Примеры решения задач

Пример 2.1.

Предположим, что в стране производится 280 тыс. шт. калькуляторов. Судя по данным таблицы о возможностях выпуска мобильных телефонов и калькуляторов, можно предполагать, что повышение спроса на мобильные телефоны способно вызвать увеличение предложения этого товара максимально на _________. Привести расчет.

 

Производственные альтернативы

А Б В Г Д
Мобильные телефоны, тыс. шт. 0 100 180 240 280
Калькуляторы, тыс. шт. 460 380 280 150 0

Решение

Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет вариант одновременного производства двух благ. Например, в точке А производится 460 тыс. шт. калькуляторов и 0 штук мобильных телефонов. Поскольку телефоны не производятся вообще, это означает, что в их производство не направлено ресурсов. Все ресурсы страны отданы на производство калькуляторов. 460 тыс. штук - это максимальное количество калькуляторов, которое может быть произведено в стране. В точке Д, напротив, все ресурсы отданы на производство мобильных телефонов. Координаты точки Д показывают, что мобильных телефонов можно максимально произвести 280 тыс. штук, при этом объем выпуска калькуляторов составит 0 тыс. шт.

По условиям задачи страна находится в точке В, в которой одновременно производится 280 тыс. шт. калькуляторов и 180 тыс. шт. мобильных телефонов. Максимальный объем выпуска в стране мобильных телефонов равен 280 тыс. шт. Отсюда, максимальное увеличение предложения мобильных телефонов может составить: 280 – 180 = 100 тыс. шт. мобильных телефонов

Пример 2.2.

На рисунке 1 дана графическая модель производственных возможностей экономики. Если в экономике в текущий момент производится 4 единицы товара У и 2 единицы товара Х, то на сколько можно увеличить производство товаров Х, не изменяя производство товаров У. Приведите расчет.

Рис. 1                                                                  Рис.2

Решение

Из определения кривой производственных возможностей следует, что каждая точка графика является вариантом эффективного распределения ресурсов: увеличивая объем производства одного блага, одновременно нужно уменьшать объем производства другого блага (используется критерий эффективного распределения ресурсов по Парето). А вот точки, лежащие внутри кривой производственных возможностей, являются вариантами неэффективного использования ресурсов. Находясь в точке внутри кривой производственных возможностей можно увеличивать объем производства одного блага, не уменьшая объем производства другого блага. Или одновременно увеличивать объемы производства двух благ.

По условиям задачи экономика находится внутри кривой производственных возможностей - точка с координатами (2,4) не лежит на самом графике, поэтому имеет место неэффективное использование ресурсов. Таким образом, исходное положение экономики - (2,4). Так как объем выпуска товара У не должен меняться, то для нахождения максимального объема производства товара Х нужно мысленно провести перпендикулярную линию через координату 4 по оси товара У до пересечения с кривой производственных возможностей. Такое пересечение произойдет в точке с координатами (3,4). Таким образом, конечное положение экономики - (3,4). Соответственно, максимальное увеличение производства товара Х = 3 - 2 = 1 ед. товара Х.

Пример 2.3.

На рисунке 1 дана графическая модель производственных возможностей экономики. Рассчитайте альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2.

Решение

В общем плане альтернативные издержки – это количество одного блага (например, блага Х), которым нужно пожертвовать, чтобы получить другое благо (например, благо У). Соответственно, расчет альтернативных издержек производства одной дополнительной единицы товара У осуществляется по формуле:

= Потери в производстве товара Х / прирост в производстве товара У.

Расчет альтернативных издержек производства одной дополнительной единицы товара Х осуществляется по формуле:

= Потери в производстве товара У / прирост в производстве товара Х.

Чтобы рассчитать альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2 необходимо определить, какая точка на графике производственных возможностей должна рассматриваться как исходная. Если к точке А2 двигаться от точки А3, то объем производства товара Х будет не возрастать, а сокращаться с 2 шт. товара Х до 1 шт. товара Х.

Производство товара Х возрастает в точке А2, если к ней двигаться от точки А1, так как в точке А1 производится 0 шт. товара Х, а в точке А2 – 1 шт. При этом производство товара У будет сокращаться с 10 шт. в точке А1, до 9 штук в точке А2.

Таким образом, формула расчета будет иметь вид:

Альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2 = Потери в производстве товара У / прирост в производстве товара Х =

= (10 шт. тов. У – 9 шт. тов. У) / (1 шт. тов. Х – 0 шт. тов. Х) = 1/1 = 1 шт. тов. У/ 1 шт. т. Х.

Пример 2.4.

Нарисуйте годовую кривую производственных возможностей, включающую такие товары как калькуляторы и мобильные телефоны, для экономики страны X с численностью 400 человек, если известно, что в день один человек может производить либо 8 калькуляторов, либо 2 мобильных телефона, а количество рабочих дней в году составляет 300 дней.

Решение

Из условий задачи следует, что все ресурсы (люди или, иначе говоря, трудовые ресурсы) обладают все время одинаковой производительностью (отдачей). Производительность в производстве калькуляторов = 8 шт./человеко-день; производительность в производстве мобильных телефонов = 2 шт./человеко-день. В общем плане производительность ресурса = количество продукта / количество ресурса.

Неизменность производительности ресурса означает, что постоянны и альтернативные издержки, а кривая производственных возможностей (КПВ) является линейной функцией и имеет вид прямой линии.

Для построения линейной КПВ достаточно знать любые два возможных варианта производства. Но чтобы избежать ошибок, необходимо произвести расчет 4 возможных вариантов производства и оформить его в виде таблицы производственных альтернатив. Стандартный подход включает следующие варианты распределения ресурсов между производством двух благ:

1) все ресурсы отданы в производство калькуляторов = 400 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 400=0 чел.;

2) половина ресурсов отдана в производство калькуляторов = 400 чел. х 0,5 =200 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 200=200 чел.;

3) четверть ресурсов отдана в производство калькуляторов = 400 чел. х 0,25 = 100 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 100=300 чел.;

4) ресурсы в производство калькуляторов не направляются = 0 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 0 =400 чел.;

По условиям задачи КПВ строится для годового периода, который равен 300 рабочих дней. Поэтому каждый вариант распределения ресурсов должен быть также умножен на 300 дней. Отметим на графике координаты рассчитанных точек и соединим их прямой линией (рисунок 2).

 

Блага

Производственные альтернативы

А1 А2 А3 А4
Калькуляторы, шт. 400 чел. х 8 шт./человеко-день х 300 дн. = 960000 шт. 200 х 8 х 300 = 480000 шт. 100 х 8 х 300 = 240000 шт. 0 х 8 х 300 = 0 шт.
Мобильные телефоны, шт. 0 чел. х 2шт./ человеко-день х 300 дн. = 0 шт. 200 х 2 х300 = 120000 300 х 2 х 300 = 180000 шт. 400 х 2 х 300 = 240000 шт.

Отметим на графике координаты рассчитанных точек и соединим их прямой линией (см. рисунок 2).

Тема 3. Рынок и его механизм

Сущность рынка. Субъекты рыночных отношений. Спрос, предложение и цена. Рыночный механизм как механизм поддержания равновесия спроса и предложения.

Функции цены: информационная, стимулирующая, распределительная. Конкуренция в рыночной системе: понятие, функции.

Структура рынков: территориальная, функциональная, по степени ограничения конкуренции.

Преимущества и недостатки рынка. Функции государства по их преодолению.

Условия формирования и развития рынка. Особенности формирования рынка в России.

Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы изменения спроса и сдвиг кривой спроса. Спрос и величина спроса.

Предложение товаров и услуг. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение, и сдвиг кривой предложения.

Равновесие на рынке отдельного товара. Равновесная цена. Нарушение равновесия: дефицит и избыток.

Эластичность спроса и предложения.

Список рекомендованной литературы:

1.Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций.-М.: Юрайт, 2006.-С.12-19, 32-41.

2.Ивашковский С.Н.Микроэкономика: Учебник.-М.:Дело, 2002.-с.41-55.

3.Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. –Киров: Аса, 1999.-С.74-76, 88-97.

4.Экономическая теория: Учебн.пособие/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. -Мн.:Интерпрессервис, 2001.-С.164-188.

5.Экономическая теория: Учебник/ Под ред.А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой.-М.: Экзамен, 2005.-С.118-156.

Тесты

Укажите правильный вариант ответа

1. В микроэкономическом анализе под понятием «рынок» понимается:

а) ценовой механизм;

б) стихийный способ координации экономической деятельности, при котором экономические субъекты руководствуются только своими интересами;

в) механизм обмена, при котором его участники руководствуются сопоставлением альтернативных издержек;

г) все перечисленное верно.

2. Рыночная экономика – это система координации деятельности, которая в процессе своего функционирования опирается на:

а) соблюдение прав собственности;

б) стихийный способ координации деятельности;

в) стремление потребителей к реализации своих субъективных предпочтений;

г) механизм цен как определяющий способ координации;

д) все ответы верны.

3. В программе системных реформ, проводимых в Польше во второй половине 90-х гг., сформулированы цели и средства преобразований. Одна из главных целей - снижение уровня безработицы.

Какие из перечисленных средств были прямо направлены на достижение указанной цели:

а) стимулирование экономического роста;

б) строительство сети автострад;

в) выравнивание диспропорций между регионами;

г) ограничение числа нерентабельных предприятий;

д) сокращение импортных пошлин на промышленные товары.

4. Произошедшее в России в период рыночных реформ углубление (в сравнении с СССР) дифференциации в уровне жизни населения являются следствием:

а) изменения предпочтений потребителей;

б) снижение степени удовлетворения потребностей;

в) снижения конкурентоспособности отечественных производителей;

г) изменения механизма перераспределения ресурсов;

д) все перечисленное верно.

5. Процесс перехода к рынку российской экономики сопровождался снижением относительных цен в одних отраслях промышленности (машиностроении, пищевой, легкой) и ростом относительных цен на продукцию других отраслей (топливной, энергетики, нефтехимии). Это было непосредственным следствием:

а) применения неверных способов проведения реформ;

б) закономерного роста цен на дефицитные блага;

в) наблюдавшегося в советской экономике дефицита благ;

г) роста цен на мировых рынках;

д) изменения способа хозяйственной координации.

6. Упор на поддержание автоматизма рынка, ставка на свободу частного предпринимательства, требование сокращения государственных расходов в экономической и социальной сферах - все это характерно для:

а) концепции монетаризма;

б) теории рациональных ожиданий;

в) экономической теории предложении;

г) для всего современного неоклассического направления.

7. «Табачный рынок России сегодня испытывает кризис перепроизводства. Если в начале 2000 г. предложение превышало спрос на 57 млрд. сигарет (что составляло примерно пятую часть рынка), то к концу года оно перевалило за 100 млрд. и продолжало увеличиваться»

Какой метод анализа использовали авторы этого заключения:

а) дедуктивный;

б) статистический;

в) индуктивный;

г) описательный.

Укажите правильный вариант ответа

8. Укажите причину, вызвавшую рост величины спроса на конфеты «Мишка» при снижении их цены:

а) со снижением цены увеличился спрос на конфеты;

б)снижение цены привело к смещению кривой предложения влево;

в) снижение цены на конфеты увеличило реальный доход покупателей, что позволило им покупать их больше.

9. Увеличение спроса на велосипеды означает, что:

а) вследствие падения цены объем спроса на них вырос;

б) кривая спроса сместилась вправо, как следствие рекламы здорового образа жизни;

в) кривая предложения смешается вправо;

г) все утверждения неверны.

10. Применяя термин «предложение», экономисты имеют в виду:

а) взаимосвязь величины предложения с изменениями технологии производства;

б) конкретную точку на кривой предложения;

в) всю совокупность различных соотношений цены товара и соответствующих этим ценам величин предложения;

г) падающую кривую, отражающую зависимость цены товара от количества проданных единиц.

11. Кривая предложения показывает зависимость между:

а) величиной издержек производства и ценой товара;

б) ростом населения и объемом предложения;

в) изменением дохода населения и объемом предложения;

г) ценой товара и объемом предложения.

12. Перемещение по кривой предложения мороженого «Липецкое» будет происходить, если изменяются:

а) субсидии фирме-производителю;

б) цены на другие марки мороженого;

в) цена мороженого «Липецкое»;

г) вкусы потребителей.

13.. Сдвиг кривой предложения вправо могут вызвать:

а) повышение налогов на производителей;

б) увеличение затрат на вводимые ресурсы;

в) увеличение дохода потребителей;

г) использование более производительной техники.

14. По М.Фридмену, предложение денег должно увеличиваться темпами, равными темпу роста:

а) уровня цен;

б) уровня процентной ставки;

в) ВНП;

г) скорости обращения денег;

д) населения страны.

15. Если рынок бензина характеризуется сокращением предложения, то на рынке транспортных услуг, при прочих равных условиях, это обязательно проявится:

а) в снижении цен на транспортные услуги;

б) в сокращении спроса на транспортные услуги;

в) в уменьшении величины предложения транспортных услуг;

г) в смещении кривой предложения на транспортные услуги;

д) в снижении доходности сферы транспортных услуг.

16. Что из перечисленного приведет к изменениям в предложении:

а) изменение числа продавцов блага;

б) повышение налога на добавленную стоимость в производстве блага;

в) внедрение более эффективной технологии производства блага;

г) снижение налога на прибыль у продавцов блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: