Основные проблемы пожилых и старых людей, и пути их решения

 

Генеральная Ассамблея ООН в отношении пожилых людей высоко оценивает вклад, который вносят пожилые люди в жизнь своих сообществ. Всеобщая декларация прав человека ставит цель обеспечить осуществление универсальных норм в отношении конкретных групп населения, в частности сделать полноценной жизнь лиц пожилого возраста. Особое значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют, конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной медицинской, социальной, юридической и иной помощи, в том числе бесплатной. Однако, изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; возникновением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы в действительности.

Конституция гарантирует много прав, и они полностью распространяются на пожилых людей и не содержат каких-либо ограничений, связанных с возрастом. В целях наиболее полной реализации прав пожилых граждан во второй половине 90-х годов на федеральном уровне был применен метод решения проблем пожилых людей на программно-целевой основе с помощью государственных программ. Основополагающая цель программы – улучшение социального положения граждан пенсионного возраста, создание благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни России, улучшение межведомственной координации при решении проблем пожилых людей. Федеральная программа стала катализатором появления аналогичных региональных и муниципальных программ. В бюджетах всех уровней предусматривались средства на реализацию программ, обеспечение установленных законодательством льгот, оказание адресной социальной помощи и обеспечение обслуживания пожилых людей в различных отраслях социальной сферы.

Новое тысячелетие Россия встретила с тяжелым демографическим наследием, которое досталось от времен демонстрировавших пренебрежение ценностью человеческой жизни. Попытки провести экономические преобразования в России без учета «человеческого фактора», вызвали двойной кризис – экономический и духовный. Игнорирование современными экономистами при проведении реформ «человеческого фактора», состоящего из традиций, социального опыта, социально-психологических особенностей национальных групп, социокультурных особенностей регионов, привело к отрицанию самих реформ среди людей пожилого возраста и ностальгии по 70-м и 80-м годам прошлого столетия с их духовной и экономической определенностью. Отличительной особенностью социального положения пожилых россиян явилось то, что девальвации подверглись не только финансовые средства, но и ценностные установки, профессиональный опыт. Политическая идеология сменилась на прямо противоположную.

Нынешняя реальная социальная политика в отношении пожилых также осуществляется посредством множества социальных программ разного уровня (федерального, регионального, муниципального), реализация которых направлена на решение различных текущих задач улучшения качества жизни пожилых людей. Данные программы повышали уровень готовности учреждений социальной сферы страны к новому этапу увеличения количества населения старших возрастов. Они ставили своей целью создание условий для повышения качества жизни пожилых людей на основе развития новой сети и совершенствования деятельности действующих учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности медицинской, социальной и юридической помощи, социальных, образовательных культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых стратегий ухода, содействия: активному участию пожилых людей в жизни общества. Но, как обычно бывает «Хотелось как лучше, а получилось, как всегда»: все они взаимно не согласованы и не всегда последовательны; тесного межведомственного взаимодействия не получилось. Каждое ведомство: здравоохранение, культура, социальная защита и др. перетягивают «финансирование» конкретных программ на себя. Если с программами защиты материнства и детства наблюдаются хоть какие-то прогрессивные подвижки, то с программами для пожилых нет продуманной концепции развития на долгосрочную перспективу. Оценку степени эффективности действующих программ произвести трудно, так как, во-первых: нет четких критериев, во-вторых, данные о конкретных достигнутых результатах централизовано не аккумулируются, не обобщаются, не анализируются и не распространяются, и в третьих – об инновационном опыте, достижениях мало публикаций. Время ставит вопросы создания новых организационных систем, которые бы могли эффективно решать насущные проблемы социальной сферы пожилых людей в условиях дефицита человеческих ресурсов и финансовых средств.

Очень важна роль государства, как координатора программ разных уровней. Мир ещё никогда не жил в такой ситуации, когда численность людей старших возрастов составляет около четверти в структуре населения. Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам и Министерству социального развития, и Министерству финансов и другим министерствам и ведомствам начать решать эту глобальную задачу. В стране сложилась парадоксальная демографическая ситуация – продолжается увеличение доли пожилых в структуре населения, а меры по предупреждению и нейтрализации негативных последствий фактически не предпринимаются.

Проблема обостряется еще и тем, что у нас в стране нет научно-выработанных методов психофизической адаптационной работы с этой многообразной категорией граждан. Возросшее количество престарелых людей создает трудности для здравоохранения и социальных служб, требует дополнительного финансирования, разработки единого плана развития социальной сферы страны, с учетом интересов и насущных потребностей регионов. В связи с недостаточным финансированием с лицами предпенсионного и раннего пенсионного возраста в крайне малых объемах ведется физкультурно-оздоровительная, профилактико-реабилитационная и просветительская работа по вопросам психологических и физиологических особенностей, геронтологии, гендерных различий, профилактике заболеваемости и раннего старения, возможностях укрепления и реабилитации при конкретных заболеваниях.

Научившись продлевать жизнь большинства людей до глубокой старости, очевидно, следует менять и стереотипы восприятия самой старости, как самими пожилыми, так и их родственниками, окружающими и самое главное властными структурами. От патерналистской опеки и попечительства следует переходить к стимулирующим и активизирующим стратегиям. Пора прекратить относиться к пожилым людям как к немощным и больным. Средства массовой информации должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения. Ведь практика показывает, что истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется. Заинтересованным и дееспособным людям старшего возраста правительство частично обеспечивает возможности участвовать в каждодневной жизни общества и вносить в нее свой посильный вклад. От пожилых людей требуется лишь активность и инициатива. С учетом состояния нынешнего рынка труда, особенно в фазе кризисных явлений, пожилым людям, желающим трудиться, в основном предоставляются рабочие места, которые не соответствуют их ожиданиям, квалификации и стремлению реализовать себя. Для пожилых людей увеличиваются ограничения доступа к приносящей доход посильной занятости или трудоустройству.

Прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию, особенно для тех, кто имеет высокий трудовой потенциал и способен продолжать продуктивную профессиональную деятельность, является мощным стрессовым фактором. Ведь возможность самореализации в труде служит необходимым условием продления активной жизни и здорового старения. Проблемы преодоления безработицы молодых людей, которым требуются благоприятные условия, чтобы пополнить рабочую силу, тесно взаимосвязаны с политикой в области выхода на пенсию по старости.

С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное, и считают, что уровень их жизни заметно снизился. Наиболее острой остается проблема низкого размера минимальной пенсии по старости. Возможность удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг является определяющей характеристикой для оценки уровня жизни пенсионера. В современных рыночных условиях приобретение благ и услуг зависит от уровня доходов пенсионера и цен на потребительские товары и услуги. Рост материального достатка отстает от растущих ожиданий пожилых людей относительно уровня и качества жизни.

Возможно, следует институциональными средствами установить пожилым людям такой уровень дохода (пенсии), которые позволили бы им обеспечивать удовлетворение всех жизненных потребностей и экономическую самостоятельность; гарантируя покупательную способность пенсий, особенно в части оплаты услуг по уходу, потребность в которых с возрастом увеличивается; продолжая мероприятия по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.

Качество физического и психического здоровья также оставляет желать лучшего. Способность пожилых людей участвовать в жизни общества, самым непосредственным образом связана с состоянием здоровья.

В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья россиян, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности, в том числе от неестественных причин.

Среди пожилых людей практически здоровых мало. В основном люди старших возрастов страдают различными хроническими заболеваниями.

Целесообразно законодательно наладить механизм стимулирования здорового образа жизни и считать здоровье экономической категорией. Пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще. Они устойчиво нуждаются в профилактической, лечебной и социальной помощи. Именно отношение к здоровью, лежащее в основе активной жизненной позиции, от части во многом определяет социально-ролевой статус любого гражданина, его общественное положение, материальное благосостояние. Необходимо начинать профилактику старения в молодые годы, далее уделяя внимание массовым видам спорта и всевозможным оздоровительным клубам и кружкам в зрелые годы. Желательно, чтобы и лица предпенсионного возраста имели возможность участвовать в занятиях лечебно-профилактической физкультурой и гимнастикой.

Перед людьми старших возрастов встают новые задачи, связанные с обеспечением, восстановлением и развитием индивидуальных, творческих способностей с учетом возможностей организма; созданием оптимальных условий для самореализации, самовыражения через «занятость» в различных сферах жизнедеятельности; улучшением качества жизни; социальной и экономической независимостью в новых условиях существования. Эти задачи реализовать нелегко, но стоит их осмыслить и необходимо их решать. Ресурс старшего поколения, их мудрость и опыт должны быть направлены на решение социальных и экономических задач страны.

Формирование активной жизненной позиции дает шанс пожилым людям занять подобающее им социально-ролевой статус в российском обществе, ибо их самый ценный капитал – это знания, опыт, жизненная мудрость следует вдумчиво и целенаправленно использовать на развитие благосостояния страны. У нас в стране не хватает выработанных методов воспитательной и психолого-адаптационной работы с пожилыми.

Инструментом для сохранения способности к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире является образование в пожилом возрасте.

Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях. Да и государственному бюджету обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в собственном доме обходится в десятки раз дешевле, чем обслуживание в стационарном учреждении.

Только через нормализацию положения пожилых людей на уровне каждого субъекта Российской Федерации, позитивное изменение отношения к старости можно гарантировать свободный доступ пожилых людей к социальному благосостоянию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: