Вспомните с детьми, кто такой Карлсон, можно найти на карте или глобусе Стокгольм, назвать страну, её особенности

- Да уж, - подтвердила бабушка, с интересом осматриваясь кругом. – Но если он собрал чемодан, значит, наверняка собирается улетать.

- Он ещё прилетит! Он обязательно прилетит! – закричал Тимка. – И я буду ждать его здесь, в Мансарде!

- Если ты действительно собираешься здесь жить, - сказала бабушка, осматриваясь, - надо навести здесь порядок. Разбери этот хлам. А то тут свалено всё в одну кучу, от таза до лыж…

- Не до лыж, а до лыжи, - поправил Тимка. – Тут ведь только одна лыжа.

- Тем более, сказала бабушка и начала спускаться по скрипучей лестнице.

    А Тимка стал рассматривать мансарду. Чего тут только не было: и видавшая виды байдарка, вся усеянная заплатами, и старый папин пиджак, висящий на спинке поломанного стула, и картина без рамы, и рама без картины (в три раза больше картины без рамы), и какие-то ботинки в старых кастрюлях, и клетка без птички, и птичка (фарфоровая, с отбитым клювом) без клетки, и гитара без струн, и безнадёжно запутанный клубок верёвки…

Предложите детям вспомнить, какой хлам был в мансарде. Уточните понимание слова «байдарка», выражения «безнадёжно запутанный клубок верёвки». Поговорите о том, можно ли картину без рамы поместить в раму без картины, а птичку посадить в клетку и почему.

    Вдруг Тимка услышал детские голоса.

- Не подшматривай! – возмущённо кричал первый. – Я ещё не шпрятался!

- А ты прячься скорее! – звенел второй голос. – Мне уже надоело не подсматривать!

Обсудите с детьми, удивило ли их что-нибудь в детских голосах (шепелявость), как это можно исправить.

    Тимка выбежал на балкончик и увидел в саду соседней дачи мальчика и девочку. Девочку он узнал сразу: её звали Настя, она жила на даче через улицу, а мальчик был незнакомый. Он ходил по саду и прикидывал – за каким деревом его наверняка не будет видно? Девочка стояла к нему спиной и подпрыгивала от нетерпения: ей очень хотелось идти искать. Тимка прыснул со смеху.

    Мальчик поднял голову и увидел Тимку.

- Чего ты шмеёшься? – нахмурившись, спросил мальчик.

- Просто так, - сказал Тимка. – А что, нельзя?

- Можно, - разрешил мальчик. – Ешли ты шумашедший. Просто так шмеются только шумашедшие.

- Что?! – возмутился Тимка. – Ну подожди, я скоро спущусь!

- Спускайся, Тимка! – крикнула Настя. – Мы будем прятаться, а Шаша будет искать, а то он прячется слишком долго!

Уточните с детьми, как же зовут неизвестного мальчика,

И почему Настя так (Шаша) его называет.

- Я не могу сейчас играть в прятки! – крикнул Тимка. – У меня хлам.

- Температура вышокая? – поинтересовался мальчик. – Я хламом ещё не болел.

- Это не болезнь, сказал Тимка, - это просто всё на свете, сваленное в одну кучу.

- У тебя ешть такой хлам?! – оживился мальчик. – Покажи!

- И мне, и мне! – тут же запрыгала Настя.

- Поднимайтесь! – крикнул Тимка. – Будем разбирать хлам вместе!

    Через полминуты мальчик и девочка вбежали в мансарду. Мальчик был очень серьёзный, с круглой головой и в круглых очках, а у девочки всё смеялось – от серых глаз до двух каштановых хвостиков на макушке.

Обсудите, что значат выражения «у девочки всё смеялось»

И «каштановые хвостики на макушке».

- Алекшандр, - протянув руку, представился мальчик, и Тимка увидел, что у него впереди нет сразу трёх молочных зубов.

- А я тимофей, - в тон ему сказал Тимка.

- Мы ш тобой теперь шошеди. Поэтому жови меня прошто Шаша.

- А ты зови меня Тим.

Обсудить с детьми, что есть имена полные и сокращённые, ласкательные. Предложить рассказать о своих вариантах имени. Можно в свободное время провести игровую ситуацию «Человек один – имён много», рассматривая имена людей разных стран и национальностей.

- Вот это и ешть твой хлам?

- Да, сказал Тимка. – И надо решить, как его лучше разбирать.

    Пока мальчики разговаривали, Настя уже взялась за дело: вытащила медный таз и начала складывать в него кастрюли.

- Что ты делаешь? – спросил Тимка.

- Отбираю посуду, - ответила Настя.

- Этот таз уже не посуда, - сказал Тимка. – Он с дыркой.

- Ну и пушть, - сказал Шаша. – Жначит, тут будет вшё круглое!

- Тогда давайте положим в него и этот старый мяч, - предложил Тимка. – Он ещё почти круглый!

- Мяч положим вмеште ш этим, - возразил Шаша, беря лыжу.

Спросите детей, что общего у мяча и лыжи?

Не торопите их, выслушайте все предложения,

Добивайтесь обоснованных мнений.

- Почему? – удивился тимка.

- Тут будет вшё, что плавает, - объяснил Шаша, кладя к мячу и лыже гитару без струн.

- А куда положить это? – спросила Настя, держа в одной руке раму без картины, а в другой – картину без рамы.

- Их надо клашть только вместе, - рассудил Шаша. – Они очень подходят друг другу.

- Почему? – возразил Тимка. – В этой раме поместятся три таких картины!

- Вот и помештишть, - сказал Шаша. – Когда они будут. Три картины в одну раму помештить легко, труднее помештить одну картину в три рамы. Но можно, - подумав, добавил он.

Предложите детям подумать, прав ли Шаша? Действительно ли можно поместить одну картину в три рамы?

Подсказка: можно, если рамы входят одна в другую.

- Тогда к этому пиджаку нужен мой папа, - сказал Тимка, беря в руки старый пиджак. – Его как раз можно сюда поместить.

- Папу всё время держать на мансарде неудобно, - возразила Настя. – Давайте лучше положим в пиджак эту птичку! – она бережно взяла в руки фарфоровую птичку с отбитым клювиком.

- Птичку в пиджак? – усомнился Шаша.

Обсудите с детьми, что может объединять птичку и пиджак.

Обратите внимание на то, что, кроме наличия общих свойств,

У предметов могут быть и другие объединяющие признаки

(рама и картина, шнурки и ботинки и т.д.).

- Они оба на букву «П»! – догадался Тимка.

- И совсем не поэтому, - немного обиженно сказала Настя. – Представляете, как этой птичке холодно тут зимой, когда на даче никого нет? – она взяла у Тимки пиджак и закутала в него птичку.

    Разборка хлама оказалась увлекательным занятием. Когда через два часа бабушка поднялась в мансарду, она услышала:

- Керошиновую лампу надо клашть вмеште ш фонариком! – уверенно говорил Шаша. – И то, и другое даёт швет.

- Но лампа же разбита! – горячо возражала Настя. – Она, наверное, уже сто лет не горела. Керосиновую лампу надо класть вместе с этой бутылкой – они очень похожи!

Попросите детей сказать, чем именно могут быть похожи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: