double arrow

Дистанционное обучение: поддержка учеников и четкая структура работы

1

Как предотвратить пандемию выгорания учителей на карантине

Ведущий образовательный эксперт в мире и учитель из ТОП-50 Global Teacher Prize Арман Дусе считает, что онлайн-обучение в эти кризисные времена — настоящий глобальный вызов. Дусе стал соавтором практического руководства о подходах дистанционного обучения «Думая о педагогике во время пандемии». В коротких видеобъяснениях на своей странице в соцсети он рассказывает о челленджах, которые стоят перед учителями и родителями всего мира, и советует, как справиться с дистанционным обучением во время карантина.

Карантин — это кризисное обучение

Почему я подчеркиваю, что сейчас — обучение во время кризиса? Потому что многие считают, что карантин — это хоумскулинг, домашнее обучение или онлайн-обучение. Однако на самом деле это кризисная ситуация: сегодня за пределами школы находятся 1,5 млрд учеников во всем мире. Мы отправили их домой и сейчас пытаемся восстановить хоть какую-то преемственность учебного процесса. Итак, мы все вместе должны выдохнуть и осознать, что мы не сможем просто скопировать все, что было в школе, и повторить это на дистанционном обучении. Поэтому давайте все сойдемся на том, что кризисное обучение не будет идеальным.

Когда мы забрали из образования саму структуру школы, мы осознали, насколько велик разрыв в доступе к образованию, в равенстве возможностей семей: у кого-то может не быть интернет-связи, компьютера или гаджета дома, кто-то не в состоянии обеспечить полноценное питание своим детям и не имеет доступа к социальной и медицинской сферам услуг. ЮНЕСКО создала глобальную коалицию, которая будет работать именно с этим вызовом. Если хотим к 2030 году достичь глобальной цели ООН № 4 — равный доступ всех к качественному образованию, должны преодолеть этот разрыв.

Второй аспект кризисного обучения: когда мы закрылись на карантин, мы забрали социальную структуру школы. То безопасное пространство, которое было у детей и родителей благодаря школе и на которое они могли положиться, теперь закрыто. Поэтому мы должны, прежде всего, убедиться, обеспечен ли базовый уровень потребностей детей дома.

Почему учителя до сих пор не перешли на онлайн-обучение? Некоторые страны, как например,  Финляндия, уже давно практикуют онлайн-инструменты в обучении. Однако мировая реальность такова: если вы не относитесь к 10% состоятельных регионов мира, вы не сможете в один момент просто перескочить на онлайн-обучение — это так не работает. Невозможно перейти на онлайн-обучение в обычное, некризисное время — ведь тогда будет 50% детей, обладающих возможностями для этого, и 50% — не обладающих этими возможностями, поэтому учителям пришлось бы нести двойную нагрузку в работе.

Сейчас, в условиях пандемии, самое время для смешанного обучения, но прежде мы должны убедиться, что у всех детей одинаковые стартовые условия для этого. Можем получить пандемию учительского выгорания

Что это значит? Это значит, что детям нужно обеспечить их базовые потребности до того, как ставить высокие академические цели. Конечно, обучение очень важно во время карантина, об этом никто не спорит. Но более важны здоровье, безопасность и благополучие детей. Мы все живем в разных условиях и реальностях — в зависимости от контекста ваше психоэмоциональное или физическое состояние очень отличается от состояния других семей.

Закрытие школ на карантин больше всего влияет на незащищенные слои населения, ведь часто школа является местом безопасности и позитивного общения для детей. В ответ на это учителя по всему миру пытаются воспроизвести эту социальную структуру школы вне школы — они объединяют друзей и одноклассников онлайн, дают им возможность общаться и проявлять себя через сторителлинг или другие креативные пути.

Призываю вас подумать о переживаниях утраты и гореваниях в условиях социального дистанцирования. В течение пандемии мы сталкиваемся со смертями и потерями — от болезни могут умереть друзья, родственники, коллеги. Во время карантина мы не можем быть рядом и разделить это общее горе. Люди умирают в одиночестве, но и их родные переживают траур по ним наедине. Это явление, несомненно, повлияет на учеников и на их семьи. То же касается семей учителей. Итак, мы должны смотреть на обучение через призму этих первоочередных психофизических потребностей.

Если не будем заботиться о педагогах, можем получить пандемию учительского выгорания: многие учителя не готовы и не умеют работать с онлайн-инструментами для обучения, а потому испытывают постоянный стресс и тревогу по этому поводу. Поэтому мы должны сделать принцип «Сначала Маслоу, потом Блум» (сначала — базовые потребности согласно пирамидой Маслоу, потом уже педагогические цели согласно таксономии Блума — ред.) сквозным во всех аспектах образования во время пандемии во всех странах мира.

Дистанционное обучение: поддержка учеников и четкая структура работы

Дистанционное обучение уже существовало раньше: в некоторых регионах учителя присылали по почте задания ученикам из отдаленных местностей, кое-где такое обучение проходило в форме теле- или радиоуроков на центральных каналах, и дети присылали работы учителям. Эти методы дистанционного обучения существуют до сих пор во многих странах мира. Сегодня многие воспринимают дистанционное обучение через призму онлайн-образования, но из-за большого разрыва в возможностях и доступе к цифровым технологиям в различных регионах онлайн-обучение может быть доступным только 50% учеников. Поэтому каждый учитель оказывается перед вызовом — надо убедиться, что все его ученики получают все необходимое для обучения.

Когда мы говорим о дистанционном образовании, то имеем в виду синхронное и асинхронное обучение.

  • Синхронное — это онлайн-видеоконференция вживую: ученики одновременно участвуют в занятии, совместно проходят процесс обучения и общаются здесь и сейчас.
  • Асинхронный подход — это когда учитель загружает или дает ученикам ссылки на уже готовые записанные видеоуроки или материалы, ученики прорабатывают их самостоятельно.

Учителя должны помнить: родители ваших учеников работают из дому, они заняты целый день, поэтому не нагружайте детей большими и сложными заданиями. Не надейтесь, что вам удастся скопировать все, что вы обычно делаете в классе, во время дистанционного обучения. Зато подумайте, что сейчас, во время пандемии, самое важное для учеников? Им важно иметь возможность взаимодействовать с тем, что происходит вокруг. Поэтому очень важно подстроить учебную программу по вашему предмету под реальный мир и сегодняшние проблемы, чтобы дети могли описывать и проживать свой опыт.

Работайте с ожиданиями при дистанционном обучении. Педагоги не могут работать 24/7, потому что мы просто выгорим и выбьемся из сил. Поэтому ключевой момент — четкие инструкции, когда именно и в какой форме ученики должны сдавать работы, когда их проверят и выставят оценки. У учеников и родителей должен быть доступ к той платформе, где нужно загружать свои работы. Самое важное — понять структуру рабочего дня при дистанционном обучении: это должен быть унифицированный подход в зависимости от возраста детей.

Для начальной школы я бы не советовал проводить четыре онлайн-урока подряд, зато вы можете собрать детей в общем видеочате на 20-минутную сессию сторителлинга и очертить, какие темы будете изучать сегодня.

Такие встречи онлайн могут быть даже еженедельными, если у вас и ваших учеников ограниченный доступ к интернету, а уроки транслируют по радио или телевидению. То есть, вы должны позаботиться об эффективной коммуникации с учениками и родителями, и вы точно не хотите, чтобы ваши ученики и их родители проверяли свои мейлы каждые 10 минут в ожидании следующих инструкций и дедлайнов.

У дистанционного обучения свои трудности. Мы неожиданно нырнули в него, и многие учителя были не готовы быстро перейти к новым методам преподавания. Но карантин может длиться еще не одну неделю, в зависимости от страны, где вы живете. Поэтому наиболее эффективный подход — смешанное обучение: виртуальный класс и сопровождение четко структурированного самостоятельного обучения каждого ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: