Понятия и общие характеристики

 

Драматизм в нашем чувственном восприятии - эстетическая категория, отражающая и обобщающая противоречия и конфликты человеческой жизни, а на самом деле это норма жизни. Человек после падения праотцев в Раю обречен на скорбь, труды в поте лица, рождение детей в муках и проч., но вся проблема в том, как он принимает скорбь, страдание, безвыходность. «В мире скорбны будете», - говорит Господь, но «Я победил мир». Если человек занимается самосожалением, унывает, ропщет в находящих на него скорбных, да и не скорбных обстоятельствах, то с точки зрения церковной дисциплины - совершает тяжкий грех пред Богом, а по-житейски он сам усугубляет тяжесть своего состояния, не хочет смириться, т.е. согласиться с теми условиями, в которые поставил его Господь. Смирение не означает, что человек должен быть равнодушным ко всему, т.к., по-видимому, только равнодушный может все принимать одинаково. Смирение - это особое проявление человеческого Духа, которое заключается в желании познавать волю Божию обо всем и о себе самом и принимать все случающееся в жизни мужественно, спокойно, без огорчения. Умение выбрать: когда нужно сопротивление, а когда нужно уступку. Прп. Сисой говорил, что если даже небо упадет на землю, то не возмутится душа моя. Только христианское мировосприятие, наверное, дает возможность научиться истинному смирению. Об этом говорит Евангелие, об этом пишут авторы древнерусской литературы.

Драматизм (напряженность ситуации, безвыходность) - это всегда конфликт желаемого и предлагаемого, т.е. вечное несоответствие желаний и возможностей. Герой одного известного фильма говорит: Вот ты хочешь жить, а не будешь, а я не хочу - а буду. Вот в чем загвоздка. Одни люди умеют и готовы оценить по достоинству Дары жизни, но им ничего не дается, другие же не способны к принятию Дара, а он им дается. Не раз подчеркивалось, что основной принцип, на основании которого писались произведения древнерусской литературы таков, что текст изначально Богодухновенен, дан свыше и все «научение книжное» служило средством открытия в человеке, как образе Божием, Первообраза, т.е обожению или спасению человека. Автор лишь инструмент в руках Божиих.

Как познать Бога, как понять свою сущность? Только тогда, когда наши желания сталкиваются с нашими возможностями, когда ситуация становится безвыходной, но выйти из нее нужно, мы открываемся как личность. Как понять скуп человек или щедр - отними у него что-либо, тогда станет все ясно. Скупому любая потеря - катастрофа, а щедрому - радость, т.к. потерянное добро кому-то может пригодиться. Правильная мысль- залог счастливой жизни и начало смирения.

Господь наделил человека свободой выбора, выбора добра или зла, в каждом случае человек может поступить по-разному, возлагая всю ответственность за сделанное на самого себя. Конфликт же происходит тогда, когда выбирается ложный путь действий или принимается правильный с духовной точки зрения, но болезненный, скорбный для тела по житейскому образу мыслей. На этом конфликте вырастает драма, которая оказывается стержнем личной драмы человека или литературного произведения, построенного на реальных исторических фактах. Выразительным литературным средством раскрытия драмы героя - введение в текст монологов и диалогов, молитв, раскрывающих перед нами внутренние размышления персонажей, психологию личности, мотивацию поступков. Элементы лирики, которые как это показал Белинский (Эпос, лирика, драма), вполне допустимы в произведениях полных драматизма, помогают усилить эмоциональное восприятие литературных текстов.

Согласитесь, не одно и то же умирать за правду, за друзей, или за преступление закона, от несоблюдения правил и проч. Мотивация поступка всегда определяет качество действия. Героизм или малодушие - выводы даваемые мотивацией.

Раскрытие внутреннего мира героя произведения - это главная задача автора, как психолога. Известно, что по определению того же Белинского драма - это совокупность субъективного (авторского) и объективного (героя) начала, показанного в движении.

Повести о княжеских преступлениях, как произведения драматические по характеру, - это совокупность монологов, реплик героев, авторских замечаний. За счет постоянного наличия речи героев - диалогов и монологов - присутствует ощущение настоящего. Наблюдает читатель / зритель происходящее с внешней объективной стороны, и с внутренней - с позиции героя (или автора), индивидуальной (субъективной). При этом обязательно объективная реальность вступает в конфликт с субъективным личным ситуативным восприятием героя, что придает ситуации драматизм. Обобщая слова Белинского, в драматическом произведении внешнее действо представляется не безотносительно проявления характера, не само по себе, а с раскрытием внутренней стороны мотивов действий героев, «возникновения этого действия из индивидуальных воль и характеров. Главное же в драме - это герой, который владычествует над событием, по свободной воле давая ему ту или другую развязку» (Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды). Трагедия всегда строится вокруг личности (ее страдания). Все действо повестей, т.е. все внешнее объективно происходящее делится на смысловые законченные промежутки - эпизоды, на каждом из которых автор, опираясь на внешние обстоятельства, исторические факты, показывает свое восприятие реальности, применяя элементы лирики, т.е. речевой экспрессии, доводя до нас внутренние мотивы и побуждения героев к тем или иным поступкам. Так что внутреннее - душевное или духовное - выходит вовне. Фабульное действо предстает перед нами не само по себе, просто как факт, а с позиции индивидуальных проявлений воли и черт характера героя. Наоборот, характеры и поступки героев иногда определяются не только собственно внутренним потенциалом, но и внешними обстоятельствами созданного сюжета. Внешние обстоятельства вынуждают персонажа произведения вести борьбу с самим собой, выбирать между душевным и духовным восприятием мира, между человеческим и Божиим, такая борьба создает конфликт, придает драматизм литературному произведению. Повествование выстраивается как совокупность продолженных во времени (что приближает его к эпосу), взаимовлияющих внешних эпизодов и внутренних (речевое действо, основанное на внутренних переживаниях) побуждений (этим проявляется лирическое начало), которые при своем несоответствии производят конфликт. Подобный драматизм всегда присущ жанру житийной церковной литературы, описывающей смерть святых.

Перед автором произведения древнерусской литературы стоит весьма сложная задача, он не только должен «задеть за живое», описать драматическую ситуацию и раскрыть психологию героя, но должен заставить читателя размышлять о себе, о своем внутреннем мире, о своих прегрешениях и недостатках, имея перед глазами столь совершенный пример князя, человека из плоти и крови, но сумевшего поступить по Божьему, духовно, согласно духовному мировосприятию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: