Пояснительная записка

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра социальной психологии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Геронтология

 

 

УМКД

для сту­ден­тов специалитета

Спе­ци­аль­ность 030301.65 "Пси­хо­ло­гия"

(9 се­местр).

Москва – 2012

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт психологии, социологии и социальных отношений

 

Кафедра социальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Геронтология

 

Часть I. Программа учебной дисциплины

 

 

УМКД

для сту­ден­тов специалитета

Спе­ци­аль­ность 030301.65 "Пси­хо­ло­гия"

(9 се­местр).

Москва – 2012

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден

на заседании кафедры социальной психологии

(Протокол № 1 от 27.08.12)

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1 от 27.08.12)

 

 

Автор-составитель: 

Ст. преподаватель кафедры социальной психологии,

Д.А. Джафар-Заде

 

                                      

 

 

Заведующий кафедрой:

       доктор психологических наук, профессор Т.А. Шилова

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса «Геронтология» разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования для специальности  030301.65 "Пси­хо­ло­гия".

Цель курса - ознакомление студентов с основными демографическими и социально-экономическими проблемами старения населения; культивирование геронтофильных стереотипов в отношении пожилых и старых людей, формирование основ ценности социально-геронтологического мышления.

Задачи курса:

- изучение основных закономерностей, движущих сил, механизмов, индивидуальных особенностей психического развития и психического старения пожилых людей для создания оптимальных условий жизни людям разных возрастов, для оказания им социально-психологической помощи;

- адекватное применение полученных во время обучения знаний в разработке тактических и стратегических программ по улучшению качества жизни пожилых и старых людей;

- изучение проблем старения для создания внутренней готовности молодых людей к построению собственной судьбы на поздних этапах жизни, для адекватного восприятия собственной старости;

Демографические и социальные изменения в обществе явились непосредственными причинами развития социальной геронтологии - области знаний, возникшей на стыке наук - психологии, социологии и геронтологии. Термин «социальная геронтология» был введён в научный обиход в начале 50-х годов 20в. Сегодня этот термин общепринят. Однако и сейчас продолжают обсуждаться вопросы о методологии и методах исследования данного предмета. В то же время, развитие социальной психологии старения за последние десятилетия даёт основание утверждать, что эта дисциплина всё более приобретает характер самостоятельной науки, которая имеет собственные концептуальные и методологические принципы.

Старость - тяжёлый период жизни человека, а демографическое старение населения требует от общества взять на себя решение проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых и старых людей. Социальная работа со старыми людьми в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства. В связи с этим возникла необходимость в профессиональной подготовке большого числа специалистов - социальных геронтологов, способных разрабатывать государственные программы в отношении населения пожилого и старческого возраста, а также формировать политику социальной защиты лиц этой возрастной категории, проводить социальные эксперименты, с целью создания банка данных для улучшения жизненных условий старых людей. Разработанный нами курс    «Геронтология» направлен на подготовку таких специалистов.

изучения курса «Социальная геронтология».

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) студент должен знать:

социально-экономические проблемы глобального процесса старения населения и своеобразие этого процесса в современной России;

· процессы индивидуального старения: естественный, физиологический, патологический характер старения, зависимость этих процессов от внешних и эндогенных факторов;

· структуру и механизмы социальной защиты населения старших возрастов, разбираться в индустрии социально-геронтологических услуг;

· отечественный и зарубежный опыт социальной защиты населения старших возрастов, критически анализировать этот опыт особенно в отношении групп «риска», асоциальных и маргинальных представителей старшего поколения;

· методики социальной профилактики и предупреждения преждевременного старения населения в различных регионах РФ с учетом всех социальных, экономических, национально-этических, природно-экологических и других региональных особенностей;

· категориально-понятийный аппарат курса «Социальная геронтология» (тезаурус).

б) студент должен иметь навыки:

· самостоятельной работы с научной литературой, ведения научной дискуссии;

· использования полученных знаний при непосредственном контакте с различными социальными группами пожилого и старческого возраста.

· творческого использования инноваций в социальной работе с различными категориями населения старших возрастов;

· внедрения собственных инноваций в профессиональную деятельность по улучшению социального положения пожилых и старых людей, повышению их социального престижа.

· уметь выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные и отвечающие удовлетворению конкретных потребностей различных категорий населения старших возрастов в социальном обслуживании и помощи;

 Содержание курса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: