Подготовка к полетам

Прежде чем взять планер со стоянки, трое курсантов, выделенных старостой группы или инструктором, снимают с кабины чехол, струбцины с элеронов и хвостового оперения и все это аккуратно складывают под правую плоскость. Затем двое становятся к плоскостям, а один - к балке (ферме). По команде «Расшвартовать планер» курсанты развязывают крепления: сначала балки, а затем плоскости. В момент отвязывания крепления плоскости старший по команде удерживает плоскость в горизонтальном положении. По команде «Поднять планер» двое, упираясь спиной под лонжероны крыла и удерживая планер за подкосы (на правой консоли - левой рукой, на левой консоли - правой), поднимают планер. Одновременно с ними третий курсант, стоя сбоку от хвостовой фермы, поднимает планер, держась рукой за нижнюю полку фермы. По команде «Вперед» планер переносится на безопасное место и по команде «Опустить планер» его ставят на землю.

Для дальнейшей транспортировки курсант с хвостовой фермы переходит на правую плоскость, а двое других остаются у подкосов. По команде «Вперед» курсанты у подкосов создают тянущее усилие, держась за них около верхнего узла крепления (к крылу). За среднюю часть подкоса браться нельзя. Курсант на правой плоскости, держась за законцовку крыла, поддерживает его в горизонтальном положении и следит за направлением движения. Развороты планера нужно делать «по ходу» и ни в коем случае не разворачивать на одном месте, что может привести к деформации балки, лыжи и упоров, Планер на колесном шасси катится легко. Нельзя толкать планер сзади, упираясь в элероны или крыло, в ребро обтекания, так как это может привести к поломке нервюр.

На старте планер ставится на участок, обозначенный флажками, и крыло опускается на землю в сторону ветра. При этом сопровождающий переходит в сторону опущенного крыла. Если есть необходимость подвинуть планер вбок («скантовать»), то предварительно планер поднимают, как было указано выше, а затем передвигают и опускают на землю. На линии исполнительного старта крыло планера поддерживается в горизонтальном положении сопровождающим, который должен находиться у правой плоскости.

 

Стартовый осмотр.

В процессе выполнения полетов необходимо постоянно следить за техническим состоянием планера. Во время стартового осмотра проверяется:

➢ состояние органов приземления (колесо, лыжа, костыль, упоры);

➢ состояние обшивки крыла, элеронов, хвостового оперения;

➢ действие рулей управления;

➢ раскосы хвостовой фермы (особенно после грубой посадки).

Очень важен доклад летавшего курсанта следующему по очереди о поведении планера и о работе рулей управления.

В случае грубой посадки необходимо тщательно осмотреть и проверить:

➢ органы приземления,

➢ состояние крыла, его крепление,

➢ хвостовую ферму и расчалки.

➢ определить, нет ли слабины в расчалках, тросах, не появились ли люфты в узлах соединений,

➢ нет ли трещин в подкосах,

➢ в обшивке планера.

В случае появления дефектов проанализировать их причину и возможность устранения. Принять решение: продолжать ли полеты или немедленно отправить планер на стоянку для более детального осмотра и последующего ремонта.

 

Послеполетный осмотр.

После окончания полетов планеры доставляются на стоянку и ставятся на свои места. Под каждым должна быть опорная доска с закрепленными брусочками на верхней поверхности, образующими прямоугольник, в который ставится колесо. Планер крепится специальными креплениями в трех точках (иногда и в четырех). Верхние узлы подкосов при помощи тросов и специальных замков закрепляются за штопоры, завернутые под ними, а задняя часть балки крепится к третьему штопору при помощи прочной фалы. В зависимости от конструкции планера третьей точкой может быть штопор, завернутый под задней частью хвостовой фермы, с которым она соединяется замком и тросом. Учитывая особенности, например, планера КАИ-11 (низкое расположение хвостового оперения), приходится приподнимать костыль, ставить его на специальную подставку.

После закрепления планера на стоянке группа должна выполнить следующее:

➢ очистить планер от пыли н грязи (особенно коробку колеса). Летом пыль удаляется с помощью мягкой ветоши, смоченной в воде, а затем отжатой. Зимой снег счищается с планера сухой ветошью или мягкой щеткой. При необходимости покрытие можно мыть теплой водой с мылом. Смывать грязь с поверхности планера бензином или другими химикатами не разрешается, так как это приводит к преждевременному разрушению лакокрасочного покрытия;

➢ все тросы, тяги и металлические узлы смазать тонким слоем масла (автола);

➢ все шарниры смазать смазкой ЦИАТИМ-201;

➢ тщательно осмотреть весь планер с целью определения его состояния и дальнейшей пригодности для полетов. При обнаружении дефектов составить дефектную ведомость и передать ее инженерной службе ЮПШ;

➢ надеть чехол на кабину и струбцины на рули.

Старшина, в зависимости от запланированных летных дней и дней, которые используются для ухода за материальной частью, договаривается и определяет: кто и когда из летной группы придет на аэродром и будет устранять дефекты или выполнять регламентные работы.

 

Хранение планеров.

Продолжительность срока службы планера зависит не только от качества его изготовления, но и от условий хранения, от ухода за ним и своевременного проведения необходимого ремонта.

Хранить планер желательно в закрытом помещении, так как нахождение его на открытом воздухе снижает срок его службы и преждевременно выводит его из строя.

Следует внимательно следить за фанерной обшивкой планера, не допуская ее коробления и отставания от деталей поперечного и продольного наборов, а также систематически осматривать внутреннюю часть, так как там может появиться загнивание внутреннего набора. Для предохранения планера от загнивания необходимо прочищать дренажные отверстия и наблюдать за чистотой планера.

Если на планере, подверженном атмосферным воздействиям, не летать, то он выйдет из строя раньше, чем тот, который находится в постоянной эксплуатации, так как во время полетов происходит хорошее проветривание и просушивание всей конструкции планера.

После дождя необходимо протереть планер сухой, чистой ветошью, удалив влагу в местах, где она может скопиться, открыть все люки, спять чехол с кабины, чтобы обеспечить хорошее проветривание. Проследить за чистотой дренажных отверстий. Насухо протереть металлические части планера: узлы, тросы, расчалки, а затем смазать тонким слоем технического вазелина.

Лучшим местом для хранения планера является ангар. При его отсутствии планер в разобранном виде можно хранить в ящике доставки, оборудованном для этой цели. Но в подавляющем большинстве планеры хранятся на стоянке под открытым небом, что в большой степени является отрицательным моментом: на легкий учебный планер круглосуточно воздействует ветер, влага и летняя жара, то есть любые атмосферные явления.

В таких условиях целесообразно строить простейшие на весы. для этого нужно

несколько стоек, доски (горбыль), рубероид на крышу и гвозди, построить навес планеристы могут сами, под руководством плотника. С целью экономии материалов ширину навеса можно сделать небольшой и ставить планеры по три в ряд, располагая их кабинами в шахматном порядке (рис. 53). Если хвостовые оперения окажутся за пределами навесов, то их следует зачехлить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: