В каком случае Вы можете прибегнуть к резкому торможению?

1. Только для остановки перед перекрестком или пешеходным переходом, когда после зеленого сигнала неожиданно для Вас включился желтый сигнал светофора.

2. Только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

3. В обоих перечисленных случаях.

На процесс мышления значительное влияние оказывают знания. Чем они глубже, тем процесс мышления будет продуктивнее. Однако сами по себе знания еще не могут обеспечить правильного мышления, если человек не умеет правильно ими распоряжаться, хотя они и хранятся в памяти.

Память – процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания информации

Деятельность памяти начинается с запоминания. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта, а узнавание и воспроизведение делают возможным использование его в последующей деятельности. Запоминание представляет особого рода деятельность памяти, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию: структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и так далее.

Первоначальная форма запоминания - это непроизвольное запоминание, т.е. без заранее поставленной цели, которое не требует волевого усилия, то есть неосознанное запоминание. Например, запоминание рекламных слоганов, ненавязчиво звучащих на радиоволнах.

Произвольное запоминание, то есть осознанное запоминание, характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует для этого специальные приемы. Произвольное запоминание всегда требует волевого усилия.

Лучше всего запоминается то, что имеет для человека жизненно важное значение, связанное с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Без сохранения в памяти прошлого опыта водитель не узнавал бы окружающие предметы, не мог бы в критических дорожных ситуациях вспомнить сведения, необходимые для принятия решений и выполнения адекватных действий по безаварийному управлению автомобилем.

Рассмотрим виды памяти: кратковременная, оперативная и долговременная.

Итак, кратковременная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. К примеру, при прохождении узкого поворота или проезде во дворе, заставленном машинами, водитель видит препятствие только в начале действия, затем преграды скрываются от него корпусом собственного автомобиля и маневрирование основывается на мгновенной памяти, и, если время действия было упущено, то водитель уже не сможет правильно ориентироваться. В данном случае ему стоит выйти из автомобиля и оценить ситуацию заново, так как мозг уже утратил информацию по данной ситуации.

Оперативной называют память, которая по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из памяти. Часто можно наблюдать в автошколе, что при хорошей сдаче зачета по правилам дорожного движения, курсанты плохо сдают внутренний экзамен. В данном случае наступает так называемый эффект законченного действия (Эффект Зейгарник), когда при завершении действия, информация о нем стирается из памяти.

Все знания, весь опыт водителя, т.е. то, что необходимо в будущем, хранятся в его долговременной памяти.

Долговременная память - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено.

В зависимости от преобладания у обучаемого тех или иных преобладающих каналов восприятия информации различают зрительную, слуховую и двигательную память.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Благодаря зрительной памяти водитель запоминает маршруты движения, характерные ориентиры, участки дороги, требующие особого внимания.

Слуховая память позволяет контролировать работу двигателя, по шуму трения колес судить о состоянии дорожного покрытия и степени сцепления колес с грунтом, своевременно воспринимать аварийные звуковые сигналы.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование управлением автомобилем связано с этим видом памяти. Двигательная память имеет большое значение при формировании и автоматизации двигательных навыков.

При обучении вождению, целесообразно задействовать все виды памяти, для более эффективного усвоения навыков.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкту подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия (навык парковки, включение указателей поворотов и т.п.).

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований:

· Лишние, ненужные движения по мере усвоения исчезают, а количество ошибочных резко падает, так как наш организм достаточно экономичная система отбрасывающая все лишние движения в целях достижения результата с наименьшими энергетическими затратами.

· Контроль над действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным.

· Скорость выполнения действия и операции резко возрастает (к примеру, при выполнении упражнений на автодроме возрастающая скорость и сокращение числа ошибок свидетельствует об автоматизации навыков), достигая некоторого оптимума или максимума.

Все это обычно происходит в результате упражнений.

При автоматизации навыков значительно снижаются энергозатраты организма. Таким образом, при автоматизации первичных навыков управления автомобилем у начинающего водителя высвобождаются области сознания, ранее направленные на внутренние проблемы совладания с автомобилем, и перенаправляются во вне, то есть на осмысление дорожной ситуации, что способствует снижению аварийности.

Но со временем, при увеличении стажа вождения, автоматизируются не только навыки, но и целые маршруты (особенно в условиях малых городов), что способствует возникновению эффекта монотонии, а как следствие повышение аварийности. К примеру, при изменении направления движения в районе (на улице) с двустороннего на одностороннее чаше всего нарушителями (причем неоднократными) становятся местные жители, двигающиеся по привычке выработанной годами, а новички, не имеющие данного автоматизма, быстро замечают изменение. Глобальная автоматизация дает ложное чувство полного контроля над дорожной ситуацией.

Умения, в отличие от навыков, образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности (дорожной ситуации, изменение правил дорожного движения) возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества. Если человек после окончания автошколы так и не сел за руль автомобиля, его навыки, находящиеся без практического применения начинают стремительно распадаться, поскольку являются не достаточно стойкими.

Еще один элемент деятельности — это привычка. Она представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности (неправильный хват на рулевом колесе, привычка управлять автомобилем в полулежащем положении или одной рукой и т.п.).

Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного значения.

Факторы, влияющие на формирование навыков управления автомобилем:

1. Возраст:

В юношеском возрасте мозг человека достаточно пластичен и готов перестраиваться для усвоения новых навыков, процесс обучения протекает достаточно быстро и без больших затрат энергии. Но с возрастом для формирования нового навыка требуется больше временных и энергетических затрат. В пожилом возрасте обучение дается более трудно, т.к. в мозге идут два разнонаправленных процесса: разрушение старых навыков и формирование новых, в данных обстоятельствах приходится тратить гораздо больше времени и энергии на формирование нового навыка и его закрепление.

2. Гендерные различия:

 Связано это в основном не с мозговыми особенностями мужчин и женщин, а социально обусловлено. Игрушечные машинки, различные строительные конструкторы и т.п. - все это развивает зоны мозга, отвечающие за пространственное мышление. Таким образом, у мальчиков формируются первичные навыки управления игрушечным автомобилем, которые впоследствии остается перенести на настоящую машину. В связи с этим сложные навыки маневрирования у мальчиков переформатируются, а у девочек вырабатываются с ноля и занимают больше учебного времени.

3. Время и частота занятий:

Для каждого человека существуют индивидуальные временные диапазоны активности и отдыха. Естественно, что навыки будут лучше формироваться при активной фазе нашего организма. Значительное влияние на формирование навыков управления автомобилем оказывает и ёчастота практических занятий. При частоте занятий три-четыре раза в неделю усвоение учебного материала идет быстрее, а навыки достаточно быстро автоматизируются и, наоборот, при занятиях в так называемых группах «выходного дня» время усвоения материала увеличивается в среднем вдвое.

Время реакции – время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.

Реакция водителя делится на три этапа:

1. Оценка обстановки - водитель должен конструктивно оценить происходящее. Не стоит суетиться или паниковать, это может лишь навредить.

2. Принятие решения - водитель должен решить, какие действия он должен предпринять, чтобы не попасть в ДТП.

3. Реагирование - водитель производит то действие, которое, по его мнению, наиболее подходящее в этой ситуации.

Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3–4 раза. В практике есть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.

Время реакции зависит от разных факторов:

· Время реакции увеличивается и у людей пожилого возраста,

· Время реакций возрастает и при увеличении скорости,

· Время реакций зависит и от дорожных условий, особенно в темное время суток,

· Увеличивается при утомлении,

· Увеличивается в болезненном состоянии;

· Значительно увеличивается после приема алкоголя.

Особенно сильное увеличение времени реакции происходит при движении по свободной от транспортных средств дороге, а также при низкой интенсивности движения, а также в болезненном состоянии и после приема алкоголя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: