Критерии определения суммы создаваемого резерва

Лекции по дисциплине

«Учет и анализ банкротств»

Всего: 160 часов,

в том числе аудит. – 80 часов

из них:

- ЛК – 36

- ПЗ – 44

Самост. – 80

Вид итогового контроля: зачет

 

План:

1. Теоретические и правовые основы банкротства в современной России.

2. Организация бухгалтерского учета в условиях банкротства.

2.1. Особенности правового обеспечения бухгалтерского учета несостоятельных предприятий

2.2. Учет отдельных операций в процедуре банкротства «Наблюдение»

2.3. Учет отдельных операций в процедуре банкротства «Финансовое оздоровление»

2.4. Учет отдельных операций в процедуре банкротства «Внешнее управление»

2.5. Учет отдельных операций в процедуре банкротства «Конкурсное производство»

2.6. Учет отдельных операций в процедуре банкротства «Мировое соглашение»

 

 


 

1.

Финансовая несостоятельность (банкротство) – это неизбежное явление, которое присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Несостоятельность организации можно определить как хроническую ее неплатежеспособность, т.е. такое кризисное финансовое состояние, при котором организация не способна выполнить долговые обязательства в течение установленного срока и самостоятельно восстановить свою платежеспособность.

Банкротство представляет собой юридически оформленный акт несостоятельности, осуществляемый в законодательно установленном порядке.

В каждой стране устанавливаются свои особые правила, регулирующие экономико-правовые отношения по поводу несостоятельности и банкротства предприятий. Банкротство – это сложный процесс, который можно охарактеризовать с различных сторон:

­ юридической;

­ управленческой;

­ организационной;

­ финансовой;

­ учетно-аналитической;

­  и др.

Учетно-аналитические аспекты банкротства опираются на нормативно-правовую базу, включающую две основные системы нормативно-правовых документов, регламентирующих:

1) процедуры банкротства:

­ Гражданский кодекс Российской Федерации;

­ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

­ Уголовный кодекс Российской Федерации;

­ Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

­ постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;

­ постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

Федеральный закон № 127 – ФЗ в соответствии ГК РФ устанавливает:

−основания для признания должника несостоятельным (банкротом);

−порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);

−порядок и условия проведения процедур банкротства;

−иные отношения, которые возникают при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

В соответствии с Федеральным законом № 127 – ФЗ, несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательства и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон о банкротстве распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, за исключением:

а) казенных предприятий (они ликвидируются по распоряжению Правительства РФ);

б) учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Законодательство о банкротстве направлено не только на ликвидацию предприятия, но и на возможность его оздоровления или мирного урегулирования споров.

Основные цели законодательства о банкротстве:

а) сохранение жизнеспособности фирмы, для чего вводятся такие процедуры, как:

­ внешнее управление;

­ финансовое оздоровление;

­ мировое соглашение.

б) обеспечение защиты интересов кредиторов, удовлетворяя оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме (за этим следит специально назначенный арбитражным судом арбитражный управляющий, который обязан отчитываться перед собранием или комитетом кредиторов);

в) обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, испытывающей финансовые трудности, в процессе процедур банкротства.

Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда.

Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда он не может полностью расплатиться по своим долгам. Закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам.

Таким образом, признаками банкротства служат срок неуплаты и сумма задолженности. Арбитражный суд принимает документы о банкротстве должника, если должник:

1) не способен удовлетворить требования кредиторов:

­ в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения;

­ в течение одного месяца – для кредитных организаций;

­ в течение шести месяцев - для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;

2) сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее:

− 100 тыс. руб. – для юридического лица;

− 10 тыс. руб. – для гражданина, а также сумма обязательств должника – гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;

− 500 тыс. руб. – для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования;

− независима от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;

− не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.

Процедуры банкротства делятся на:

1) Досудебная санация.

Досудебная санация заключается в мерах по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Она осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия.

2) Меры по предупреждению банкротства:

− наблюдение;

− финансовое оздоровление;

− внешнее управление;

− конкурсное производство;

− мировое соглашение.

Существует уголовная и административная ответственность за различные неправомерные действия при банкротстве, в частности, за:

а) фиктивное банкротство – представляет собой, когда у должника есть возможность полностью расплатиться по долгам, т.е. предприятие является платежеспособным, но руководитель подает заявление о банкротстве в суд;

б) преднамеренное банкротство – когда руководитель или другое лицо специально умышленно довели свою организацию до состояния, характеризуемого малой величиной имущества или слишком большими долгами, по которым невозможно расплатиться.

При осуществлении всех процедур банкротства одним из главных действующих лиц выступает временные, административный, внешний и (или) конкурсный управляющий, которые объединяются одним понятием – «арбитражный управляющий».

Арбитражный управляющий – это лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных действующим законодательством.

2.

 

2.1. Особенности правового обеспечения бухгалтерского учета несостоятельных предприятий.

Осуществление бухгалтерского учета в организациях, которые находятся в состоянии, близком к банкротству, имеет свои специфические особенности, которые вызваны чрезвычайными ситуациями. В условиях банкротства необходимо организовать бухгалтерский учет по процедурам несостоятельности (банкротства):

а) наблюдение;

б) финансовое оздоровление;

в) внешнее управление;

г) конкурсное производство;

д) мировое соглашение.

Для ведения бухгалтерского и налогового учета  организации в условиях банкротства следует пользоваться обычными принципами учета в связи с тем, что нормативные документы не регламентируют особые варианты ведения учета при несостоятельности (банкротстве), т.е. не существует никакого специального положения или закона по ведению бухгалтерского учета при банкротстве. В Налоговом кодексе Российской Федерации также отсутствует информация о специфике налогообложения в рамках реализации процедур банкротства.

С учетом этой специфики особенности организации и ведения учета в конкретной организации определяются его рабочими документами, которые утверждаются руководителем:

а) документом (положением) по бухгалтерской и налоговой учетной политике;

б) формами первичных документов;

в) рабочим планом;

г) графиком документооборота;

д) и др.

2.2. Учет отдельных операций в процедуре банкротства «Наблюдение».

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях:

­ обеспечения сохранности имущества должника;

­ проведения анализа финансового состояния должника;

­ составления реестра требований кредиторов и проведения собрания кредиторов.

В юридической литературе выделяют:

а) обеспечительную функцию наблюдения – эта функция позволяет создать условия для сохранения имущества должника, имеющегося на момент возбуждения дела о банкротстве;

б) подготовительную функцию наблюдения – заключается в содействии организации к подготовке дела к судебному разбирательству.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона № 127-ФЗ.

Организация и проведение процедуры наблюдения возлагается на арбитражного управляющего, в обязанности которого входит:

а) обеспечение сохранности имущества должника;

б) организация анализа финансового состояния должника;

в) составление реестра требований кредиторов;

г) проведение первого собрания кредиторов.

При этом должник продолжает осуществлять свою обычную деятельность, но с определенными ограничениями (некоторые мероприятия проводить запрещено, некоторые осуществляются при условии согласия временного управляющего). Так, в рамках данной процедуры можно с согласия временного управляющего совершать сделки, связанные:

а) с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов;

б) с получением (выдачей) займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом.

В то же время законодательство запрещает:

· осуществлять реорганизацию и ликвидацию;

· создавать юридические лица или участвовать в новых юридических лицах;

· создавать филиалы (представительства);

·  распределять прибыль между собственниками;

· размещать эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций;

· сокращать состав учредителей;

· входить в объединения юридических лиц;

· заключать договоры простого товарищества.

При введении наблюдения руководящие органы предприятия не отстраняются от управления, поэтому могут принимать самостоятельное решение о способах вывода предприятия из кризиса.

Бухгалтерский и налоговый учет операций по производству и реализации продукции (товаров, работ, услуг) при наблюдении осуществляется в обычном порядке, однако появляется необходимость в организации учета ряда специфических хозяйственных операций:

1) Учет судебных расходов, связанных с банкротством. При осуществлении производства по делу о банкротстве неизбежно возникают судебные расходы, которые во время процедур банкротства в соответствии с Законом о банкротстве выплачиваются вне очереди.

Судебные расходы состоят из:

а) государственной пошлины;

б) судебных издержек, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ)), ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

А) Государственная пошлина (в соответствии с НК РФ ст. 333.16) – сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии:

­ законодательными актами РФ;

­ законодательными актами субъекта РФ;

­ нормативно-правовыми актами местного самоуправления

за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Бухгалтерией организацией-заявителя осуществляется расчет государственной пошлины и операции по перечислению ее в бюджет.

Сумма уплачиваемой государственной пошлины определяется в ст. 333.19 НК РФ.

 Бухгалтерские проводки: 

91/2 – 68 – начислена государственная пошлина

68 – 51 – перечислена государственная пошлина в бюджет

 

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина  подлежит возврату частично или полностью в следующих случаях:

а) если государственная пошлина была уплачена в большом размере, чем это предусмотрено законодательством;

б) при возврате заявления, жалобы или иного обращения либо отказа в их принятии судами или же отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

в) при прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;

г) при отказе лиц, уплативших госпошлину от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершивший данное юридически значимое действие.

Возврат госпошлины носит заявительный характер – плательщику необходимо подать заявление в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) госпошлина.

Бухгалтерские проводки по возврату:

91/2 – 68 – сторнирование начисленной суммы госпошлины

51 – 68 – возвращена сумма госпошлины из бюджета

Б) Судебные издержки – кроме госпошлины могут быть и другие судебные расходы (издержки). К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате:

­ свидетелям;

­ экспертам;

­ специалистам;

­ переводчикам.

Судебные расходы и арбитражные сборы входят в состав прочих расходов и уменьшают базу налогообложения при расчете налога на прибыль.

Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу.

Арбитражный управляющий может привлекать к работе также различных специалистов в области юриспруденции в целях более успешного ведения дела.

Бухгалтерские проводки:

60 – 51 – выдан аванс организации, оказывающей юридические услуги

26 – 60 – по акту принято выполнение юридических услуг

19 – 60 – по счету выделен НДС;

68 – 19 – произведен налоговый вычет по НДС.

При привлечении организацией к разбирательству частнопрактикующего юриста (адвоката), являющегося членом коллегии адвокатов, организация выплачивает ему гонорар.

Расходы на представительство в суде и оказание юридических услуг подлежат возврату проигравшей стороной.

Бухгалтерские проводки:

76 – 91/1  – отражена сумма, подлежащая взысканию

51 – 76     – возвращены денежные средства

91/2-76     – оплачен гонорар члену коллегии адвокатов

76 – 91/2  – отнесены расходы на адвоката и др. юридические услуги на

               виновную сторону

26 – 91/2  – расходы на адвоката отнесены в состав общехозяйственных

              расходов

При проведении процедуры банкротства «наблюдение», ровно, как и других процедур банкротства, сохраняются текущие платежи, в т.ч. и сохраняются выплаты по оплате труда работников. Текущая заработная плата выплачивается вне очереди.

Бухгалтерские проводки по выплате заработной платы:

20,23,25,26,29,44 – 70 – начислена заработная плата

70 – 68 – удержан НДФЛ

70 – 50,51 – выплачена заработная плата

Дебиторская задолженность в зависимости от учетной политики может быть списана на уменьшение финансовых результатов или на уменьшение резерва по сомнительным долгам.

Бухгалтерские проводки:

91/2 – 62,76 – списана дебиторская задолженность

63 – 62,76 – списана дебиторская задолженность (на уменьшение

                резерва по сомнительным долгам)

007 – отражена задолженность, списанная в убыток (в течение 5 лет)

поступление денежных средств по задолженности  
50,51 – 91/1

−       007 

 

Соглашение о прощении долга оформляется бухгалтерской проводкой:

91/2 – 62 – списана сумма дебиторской задолженности

 

 

2.3. Учет отдельных операций в процедуре банкротства «Финансовое  оздоровление».

Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше двух лет. Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагается на арбитражного управляющего, который в данном случае называется административным управляющим.

Финансовое оздоровление наряду с внешним управлением является реорганизационной процедурой. Вводить или не вводить такую стадию банкротства решает собрание кредиторов. Введение финансового оздоровления дает реальный шанс избежать ликвидации предприятия.

Чтобы прейти к стадии финансового оздоровления должнику необходимо разработать план санации предприятия и график погашения задолженности.

Меры финансового оздоровления:

1) Получение займов и кредитов – получение займов и кредитов является одной из мер улучшения финансового состояния во время реорганизационных процедур. Финансовая помощь учредителей своему неплатежеспособному предприятию также может оформляться как заем, в т.ч. беспроцентный.

а) Бухгалтерские проводки по получению и погашению кредита и займа денежными средствами:

51,52 – 66, 67 – получены кредиты или займы

91/2 – 66, 67 – начислены проценты по полученным кредитам и займам

66, 67 – 51 – погашен кредит или займ

66,67 – 51 – перечислены проценты по кредиту и займам

б) Бухгалтерские проводки по получению и погашению товарного кредита

62 -66  – заключен договор товарного кредита

10,41 – 62 – приняты к учету сырье, материалы, товары и т.д.

19 – 66 – выделен (учтен НДС)

91/2 – 66 – учтены начисленные проценты по товарному кредиту

66 – 10, 41 – отражен возврат материалов по товарному кредиту

66 – 51 – уплачены проценты по товарному кредиту

66 – 68 – начислен НДС

68 – 19 – зачтен входной НДС

в) Бухгалтерские проводки по получению и погашению займа в виде финансового векселя:

51 – 66 – получение займа

009 – отражена выдача векселя

97 – 66 – отражен дисконт по векселю

91/2 – 97 – отражена сумма затрата по займу

66 – 51 – возвращен займ

66 – 51 – перечислены проценты (дисконт)

− 009 – списан погашенный вексель

2) Безвозмездно полученные ценности. Оценка безвозмездно полученных ценностей осуществляется по рыночной стоимости на дату принятия к учету.

 

 

Бухгалтерские проводки:

08 – 98 – отражена рыночная стоимость безвозмездно полученных основных средств

08 – 60, 76, 70, 69 – затраты по доставке и установке основных средств включаются в их

                             стоимость

19 – 60, 76 – учтена сумма НДС по затратам на доставку и установку

01 – 08 – основные средства введены в эксплуатацию

20 – 02 – начислена амортизация

98 – 91/1 – включена в прочие доходы начисленная амортизация по безвозмездно

              полученным основным средствам, равная сумме амортизации

10 – 98 – отражены полученные безвозмездно материалы по рыночной стоимости

20 – 10 – отражена учетная стоимость списанных в производство материалов

98 – 91/1 – отнесена на прочие доходы сумма списанных в производство материалов

 

При безвозмездной передаче имущества дохода не возникает и поэтому остаточная стоимость имущества и расходы по его передаче не учитываются при налогообложении прибыли. НДС необходимо начислять.

3) Инвестиционный налоговый кредит. В составе мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия не обойтись без целенаправленных действий по снижению бремени налоговых платежей.

Изменение срока уплаты налога и сбора является (ст. 61 НК РФ) перенос установленного срока их уплаты на более поздний, что не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

1) отсрочки;

2) рассрочки;

3) инвестиционного кредита.

отсрочка представляет собой изменение на период от одного до шести месяцев срока уплаты налога с его единовременной уплатой к новому сроку.

Рассрочка представляет собой изменение на период от одного до шести месяцев срока уплаты налога с его поэтапной уплатой к новому сроку.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой уменьшение на период от одного года до пяти лет налоговых платежей (не более, чем на 50 %) с последующей поэтапной доплатой до всей суммы налога м начисление процентов согласно договору об инвестиционном налоговом кредите.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление отсрочек по уплате налогов и других обязательств рассматривается как предоставление бюджетных кредитов. Расход в виде процентов признается осуществленным и включается в состав прочих расходов ежемесячно или на дату прекращения действия договора погашения долгового обязательства.

Сроки и порядок погашения задолженности по уплате налога, пени и начисленных процентов за отсрочку устанавливаются решением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 8 ст. 64 НК РФ).

В случае отсрочки или рассрочки по оплате налога на прибыль возникают налогооблагаемые временные разницы, в результате чего образуется отложенный налоговый актив, учитываемый на счете 09.

 

 

2.4. Учет отдельных операций в процедуре банкротства «Внешнее управление».

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий внешнему управляющему.

Внешнее управление вводится арбитражным судом в трех случаях:

1) по окончании наблюдения;

2) по окончании финансового оздоровления;

3) в порядке перехода из конкурсного производства.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более, чем на шесть месяцев.

Внешнее управление, как и финансовое оздоровление, является процедурой реорганизационной. Во время внешнего управления долги, кроме текущих «замораживаются», не выплачиваются, а организация осуществляет различные мероприятия:

1. Прекращаемая деятельность

Для того, чтобы предприятие работало более эффективно, можно освободиться от какого-либо вида деятельности, убыточного или перспективного.

Подобные меры применяются как при проведении процедуры банкротства «внешнее управление», так и при процедуре «финансовое оздоровление». Вопросы учета такой деятельности регламентируются ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности».

В этом случае создается резерв по прекращаемой деятельности по каждому виду обязательств. Общие правила его формирования регламентируются ПБУ 8/2001 «Условные факты хозяйственной деятельности».

Сумма созданного резерва включается на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы в зависимости от вида обязательств.

Например:

а) создание резерва на оплату расходов по увольнению работников

20 – 96 – создан резерв на сумму выходного пособия

96 – 70 – начислено выходное пособие

70 – 50 – выплачено выходное пособие

б) создание резерва по сомнительным долгам.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется по срокам возникновения.

 


Критерии определения суммы создаваемого резерва

Срок возникновения сомнительной задолженности Сумма создаваемого резерва
свыше 90 календарных дней   полная сумма выявленной на основе инвентаризации задолженности
от 45 до 90 календарных дней   50 % от суммы выявлено на очное инвентаризации задолженности
до 45 дней   задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва

 

Бухгалтерские проводки:

91/2 – 63 – создан резерв по сомнительным долгам

63 – 62 – использование резерва на покрытие дебиторской задолженности

63 – 91/1 – неиспользованный резерв по сомнительным долгам присоединен к

              прибыли отчетного года

2. Реорганизация юридических лиц

Реорганизация невозможна при проведении процедуры банкротства «наблюдение», однако она является одним из основных способов, которые используются для выхода предприятия из кризиса и может быть осуществлена во время процедур банкротства «финансовое оздоровление» и «внешнее управление» при условии внесения ее в план финансового оздоровления или в план внешнего управления.

При реорганизации юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

В состав передаточного акта включаются бухгалтерская отчетность в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю дату (дату реорганизации).

В отчете должно быть отражено распределение между обществами всего имущества и всех обязательств реорганизуемого лица.

Составляется разделительный баланс на основании инвентаризации.

Расходы, связанные с реорганизацией (с государственной регистрацией возникших организаций, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы и т.д.) признаются прочими расходами соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организации, осуществляющей эти расходы.

 




double arrow
Сейчас читают про: