

За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

Высокая тревожность – 15 - 20 баллов;

Средняя тревожность – 7 - 14 баллов;

Низкая тревожность – 1 - 6 баллов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: