Пример 2.1.
Предположим, что в стране производится 280 тыс. шт. калькуляторов. Судя по данным таблицы о возможностях выпуска мобильных телефонов и калькуляторов, можно предполагать, что повышение спроса на мобильные телефоны способно вызвать увеличение предложения этого товара максимально на _________. Привести расчет.
| Производственные альтернативы | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
Мобильные телефоны, тыс. шт. | 0 | 100 | 180 | 240 | 280 |
Калькуляторы, тыс. шт. | 460 | 380 | 280 | 150 | 0 |
Решение
Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет вариант одновременного производства двух благ. Например, в точке А производится 460 тыс. шт. калькуляторов и 0 штук мобильных телефонов. Поскольку телефоны не производятся вообще, это означает, что в их производство не направлено ресурсов. Все ресурсы страны отданы на производство калькуляторов. 460 тыс. штук - это максимальное количество калькуляторов, которое может быть произведено в стране. В точке Д, напротив, все ресурсы отданы на производство мобильных телефонов. Координаты точки Д показывают, что мобильных телефонов можно максимально произвести 280 тыс. штук, при этом объем выпуска калькуляторов составит 0 тыс. шт.
|
|
По условиям задачи страна находится в точке В, в которой одновременно производится 280 тыс. шт. калькуляторов и 180 тыс. шт. мобильных телефонов. Максимальный объем выпуска в стране мобильных телефонов равен 280 тыс. шт. Отсюда, максимальное увеличение предложения мобильных телефонов может составить: 280 – 180 = 100 тыс. шт. мобильных телефонов
Пример 2.2.
На рисунке 1 дана графическая модель производственных возможностей экономики. Если в экономике в текущий момент производится 4 единицы товара У и 2 единицы товара Х, то на сколько можно увеличить производство товаров Х, не изменяя производство товаров У. Приведите расчет.
Рис. 1 Рис.2
Решение
Из определения кривой производственных возможностей следует, что каждая точка графика является вариантом эффективного распределения ресурсов: увеличивая объем производства одного блага, одновременно нужно уменьшать объем производства другого блага (используется критерий эффективного распределения ресурсов по Парето). А вот точки, лежащие внутри кривой производственных возможностей, являются вариантами неэффективного использования ресурсов. Находясь в точке внутри кривой производственных возможностей можно увеличивать объем производства одного блага, не уменьшая объем производства другого блага. Или одновременно увеличивать объемы производства двух благ.
|
|
По условиям задачи экономика находится внутри кривой производственных возможностей - точка с координатами (2,4) не лежит на самом графике, поэтому имеет место неэффективное использование ресурсов. Таким образом, исходное положение экономики - (2,4). Так как объем выпуска товара У не должен меняться, то для нахождения максимального объема производства товара Х нужно мысленно провести перпендикулярную линию через координату 4 по оси товара У до пересечения с кривой производственных возможностей. Такое пересечение произойдет в точке с координатами (3,4). Таким образом, конечное положение экономики - (3,4). Соответственно, максимальное увеличение производства товара Х = 3 - 2 = 1 ед. товара Х.
Пример 2.3.
На рисунке 1 дана графическая модель производственных возможностей экономики. Рассчитайте альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2.
Решение
В общем плане альтернативные издержки – это количество одного блага (например, блага Х), которым нужно пожертвовать, чтобы получить другое благо (например, благо У). Соответственно, расчет альтернативных издержек производства одной дополнительной единицы товара У осуществляется по формуле:
= Потери в производстве товара Х / прирост в производстве товара У.
Расчет альтернативных издержек производства одной дополнительной единицы товара Х осуществляется по формуле:
= Потери в производстве товара У / прирост в производстве товара Х.
Чтобы рассчитать альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2 необходимо определить, какая точка на графике производственных возможностей должна рассматриваться как исходная. Если к точке А2 двигаться от точки А3, то объем производства товара Х будет не возрастать, а сокращаться с 2 шт. товара Х до 1 шт. товара Х.
Производство товара Х возрастает в точке А2, если к ней двигаться от точки А1, так как в точке А1 производится 0 шт. товара Х, а в точке А2 – 1 шт. При этом производство товара У будет сокращаться с 10 шт. в точке А1, до 9 штук в точке А2.
Таким образом, формула расчета будет иметь вид:
Альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2 = Потери в производстве товара У / прирост в производстве товара Х =
= (10 шт. тов. У – 9 шт. тов. У) / (1 шт. тов. Х – 0 шт. тов. Х) = 1/1 = 1 шт. тов. У/ 1 шт. т. Х.
Пример 2.4.
Нарисуйте годовую кривую производственных возможностей, включающую такие товары как калькуляторы и мобильные телефоны, для экономики страны X с численностью 400 человек, если известно, что в день один человек может производить либо 8 калькуляторов, либо 2 мобильных телефона, а количество рабочих дней в году составляет 300 дней.
Решение
Из условий задачи следует, что все ресурсы (люди или, иначе говоря, трудовые ресурсы) обладают все время одинаковой производительностью (отдачей). Производительность в производстве калькуляторов = 8 шт./человеко-день; производительность в производстве мобильных телефонов = 2 шт./человеко-день. В общем плане производительность ресурса = количество продукта / количество ресурса.
Неизменность производительности ресурса означает, что постоянны и альтернативные издержки, а кривая производственных возможностей (КПВ) является линейной функцией и имеет вид прямой линии.
Для построения линейной КПВ достаточно знать любые два возможных варианта производства. Но чтобы избежать ошибок, необходимо произвести расчет 4 возможных вариантов производства и оформить его в виде таблицы производственных альтернатив. Стандартный подход включает следующие варианты распределения ресурсов между производством двух благ:
1) все ресурсы отданы в производство калькуляторов = 400 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 400=0 чел.;
|
|
2) половина ресурсов отдана в производство калькуляторов = 400 чел. х 0,5 =200 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 200=200 чел.;
3) четверть ресурсов отдана в производство калькуляторов = 400 чел. х 0,25 = 100 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 100=300 чел.;
4) ресурсы в производство калькуляторов не направляются = 0 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 0 =400 чел.;
По условиям задачи КПВ строится для годового периода, который равен 300 рабочих дней. Поэтому каждый вариант распределения ресурсов должен быть также умножен на 300 дней. Отметим на графике координаты рассчитанных точек и соединим их прямой линией (рисунок 2).
Блага | Производственные альтернативы | |||
А1 | А2 | А3 | А4 | |
Калькуляторы, шт. | 400 чел. х 8 шт./человеко-день х 300 дн. = 960000 шт. | 200 х 8 х 300 = 480000 шт. | 100 х 8 х 300 = 240000 шт. | 0 х 8 х 300 = 0 шт. |
Мобильные телефоны, шт. | 0 чел. х 2шт./ человеко-день х 300 дн. = 0 шт. | 200 х 2 х300 = 120000 | 300 х 2 х 300 = 180000 шт. | 400 х 2 х 300 = 240000 шт. |
Отметим на графике координаты рассчитанных точек и соединим их прямой линией (см. рисунок 2).
Тема 3. Рынок и его механизм
Сущность рынка. Субъекты рыночных отношений. Спрос, предложение и цена. Рыночный механизм как механизм поддержания равновесия спроса и предложения.
Функции цены: информационная, стимулирующая, распределительная. Конкуренция в рыночной системе: понятие, функции.
Структура рынков: территориальная, функциональная, по степени ограничения конкуренции.
Преимущества и недостатки рынка. Функции государства по их преодолению.
Условия формирования и развития рынка. Особенности формирования рынка в России.
Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы изменения спроса и сдвиг кривой спроса. Спрос и величина спроса.
Предложение товаров и услуг. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение, и сдвиг кривой предложения.
Равновесие на рынке отдельного товара. Равновесная цена. Нарушение равновесия: дефицит и избыток.
|
|
Эластичность спроса и предложения.
Список рекомендованной литературы:
1.Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций.-М.: Юрайт, 2006.-С.12-19, 32-41.
2.Ивашковский С.Н.Микроэкономика: Учебник.-М.:Дело, 2002.-с.41-55.
3.Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. –Киров: Аса, 1999.-С.74-76, 88-97.
4.Экономическая теория: Учебн.пособие/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. -Мн.:Интерпрессервис, 2001.-С.164-188.
5.Экономическая теория: Учебник/ Под ред.А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой.-М.: Экзамен, 2005.-С.118-156.
Тесты
Укажите правильный вариант ответа
1. В микроэкономическом анализе под понятием «рынок» понимается:
а) ценовой механизм;
б) стихийный способ координации экономической деятельности, при котором экономические субъекты руководствуются только своими интересами;
в) механизм обмена, при котором его участники руководствуются сопоставлением альтернативных издержек;
г) все перечисленное верно.
2. Рыночная экономика – это система координации деятельности, которая в процессе своего функционирования опирается на:
а) соблюдение прав собственности;
б) стихийный способ координации деятельности;
в) стремление потребителей к реализации своих субъективных предпочтений;
г) механизм цен как определяющий способ координации;
д) все ответы верны.
3. В программе системных реформ, проводимых в Польше во второй половине 90-х гг., сформулированы цели и средства преобразований. Одна из главных целей - снижение уровня безработицы.
Какие из перечисленных средств были прямо направлены на достижение указанной цели:
а) стимулирование экономического роста;
б) строительство сети автострад;
в) выравнивание диспропорций между регионами;
г) ограничение числа нерентабельных предприятий;
д) сокращение импортных пошлин на промышленные товары.
4. Произошедшее в России в период рыночных реформ углубление (в сравнении с СССР) дифференциации в уровне жизни населения являются следствием:
а) изменения предпочтений потребителей;
б) снижение степени удовлетворения потребностей;
в) снижения конкурентоспособности отечественных производителей;
г) изменения механизма перераспределения ресурсов;
д) все перечисленное верно.
5. Процесс перехода к рынку российской экономики сопровождался снижением относительных цен в одних отраслях промышленности (машиностроении, пищевой, легкой) и ростом относительных цен на продукцию других отраслей (топливной, энергетики, нефтехимии). Это было непосредственным следствием:
а) применения неверных способов проведения реформ;
б) закономерного роста цен на дефицитные блага;
в) наблюдавшегося в советской экономике дефицита благ;
г) роста цен на мировых рынках;
д) изменения способа хозяйственной координации.
6. Упор на поддержание автоматизма рынка, ставка на свободу частного предпринимательства, требование сокращения государственных расходов в экономической и социальной сферах - все это характерно для:
а) концепции монетаризма;
б) теории рациональных ожиданий;
в) экономической теории предложении;
г) для всего современного неоклассического направления.
7. «Табачный рынок России сегодня испытывает кризис перепроизводства. Если в начале 2000 г. предложение превышало спрос на 57 млрд. сигарет (что составляло примерно пятую часть рынка), то к концу года оно перевалило за 100 млрд. и продолжало увеличиваться»
Какой метод анализа использовали авторы этого заключения:
а) дедуктивный;
б) статистический;
в) индуктивный;
г) описательный.
Укажите правильный вариант ответа
8. Укажите причину, вызвавшую рост величины спроса на конфеты «Мишка» при снижении их цены:
а) со снижением цены увеличился спрос на конфеты;
б)снижение цены привело к смещению кривой предложения влево;
в) снижение цены на конфеты увеличило реальный доход покупателей, что позволило им покупать их больше.
9. Увеличение спроса на велосипеды означает, что:
а) вследствие падения цены объем спроса на них вырос;
б) кривая спроса сместилась вправо, как следствие рекламы здорового образа жизни;
в) кривая предложения смешается вправо;
г) все утверждения неверны.
10. Применяя термин «предложение», экономисты имеют в виду:
а) взаимосвязь величины предложения с изменениями технологии производства;
б) конкретную точку на кривой предложения;
в) всю совокупность различных соотношений цены товара и соответствующих этим ценам величин предложения;
г) падающую кривую, отражающую зависимость цены товара от количества проданных единиц.
11. Кривая предложения показывает зависимость между:
а) величиной издержек производства и ценой товара;
б) ростом населения и объемом предложения;
в) изменением дохода населения и объемом предложения;
г) ценой товара и объемом предложения.
12. Перемещение по кривой предложения мороженого «Липецкое» будет происходить, если изменяются:
а) субсидии фирме-производителю;
б) цены на другие марки мороженого;
в) цена мороженого «Липецкое»;
г) вкусы потребителей.
13.. Сдвиг кривой предложения вправо могут вызвать:
а) повышение налогов на производителей;
б) увеличение затрат на вводимые ресурсы;
в) увеличение дохода потребителей;
г) использование более производительной техники.
14. По М.Фридмену, предложение денег должно увеличиваться темпами, равными темпу роста:
а) уровня цен;
б) уровня процентной ставки;
в) ВНП;
г) скорости обращения денег;
д) населения страны.
15. Если рынок бензина характеризуется сокращением предложения, то на рынке транспортных услуг, при прочих равных условиях, это обязательно проявится:
а) в снижении цен на транспортные услуги;
б) в сокращении спроса на транспортные услуги;
в) в уменьшении величины предложения транспортных услуг;
г) в смещении кривой предложения на транспортные услуги;
д) в снижении доходности сферы транспортных услуг.
16. Что из перечисленного приведет к изменениям в предложении:
а) изменение числа продавцов блага;
б) повышение налога на добавленную стоимость в производстве блага;
в) внедрение более эффективной технологии производства блага;
г) снижение налога на прибыль у продавцов блага.