Юношеская Планерная Школа им. В.М. Рыцарева
Конспект лекций
КОНСТРУКЦИЯ
ПЛАНЕРА БРО-11М
И ЛЕБЁДКИ ПЛМ-6
Новосибирск
2016
Содержание.
Глава I. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЛАНЕРИЗМА В МИРЕ.
1. История развития планеризма.
2. История планера БРО 11М.
Глава II. КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ УЧЕБНОГО ОДНОМЕСТНОГО ПЛАНЕРА БРО 11М.
1. ЛТХ планера БРО 11М.
2. Конструкция планера.
3. Сборка, регулировка, разборка.
4. Предполетный осмотр.
5. Подготовка к полетам.
6. Стартовый осмотр.
7. Послеполетный осмотр.
8. Хранение планеров.
Глава III. ПЛАНЕРНАЯ ЛЕБЕДКА ПЛМ-6 С БЕСКОНЕЧНЫМ ТРОСОМ.
1. Конструкция основных узлов и их эксплуатация.
2. Подготовка к полетам.
3. Обслуживание полетов.
4. Уборка лебедки после полетов.
Глава I. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЛАНЕРИЗМА В МИРЕ.
История развития планеризма
Планеризм - вид активного отдыха и вид спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых планёрами.
|
|
В то время как для большинства планеристов их увлечение является только видом активного отдыха, ряд опытных пилотов принимают участие в соревнованиях по заранее определённым маршрутам. На этих соревнованиях планеристы проявляют свои умения оптимального использования местных погодных условий, а также демонстрируют свои лётные навыки. Во многих странах организовываются региональные и национальные соревнования по планерному спорту, а также проводятся чемпионаты мира по планерному спорту.
Для запуска планера обычно используются самолёты или лебёдки. Для этих и других способов (кроме самозапуска мотопланеров) планеристу требуется посторонняя помощь. Клубы планерного спорта организованы таким образом, чтобы аэродромы и оборудование использовались совместно, осуществлялось обучение новых пилотов и поддерживались высокие стандарты безопасности.
История - создания аппаратов тяжелее воздуха заняла половину столетия от махолёта сэра Джорджа Кэйли в 1853 г. до первого самолёта братьев Райт.
Однако планёрный спорт как вид спорта появился только после Первой мировой войны как следствие Версальского мирного договора, который накладывал серьёзные ограничения на изготовление и использование одноместных моторных самолётов в Германии. Таким образом, в 1920-х и 1930-х годах, пока авиаторы и авиаконструкторы во всём мире работали над усовершенствованием моторного самолёта, немцы разрабатывали, совершенствовали и летали на всё более эффективных планёрах, находя способы использования природных сил в атмосфере, чтобы совершать всё более дальние полёты с большей скоростью. Активная поддержка правительства обеспечила подготовку опытных лётчиков для военных самолётов ко времени, когда нацистская Германия аннулировала Версальские соглашения и стала готовиться ко второй мировой войне, тем не менее, для большинства планеристов их спорт не имел никакого военного подтекста.
|
|
Первые соревнования по планёрному спорту в Германии состоялись на Вассеркуппе в 1920 г. их организатором выступил Оскар Урсинус. Время лучшего полёта составило две минуты, был установлен мировой рекорд дальности 2 км. В течение последующих десяти лет эти соревнования стали международными, а планеристы показывали всё лучшие результаты продолжительности и дальности полёта. В 1931 г. Гюнтер Грёнхофф пролетел 272 км из Мюнхена в Чехословакию, дальше, чем это считалось возможным.
В 1930-х гг. планёрный спорт получил распространение во многих странах. В программе летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине прошли показательные соревнования по планёрному спорту, и он должен был стать олимпийским видом спорта на Играх 1940 года. Для этого в Германии был разработан планёр Олимпия, но Олимпийские игры не состоялись в связи с началом второй мировой войны. К 1939 г. основные рекорды в планёрном спорте были установлены советскими спортсменами, в том числе рекорд дальности 748 км.
Во время войны развитие планёрного спорта в Европе было приостановлено. Несмотря на то, что в ряде военных операций Второй мировой Войны были задействованы военные планёры, они планировали не используя восходящих потоков воздуха и не связаны с планёрным спортом. Тем не менее, ряд немецких асов, включая Эриха Хартманна, начинали свою карьеру с обучения полёту на планёрах.
Планёрный спорт не стал Олимпийским видом после войны по двум причинам: во-первых, после войны сказалась нехватка планёров; во-вторых, не был найден компромисс относительно единой модели планёра для соревнований. (В сообществе планеристов были опасения, что принятие стандарта будет препятствовать развитию новых моделей.) Введение авиационных видов спорта, таких как планёрный, в олимпийскую программу предлагались руководством Международной авиационной федерации, но эти инициативы было отклонены в связи с недостаточным общественным интересом.
Во многих странах в 1950-х годах многие подготовленные пилоты хотели продолжить летать. Среди них были также авиационные инженеры. Они создавали клубы и мастерские по изготовлению планёров, многие из которых существуют по сегодняшний день. Это способствовало развитию техники планирующего полёта и планёров; например, количество членов Американского общества планёрного спорта возросло с 1000 членов до существующего общего количества 12500. Увеличение количества пилотов, повышение их квалификации и технологический прогресс дали возможность устанавливать новые рекорды, например, довоенный рекорд высоты полёта был удвоен в 1950 году, а первый полёт на 1000 км был осуществлён в 1964. Новые материалы, такие как стекловолокно и углеродное волокно, новые формы крыла и профилей, электроника, GPS и более точное прогнозирование погоды позволили многим пилотам совершать полёты, которые до этого считались невозможными. К сегодняшнему дню более 500 пилотов совершили перелёт более чем на 1000 км.
Вместо Олимпийских игр проводится Чемпионат мира по планёрному спорту. Первый чемпионат был проведён в Вассеркуппе в 1937 году. После Второй мировой войны Чемпионат стал проводиться с периодичностью один раз в два года. На сегодняшний день проводятся соревнования в шести классах для обоих полов, кроме того существует три класса для женщин и два для юношеской возрастной категории. Германия, страна, где родился планёрный спорт, до сегодняшнего дня является мировым центром планёрного спорта: в ней проживает около 30 % планеристов мира и три крупнейших производителя планёров также находятся в Германии. Тем не менее, этот вид спорта популярен во многих странах и по состоянию на 2004 год зарегистрировано 116000 активных пилотов-планеристов, и неизвестное число военных курсантов-планеристов. Ежегодно многие люди совершают свой первый полет на планёре. При этом не имеет значения, являются ли их страны равнинными или гористыми, жаркими или умеренными, так как планёры могут летать в большей части земного шара.
|
|