Зрительное восприятие

ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Дорожное движение - сложная динамическая система взаимодействия транспортных и пешеходных потоков. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться и трудиться, управлять автомобилем человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Рассмотрим данные процессы применимо к обучению вождению.

Водитель непрерывно получает и обрабатывает информационные потоки, на их основе принимает и реализует решения, отслеживает результаты действий. Каждый познавательный процесс базируется на получении информации.

Информация - от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. В процессе управления транспортным средством водитель получает большой поток информации, из которого ему необходимо выбрать лишь небольшую часть, которая необходима для качественного и безопасного управления автомобилем это:

- обстановка на дороге (водитель должен охватывать глазами спектр равный 360 градусам);

- дорожные знаки (считывать знаки,линии разметки, быстро обрабатывать полученную информацию, делать выводы и применять в дорожных ситуациях);

- показатели приборов;

- звуковые сигналы (сигналы других автомобилей предупреждающих о чем-то, привычный звуковой фон работающего двигателя, если привычный звук нарушается, то постараться понять откуда идет посторонний звук).

Ощущение − начальный источник всех наших знаний, это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные, вибрационные и др. В результате комплекса ощущений у водителя формируется «чувство машины».

Последующим этапом обработки поступающей информации является более сложный познавательный процесс, чем ощущение – восприятие, в котором качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии в виде единого образа.

Восприятие — результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющий одни существенные признаки и тормозящий другие, несущественные и комбинирующий воспринимаемые детали в единое целое.

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека, при восприятии активизируется следы прошлого опыта, происходит постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

 Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Вся информация о дорожной ситуации поступает в мозг по информационным каналам, важнейшую роль из которых играет зрительный канал, а слуховой, и обонятельный играют второстепенную вспомогательную роль.

Зрительное восприятие

С помощью зрения водитель получает 80% информации о дорожной обстановке.

Важнейшие характеристики зрения:

Острота зрения - способность различать форму и детали предметов. Чем меньше расстояние, тем выше острота зрения.

Периферийное зрение(боковое зрение) - угловое пространство, видимое глазу при неподвижном взгляде и голове. С его помощью объекты видны без ясных деталей и цвета. Чтобы рассмотреть предмет, который находится в периферическом (боковом) поле зрения, человек рефлекторно переводит на него глаза так, чтобы тот попал в зону острого зрения. Периферийное зрение позволяет водителю отслеживать движение других участников.

«Туннельное зрение» возникает при алкогольном опьянении, при котором зрительное внимание сосредоточено лишь в узком конусе центрального поля зрения и увеличена длительность фиксации взгляда. «Туннельное зрение» возникает при концентрации алкоголя в крови 0,4 %о (менее 1 л пива или 100 г водки).

Слепая (или мертвая) зона автомобиля - это пространство вокруг машины, которое водитель не может увидеть со своего места. Такая зона есть сзади, сбоку и даже перед автомобилем. Бывает так, что проезжающий мимо автомобиль уже не виден в зеркале заднего вида, но и с боку его тоже не видно. Мёртвые (слепые) зоны являются одной из распространенных причин боковых столкновений на дорогах. Водителю необходимо понимать, что при перестроении необходимо учитывать возможность нахождения участников дорожного движения в этих зонах, а также понимать наличие таких зон у других автомобилей и стараться сократить время нахождения в них. 

Адаптация к уровню освещенности - когда уровень освещенности изменяется, глаз к нему адаптируется. Заметим, что при переходе от темноты к свету глаз приспосабливается быстрее, чем наоборот. Большие затруднения для водителя возникают при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточной освещенности, при недостаточной контрастности. В таких случаях процесс зрительного восприятия значительно замедляется.

Восстановление чувствительности (от нескольких секунд до двух минут) - быстрое изменение уровней освещенности, например, светом фар встречных автомобилей, лучами светильников, блеском отраженного света, вызывает настолько сильное раздражение сетчатки глаз, что наступает временное ослепление.

Восприятие скорости в различных условиях видимости - видимость ухудшается в темное время суток, в тумане, в дождливую погоду, при снегопаде и движении по пыльной дороге. В темное время суток зрительное восприятие резко ухудшается из-за плохой освещенности дороги, фары высвечивают лишь узкое пространство перед автомобилем. Часть дороги и многие предметы на ней не освещаются, и водитель может лишь догадываться о возможных препятствиях.

Первое, что следует сделать водителю для улучшения видимости в ночное время — снизить скорость движения вплоть до минимальной. В любом случае, по одной и той же дороге ночью следует ехать гораздо медленнее, чем днем. Скоростной режим следует выбирать исходя из того, что в случае необходимости можно было бы быстро остановить транспортное средство в пределах своей видимости. Иначе говоря, при движении в темное время суток тормозной путь транспортного средства не должен превышать расстояние, которое освещается светом фар. Не стоит ехать быстрее, чем вам позволяет видимость при текущих дорожных условиях. Учтите, что ночью зрение человека может преподносить ему разные малоприятные «сюрпризы»: наиболее характерный пример — объекты, внезапно появляющиеся из темноты, которые в дневное время прекрасно заметны издалека. В подобных ситуациях на обнаружение таких объектов водителю требуется в два раза больше времени, чем днем.

Зрительное восприятие скорости, направления движения и их изменения - после продолжительной езды на большой скорости водитель привыкает к ней, вследствие чего нередко превышает допустимую скорость. Эту ошибку восприятия всегда необходимо учитывать после продолжительной езды на большой скорости.

Способность к цветоразличению - например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темный цвет, кажется водителю большим, а до окрашенного в яркие тона − меньшим. Также большое значение имеет контрастность наблюдаемого объекта и фона. Летом водитель на фоне темной дороги увидит на большем расстоянии пешехода, одетого в светлую одежду, и может не заметить пешехода в темном костюме. Зимой на фоне заснеженной дороги, наоборот, отчетливее выделяются пешеходы в темной одежде, а в светлой - почти незаметны. Ночью расстояние обнаружения объектов сокращается вдвое по сравнению со светлым временем, хотя водителю может казаться, что они находятся далеко.

Хороший глазомер - поможет правильно оценить расстояние между предметами и удаленность машины от них. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окружения, поэтому знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем, облегчит работу водителя. Гораздо сложнее воспринимать и оценивать расстояния до движущихся объектов – автомобилей, пешеходов и т. д., а также расстояние между ними. Систематическая тренировка в определении расстояния развивает глазомер. Ошибки в оценке ширины проезжей части дороги могут допускать и опытные водители при переходе с автомобиля с малыми габаритами на большой и наоборот. Это объясняется изменением расстояния от глаз водителя до дорожного покрытия и расположенных на нем объектов. Определение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля также относится к вопросам зрительного восприятия.

Второй по важности системой восприятия является аудиальная (слуховая) система восприятия.

Слух помогает определить расположение в пространстве источника звука и его перемещение. С помощью слуха водитель определяет наличие движение других автомобилей, подаваемые сигналы клаксонов, закрытие или открытие железнодорожных переездов, должным образом реагирует на звуковые сирены экстренных служб, получает информацию о работе агрегатов двигателя (неадекватно включенную передачу на механической коробке передач) и автомобиля в целом, сопровождающиеся звуковыми эффектами. Странный звук внутри автомобиля требует также пристального внимания, остановки и выяснения происхождения этого звука.

Постоянно действующий шум снижает качество работы слухового анализатора, удлиняется скрытый период двигательной реакции, ухудшается зрительное восприятие, нарушается координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление. Поэтому установленный сабвуфер в машине или снятый глушитель доставляет не только дискомфорт окружающим, но в первую очередь наносит ущерб здоровью самому владельцу такого автомобиля и косвенно повышает аварийность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: