Методика предназначена для изучения степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.
Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, даётся инструкция следующего содержания:
Инструкция:
1. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
2. грустное? Он (она) играет с малышами".
3. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или
4. веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом".
3. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
|
|
4. грустное? На него (нее) нападает старший мальчик"
5. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или
6. веселое? Он (она) одевается".
5. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
6. грустное? Он (она) играет со старшими детьми".
7. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или
8. веселое? Он (она) идет спать, а родители смотрят телевизор".
9. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
10. грустное? Он (она) умывается в ванной".
11. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или
12. веселое? Его (ее) отчитывает мама".
13. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
14. грустное? Папа играет с младшим братом, а его (ее) не замечает".
10."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или
веселое? У него (нее) отбирают игрушку".
11."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или грустное? Мама просит его (ее) собрать игрушки"
12."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или веселое? Дети побежали играть, а его (ее) не взяли".
13."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или грустное? Он (она) в окружении родителей".
14."Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или веселое? Он (она) ужинает в одиночестве ".
Обработка данных
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционального негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):
|
|
ИТ = n / 14 * 100%,
где n – число эмоционально-негативных выборов.
КЛЮЧ:
n | ИТ | n | ИТ |
1 | 7,14 | 8 | 57,14 |
2 | 14,29 | 9 | 64,26 |
3 | 21,42 | 10 | 71,40 |
4 | 28,57 | 11 | 78,54 |
5 | 35,70 | 12 | 85,68 |
6 | 42,84 | 13 | 92,82 |
7 | 50,44 | 14 | 100 |
В зависимости от величины от величины индекса тревожности дети подразделяются на три группы:
высокий уровень тревожности – ИТ выше 50 %; средний уровень тревожности – ИТ от 20 до 50 %; низкий уровень тревожности – ИТ от 0 до 20 %.
Качественный анализ:
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Оделяются выводы о возможном характере эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают ответы на вопросы к рис. 4, 6, 14. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети делающие отрицательный выбор в ситуациях, изображенных на рис.2, 7, 9, 11, с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующий отношения "ребенок – ребенок" – рис. 1, 3, 5, 10, 12.
Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения "ребенок – взрослый" – рис 2, 8, 9, 13 и повседневной деятельности – рис. 4, 5, 7, 11, 14.
Приложение № 3.
Пример протокола выявления тревожности
Ф. И. Женя К. | Возраст: 5 лет | Группа № 2 | 24. 10. 2012 |
Рисунок | Высказывание | Выбор | |
Веселое лицо | Печальное лицо | ||
1. Игра с младшими детьми | Мальчику надоело играть | + | |
2. Ребенок и мать с младенцем | Я люблю гулять с мамой | + | |
3. Объект агрессии | Хочется ударить его стулом | + | |
4. Одевание | Я люблю одеваться на прогулку | + | |
5. Игра со старшими детьми | Мама играет с ребенком | + | |
6. Укладывание спать в одиночестве | Когда иду спать, беру игрушку | + | |
7. Умывание | Потому что он умывается | + | |
8. Выговор | Мама его ругает | + | |
9. Игнорирование | Потому что тут малыш | + | |
10. Агрессивность | Кто-то отбирает игрушку | + | |
11.Собирание игрушек | Мама заставляет его собирать игрушки | + | |
12. Изоляция | Дети не хотят с ним играть | + | |
13.Ребенок с родителями | Родители играют с ним | + | |
14. Еда в одиночестве | Пьет чай, я тоже люблю пить чай | + |
Приложение № 4.
Методика «Опасения и страхи» А.И.Захарова.
Данная методика представляет собой индивидуальную беседу с детьми по списку. Беседу ведут неторопливо, обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая от ребенка ответов «да» или «нет». Всего в основном списке 29 страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов для каждого ребенка. В норме для детей 6-7 лет для мальчиков должно быть 9 страхов, для девочек – 12.
«Ты боишься или не боишься…»:
1 – когда остаешься один;
2 – нападения, бандитов;
3 – заболеть, заразиться;
4 – смерти, умереть;
5 – смерти родителей;
6 – каких-то людей;
7 – боишься ли ты маму…папу;
8 – боишься ли ты, что тебя накажет мама…папа;
9 – ты боишься: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, приведений, чертей, инопланетян;
10 – опоздать в детский сад;
11 – когда ложишься спать, перед сном боишься чего-либо или нет; если да, то чего конкретно;
12 – страшных снов;
13 – темноты, когда темно;
14 – животных (волка, медведя, собак), насекомых (пауков, змей);
15 – машин, поездов, самолетов;
16 – бури, урагана, наводнения, землетрясения;
17 – когда высоко;
18 – когда глубоко;
19 – в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;
20 – воды;
21 – огня;
22 – пожара;
23 – войны;
24 – больших улиц, площадей;
25 – врачей (кроме зубных);
26 – крови, когда идет кровь;
27 – уколов;
28 – боли, когда больно;
29 – неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадет.
|
|
Приложение № 5.
«Анкета по выявлению тревожности» (Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко).
Анкета используется для выявления тревожности у детей и, как правило, заполняется родителями или воспитателями. Анкета состоит из 20 вопросов. Тревожность ребёнка оценивается как высокая, средняя, низкая.
Ребенок | Да | Нет |
1. Не может долго работать не уставая | ||
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то | ||
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство | ||
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован | ||
5. Смущается чаще других | ||
6. Часто говорит о возможных неприятностях | ||
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке | ||
8. Жалуется, что сняться страшные сны | ||
9. Руки обычно холодные и влажные | ||
10. Нередко бывает расстройство стула | ||
11. Сильно потеет, когда волнуется | ||
12. Не обладает хорошим аппетитом | ||
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом | ||
14. Пуглив, многое вызывает у него страх | ||
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается | ||
16. Часто не может сдержать слезы | ||
17. Плохо переносит ожидание | ||
18. Не любит браться за новое дело | ||
19. Не уверен в себе, в своих силах | ||
20. Боится сталкиваться с трудностями |
За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.
Высокая тревожность – 15 - 20 баллов;
Средняя тревожность – 7 - 14 баллов;
Низкая тревожность – 1 - 6 баллов.