Развитие образования

Тема 24

Кризис традиционных и национальных культур и жанров

Введение

Одним из факторов, во многом определившим историю современного общества, стала научно-техническая революция (НТР).

Достижения науки и техники не только существенно изменили характер производственных процессов, но и коренным образом преобразовали всю человеческую жизнь.

Новейшие технологии проникли в самые отдаленные уголки планеты, сближая пути развития отдельных стран и народов.

Современная НТР началась в индустриально развитых странах мира сразу же после окончания Второй мировой войны.

Она предполагала широкое применение в промышленности новейших технологий, их внедрение не только в производственный, но и в управленческий процесс, использование новых видов энергии и материалов.

Важнейшей предпосылкой НТР стали научные открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии.

Ее характерной чертой выступало превращение науки в непосредственную производительную силу.

Современная эпоха закономерно называется эпохой научно-технической революции. Это означает, что наука в наше время превратилась в решающий фактор развития не только производства, но и всей общественной жизни, стала непосредственной производительной силой общества.

Принято считать, что НТР прошла два этапа: первый – с середины 40-х – 60-е гг., второй – с 70-х гг. и по настоящее время.

НТР и социальные сдвиги в западном обществе.

Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре западного общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д).

К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.

На втором этапе НРТ, начавшемся в 70-е гг., рассмотренные процессы приобретают как бы «второе дыхание». Большую роль сыграло то, что к середине 70-х гг. в связи с процессом международной разрядки стали высвобождаться значительные средства, ранее направляемые в военно-промышленные комплексы (ВПК) ведущих стран. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды. Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения. В сочетании с реформированием модели государственного регулирования экономики такая переориентация хозяйства позволила на основе развития НТР капиталистическим странам избежать депрессивного состояния и начать переход на более высокую стадию общественного устройства.

Преобразование индивидуальной и совместной деятельности людей в сторону интенсификации и унификации ее характера, высвобождение значительного количества свободного времени и человеческих ресурсов привели к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека. Именно развитие НТР в первую очередь связывается с переходом от индустриального к так называемому «постиндустриальному обществу», для которого характерны: приоритет не производственной, а информационной и обслуживающей сфер, распространение профессионализма во всех сферах деятельности и переход от классового к профессионально стратифицированному обществу, ведущая роль научных элит в определении общественной политики и управлении, высокая степень глобальной интеграции как в области экономики, так и в культуре.

Развитие образования.

Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции.

В развитых странах, включая СССР и Восточную Европу, осуществлялись реформы, расширялась сеть учебных заведений, шел процесс демократизации образования на всех уровнях обучения.

Больше внимания стало уделяться профессиональному образованию, изучению естественных и математических дисциплин.

За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни.

Для повышения качества образования правительства развитых стран вкладывали в эту сферу огромные средства.

Развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профессионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.

Стремительное развитие науки, превращения ее в непосредственную производительную силу, что привело к повышению сложности и эффективности труда, в свою очередь, требует высококвалифицированных рабочих. Поэтому большое внимание в развитых странах уделяется развитию образования.

Понятие «научно-техническая революция» кроме прочего включает в себя революционные изменения в подготовке кадров и во всей системе образования. Новая технология требует нового работника – более культурного и образованного, гибко приспосабливающегося к техническим новшествам, высоко дисциплинированного, обладающего к тому же навыками коллективного труда, что является непременным требованием новых технических систем.

В информационном обществе на базе современных технологий происходит непрерывное производство новых знаний, поэтому резко возросли требования к уровню образования и квалификации работников. Кроме того, происходит изменение характера отношений между людьми в процессе совместной производственной деятельности (например, вместо вертикальных связей, отношений долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии). Невиданная прежде скорость обновления информации привела к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Важнейшей тенденцией в развитии образования является компьютеризация процесса образования; использование новых современных технологий обучения.

Одной из серьезнейших проблем, порожденных научно-технической революцией, является проблема дальнейшего совершенствования системы образования. НТР требует постоянного образования, которая состоит из двух подсистем: базовой и дополнительной. Последняя должна осуществляться в основном путем постоянной самостоятельной образовательной деятельности.

Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии и компьютеризации производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов.

Поскольку требования общества к повышению уровня образования и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: