Совершение преступлений с применением ВУ затрагивает многие аспекты деятельности по обеспечению общественной безопасности и охране правопорядка. Отсюда возникает взаимный интерес ряда служб и подразделений органов внутренних дел, других государственных и правоохранительных ор-
103
ганов к решению данного вопроса. Несмотря на общую цель борьбы с преступностью, каждый из них осуществляет функции, присущие своему виду деятельности. Поэтому организация взаимодействия в работе по выявлению, предупреждению < и раскрытию рассматриваемых преступлений должна в полной мере учитывать компетенцию каждого субъекта, а также специфику сил, средств и методов, используемых им в борьбе с преступностью.
Наибольшие возможности в выявлении, предупреждении и раскрытии рассматриваемого вида преступлений имеют подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в полном объеме: уголовный розыск (головная служба по раскрытию криминальных взры- вов), подразделения по борьбе с организованной преступно- стью, подразделения по борьбе с экономической преступностью и оперативные аппараты органов внутренних дел на транспорте. Это объясняется тем, что именно на них в качестве основной возложена задача выявления, предупреждения и раскрытия преступлений с использованием оперативно- розыскных сил, средств и методов, позволяющих вести успешную борьбу с преступностью в целом.
Взаимодействие этих подразделений в предупреждении и
раскрытии преступлений, совершаемых с применением ВУ,
как правило, осуществляется:
- посредством совместного анализа и изучения оператив- -
ной обстановки на обслуживаемой территории (объек
тах);
- разработкой комплексных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на борьбу с рассматриваемым видом преступлений;
- обменом информацией и совместным проведением опе-
ративно - розыскных мероприятий по выявлению и устра
нению причин и условий, способствующих совершению
преступлений с применением ВУ; 1
104
- взаимным ориентированием сил оперативно-розыскной деятельности выявлением лиц и фактов, связанных с незаконным оборотом ВВ и ВУ,
- предупреждением и раскрытием преступлений, совершаемых с их применением;
- совместным планированием оперативно-розыскных мероприятий по обследованию объектов хранения и использования ВВ и проведению индивидуально-профилактической работы с лицами, от которых можно ожидать подобных преступлений, выявлением фактов незаконного изготовления ВУ.
Так, в декабре 1998 г. сотрудниками ОУР Усвятского и Невельского РОВД УВД Псковской области во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел УВД Смоленской области во время проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий на трассе Невель — Смоленск была задержана группа лиц, следовавших на автомашине “ВАЗ-2106”. При осмотре автомашины обнаружен автомат и патроны калибра 7,62 мм. В процессе последующих оперативно-розыскных мероприятий в отношении задержанных был установлен житель г. Невеля, который сбывал оружие, боеприпасы и взрывные устройства лицам из криминальной среды. При производстве обыска у него изъята большая партия оружия, боеприпасов, взрывных устройств, приготовленных для сбыта.
Следует указать на целесообразность использования в раскрытии и предупреждении криминальных взрывов такого оперативно-розыскного мероприятия как оперативное внедрение1. Например, в целях реализации оперативной информации и привлечения к уголовной ответственности участников организованной преступной группы, специализировавшейся на незаконном обороте оружия, боеприпасов и ВВ на
1 См.: Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”: Научно-практический комментарий / Под ред. проф В.В. Николюка. — 4-е изд., перераб. и доп. М, 1999. С. 64-65
105
территории Свердловской области, в нее был внедрен сотрудник оперативного подразделения, с помощью которого была осуществлена проверочная закупка боевого оружия. После соответствующего документирования преступных действий членов преступной группы была осуществлена специальная операция по их задержанию.
Особую специфику имеет организация взаимодействия с оперативными аппаратами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
К сожалению, их возможности в раскрытии преступлений совершенных с применением ВУ, сотрудниками подразделений криминальной милиции используются недостаточно.
Сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, а также иных подразделений криминальной милиции не всегда проверяют информацию, получаемую из оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, не всегда дают ответы на поступающие инициативные сообщения.
В целях эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, особое значение имеет организация взаимодействия со следственными подразделениями органов внутренних дел и прокуратуры.
Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (СОГ).
СОГ подразделяются на определенные виды:
1. Дежурная группа (при дежурной части) — обеспечивает немедленное реагирование на сообщение о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам; формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. По предложению руководства подразделений по борьбе с организованной преступностью в состав СОГ могут быть включены сотрудники иных подразделений.
2. Целевая группа (временная) — для раскрытия и расследования преступлений по конкретному уголовному делу. 106
9-
3. Специализированная группа (постоянно действующая) — для раскрытия и расследования преступлений определенной категории; в том числе, по которым лица, их совершившие, не установлены.
4. Совместная СОГ (бригада) — для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами. В состав СОГ (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности. Федеральной службы налоговой полиции и других заинтересованных органов и организаций. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, должен своевременно знакомить с нею следователя, принимая меры, исключающие разглашение источников информации и способы ее получения.
Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности включает в себя:
- вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД постановления о предоставлении результатов ОРД органу дознания, следователю;
- вынесение, при необходимости, постановления о рассек-речивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
- оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.)1.
1 Приказ ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998г. № 175/226/336/201/286/410/56 “Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд”.
107
Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного
официального сообщения (справки-меморандума) или в виде
подлинников соответствующих оперативно-служебных доку
ментов.
Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно — в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте, обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.
Правовой основой представления результатов ОРД следователю являются Конституция Российской Федерации, уго-ловно - процессуальное законодательство, ФЗ “Об ОРД”, иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.
Сочетание средств и методов, которыми располагают следователь и оперативный работник, позволяет наступательно и целенаправленно вести борьбу с лицами, совершившими криминальные взрывы. Такое взаимодействие при раскрытии преступлений, совершаемых с применением ВУ, осуществляется по следующим направлениям:
- совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- ознакомление следователя с содержанием оперативной информации в целях последующего ее использования в
108
ходе расследования уголовного дела, проведения отдельных процессуальных действий;
- выполнение оперативными сотрудниками отдельных поручений следователя;
- участие оперативных сотрудников в проведении следственных действий.
Особое место занимает взаимодействие оперуполномоченных подразделений криминальной милиции со следователем при реализации оперативно-розыскных материалов по делам оперативного учета. На данном этапе необходимо обеспечить согласованность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях быстрого установления виновных и привлечения их к предусмотренной законом ответственности.
Их взаимодействие должно продолжаться и на последующих этапах процесса раскрытия преступления и расследования уголовного дела. Особенно это необходимо в случаях, когда подозреваемый (обвиняемый) скрывает обстоятельства совершения преступления, источники приобретения ВВ или ВУ, не называет соучастников преступления, либо когда имеются предположения о совершении лицом других преступлений1.
Решая вопросы борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, оперативные подразделения должны осу-
' Подробнее см.: Бордиловский Э.И. Оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений. М.: Академия МВД РФ, 1993; Самоделкин С.М. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования и судебного разбирательства тяжких преступлений (правовые и организационные основы) // Дис...канд. юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1994; Хачаро-ев Х.Д. Организация и тактика оперативно-розыскного обеспечения расследования корыстно-насильственных преступлений // Ав-тореф. дис... канд. вдрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1997.
109
ществлять тесное взаимодействие и с различными подразделениями, входящими в состав милиции общественной безопасности: службой участковых инспекторов, подразделениями лицензионно-разрешительной работы, дежурными частями милиции, инженерно-саперными отделениями отрядов милиции особого назначения и другими подразделениями, в чьи задачи входят те или иные аспекты предупреждения и раскрытия названных преступлений
В современных условиях решающее значение приобретает организация не только внутреннего взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел, но и внешнего — с другими правоохранительными органами и иными государственными учреждениями. Следует подчеркнуть: разрозненные усилия в борьбе с преступностью никогда не приводили к положительным результатам. Только комплексное использование сил, средств и методов деятельности всех ее субъектов (включая субъектов оперативно-розыскной деятельности в России и за ее пределами) способно повлиять на ход этой многогранной работы.
Основные принципы и формы их взаимодействия определены Указом Президента РФ № 567 от 18 апреля 1996 г. “О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью”. К ним относятся:
- проведение координационных совещаний руководителей и обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
- совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания практической помощи;
- создание совместных следственно-оперативных групп
для расследования конкретных преступлений;
- проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений;
- оказание взаимной помощи и т.п.
110
В процессе внешнего взаимодействия подразделения по борьбе с организованной преступностью в первую очередь координируют свою работу с органами, которые непосредственно осуществляют правоохранительные функции (прокуратура, юстиция, Федеральная служба безопасности и др.) и контрольно-надзорными органами (Госгортехнадзор).
Так, в ходе проверки поступившей оперативной информа- ции сотрудниками УУР УВД Псковской области в лесном массиве в 10 км от г. Себежа были обнаружены 2 склада боеприпасов, из которых в общей сложности изъято 323 мины и 47 гранат (РГД, Ф 1, противотанковых). В результате последующих оперативно-розыскных мероприятий совместно с сотрудниками военной контрразведки Федеральной пограничной службы России был установлен военнослужащий погранвойск, проходивший по контракту службу в ОКПП “Себеж”, причастный к складированию в лесу вышеуказанных боеприпасов.
Вместе с тем такое взаимодействие чаще всего носит эпизодический характер, что отрицательно влияет на его эффективность. К основным причинам такого положения можно отнести такие, например, как — наличие “ведомственного” барьера между различными правоохранительными органами; отсутствие навыков, умения оказать необходимую помощь при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; нежелание отдельных сотрудников оказывать помощь коллегам; несовершенство системы взаимного обмена информацией; несовершенство критериев оценки вклада других органов в процесс раскрытия преступлений; слабая организующая роль руководителей органов в процессе обеспечения взаимодействия.
Если говорить о субъектах, в чью компетенцию входит решение вопросов борьбы с криминальными взрывами, то следует отметить, что эта функция присуща многим государственным органам. Это вытекает из положений “Концепции национальной безопасности Российской Федерации”.
111
...“Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности”. Борьба же с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом “должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление”.
Наиболее полно вопросы организации взаимодействия в борьбе с преступностью урегулированы применительно к деятельности органов внутренних дел и ФСБ. Его необходимость обусловлена общностью содержания и методов их деятельности.
С одной стороны, на органы внутренних дел, согласно Положению о Министерстве внутренних дел России, возложено участие в пределах своей компетенции в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом3. С другой — органы ФСБ, выполняя возложенные на них специфические функции, оказывают помощь органам внутренних дел в решении задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Поэтому выявление каналов незаконного оборота ВВ и лиц, вынашивающих экстремистские и другие общественно опасные намерения, своевременное пресечение и раскрытие преступлений является общей задачей органов внутренних дел и
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997, 26 дек.
2 Там же.
3 См.: п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996, №30 Ст. 3605.
112
ФСБ, для решения которой должны проводиться соответствующие совместные мероприятия1.
Наряду с изложенным, необходимость их взаимодействия обусловлена также рядом причин, что в целом можно отнести и к обоснованию необходимости организации взаимодействия между иными субъектами оперативно-розыскной деятельности в России по борьбе с криминальными взрывами. К главным из них можно отнести следующие:
- перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоят единые задачи в области борьбы с преступностью;
- в процессе выполнения своих функциональных специфических обязанностей подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут добывать (и добывают) оперативную информацию, значимую для других субъектов оперативно-розыскной деятельности;
- наличие оперативных источников в среде, несвойственной, например, для подразделений криминальной милиции, и наоборот;
- наряду с оперативными источниками органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют различные информационные возможности и уровни допуска к информации, представляющей оперативный интерес для целей борьбы с преступностью;
1 См.: приказ ФСБ РФ, МВД РФ №218/228 от 29 апреля 1996 г. “Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия дежурных служб ФСБ России и МВД России”, приказ ФСБ РФ, МВД РФ №479/826 от 10 декабря 1997 г “Об утверждении Единого перечня чрезвычайных ситуаций, преступлений и происшествий, сообщения о которых должны одновременно направляться органами федеральной службы безопасности и органами внутренних дел одновременно в ФСБ РФ и МВД РФ”.
113
- каждый субъект оперативно-розыскной деятельности,
особенно из числа органов, осуществляющих разведыва-
тельную и контрразведывательную деятельность, имеет
различные возможности в техническом и агентурном
проникновении в преступную среду;
- сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, различаются между собой по степени компетенции в решении задач борьбы с преступностью, профессиональной подготовленности и целеустремленности в решении стоящих перед ними задач.
При этом между ними используются, как правило, следующие виды взаимодействия:
- совместное или согласованное проведение операций по пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых с применением ВУ;
- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, иной оперативно значимой информацией о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях и причастных к ним лицам;
- обмен опытом оперативно-розыскной деятельности и профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений.
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия является создание совместных СОГ, когда четкое распределение обязанностей, целевое планирование оперативно-розыскных мероприятий с учетом взаимных возможностей позволяет добиться эффективной реализации оперативных материалов в уголовном процессе и пресечения противоправных действий организованных групп и преступных сообществ.
В связи с принятием России в Международную организацию уголовной полиции и созданием в структуре криминальной милиции НЦБ Интерпола в России, на органы внутренних дел возложены дополнительные функции, которые они осу-
114
ществляют во взаимодействии с правоохранительными, иными государственными органами России. В частности, к ним относится прием, обработка и направление в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных, иных государственных органов России для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов
Важной целью совместных межведомственных усилий может быть разработка и реализация научно обоснованной системы экономического и технологического анализа процессов производства вооружения, боеприпасов, ВВ и ВУ с целью предупреждения и выявления их хищений в процессе производственного цикла. На основе сопоставления количества сырья, исходных материалов, для изготовления указанной продукции с показателями ее выпуска могли бы планироваться и осуществляться меры по контролю за производственными объектами Подобные мероприятия могут осуществляться и в войсках для определения их реальных потребностей в боеприпасах, ВВ и ВУ, проверки порядка их учета, использования и списания.
См.. Постановление Правительства Российской Федерации № 1190 от 14 октября 1996 г “Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола” // Российская газета, 1996 22 октября.