Контроль руководителей горрайорганов

внутренних дел и вышестоящихподразделений уголовного розыска за оперативно-розыскной деятельностью по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых с применением взрывных устройств,        а также розыску лиц, их замышляющих,
подготавливающих, совершающих         или совершивших

 Организация контроля за оперативно-розыскной деятель-

ностью подразделений уголовного розыска по выявлению,
предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых с
применением ВУ, основана на системе целенаправленных
мер, которые должны осуществляться на протяжении всего
периода оперативной разработки по каждому конкретному
делу. При этом руководители горрайоргана внутренних дел
должны осуществлять контроль:

- за обоснованностью и своевременностью заведения дед

оперативного учета;

- за законностью осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий;

- за качеством исполнения запланированных мероприятий;

-   за своевременностью реализации материалов по делам

оперативного учета и их прекращения. Вместе с тем изучение организации контроля, осуществ­ляемого со стороны руководителей горрайорганов внутренних дел, показало, что фактически контроль велся менее чем по половине дел о нераскрытых преступлениях, совершенных с применением ВУ. Основная форма — письменные указания о необходимости “активизировать” работу либо “усилить” про­верку определенной категории лиц.

116


Зачастую руководители только делали отметку о просмот­ре материалов дела, не давая никаких указаний.

Это свидетельствует об отсутствии глубокого изучения ма­териалов, неумении организовать работу подчиненных со­трудников. Наиболее характерной формой контроля руково­дителей горрайорганов внутренних дел за ходом раскрытия преступлений, особенно на ранней стадии, является проведе­ние заслушиваний оперуполномоченных уголовного розыска и следователей о проводимых следственных действиях и опе­ративно-розыскных мероприятиях с устными указаниями о направлениях дальнейшей работы.

В системе контроля за деятельностью по выявлению, пре­дупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых с применением ВУ, значительное место занимают мероприятия, проводимые УУР (ОУР) МВД, УВД. Можно выделить три ос­новные формы осуществления организаторской деятельности аппаратов УУР (ОУР):

- координация действий горрайорганов внутренних дел в раскрытии особо тяжких преступлений;

- выяснение обстоятельств совершенных особо тяжких преступлений, контроль за осуществляемыми оператив­но-розыскными мероприятиями;

- оказание методической и практической помощи в прове­
дении конкретных оперативно-розыскных мероприятий
по установлению и изобличению преступников.

Основными задачами контроля за выполнением мероприя­
тий по делам оперативного учета, заведенным по преступле­
ниям, совершенным с применением ВУ, являются:

- обеспечение своевременного и качественного выполне­
ния указаний и рекомендаций МВД, УВД;

-   повышение общего уровня организаторской и исполни­
тельской деятельности сотрудников органов внутренних
дел;            

117


- своевременное принятие необходимых мер по устране

нию недостатков в работе следственно - оперативных;

групп, подразделений уголовного розыска и отдельны;

сотрудников;

- оказание практической помощи в устранении вскрытых недостатков и упущений в работе по оперативно поисковым делам.

Одной из форм контроля является личное участие сотруд ников подразделений уголовного розыска МВД, УВД в орга низации раскрытия преступления и оказание ими практиче ской помощи в оперативно-розыскных мероприятиях проводимых в рамках дел оперативного учета. При выезде в горрайорганы оперуполномоченным уголовного розыск; МВД, УВД необходимо проводить анализ всех материале] дел оперативной разработки и уголовных дел, заведенных (возбужденных) по факту применения ВУ. На основе имею щихся данных оказать помощь в составлении плана оператив но-розыскных мероприятий и следственных действий по кон кретным делам оперативной разработки, дать письменных рекомендации, принять непосредственное участие в осущест вляемых следственно-оперативных группой оперативно розыскных мероприятиях.

В качестве контроля за раскрытием особо тяжких преступ лений подразделениями уголовного розыска МВД, УВД пре дусматривается возможность ведения надзорного произведет ва В приказе МВД России от 22 мая 1996 г. “О мерах т совершенствованию оперативно-розыскной деятельности” не указаны основания и порядок заведения контрольно наблюдательных дел. В настоящее время в ведомственных нормативных актах не предусмотрен и механизм осуществ пения контроля сотрудниками уголовного розыска МВД, УВ^ за раскрытием особо тяжких преступлений На наш взгляд это сказывается не только на должной информированности о ходе раскрытия таких преступлений, но и ведет к сниже

118


 

нию ответственности подразделений управленческого звена

*за организацию работы по их раскрытию.

Система контроля за деятельностью подразделений уго­ловного розыска по выявлению, предупреждению и раскры­тию преступлений, совершаемых с применением ВУ, нужда­ется в четком дифференцировании на различных уровнях, начиная с горрайорганов и кончая МВД, УВД субъектов фе­дерации, ГУУР МВД России. Такая система позволит исклю­чить дублирование и четко разграничить компетенцию руко­водителей различного ранга, а при необходимости устранить пробелы и недостатки, допущенные в нижестоящих звеньях.




















III. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЦ, ЗАМЫШЛЯЮЩИХ,,

ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ, СОВЕРШАЮЩИХ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ

И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

Одним из главных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел является своевременное выявление различных категорий лиц, представляющих опера­тивный интерес, фактов их противоправного поведения. И в этой же связи — причин и условий, способствующих их про­тивоправной деятельности.

Анализ практики борьбы с криминальными взрывами по­казывает: деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, в чью компетенцию входит это направление работы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Про­должающееся осложнение оперативной обстановки во многом связано с недостаточной профессиональной подготовкой со­трудников, просчетами в организации оперативно-розыскной и следственной работы. К сожалению, упущения, о которых речь, имеют давние корни. На это неоднократно обращалось внимание сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. Вот примеры.

В начале пятидесятых на территории Полтавской области УССР длительное время действовала банда, возглавляемая В.А. Сильничим, ликвидированная в 1953 г. По результатам анализа деятельности сотрудников уголовного розыска (по ее разработке) было особо подчеркнуто, банда была ликвидиро­вана только после совершения множества особо опасных пре­ступлений: “Между тем, как показала проверка, они могли 120


быть ликвидированы в период их организации. Не было сде­лано это вследствие слабой постановки агентурной работы по выявлению и разработке уголовного элемента и лиц, ведущих подозрительный образ жизни, и не реагирования сотрудников милиции” на оперативные сведения.

На такие же ошибки указывалось при анализе работы мос­ковской милиции по ликвидации банды Митина (материалы разработки этой банды были использованы братьями Вайне-рами при написании “Эры милосердия”). В частности, было отмечено, что “многие органы милиции г. Москвы и Москов­ской области слабо занимались оперативной работой по вы­явлению и разработке преступного элемента и лиц, ведущих сомнительный образ жизни... Они строили свою работу не от преступника, а от совершенного преступления”.

В теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел под выявлением лиц и фактов, представ­ляющих оперативный интерес1, понимается процесс осуще­ствления комплекса оперативно-розыскных, иных меро­приятий, включающих поиск и получение первичных сведений о таких лицах и фактах, их проверку и принятие решения в целях предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. На оперативные подразделе­ния органов внутренних дел возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии своеобразный четко работающий “конвейер” сбора инфор­мации, носящей не только криминальный, но и предкрими-нальный характер — ее накопление и обработку в целях принятия необходимых мер.

Как правило, сначала должна анализироваться и оцени­ваться оперативная обстановка на обслуживаемой территории или по линии работы. Исходя из этого, на последующих эта­пах определяются цели и объекты поиска, его направления,

1 Далее — “выявление лиц и фактов”.

121


необходимые для этого силы и средства, формы осуществле­ния оперативно-поисковой работы.

С точки зрения содержательной эта деятельность предпо­лагает обнаружение первичных сведений о подготовке или совершении преступлений, не известных органам внутренних дел, и о лицах, не состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах, однако являющихся носителями криминальной информации.

Анализ практики свидетельствует о том, что лиц, от кото­рых можно ожидать организации или совершения криминаль­ных взрывов, следует выявлять среди следующих категорий граждан:

- ранее судимых за преступления, связанных с незаконным оборотом ВВ и ВУ;

- в отношении которых поступала следственная или опера­тивно-розыскная информация о попытках приобрести ВВ, изготовить ВУ;

- чья производственная или служебная деятельность (быв­шая либо настоящая) связана с изготовлением, хранени­ем, перевозкой и использованием оружия, боеприпасов или ВВ;

- лидеров и боевиков организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);

- прошедших подготовку в качестве подрывников в учеб­ных заведениях и работавших на предприятиях горнодо­бывающей промышленности;

- работающих (работавших) в области химических техно­логий, связанных с производством ВВ, порохов, других взрывоопасных материалов;

- пиротехников кино- и видеостудий;

- бывших военнослужащих, имеющих опыт обращения с ВВ и ВУ, замеченных в связях с криминальными струк­турами;

122


- имеющих опыт боевых действий в межгосударственных и межнациональных конфликтах;

- участников конфликтующих, хулиганских группировок подростков и молодежи, а также лиц, входящих в нефор­мальные объединения экстремистского толка, системати­чески нарушающих общественный порядок;

- склонных к незаконной охоте и браконьерству;

- задержанных вблизи мест хранения взрывчатых материалов;

- учащихся школ, профтехучилищ, колледжей, институтов и других учебных заведений, чья практика и обучение специальности связаны с горнорудной промышленно­стью, металлообработкой, химическими технологиями, радиотехникой;

- занимающихся изготовлением самодельных ВУ для раз­личных целей;

- психически больных (включая больных пироманией), высказывающих агрессивные намерения.

Для своевременного выявления лиц, замышляющих со-шение преступления с применением ВУ, необходимо:

- обучать источники оперативной информации распозна­ванию внешних признаков приготовительных действий для осуществления взрыва;

- оказывать им помощь в установлении доверительных от­ношений с лицами, склонными к совершению преступле­ний с применением ВУ;

- привлекать к конфиденциальному сотрудничеству граж­дан, имеющих связи с лицами, от которых можно ожи­дать совершения преступлений с применением ВУ;

- использовать возможности информационных центров для выявления конфиденциальных сотрудников, состоящих на связи в других оперативных аппаратах органов внут­ренних дел, которые могут предоставлять информацию о поведении того или иного лица, интересующего опера­тивных работников.

123


К фактам, представляющим оперативный интерес, приме- нительно к борьбе с криминальными взрывами, следует в пер­вую очередь отнести обстоятельства, способствующие их со-вершению. На практике подобные обстоятельства могут находить самое разнообразное проявление. К основным из них следует отнести факторы, способствующие возникнове­нию и реализации преступного умысла. Чаще всего они за­ключаются в недостатках системы государственного контроля за оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, нарушениях пра­вил их учета и охраны. Именно эти факты чаще всего служат причиной попадания ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота.

Успешное решение задачи выявления лиц и фактов, пред-, ставляющих оперативный интерес, применительно к борьбе с криминальными взрывами, в значительной степени определя­ется системой мер по формированию специализированного негласного аппарата для выявления и оперативного прикры­тия каналов незаконного распространения ВВ и ВУ.

При этом возможны следующие виды специализации:

- линейный, т.е. ориентированный на выявление преступ­ников в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в среде лиц, со стороны которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВВ и ВУ;

- объектово - территориальный, т.е. заключающийся в опе­ративном обслуживании одного или группы объектов оборота ВВ и ВУ.

Такая систематизация позволяет ориентировать силы не­гласного аппарата на наиболее сложных в оперативном отно­шении объектах или участках, созданием системы оператив­ного слежения за незаконным распространением взрывчатых материалов и раскрытия преступлений, совершаемых с при­менением ВУ.

Совершенствование деятельности подразделений уголов­ного розыска по установлению причин, условий, каналов, ис-

124


точников поступления оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота видится, главным образом, в выявлении оперативным путем конкретных правонарушений.

Полученные первичные сведения о лицах и фактах подлежат тщательной проверке. Это позволяет опреде­лить достоверность поступившей информации, ее полноту и возможность дальнейшего использования в предупреж­дении, пресечении и раскрытии криминальных взрывов.

Такая проверка необходима прежде всего потому, что пер­воначальные сведения могут не соответствовать действитель­ности, а их использование может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан, к наруше­нию законности... А порой, к сожалению, открывает большие возможности для преступников, дабы тщательнее скрывать противозаконные действия.

Проверка первичных сведений необходима также и пото­му, что в ряде случаев они бывают неконкретным и не содер­жат достаточных данных для правильного решения вопроса о мерах, которые следует принять, исходя из их содержания.

В зависимости от характера полученных сведений, меро­приятия по их проверке осуществляются в сроки, как правило, не превышающие 3-10 суток. В случае если поступившая ин­формация свидетельствует о подготовке преступления и ре­ально угрожает жизни и здоровью граждан, общественной безопасности, то одновременно принимаются меры профи­лактического характера либо по его пресечению. Причем ме­роприятия, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, планируются и осуществляются немедленно вслед за поступившей об этом информации, И имеют целью недопу­щение совершения подготавливаемого преступления.

Виды мероприятий и направления их осуществления по проверке выявленных первичных сведений, представляющих оперативный интерес весьма разнообразны и зависят от тех конкретных обстоятельств, которые содержатся в полученной

125


информации. Однако в каждом случае в процессе проверки

следует установить:

- место жительства (местонахождение) проверяемого, его

личность, судимость, связи, поведение и образ жизни;

- причастность проверяемого к противоправным действии-ям, о которых сообщается, имел ли место сам факт кри- минального события, причастность проверяемого к ранее совершенным преступлениям, наличие у него ценностей, приобретенных преступным путем;

- преступные намерения проверяемого, его конкретные действия по подготовке преступления и созданию усло­вий, способствующих осуществлению преступных наме­рений.

Выясняются также иные обстоятельства, исходя из тех или иных конкретных данных, содержащихся в первичной ин­формации. Каждое выявленное лицо проверяется по опера­тивно-розыскным учетам органов внутренних дел.

Все документы, которые поступают в результате поиска информации и ее проверки, собираются в отдельную папку, именуемую “проверочным материалом”. Каждый провероч­ный материал в отдельности регистрируется в специальном журнале, который ведется отдельно по линиям служб крими­нальной милиции.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: