Повесть об убиении Андрея Боголюбского

 

Под 1175 годом Киевской летописи помещена повесть об убиении Андрея Боголюбского. Исторические события, о которых мы читаем в повести, соответствуют времени возвышения и централизации власти князя Андрея Боголюбского и несогласия с этим местной знати. Князь представлен жестким политиком, храбрым воином, но в то же время благочестивым христианином, любящим Бога, строителем и благоукрасителем церквей, кормителем нищих. Интересна композиция повести. В начале - краткое содержание, а последующие эпизоды напоминают вставки, подобно литературному приему обрамление.

Экспозиция фактически кратко излагает суть произведения. Благочестивый князь узнает о заговоре и морально готов к смерти. Но далее приводятся слова святителя Иоанна Златоуста: «Если кто противится власти - противится закону Божьему. Князь не напрасно носит меч - он ведь Божий слуга», которые, на мой взгляд, оправдывают противление князя убийцам, а не безропотное приятие смерти подобно Борису и Глебу. Он готов умереть, но он воин и защищает не столько свою жизнь, сколько святость данной ему власти. Напряженность ситуации создает реальность: один беззащитный, но бесстрашный устрашает многих вооруженных и трусливых. Истина не может быть колеблема, только ложь и зло вызывают страх и малодушие.

В отличие от предыдущих повестей увеличивается число заговорщиков. Мы наблюдаем массовое двойное преступление (предательство и убийство), причем преступление людей против своего благодетеля. Любимый князем слуга Яким, ключарь (а значит, человек, которому доверяют) Анбал и Петр «Кучков зять» - зачинщики, а с ними еще люди, так что всего до 20-ти человек. О воинской силе и храбрости князя Андрея говорит то, что заговорщики украли меч князя, что их было много, что они боялись даже безоружного князя, отчего пошли в погреб и напились вина для храбрости, что пошли на хитрость, представившись у спальни Андрея чужим именем.

«Любовь изгоняет страх», а всякое преступление заповеди Божией влечет внутреннее нестроение, боязнь, устрашает. Животный страх за свою жизнь вынуждает убийц лишить жизни князя Андрея. Когда же они обнаруживают, что князь еще жив, заговорщики помимо страха становятся еще и одержимыми духом злобы, ненависти, находят и убивают князя с ожесточением. Также как и «Сказание» повесть наполнена живой речью, молитвами князя, выдержками из Евангелия, сравнениями, что позволяет следить за внутренними чувствами и переживаниями героев. Отношение к князю заговорщиков переносится и на мертвое тело, которое даже не хотят сначала прикрыть и положить в церкви. Противопоставление поведения убийц и Кузьмы-киевлянина сгущает краски. Искренен и смел поступок Кузьмы, который напоминает действие Иосифа, выпросившего тело Христово для погребения. Диалог с Амбалом психологичен и обличителен для последнего. Кузьма обличает не ссылкой на закон или Заповедь, а сравнением благочестия убитого князя с нравственным бесчестием облагодетельствованного слуги.

Повесть, несмотря на строгую документальную основу, задумывалась для создания образа святого князя, т.е. является образцом житийного творчества, отсюда конечная похвала и обращение к нему, как к молитвеннику пред Богом.



Заключение

Как было отмечено, «Сказание о Борисе и Глебе» и другие повести о княжеских преступлениях полны драматизма и внимания к психологии положительных и отрицательных героев, что обусловлено церковным происхождением восточнославянской книжности, а значит пристальным наблюдением за мыслями, чувствами, переживаниями героев. Авторы используют разнообразные композиционные, литературные приемы как для раскрытия внутреннего мира героев, так и для создания напряженной обстановки вокруг событий повести - монологи, диалоги, собственные ремарки, параллели, аллюзии, прообразы, символы сравнения, противопоставления, ритмические рисунки. Конечно, особенно ценна в повестях о княжеских преступлениях - реальная историческая основа. Мы имеем дело не с плодом авторского воображения, не с вымышленными образами, а с реальными людьми, с их человеческими слабостями или высокими морально-нравственными идеалами, духовными качествами.

Драматические сюжеты и описание мотивации поступков не только позволяют лучше запечатлеть основные идейные принципы произведений - осуждение братоубийства, необходимость подчинения власти или старшим в роде, но и достучаться до сердца и разума читателя, обремененного житейскими попечениями, чтобы он хоть не надолго оторвался от мыслей о земном, задумался о быстротечности жизни, о ценности и истинности добра, о последствиях человеческих страстей: злобы, зависти, скупости; о том, что человек свободен в выборе, от которого зависит не только земная жизнь и счастье или смерть и бесчестье, но и вечная жизнь или смерть его души. Это повествования о человеке и для человека с вечными темами, вопросами и проблемами, разрешать которые каждый будет самостоятельно.



Список использованных источников и литературы

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.

2. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. - М., 2003.

.   Кусков В. В. История древнерусской литературы. - М., «Высшая школа», 1998.

4. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.- Л., 1970.

5. Левшун Л.В. О слове преображенном и слове преображающем. - Минск, Белорусская Православная Церковь, 2009.

6. Пауткин А.А. Киевская летопись.

7. Ранчин А.М. Пространственная структура в Житиях святых Бориса и Глеба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: