Глава 1: Кто сам себя уничижает, того Бог возвышает

Евергетин (Благолюбие). Том.2 (1)

 

Глава 1: Кто сам себя уничижает, того Бог возвышает. 1

Глава 2: О том, что унижение ведет к смирению, а почести - к гордыне, и почему смиренномудрые радуются унижению и огорчаются от похвал. 9

Глава 3: О том, что никто не должен сидеть без дела, но трудиться телесно, ибо безделье - причина многих зол. 19

Глава 4: О том, для чего монаху нужно трудиться, сколько времени и чем ему следует усердно заниматься. 23

Глава 5: Как братьям во время совместных трудов должно хранить себя. 25

Глава 6: О том, что в киновии не должно иметь личного имущества, и что собственнику уготована тягчайшая мука. 26

Глава 7: О тех, кто продает или похищает монастырское имущество, весьма грешит перед Богом и будет сурово наказан, ибо, что посвящено Богу, должно почитаться, а не оставаться в небрежении, даже если это ничтожная мелочь; и о том, что подобная небрежность наносит человеку большой вред. 29

Глава 8: С каким настроением должно служить и принимать служение и какая польза от этого служащему. 31

Глава 9: Когда и кому можно предпочитать служение молитве. 33

Глава 10: О том, что мы должны усердно вставать на молитву и терпеливо, и ревностно заниматься ею; и о том, откуда и почему были изначально установлены молитвы в отведенные часы и что не следует ими пренебрегать. 34

Глава 11: О псалмопении, молитве и порядке их совершения. 37

Глава 12: Кто пустословит или разговаривает во время богослужения, тому нужно сделать замечание, а если не исправится, выгнать их храма без всякого снисхождения. 41

Глава 13: О том, что во всякое время нужно бодрствовать и спать лишь столько, сколько требуется для поддержания тела; и о том, что начавшие совершать подвиг должны разными ухищрениями приучать себя к бодрствованию.. 42

Глава 14: О самолюбии. 46

Глава 15: О том, какая польза от воздержания и какой вред от невоздержанности, а также о том, как гибельно винопитие без меры.. 46

Глава 16: О том, как отцы любили и держали пост и до какой степени строгости считали нужным доводить его. 49

Глава 17: О различных деяниях святых отцов, которые подвигают к терпению нашу немощь и весьма научают нас смирению.. 51

Глава 18: О том, как нужно заботиться о теле и каковы правила аскетизма и воздержания. 54

Глава 19: Как любящие Бога должны отмечать праздники и каковы наказы отцов о праздничной пище 58

Глава 20: О том, что тайноядение – ужасное зло, даже одно оно может погубить монаха. 59

Глава 21: О том, что монах должен есть раз в день после девятого часа, если хочет сохранить строгость подвига, как и поступали все отцы, не только исихасты, но и большинство братьев в киновиях. 60

Глава 22: О том, что есть нужно не для удовольствия, но по необходимости, и о там, что, если человек ест не для удовольствия, то даже приятные яства не причинят ему духовного вреда. 61

Глава 23: Как и с какой целью должен монах сидеть на трапезе, какую еду брать и каких правил придерживаться после трапезы.. 63

Глава 24: О еде и питье: как и когда вкушать и воздерживаться. 65

Глава 25: Что такое блудная брань и как с ней бороться. 67

 

Глава 1: Кто сам себя уничижает, того Бог возвышает

 

1. Из Святого Палладия

 

На Тавенне в женском монастыре, что напротив мужского, было около четырехсот насельниц. Среди них подвизалась ради Христа юродивая по имени Исидора. Она постоянно смирялась и унижалась перед всеми. Сестры гнушались ею и даже есть не хотели вместе с ней, но она принимала это с радостью. Добродетельная Исидора была весьма полезна для монастыря, ибо всем помогала, всех слушалась, как рабыня, что бы от нее ни потребовали, и со всею кротостью работала на сестер, не покладая рук, и была для них ничтожнее половой тряпки. Как сказал Господь: Кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугою (Мк. 10,43) и если кто... думает быть мудрым.., то будь безумным (Ср.: 1 Кор 3,18).

Все прочие сестры стригли волосы и носили куколи, а юродивая покрывала голову тряпкой и так совершала свое послушание. Никто из четырехсот сестер не видел ее за едой или с куском хлеба в руках. Она собирала крошки, когда вытирала губкой столы, и довольствовалась остатками пищи в котлах, которые мыла. Блаженная всегда ходила босиком, никогда не ругалась и не роптала, не говорила ни долго, ни кратко. При этом многие ее бранили, били, проклинали и отворачивались от нее.

Об этой преподобной (явившийся) Ангел сказал святому Питируну, опытнейшему мужу и прославленному анахорету (отшельнику):

-Почему ты так гордишься своими подвигами, тем, что ты благоговеен и живешь в таком месте? Хочешь увидеть жену, которая благоговейнее тебя? Пойди в женский монастырь на Тавенне и увидишь деву с венцом на голове. Она намного лучше тебя: служит и работает на всех, но никогда не позволяет своему уму отойти от Бога, хотя сестры и смотрят на нее с брезгливостью. А ты сидишь здесь и представляешь в уме целые города, хотя никогда не видел мира.

Великий Питирун встал и отправился на Тавенну. (На берегу реки) он попросил отцов перевезти его в женский монастырь. Так как он был почитаемым аскетом, состарившимся в подвигах, монахи охотно согласились переправить его на остров. После прибытия в монастырь святой помолился вместе со всеми и сказал, что хочет видеть всех насельниц. Сестры пришли, но юродивой среди них не было. Он сказал сестрам:

-Я просил, чтобы все пришли.

-Мы тут все, - ответили сестры.

Питирун сказал:

-Нет одной, на которую мне указал Ангел.

Сестры сказали:

-Есть тут у нас одна на кухне, но она безумная.

-Приведите - я хочу на нее посмотреть, - сказал святой.

Но Исидора не хотела идти, поняв, зачем ее зовут (а, может быть, ей было это открыто). Тогда ее повели силой, сказав, что ее хочет видеть святой Питирун (его имя было всем известно).

Когда ее привели, великий святой взглянул на юродивую и, увидев тряпку на голове девы, спадавшую на лоб, пал к ее ногам и произнес:

-Благослови меня, амма.

Она тоже стала перед ним на колени со словами:

-Ты меня благослови, господин мой и отец.

Девы изумились и сказали старцу:

-Авва, зачем ты унижаешься перед ней? Она же безумная.

-Вы все безумные! - сказал святой. - Она лучше вас и меня. Она амма, то есть духовная мать. Я молюсь, чтобы вместе с ней оказаться достойным в день Суда.

Услышав эти слова, сестры пали перед ним на колени, плача и исповедуя, как каждая из них огорчала святую. Одна сказала:

-Я всегда над ней смеялась.

-Я глумилась над ее убогим видом, - говорила другая.

-Я часто обливала ее помоями, - вторила ей третья.

-Я ее била.

-Я часто тыкала ей в нос горчицей.

Так, все покаялись в том, что подвергали ее всяческим издевательствам. Когда святой принял их исповеди и помолился о них вместе с Исидорой, то настоятельно попросил честную рабу Христову помолиться о нем и ушел.

А через несколько дней честная преподобная Божия, не вынеся высоких почестей, внимание к себе, славы и извинений, тайно ушла из монастыря. Куда она пошла, где поселилась и где умерла, никто не знает.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: