181 Цель этого раздела заключается в том, чтобы выяснить, откуда появляются системы занятости и как они институционализируются. Системы занятости отражают конфигурацию интересов, порождённую структурными позициями групп. Но в некоторой степени они являются также политическими и социальными конструктами, которые отражают реакции в отношении других групп и опыт сходным образом соотносящихся групп в других странах и в другие эпохи. Из этого следует, что в конкретном обществе на формирование институтов по поводу отношений занятости оказывают значимое влияние время возникновения и первоначальные условия отношений занятости. В ключевые моменты времени властные констелляции в обществе и разнообразные модели образования кристаллизуются и застывают в институтах, которые продолжают формировать системы занятости, даже после того, как эти первоначальные условия изменились.
Любое общество состоит из огромного числа полей, соединённых друг с другом множеством нитей. Каждое отдельно взятое поле может зависеть от ряда других полей и в то же время доминировать над другими полями. Государство напрямую и опосредованно связано с каждым существующим организационным полем. Таким образом, организации и организованные группы часто являются участниками множества полей. Описанный здесь крупномасштабный институциональный проект, а именно, создание системы отношений занятости на уровне всего общества, требует взаимодействия между участниками самых разных полей. На ранних стадиях быстрого капиталистического развития большое число организационных полей (организованных вокруг крупных товарных рынков) столкнулись с проблемой установления стабильных отношений занятости. Процесс возникновения таких отношений должен стать предметом отдельного исследования. Необходимо будет определить ключевые организации и акторов, а также выяснить, как они пытались решать свои проблемы в контексте собственных организационных полей. Нужно выяснить, какие решения оказались наиболее общими и распространились на другие поля. Наконец, согласно моему подходу, государство неизбежно
182 должно было участвовать в утверждении, если и не в создании, стабильных отношений занятости. Поэтому формирование политической сферы отношений занятости должно стать предметом постоянного научного интереса.
Используя ранее введённую терминологию, можно сказать так: проблема состоит в том, чтобы показать, как разнообразные организованные силы объединяются для установления стабильной системы занятости на уровне организационных полей. Можно ожидать, что эта проблема стоит наиболее остро для быстро растущих секторов хозяйства, где не существует широко распространённых отношений занятости. Первоначальные условия важны в ряде случаев. Во-первых, некоторые государства выработали интервенционистские стратегии в своих хозяйствах на ранних исторических развилках, тогда как другие были менее развиты и оставались регуляционистскими [Dobbin 1994]. Государства обеспечивали схемы социального страхования, и характер государственного регулирования трудовых отношений в ряде моментов создавал важные преимущества работникам и профессиональным группам, занимавшим различные переговорные позиции перед лицом работодателей [Burawoy 1985: 126]. Во-вторых, относительная власть работников и предприятий зависела от важности квалификации в системе производства и предложения квалифицированной рабочей силы.
Полезно описывать предельные случаи. Если существует обширное предложение квалифицированных кадров и государство не вмешивается в работу рынка труда, то наиболее вероятно, что организовывать системы отношений занятости будут менеджеры и собственники. Они предпочтут создание внутренних рынков труда на предприятиях, которые предоставят возможность части работников сделать карьеру в этих организациях, изолируя остальных в рамках вторичных рынков труда. Если работники хорошо организованы, квалифицированные кадры в обществе не в избытке, а государство принимает сторону работников, можно ожидать появления отраслевой системы занятости. Рынки труда будут контролироваться работниками, которые будут бороться за обеспечение возможностей по повышению квалификации и карьеры работников в определённой отрасли. Если переговоры работников и менеджеров зашли в тупик, а государство не прочь вмешаться, тогда можно ожидать доминирования системы госу-дарственнического профессионализма. В этом случае государ-
182
ство предоставляет экспертов, которые помогают работникам и менеджерам найти «рациональные» решения проблем отношений занятости. Система профессионализма ассоциаций возникает при нескольких условиях. Если сила на стороне менеджеров и государство следует их интересам, то одним из стратегических решений для части работников является создание профессий. Это легитимирует их претензии на обладание абстрактными знаниями и обеспечивает государственную поддержку притязаниям частной группы на сертифицирование обладателей таких знаний. Система профессионализма ассоциаций принуждает менеджеров признать эти притязания и выше оплачивать их экспертные знания. Другой путь появления системы профессионализма ассоциаций возможен, когда ни работники, ни менеджеры не организованы должным образом. В этом случае ассоциации используют свои притязания на обладание абстрактным знанием для продвижения своих групповых интересов.
Если системы занятости представляют собой концепции контроля, санкционированные государством и институционализированные в критические развилки истории, важно понять, какие отрасли доминировали в эти исторические моменты. Можно ожидать, что полем для институциональных экспериментов в сфере отношений занятости являлись наиболее быстро растущие отрасли [Stinchcombe 1965]. Как только они вступили в силу и были санкционированы или легализованы государством, они распространились на организационные поля, где господствовали схожие условия. Когда система отношений занятости институционализировалась относительно широко, она в значительной степени должна была формировать возможности для возникновения новых систем занятости. Это могло происходить многими путями. Во-первых, возникновение или быстрый рост промышленной или технической образовательной системы попал бы под влияние отношений занятости в наиболее важных отраслях своего времени. Эта система производила бы работников также и для должностей в новых отраслях и в политической сфере отношений занятости. Во-вторых, по мере возникновения новых промышленных полей, находящиеся в них менеджеры и работники в первую очередь стали бы искать модели отношений занятости в соседних отраслях.
Новые системы отношений занятости имеют два источника. Как уже упоминалось, в новых отраслях баланс сил между зна-
183
чимыми группами может быть различным. Более интересен случай, когда отношения занятости изменяются в уже существующих отраслях. Согласно моему подходу, изменения отношений занятости в существующих отраслях зависят от неспособности существующих концепций отношений занятости обеспечивать экономический рост (ситуация экономического кризиса) или неспособности образовательной системы производить мотивированных работников с адекватной квалификацией (ситуация мотивационного кризиса).
Чтобы убедить доминирующие группы изменить свою тактику, баланс сил в отношениях занятости должен был в их глазах создавать для них неблагоприятные условия. Это могло произойти в нескольких случаях. Во-первых, в случае общего экономического спада (например, Великой депрессии 1930-х годов) можно ожидать, что системы отношений занятости будут испытывать давление со стороны всех заинтересованных групп. Если крупнейшие предприятия становятся банкротами, или если кардинально меняется предложение квалифицированных кадров, то существующие системы занятости оказываются под угрозой. Во-вторых, вызванные действиями государства кризисы (войны и политические перевороты) способны с лёгкостью разрушить ранее сложившиеся системы занятости [Baron, Dobbin, Jennings 1986]. Они могут влиять напрямую, посредством государственного вмешательства для изменения работы рынков труда, или опосредованно, через принятие законов. Наконец, вторжение в основные отрасли какого-либо общества со стороны внешних предприятий, практикующих другие отношения занятости, может спровоцировать реорганизацию отношений занятости на оставшихся предприятиях.






