- Да уж, - подтвердила бабушка, с интересом осматриваясь кругом. – Но если он собрал чемодан, значит, наверняка собирается улетать.
- Он ещё прилетит! Он обязательно прилетит! – закричал Тимка. – И я буду ждать его здесь, в Мансарде!
- Если ты действительно собираешься здесь жить, - сказала бабушка, осматриваясь, - надо навести здесь порядок. Разбери этот хлам. А то тут свалено всё в одну кучу, от таза до лыж…
- Не до лыж, а до лыжи, - поправил Тимка. – Тут ведь только одна лыжа.
- Тем более, сказала бабушка и начала спускаться по скрипучей лестнице.
А Тимка стал рассматривать мансарду. Чего тут только не было: и видавшая виды байдарка, вся усеянная заплатами, и старый папин пиджак, висящий на спинке поломанного стула, и картина без рамы, и рама без картины (в три раза больше картины без рамы), и какие-то ботинки в старых кастрюлях, и клетка без птички, и птичка (фарфоровая, с отбитым клювом) без клетки, и гитара без струн, и безнадёжно запутанный клубок верёвки…
Предложите детям вспомнить, какой хлам был в мансарде. Уточните понимание слова «байдарка», выражения «безнадёжно запутанный клубок верёвки». Поговорите о том, можно ли картину без рамы поместить в раму без картины, а птичку посадить в клетку и почему.
|
|
Вдруг Тимка услышал детские голоса.
- Не подшматривай! – возмущённо кричал первый. – Я ещё не шпрятался!
- А ты прячься скорее! – звенел второй голос. – Мне уже надоело не подсматривать!
Обсудите с детьми, удивило ли их что-нибудь в детских голосах (шепелявость), как это можно исправить.
Тимка выбежал на балкончик и увидел в саду соседней дачи мальчика и девочку. Девочку он узнал сразу: её звали Настя, она жила на даче через улицу, а мальчик был незнакомый. Он ходил по саду и прикидывал – за каким деревом его наверняка не будет видно? Девочка стояла к нему спиной и подпрыгивала от нетерпения: ей очень хотелось идти искать. Тимка прыснул со смеху.
Мальчик поднял голову и увидел Тимку.
- Чего ты шмеёшься? – нахмурившись, спросил мальчик.
- Просто так, - сказал Тимка. – А что, нельзя?
- Можно, - разрешил мальчик. – Ешли ты шумашедший. Просто так шмеются только шумашедшие.
- Что?! – возмутился Тимка. – Ну подожди, я скоро спущусь!
- Спускайся, Тимка! – крикнула Настя. – Мы будем прятаться, а Шаша будет искать, а то он прячется слишком долго!
Уточните с детьми, как же зовут неизвестного мальчика,
И почему Настя так (Шаша) его называет.
- Я не могу сейчас играть в прятки! – крикнул Тимка. – У меня хлам.
- Температура вышокая? – поинтересовался мальчик. – Я хламом ещё не болел.
- Это не болезнь, сказал Тимка, - это просто всё на свете, сваленное в одну кучу.
|
|
- У тебя ешть такой хлам?! – оживился мальчик. – Покажи!
- И мне, и мне! – тут же запрыгала Настя.
- Поднимайтесь! – крикнул Тимка. – Будем разбирать хлам вместе!
Через полминуты мальчик и девочка вбежали в мансарду. Мальчик был очень серьёзный, с круглой головой и в круглых очках, а у девочки всё смеялось – от серых глаз до двух каштановых хвостиков на макушке.
Обсудите, что значат выражения «у девочки всё смеялось»
И «каштановые хвостики на макушке».
- Алекшандр, - протянув руку, представился мальчик, и Тимка увидел, что у него впереди нет сразу трёх молочных зубов.
- А я тимофей, - в тон ему сказал Тимка.
- Мы ш тобой теперь шошеди. Поэтому жови меня прошто Шаша.
- А ты зови меня Тим.
Обсудить с детьми, что есть имена полные и сокращённые, ласкательные. Предложить рассказать о своих вариантах имени. Можно в свободное время провести игровую ситуацию «Человек один – имён много», рассматривая имена людей разных стран и национальностей.
- Вот это и ешть твой хлам?
- Да, сказал Тимка. – И надо решить, как его лучше разбирать.
Пока мальчики разговаривали, Настя уже взялась за дело: вытащила медный таз и начала складывать в него кастрюли.
- Что ты делаешь? – спросил Тимка.
- Отбираю посуду, - ответила Настя.
- Этот таз уже не посуда, - сказал Тимка. – Он с дыркой.
- Ну и пушть, - сказал Шаша. – Жначит, тут будет вшё круглое!
- Тогда давайте положим в него и этот старый мяч, - предложил Тимка. – Он ещё почти круглый!
- Мяч положим вмеште ш этим, - возразил Шаша, беря лыжу.
Спросите детей, что общего у мяча и лыжи?
Не торопите их, выслушайте все предложения,
Добивайтесь обоснованных мнений.
- Почему? – удивился тимка.
- Тут будет вшё, что плавает, - объяснил Шаша, кладя к мячу и лыже гитару без струн.
- А куда положить это? – спросила Настя, держа в одной руке раму без картины, а в другой – картину без рамы.
- Их надо клашть только вместе, - рассудил Шаша. – Они очень подходят друг другу.
- Почему? – возразил Тимка. – В этой раме поместятся три таких картины!
- Вот и помештишть, - сказал Шаша. – Когда они будут. Три картины в одну раму помештить легко, труднее помештить одну картину в три рамы. Но можно, - подумав, добавил он.
Предложите детям подумать, прав ли Шаша? Действительно ли можно поместить одну картину в три рамы?
Подсказка: можно, если рамы входят одна в другую.
- Тогда к этому пиджаку нужен мой папа, - сказал Тимка, беря в руки старый пиджак. – Его как раз можно сюда поместить.
- Папу всё время держать на мансарде неудобно, - возразила Настя. – Давайте лучше положим в пиджак эту птичку! – она бережно взяла в руки фарфоровую птичку с отбитым клювиком.
- Птичку в пиджак? – усомнился Шаша.
Обсудите с детьми, что может объединять птичку и пиджак.
Обратите внимание на то, что, кроме наличия общих свойств,
У предметов могут быть и другие объединяющие признаки
(рама и картина, шнурки и ботинки и т.д.).
- Они оба на букву «П»! – догадался Тимка.
- И совсем не поэтому, - немного обиженно сказала Настя. – Представляете, как этой птичке холодно тут зимой, когда на даче никого нет? – она взяла у Тимки пиджак и закутала в него птичку.
Разборка хлама оказалась увлекательным занятием. Когда через два часа бабушка поднялась в мансарду, она услышала:
- Керошиновую лампу надо клашть вмеште ш фонариком! – уверенно говорил Шаша. – И то, и другое даёт швет.
- Но лампа же разбита! – горячо возражала Настя. – Она, наверное, уже сто лет не горела. Керосиновую лампу надо класть вместе с этой бутылкой – они очень похожи!
Попросите детей сказать, чем именно могут быть похожи