Технологии обучения связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Главная задача при развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития – это совершенствование монологической речи. В современной педагогике для этого разработаны определенные технологии. Технологии развития речи условно можно разделить на традиционные и инновационные технологии.

К традиционным технологиям относят построчное заучивание стихотворения, образец рассказа педагога, поэтапное рассматривание и описание предметов и явлений.

К инновационным технологиям, развивающим новое мышление, нестандартное видение мира, формирующим творческие способности, а также монологическую речь, можно отнести: пальчиковые игры в воде или сухом бассейне, логоритмику, моделирование, ТРИЗ, игровые технологии, различные виды терапии, проектно-исследовательские технологии и КТ, синквейн и другие.   

Анализ традиционных технологий.

Построчное заучивание стихотворения.  

Ребенок повторяет отдельные строки вместе с педагогом (если имеются затруднения). Далее, повторение строк происходит по очереди: сначала педагог, затем ребенок, после него – педагог, потом снова ребенок, и т.д. Повторение строк может осуществляться с разной силой и высотой голоса. В работу можно включить игры с мячом, например, педагог бросает мяч и произносит строку, а ребенок повторяет слова и возвращает мяч. В начале занятия создается благоприятный эмоциональный настрой, проводится беседа по теме стихотворного материала, происходит выразительное чтение произведения педагогов, разбираются возможные трудные места. Лучшее запоминание стихотворений с детьми с общим недоразвитием речи происходит, если в процессе заучивания используется картинно-графический материал, так как зрительная память у этих детей развита значительно лучше слуховой.

Образец рассказа педагога.

Педагогом дается краткое, живое описание какого-либо события или предмета. Этот рассказ является примерным содержанием будущего рассказа ребенка. Далее педагогом предлагается план рассказа – два-три основных пункта (вопроса), которые определяют содержание и последовательность дальнейшего изложения. До начала выполнения ребенком задания пункты плана обсуждаются, при этом показывается, что содержание будущего рассказа может быть разнообразным, разбираются вопросы, которые могут оказаться трудными. В процессе рассказа ребенка педагогом может даваться оценка его работы. Что-то может осуждаться, а что-то может быть выделено в качестве достоинства.

Поэтапное рассматривание и описание предметов и явлений.

Для детей с общим недоразвитием речи описание – это наиболее сложный вид речевого высказывания. Целью высказывания описания – является создание словесного образа объекта, при этом свойства и признаки его раскрываются в определенной последовательности. Обучение проводится поэтапно:

1. Подготовительные упражнения к описанию предметов и явлений по основным признакам.

2. Работа по обучению развернутому описанию предмета или явления (включая различные признаки – микротемы).

3. Закрепление полученных в ходе обучения навыков составления, составления рассказа-описания, в том числе, в играх, и проведении предметно-практических занятий.

4. Овладение первоначальными навыками сравнительного описания предметов.

Анализ инновационные технологий.

Пальчиковые игры в воде, в сухом бассейне.

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, снимают мышечные зажимы, стимулируют речевую активность, способствуют повышению эмоционального тонуса. Пальчиковые игры в воде проводятся со здоровыми детьми в теплом помещении в течение семи-десяти минут. В пальчиковые игры в воде входят: игра «водичка» (таз с теплой водой, дети хлопают руками по воде); игра «семья» (таз с холодной водой, пальчиковая гимнастика); игра «моем овощи и фрукты» (дети перебирают кусочки льда, сначала в холодной воде, потом – в теплой); а также, игры «медуза», «рыбка», «дельфин» и т.д.

Сухие пальчиковые бассейны – это открытые резервуары, заполненные разнообразными наполнителями: горохом, фасолью, различными крупами, песком, солью, стеклянными шариками, мелкими камушками. В зависимости от размера частиц наполнителя происходит воздействие определенной площади и интенсивности на нервные окончания пальцев рук. Игры проводятся ежедневно по три-пять минут. Пальцы обеих рук нагружаются равномерно. К играм в пальчиковом бассейне относятся: «пальцы играют», «рисование солнышка», «отгадай что спрятано», «кто быстрее передаст игрушки» и т. д.

Логоритмика.

Логоритмические упражнения способствуют развитию функциональных систем ребенка с общим недоразвитием речи – артикуляционного аппарата, голосовой функции, слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти, процессов запоминания и воспроизведения двигательного и речевого материала. В структуру занятия входят: маршировка в различных направлениях, упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, упражнение на развитие мелкой и общей моторики. Для развития дыхания используются вокально- артикуляционные упражнения. Стихи и песни в сопровождении движений рук, музыкальные игры, ритмикодикломация для координации слуха, речи, движений. Упражнения для развития и укрепления мимических мышц, эмоциональной сферы, упражнения на релаксации и др. 

Различные виды терапий. К ним относятся такие виды терапий как: изотерапия (терапия изобразительным творчеством), денстерапия (динамическая электронейростимуляция с помощью аппарата «Диа Денс – ДТ»), физиотерапия, лечебная физкультура, лечение с помощью медикаментозных препаратов; массаж, сказкотерапия, Су-Джок терапия, музыкальная терапия, песочная терапия и другие.

Пальчиковые игры, логоритмические упражнения, различные виды терапий целесообразно использовать на начальных этапах логопедической работы по обучению связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Моделирование.

Моделирование – это прием, в котором используется применение схем. Модель – это схема, в которой отражаются структурные элементы и связи явления, его наиболее существенные свойства и стороны. В моделях связных высказываний – это их содержание и структура. Модели и схемы помогают детям развивать логическое мышление, а также, способность логического построения связного высказывания, умение передавать свое отношение к объектам и явлениям выразительно и образно. К методикам моделирования относятся:

Методика А. Кондратьевой и О. Сомковой (моделирование на основе описательного рассказа). На первом этапе предметной моделью являются набор предметных и сюжетных картинок, отражающих содержания будущего рассказа (собака, собака с хозяином, собака ест, собака спит и т. д.). по мере развития модель усложняется, используются более схематические изображения.

Методика Л.А Венгера. и Н.Г. Смольниковой. Наиболее распространенная модель – это круг, разделенный на три неравные части. Каждая часть изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала эта модель являет собой структуру воспринимаемого текста, а затем является основой для рассказа, составленного ребенком самостоятельно. Также, абстрактные символы, например, геометрические формы, могут использоваться для замещения словосочетаний или слов, которые имеют место в начале, основной части, и в конце рассказа или рассуждения. Сначала детей учат составлять такие модели с опорой на тексты, известные детям, а затем – с опорой на модель, дети учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты, а потом создают свои рассказы самостоятельно, опираясь на картинки – заместители. Также для обучения связной речи используются схемы-изображения действующих персонажей и действий, которые они выполняют.

Методика Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов». Взяв за основу схему, представленную в книге Л. Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников» Т.А. Ткаченко увеличила количество пунктов, несколько изменила символику, и разработала похожие схемы для составления описательных рассказов о животных, игрушках, посуде, одежде и т.д.. Принцип работы: лист картона 45х 30 см. делят на квадраты, количество которых зависит от количества признаков объекта или предмета. Например, картон разделен на шесть квадратов. Первый квадрат обознчает «цвет». В квадрате нарисованы цветовые пятна нечеткой формы (красное, синее, зеленое, желтое). Второй квадрат – «форма». В этом квадрате изображены геометрические нераскрашенные фигуры, соответствующие форме предмета, который описывают. Третий квадрат – «величина». В квадрате изображены предметы контрастной величины, например, большая и маленькая кастрюля. Это напоминает детям о понятиях «длинный – короткий», «большой – маленький», «широкий – узкий». Четвертый квадрат – «материал». В этом квадрате наклеены три прямоугольника из пластмассы, фольги, пленки «под дерево», изображающие, соответственно, пластмассу, металл и дерево. Пятый квадрат – «изображение частей предмета, который описывают». Шестой квадрат – «действие с предметом». На этой части изображается рука с разведенными пальцами, так как действия с предметами могут быть различными.

Методика В.К. Воробьевой «Обучение детей первоначальному навыку описательно-повествовательной речи с использованием моделирования». В методике В.К. Воробьевой выделены четыре этапа становления навыка связного высказывания, следующие друг за другом. Работа на одном этапе и прохождение его обеспечивает переход к следующему. Первый этап – формирование у ребенка представлений о связном сообщении – рассказе. Второй этап – развитие навыка связного говорения практическими методами. Третий этап – формирование действий, связанных с анализом смысловых и лингвистических правил строения текста. Четвертый этап – формирование связной речи на основе практического применения правил в коммуникативных ситуациях.

Методика Т.Б. Большева «Коллаж». Коллаж – это учебное пособие, представляющее собой лист бумаги с картинками, на которых изображены «ключевые» моменты действий. Вместо картинок могут быть также использованы изображения букв, цифр, геометрических фигур. После рассмотрения детьми коллажа и обсуждения с педагогом увиденного, ребенком составляется самостоятельный рассказ с использованием всех картинок.

Методика В.П. Глухова «Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи». Эта методика с использованием детского рисунка. После разбора текста с логопедом, ребенку предлагается выполнить рисунок, на котором будет изображен любой фрагмент рассказа. После этого ребенок самостоятельно составляет фрагмент рассказа, взяв за основу свой рисунок.

ТРИЗ. ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Г.С. Альт-Шуллер. Адаптирование к дошкольному возрасту было выполнено А.М. Страунингом. В этой эффективной образовательной технологии сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием воображения и мышления. В программу ТРИЗ для дошкольников входит цикл коллективных занятий и игр с методическими подробными рекомендациями для логопеда. Темы и материалы для игр и занятий выбираются ребенком самостоятельно. В процессе деятельности дети учатся выявлять и разрешать противоречия в свойствах явлений и предметов, получая «ключ» к творческому мышлению. Готовые знания не даются детям в готовом виде, педагог учит детей искать истину самим. Обучение решению творческих изобретательных задач проводится в несколько этапов, предлагая инструменты и методы творчества и детям, и логопедам.

Игровые технологии. Игровые технологии широко используются в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Это обусловлено тем, что игра является основным видом деятельности дошкольников. В ходе работы создается определенная эмоционально насыщенная атмосфера и игровые ситуации, которые побуждают детей к речевому общению. При этом педагогом используются такие приемы как поощрение, беседы, рассказы, создание проблемной ситуации, встречи со сказочными героями, использование игрушек, чтение художественной литературы. Игры, проводимые специалистом, могут быть словесно-дидактическими и сюжетно-ролевыми, например: занятие-путешествие, занятие-диспут, занятие-игра, занятие-соревнование, театрализованное преступление.

Словесно-дидактические игры с помощью актуализации пассивного словаря, развития словообразования, объяснения новых понятий способствует обогащению лексического запаса. К ним можно отнести игры: «Большой – маленький», «Один – много», «Чей дом?», «Мой родной город» и т. д. Другая группа словесно-дидактических игр направлена на преодоление нарушений грамматического строя речи. Они способствуют развитию словоизменения и согласования. Это такие игры, как: «Кто чем питается?», «Что где растет?», «Подбери признак», и т. д.

Еще одна группа словесно-дидактических игр и игровых приемов направлена на формирование связных высказываний. Например, «Назови маму, папу и их детенышей», «Кто, где живет?», «Кто, как передвигается?» и т. д. Эти игры упражняют в составлении простых и сложных синтаксических конструкций с противительными и соединительными союзами.

К сюжетно-ролевым играм, которые активно используются, можно отнести игры «Давай познакомимся», «Угадай, кто я?», «Поговорим, друг!» и др., которые развивают творческое рассказывание: сочинение детьми сказок, составление минисочинений. 

Конструкторы ЛЕГО. ЛЕГОпедагогика в настоящее время – одна из распространенных педагогических систем, в которой используются трехмерные модели реального мира и предметно-игровая среда обучения.

ЛЕГО-технология объединяет в себе элементы игры и эксперементирования. Опираясь на непроизвольное внимание, ЛЕГО- конструирование позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, коммуникативную функцию, двигательную и сенсорно-тактильную сферу, а также позволяет достигать значительных результатов в коррекции речи у детей с ОНР. Диапазон возможностей применения ЛЕГО на логопедических занятиях довольно широк. Его успешно применяют для развития фонематического слуха и восприятия, автоматизации поставленных звуков, коррекции лексико-грамматического строя речи, а также для развития связной речи, например, пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу сюжета из конструктора, что позитивно отражается и на формировании пространственной ориентации.

Проектно-исследовательский метод. Проектно-исследовательский метод представляет собой способ развития речи ребенка с помощью привлечения его внимания к разнообразным сферам жизни, например, к профессиям (родителей и других людей), истории страны, истории семьи ребенка. Это может быть изучение русских народных сказок и многое другое. Участие дошкольников в проектной деятельности делает их активными участниками процесса. В него входят совместных сбор материалов, конкурсы, презентации, игры. Это позволяет создать условия для преодоления речевых барьеров в процессе общения, развития монологической речи, диалога, расширения словарного запаса, кругозора, развития умения самостоятельно добывать информацию с помощью доступных источников, высказывать свои мысли и суждения.

ИКТ. Информационно-коммуникативные технологии – это технология, в основе которой лежит внедрение в обучающий процесс интерактивных упражнений, игр, а также мультимедийных презентаций.

Мультимедийная презентация включает в себя видео, аудио, фотографический ряд, и позволяет воспринимать информацию более эффектно и интересно. Ключевым аргументом здесь является наглядность. Это технология позволяет показывать детям моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднение, например, такие процессы неживой природы как круговорот воды, смена времен года и т. д. Занятия проводятся с дошкольниками пяти-семи лет, не чаще трех раз в неделю по 10-15 минут, не более одного раза в день. В ходе занятия рекомендуется проводить гимнастику для глаз. Специально подобранные компьютерные игры способствуют развитию связной речи, длительности и силы речевого выдоха, громкости голоса, темпо-ритмической организации речи, формированию обобщенного лексического значения слова, формированию навыков чтения.

Синквейн. В переводе с французского языка «синквейн» – это нерифмованное стихотворение в пять строк, составление «синквейна» происходит с помощью схемы:

1 строка (Кто? Что?) – существитеное – одно ключевое слово.

2 строка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, характеризующих первую строку.

З строка (Что делает?) – три глагола, которые обозначают действие по тема.

4 стока – предложение, в котором отражается отношение автора к теме.

5 строка – одно обобщающее слово или словосочетание – ассоциация, синоним к предмету. Например: «Кто?» – «Кукла». «Какая?» – «Красивая, любимая». Предложение: «Моя кукла – самая красивая!». Ассоциация: игрушка.

Работа начинается с подготовительных моментов, в которые входят работа по расширению и уточнению словарного запаса, ознакомление с понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», «слова обозначающие действия и признаки предмета», различные дидактические игры и упражнения.

Таким образом, в работе по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития применяются различные технологии. Условно они делятся на традиционные и инновационные технологии. К традиционным технологиям относятся такие технологии, как построчное заучивание стихотворения; образец рассказа педагога; поэтапное рассматривание и описание предметов и явлений. К инновационным технологиям: логоритмика, моделирование, ТРИЗ, игровые технологии, различные виды терапий, проектно-исследовательские технологии и КТ, синквейн.

В логопедической практике широко используются авторские методики обучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Наиболее эффективными считаются методики В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и другие.

Все описанные методики служат главной цели – обучению монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: