внутренних дел и вышестоящихподразделений уголовного розыска за оперативно-розыскной деятельностью по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых с применением взрывных устройств, а также розыску лиц, их замышляющих,
подготавливающих, совершающих или совершивших
Организация контроля за оперативно-розыскной деятель-
ностью подразделений уголовного розыска по выявлению,
предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых с
применением ВУ, основана на системе целенаправленных
мер, которые должны осуществляться на протяжении всего
периода оперативной разработки по каждому конкретному
делу. При этом руководители горрайоргана внутренних дел
должны осуществлять контроль:
- за обоснованностью и своевременностью заведения дед
оперативного учета;
- за законностью осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий;
- за качеством исполнения запланированных мероприятий;
- за своевременностью реализации материалов по делам
оперативного учета и их прекращения. Вместе с тем изучение организации контроля, осуществляемого со стороны руководителей горрайорганов внутренних дел, показало, что фактически контроль велся менее чем по половине дел о нераскрытых преступлениях, совершенных с применением ВУ. Основная форма — письменные указания о необходимости “активизировать” работу либо “усилить” проверку определенной категории лиц.
116
Зачастую руководители только делали отметку о просмотре материалов дела, не давая никаких указаний.
Это свидетельствует об отсутствии глубокого изучения материалов, неумении организовать работу подчиненных сотрудников. Наиболее характерной формой контроля руководителей горрайорганов внутренних дел за ходом раскрытия преступлений, особенно на ранней стадии, является проведение заслушиваний оперуполномоченных уголовного розыска и следователей о проводимых следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях с устными указаниями о направлениях дальнейшей работы.
В системе контроля за деятельностью по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых с применением ВУ, значительное место занимают мероприятия, проводимые УУР (ОУР) МВД, УВД. Можно выделить три основные формы осуществления организаторской деятельности аппаратов УУР (ОУР):
- координация действий горрайорганов внутренних дел в раскрытии особо тяжких преступлений;
- выяснение обстоятельств совершенных особо тяжких преступлений, контроль за осуществляемыми оперативно-розыскными мероприятиями;
- оказание методической и практической помощи в прове
дении конкретных оперативно-розыскных мероприятий
по установлению и изобличению преступников.
Основными задачами контроля за выполнением мероприя
тий по делам оперативного учета, заведенным по преступле
ниям, совершенным с применением ВУ, являются:
- обеспечение своевременного и качественного выполне
ния указаний и рекомендаций МВД, УВД;
- повышение общего уровня организаторской и исполни
тельской деятельности сотрудников органов внутренних
дел;
117
- своевременное принятие необходимых мер по устране
нию недостатков в работе следственно - оперативных;
групп, подразделений уголовного розыска и отдельны;
сотрудников;
- оказание практической помощи в устранении вскрытых недостатков и упущений в работе по оперативно поисковым делам.
Одной из форм контроля является личное участие сотруд ников подразделений уголовного розыска МВД, УВД в орга низации раскрытия преступления и оказание ими практиче ской помощи в оперативно-розыскных мероприятиях проводимых в рамках дел оперативного учета. При выезде в горрайорганы оперуполномоченным уголовного розыск; МВД, УВД необходимо проводить анализ всех материале] дел оперативной разработки и уголовных дел, заведенных (возбужденных) по факту применения ВУ. На основе имею щихся данных оказать помощь в составлении плана оператив но-розыскных мероприятий и следственных действий по кон кретным делам оперативной разработки, дать письменных рекомендации, принять непосредственное участие в осущест вляемых следственно-оперативных группой оперативно розыскных мероприятиях.
В качестве контроля за раскрытием особо тяжких преступ лений подразделениями уголовного розыска МВД, УВД пре дусматривается возможность ведения надзорного произведет ва В приказе МВД России от 22 мая 1996 г. “О мерах т совершенствованию оперативно-розыскной деятельности” не указаны основания и порядок заведения контрольно наблюдательных дел. В настоящее время в ведомственных нормативных актах не предусмотрен и механизм осуществ пения контроля сотрудниками уголовного розыска МВД, УВ^ за раскрытием особо тяжких преступлений На наш взгляд это сказывается не только на должной информированности о ходе раскрытия таких преступлений, но и ведет к сниже
118
нию ответственности подразделений управленческого звена
*за организацию работы по их раскрытию.
Система контроля за деятельностью подразделений уголовного розыска по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых с применением ВУ, нуждается в четком дифференцировании на различных уровнях, начиная с горрайорганов и кончая МВД, УВД субъектов федерации, ГУУР МВД России. Такая система позволит исключить дублирование и четко разграничить компетенцию руководителей различного ранга, а при необходимости устранить пробелы и недостатки, допущенные в нижестоящих звеньях.
III. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЦ, ЗАМЫШЛЯЮЩИХ,,
ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ, СОВЕРШАЮЩИХ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ
И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
Одним из главных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел является своевременное выявление различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес, фактов их противоправного поведения. И в этой же связи — причин и условий, способствующих их противоправной деятельности.
Анализ практики борьбы с криминальными взрывами показывает: деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, в чью компетенцию входит это направление работы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Продолжающееся осложнение оперативной обстановки во многом связано с недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников, просчетами в организации оперативно-розыскной и следственной работы. К сожалению, упущения, о которых речь, имеют давние корни. На это неоднократно обращалось внимание сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. Вот примеры.
В начале пятидесятых на территории Полтавской области УССР длительное время действовала банда, возглавляемая В.А. Сильничим, ликвидированная в 1953 г. По результатам анализа деятельности сотрудников уголовного розыска (по ее разработке) было особо подчеркнуто, банда была ликвидирована только после совершения множества особо опасных преступлений: “Между тем, как показала проверка, они могли 120
быть ликвидированы в период их организации. Не было сделано это вследствие слабой постановки агентурной работы по выявлению и разработке уголовного элемента и лиц, ведущих подозрительный образ жизни, и не реагирования сотрудников милиции” на оперативные сведения.
На такие же ошибки указывалось при анализе работы московской милиции по ликвидации банды Митина (материалы разработки этой банды были использованы братьями Вайне-рами при написании “Эры милосердия”). В частности, было отмечено, что “многие органы милиции г. Москвы и Московской области слабо занимались оперативной работой по выявлению и разработке преступного элемента и лиц, ведущих сомнительный образ жизни... Они строили свою работу не от преступника, а от совершенного преступления”.
В теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел под выявлением лиц и фактов, представляющих оперативный интерес1, понимается процесс осуществления комплекса оперативно-розыскных, иных мероприятий, включающих поиск и получение первичных сведений о таких лицах и фактах, их проверку и принятие решения в целях предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. На оперативные подразделения органов внутренних дел возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии своеобразный четко работающий “конвейер” сбора информации, носящей не только криминальный, но и предкрими-нальный характер — ее накопление и обработку в целях принятия необходимых мер.
Как правило, сначала должна анализироваться и оцениваться оперативная обстановка на обслуживаемой территории или по линии работы. Исходя из этого, на последующих этапах определяются цели и объекты поиска, его направления,
1 Далее — “выявление лиц и фактов”.
121
необходимые для этого силы и средства, формы осуществления оперативно-поисковой работы.
С точки зрения содержательной эта деятельность предполагает обнаружение первичных сведений о подготовке или совершении преступлений, не известных органам внутренних дел, и о лицах, не состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах, однако являющихся носителями криминальной информации.
Анализ практики свидетельствует о том, что лиц, от которых можно ожидать организации или совершения криминальных взрывов, следует выявлять среди следующих категорий граждан:
- ранее судимых за преступления, связанных с незаконным оборотом ВВ и ВУ;
- в отношении которых поступала следственная или оперативно-розыскная информация о попытках приобрести ВВ, изготовить ВУ;
- чья производственная или служебная деятельность (бывшая либо настоящая) связана с изготовлением, хранением, перевозкой и использованием оружия, боеприпасов или ВВ;
- лидеров и боевиков организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);
- прошедших подготовку в качестве подрывников в учебных заведениях и работавших на предприятиях горнодобывающей промышленности;
- работающих (работавших) в области химических технологий, связанных с производством ВВ, порохов, других взрывоопасных материалов;
- пиротехников кино- и видеостудий;
- бывших военнослужащих, имеющих опыт обращения с ВВ и ВУ, замеченных в связях с криминальными структурами;
122
- имеющих опыт боевых действий в межгосударственных и межнациональных конфликтах;
- участников конфликтующих, хулиганских группировок подростков и молодежи, а также лиц, входящих в неформальные объединения экстремистского толка, систематически нарушающих общественный порядок;
- склонных к незаконной охоте и браконьерству;
- задержанных вблизи мест хранения взрывчатых материалов;
- учащихся школ, профтехучилищ, колледжей, институтов и других учебных заведений, чья практика и обучение специальности связаны с горнорудной промышленностью, металлообработкой, химическими технологиями, радиотехникой;
- занимающихся изготовлением самодельных ВУ для различных целей;
- психически больных (включая больных пироманией), высказывающих агрессивные намерения.
Для своевременного выявления лиц, замышляющих со-шение преступления с применением ВУ, необходимо:
- обучать источники оперативной информации распознаванию внешних признаков приготовительных действий для осуществления взрыва;
- оказывать им помощь в установлении доверительных отношений с лицами, склонными к совершению преступлений с применением ВУ;
- привлекать к конфиденциальному сотрудничеству граждан, имеющих связи с лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВУ;
- использовать возможности информационных центров для выявления конфиденциальных сотрудников, состоящих на связи в других оперативных аппаратах органов внутренних дел, которые могут предоставлять информацию о поведении того или иного лица, интересующего оперативных работников.
123
К фактам, представляющим оперативный интерес, приме- нительно к борьбе с криминальными взрывами, следует в первую очередь отнести обстоятельства, способствующие их со-вершению. На практике подобные обстоятельства могут находить самое разнообразное проявление. К основным из них следует отнести факторы, способствующие возникновению и реализации преступного умысла. Чаще всего они заключаются в недостатках системы государственного контроля за оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, нарушениях правил их учета и охраны. Именно эти факты чаще всего служат причиной попадания ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота.
Успешное решение задачи выявления лиц и фактов, пред-, ставляющих оперативный интерес, применительно к борьбе с криминальными взрывами, в значительной степени определяется системой мер по формированию специализированного негласного аппарата для выявления и оперативного прикрытия каналов незаконного распространения ВВ и ВУ.
При этом возможны следующие виды специализации:
- линейный, т.е. ориентированный на выявление преступников в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в среде лиц, со стороны которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВВ и ВУ;
- объектово - территориальный, т.е. заключающийся в оперативном обслуживании одного или группы объектов оборота ВВ и ВУ.
Такая систематизация позволяет ориентировать силы негласного аппарата на наиболее сложных в оперативном отношении объектах или участках, созданием системы оперативного слежения за незаконным распространением взрывчатых материалов и раскрытия преступлений, совершаемых с применением ВУ.
Совершенствование деятельности подразделений уголовного розыска по установлению причин, условий, каналов, ис-
124
точников поступления оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота видится, главным образом, в выявлении оперативным путем конкретных правонарушений.
Полученные первичные сведения о лицах и фактах подлежат тщательной проверке. Это позволяет определить достоверность поступившей информации, ее полноту и возможность дальнейшего использования в предупреждении, пресечении и раскрытии криминальных взрывов.
Такая проверка необходима прежде всего потому, что первоначальные сведения могут не соответствовать действительности, а их использование может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан, к нарушению законности... А порой, к сожалению, открывает большие возможности для преступников, дабы тщательнее скрывать противозаконные действия.
Проверка первичных сведений необходима также и потому, что в ряде случаев они бывают неконкретным и не содержат достаточных данных для правильного решения вопроса о мерах, которые следует принять, исходя из их содержания.
В зависимости от характера полученных сведений, мероприятия по их проверке осуществляются в сроки, как правило, не превышающие 3-10 суток. В случае если поступившая информация свидетельствует о подготовке преступления и реально угрожает жизни и здоровью граждан, общественной безопасности, то одновременно принимаются меры профилактического характера либо по его пресечению. Причем мероприятия, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, планируются и осуществляются немедленно вслед за поступившей об этом информации, И имеют целью недопущение совершения подготавливаемого преступления.
Виды мероприятий и направления их осуществления по проверке выявленных первичных сведений, представляющих оперативный интерес весьма разнообразны и зависят от тех конкретных обстоятельств, которые содержатся в полученной
125
информации. Однако в каждом случае в процессе проверки
следует установить:
- место жительства (местонахождение) проверяемого, его
личность, судимость, связи, поведение и образ жизни;
- причастность проверяемого к противоправным действии-ям, о которых сообщается, имел ли место сам факт кри- минального события, причастность проверяемого к ранее совершенным преступлениям, наличие у него ценностей, приобретенных преступным путем;
- преступные намерения проверяемого, его конкретные действия по подготовке преступления и созданию условий, способствующих осуществлению преступных намерений.
Выясняются также иные обстоятельства, исходя из тех или иных конкретных данных, содержащихся в первичной информации. Каждое выявленное лицо проверяется по оперативно-розыскным учетам органов внутренних дел.
Все документы, которые поступают в результате поиска информации и ее проверки, собираются в отдельную папку, именуемую “проверочным материалом”. Каждый проверочный материал в отдельности регистрируется в специальном журнале, который ведется отдельно по линиям служб криминальной милиции.