Тематика курсовых работ по курсу

«Геронтология»

 

1. История развития социальной геронтологии как области научного познания и практики.

2. Этапы развития социально-геронтологического направления в геронтологии России, СССР и Российской Федерации.

3. Актуальные проблемы социальной геронтологии в РФ на ближайшие десятилетия.

4. Анализ механизмов старения и старости и социальная обусловленность патологических форм старения.

5. Здоровье, старение и долголетие как биологические и социальные понятия.

6. Демографические процессы и прогнозирование потребностей в социальном обслуживание населения старших возрастов.

7. Анализ демографической ситуации в РФ в период смены социально-экономической формации.

8. Основные социально-демографические проблемы населения старших возрастов в РФ.

9. Социальная геронтология в разработке нового подхода к решению социальных проблем населения старших возрастов.

10. Социально-психологические теории старения и старости, их критический анализ.

11. Социальная зависимость качества и образа жизни в процессах старения и долголетия. Основные направления герогигиены и общие принципы профилактики преждевременного старения.

12. Взаимосвязи и взаимоотношения учреждений социальной защиты и здравоохранения в улучшение медико-социального обслуживания населения старших возрастов.

13. Отношение к эвтаназии у старых людей и роль хосписов и стационарных учреждений социального обслуживания и преодолении стремления к эвтаназии.

14.  Проблема одиночества в пожилом и старом возрасте. 

15. Социальные аспекты психосоматики в пожилом и старом возрасте и её влияние на психическое старение, благоприятное и болезненное.

16. Место социальной геронтологии в разрешении социальных проблем психически больных пожилого и старческого возраста.

17. Социальные аспекты профессионально-трудовой занятости и использование остаточного профессионального потенциала лиц пенсионного возраста в хозяйственной структуре современного общества.

18. «Стареющее общество»: проблемы и аспекты пожилых трудящихся.

19. Социальное обслуживание пожилых и старых людей в РФ: современное состояние, проблемы и перспективы.

20. Концептуальный подход к прогнозированию потребностей в социальном обслуживание пожилых и старых людей в различных регионах РФ.

21. Сравнительный анализ социального обслуживания в РФ и в экономически благополучных странах.

22. Сравнительный анализ технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми в РФ и экономически благополучных странах.


Требования и примерные вопросы

к экзамену по учебной дисциплине

«Геронтология»

 

1. Гендерология как наука: предмет, объект, цели, методы.

2. Проблемы половой социализации. Вопросы профилактики и преодоления деформации в половом развитии.

3. Понятие пола, его биологическая, психологическая и социальная характеристика.

4. Учет гендерных аспектов в социальной работе с детьми, подростками.

5. Гендерология как отрасль междисциплинарного знания.

6. Основные теории гендерной социализации и формирования гендерной идентичности: психоанализ, ролевая теория, социальное научение, теории развития.

7. Место и роль гендерологии в подготовке специалиста социальной работы.

8. Подходы к изучению половой идентификации

9. Основные понятия гендерологии.

10. Гендерный фактор в формировании и реализации социальной политики.

11. Понятия стереотипа, дискриминации, сексизма, патриархата. Стереотипы маскулинности и феминности в обществе.

12. Особенности гендерных исследований. Методы гендерных исследований.

13. Представления о гендерных отличиях.

14. Гендероориентированная социальная работа с молодежью.

15. Роль отца и матери в гендерной социализации ребенка.

16. Гендерные отношения как специфический вид общественных отношений. Место и роль гендерных отношений в социальной стратификации.

17. Роль СМИ в гендерной социализации ребенка.

18. Андрогинная личность.

19. Кросскультурные исследования пола, символический интеракционизм.

20. Формы и методы социальной работы среди женщин и мужчин по укреплению и совершенствованию семейных отношений.

21. Социальные статусы мужчины и женщины в современном обществе.

22. Методы исследования гендерной идентичности.

23. Международные правовые акты о правах женщин и мужчин.

24. Гомосексуальность как нарушение гендерных норм.

25. Сексуальная революция и ее последствия.

26. Особенности применения социологических, психологических, исторических и других методов в гендерных исследованиях.

27. Общая характеристика моделей маскулинности-фемининности.

28. Учет гендерного аспекта при общении социального работника с клиентами.

29. Основные теории дифференциации гендерных ролей.

30. Жизненные стратегии мужчин и женщин в современной российской семье. Отношения главенства и зависимости в современной семье.

31. Понятие пола, его биологическая, психологическая и социальная характеристика.

32. Теория функционализма гендерных ролей.

33. Роль СМИ в гендерной социализации ребенка.

34. Неомарксистские и неопсихоаналитические теории дифференциации гендерных ролей.

 

35. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек.

36. Стереотипы маскулинности и феминности в обществе.

37. Гендерология как наука: предмет, объект, цели, методы.

38. Формирование гендерной идентичности: возрастные границы и механизмы.

39. Норма и отклонение гендерного поведения детей и подростков.

40. Учет гендерных различий в социальной работе.

 




Лекции

Курс, 9семестр

Лекция 1. Предмет, задачи и методы социальной геронтологии.

Лекция 2. Социальные и психологические теории старения и старости.

Лекция 3. Историко-философский аспект стереотипов пожилых и старых людей в различных цивилизациях и национально-этнических формациях. 

Лекция 4. Социально-демографические проблемы современного общества.

Лекция 5. Старение населения в Российской Федерации и основные направления государственной демографической политики.

Лекция 6. Анализ концепции здоровья населения старших возрастов, методы изучения потребностей в медицинском обслуживании различных категорий пожилых и старых людей.

Лекция 7. Пожилой человек как субъект возрастных изменений.

Лекция 8. Социальные-психологические аспекты психических нарушений в пожилом и старческом возрасте и лечение психических заболеваний.

Лекция 9. Нравственно-этические проблемы социально-психологической работы с населением старших возрастов.

Лекция 10. Психотерапия и семейная терапия в социальной работе с пожилыми и старыми людьми.

Лекция 11. Профессионально-трудовое старение формы и характеристики.

Лекция 12. Социализация и социально-психологическая адаптация пожилых людей. Модели адаптации к пенсионному периоду жизни.






double arrow
Сейчас читают про: