Что именно рекомендуется делать для противодействия распространению идей религиозного экстремизма и терроризма

Методические рекомендации для СМИ по организации информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма

Махачкала

2020

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

Методические рекомендации для СМИ по организации информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма

 

В представленном методическом указании изложены некоторые методы воздействия на смысловую и информационную среду; описаны механизмы осуществления идеологического ответа на деятельность исламистских вербовщиков в сети Интернет, предложены методы организации работы по купированию одностороннего и безальтернативного воздействия исламистских проповедников на различные социальные группы; описана необходимость и методы создания «вытесняющего контента» и купирования исламистской пропагандистской аргументации. Описаны методы размывания образа террориста как «борца за справедливость» и «интересы ислама». Издание может быть рекомендовано для журналистов, редакторов изданий, политологов, экспертов, а также представителей органов власти и управления на федеральном и региональном уровнях.

 

 

Ó Международный некоммерческий фонд «Центр геополитических экспертиз»

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 4

Что именно рекомендуется делать для противодействия распространению идей религиозного экстремизма и терроризма …. 9

· методы воздействия на смысловую и информационную среду …………………………………………………………… 13

Методические указания по организации деятельности ………… 15

· производство и распространение вытесняющего контента …………………………………………………….. 18

· простота и образность ………………………………….. 20

· методы организации работы по перехвату инициативы по созданию заданных интерпретаций в медиа-пространстве ………………………………………. 20

· глубокий уровень погружения ……………………………. 22

· всеобщая осведомлённость ……………………………… 23

· тайминг публикации ……………………………………….. 24

Примерные варианты реализации рекомендуемых методик …. 26

· методы создания «вытесняющего контента» и купирования исламистской пропагандистской аргументации ……………………………………………….. 29

· привлечение оппонентов …………………………………. 31

· использование противоречий ……………………………. 33

· методы размывания образа террориста как «борца за справедливость» и «интересы ислама» ………………. 37

· заказчики терроризма …………………………………….. 39

· примеры теоретических установок террористов, недопустимых для Северного Кавказа ………………… 40

Список рекомендуемой литературы ………………………………. 46

Список использованной литературы ………………………………. 47

Рецензия (послесловие) …………………………………………….. 50

Введение

 

Терроризм остаётся одним из средств воздействия на общество с целью морально-психологического устрашения. Наиболее активны в области применения мер террористического воздействия на сегодняшний день так называемые исламистские сети – структуры, деятельность которых инициируется, как правило, западными стратегическими центрами, а организуется и спонсируется рядом арабских государств. И, если Запад таким образом пытается руками террористов решить свои геополитические задачи (как правило это дестабилизация ситуации, создающая повод для смещения действующей власти и вмешательства – политического или прямого), то некоторые арабские государства считают, что через поддержку распространения идей радикального исламизма усиливают своё влияние на пространства, населённые мусульманскими народами.

Исламистский терроризм в последние годы стал глобальной проблемой. Используя исламистские сети, западные стратеги, относящиеся, как правило, к числу так называемых глобалистов (сторонников глобального доминирования западного идеологического проекта в мире), пытаются перекроить мир под себя. Инициируя террористическую активность в разных регионах мира, а, по сути, создавая террористические сети, идеологи либеральной глобализации Запада тем самым создают предпосылки для вмешательства в различные регионы мира с целью изменения мировоззренческих основ. Используя терроризм и вызываемую им дестабилизацию ситуации как повод, Запад, в лучшем случае, тем самым оказывает давление на руководство тех или иных стран. В худшем – разрушает социальную и политическую стабильность, или же в крайней степени – под предлогом «борьбы с международным терроризмом» начинает военную интервенцию на пространства, где при его содействии разворачивается противостояние между властями и террористами, зачастую оборачивающееся полномасштабными боевыми действиями, как например, в Ливии или Сирии.

 

Источник: Причины возникновения современного терроризма - http://dvf-vavt.ru/antiterror/prichiny_vozniknoveniya_sovremennogo_terrorizma/

 

Северный Кавказ ещё с самого начала 1990 годов является регионом, через который Запад, в первую очередь США, пытаются оказать геополитическое давление на Россию. В начале-середине 1990-х Запад осуществлял поддержку террористической активности, направленной на отделение сначала Чеченской республики, а затем в 1999 году организовав вторжение на территорию Республики Дагестан. И даже не смотря на окончание активной фазы военной операции российских федеральных сил при поддержке местных силовых структур в Чечне и Дагестане, глобалистские стратеги продолжают поддерживать создание в регионе исламистских террористических сетей и распространение идей радикального «ислама» (исламизма – политической идеологии, созданной на основе элементов исламского учения).

Источник: a.disquscdn.com

 

Ежегодно в ряды так называемого исламисткого подполья, при внешней поддержке продолжающего свою активность на территории Республики Дагестан, вовлекаются сотни молодых людей, находящихся в духовном поиске, ищущих смыслов и мировоззренческих основ. Не имея серьёзных базовых знаний в области изучения традиционного ислама и при этом, представляя собой наиболее активную часть общества, молодые люди часто становятся жертвами вовлечения в исламистские террористические сети. Оказываясь под идейным влиянием, а порой и под воздействием личного обаяния исламистских проповедников, умеющих буквально «на пальцах» объяснить, в чём смысл жизни и каковы «подлинные цели» настоящего мусульманина, молодёжь пополняет ряды террористического подполья, становясь изгоями в обществе.

 

Ответные профилактические действия со стороны властей хоть и оказывают серьёзное воздействие на минимализацию активности адептов радикального исламизма и их террористически сети, но, как правило, ориентированы исключительно на силовые и административные, запретительные и ограничительные меры. Вместе с тем, комплексно проблема не может быть решена без работы в области смыслового, идеологического, идейного пространства. Создание инструментов формирования смысловой и идеологической альтернативы, работа на поле идей, в информационном и мировоззренческом пространстве является крайне актуальной задачей в области противодействия распространению идей религиозного экстремизма и терроризма. На выработку мер методического характера для осуществления данной, крайне важной задачи, направленной на идеологическую профилактику (вовлечения новых адептов в исламистские и террористические сети) со стороны представителей местных властей и ориентированы данные методические указания.

В представленном методическом указании изложены некоторые методы воздействия на смысловую и информационную среду; описаны механизмы осуществления идеологического ответа на деятельность исламистских вербовщиков в сети Интернет, предложены методы организации работы по купированию одностороннего и безальтернативного воздействия исламистских проповедников на различные социальные группы; описана необходимость и методы создания «вытесняющего контента» и купирования исламистской пропагандистской аргументации. Описаны методы размывания образа террориста как «борца за справедливость» и «интересы ислама».

Данное издание не является строго научным. Все предложенные методы, формулировки и трактовки основаны на интерпретации происходящего с позиции интересов государства и общества. Предлагаемые модели решения обозначенных проблем, таким образом, исходят из задачи противодействия деятельности и распространения идей радикальных исламистов и террористов. Предложенные модели не являются универсальными, ведь каждый случай является уникальным, но предлагают варианты парадигмальных решений, призванных вдохновить журналистские коллективы и руководство СМИ на создание вытекающих из них методов организации работы по противодействию идеологии терроризма.

 

 

Что именно рекомендуется делать для противодействия распространению идей религиозного экстремизма и терроризма

 

Главной задачей СМИ является формирование общественного мнения. В случае противодействия идеям религиозного экстремизма и терроризма задача СМИ сформировать негативный образ террористов, добившись того, чтобы общественное мнение не оказалось на их стороне. Именно борьба за общественное мнение является целью деятельности исламистских сетей. Формируя положительный образ в глазах общества – как борцов за справедливость, как сторонников обиженных и обездоленных, как тех, кто «стоит на стороне истины», идя «против лжи и отступлений» – исламисты вовлекают в свои ряды тех, кто сначала симпатизирует комплексу их идей, а затем, со временем, начинает разделять те же идеи. В конечном итоге, симпатии могут перерасти в непосредственное содействие и участие, но начинается всё с симпатии. А симпатия является следствием положительной интерпретации деятельности экстремистов или террористов.

В качестве отправной точки следует принять утверждение о том, что сама по себе информация без интерпретации – не представляет никакой ценности. Событие само по себе ничего не значит, если за ним не следует объяснение его смысла, его предпосылок и вытекающих из него последствий. Интерпретация, таким образом, есть объяснение смысла высказывания, поступка, события или действия. Отсюда вытекает аксиома, на которую должны опираться СМИ:

 

никакой непредвзятой информации не существует, как не существует непредвзятых СМИ, журналистов или блогеров

 

Даже сознательно стремясь максимально нейтрально описать происходящее, изложить те или иные события, журналист, обозреватель, блогер или случайный свидетель опирается при этом на комплекс своих взглядов, системы ценностей, мировоззренческих основ. Поэтому даже используя один, а не другой термин для описания того или иного явления, человек – то есть субъект, – даёт субъективную оценку, ту или иную эмоциональную окраску, ту или иную качественную нагруженность.

Террорист или повстанец, борьба или вызов, сепаратизм или самоопределение – всё, вплоть до нюансов – имеет значение при подаче текста, оказываясь в пространстве так называемых «языковых игр». Не говоря уже о таких жанрах, как авторская колонка, авторский блог или эссе, когда принципиальное значение имеет персоналия – кто излагает оценочное суждение, каких он взглядов, какую систему ценностей продвигает. Если кто-то обвиняет вас в предвзятости – знайте, это представитель противоположного идеологического лагеря, в нашем случае, противник государства, либерал, западник, сторонник исламистов и симпатизант террористистов. Не обязательно обвинять его в этом открыто, порой достаточно просто иметь это ввиду.

В этом смысле – интерпретация – это основа журналистики и в целом, работы с информацией. Именно интерпретация является сутью любой подачи и изложения событий, явлений, действий – то есть их оценка и разъяснение смысла. Отсюда вытекает следующий тезис:

 

 

взгляды журналиста (репортёра, корреспондента, обозревателя, колумниста и, тем более, редактора), его система ценностей, его мировоззрение – имеют принципиальное значение

 

От того, каких взглядов придерживаются сотрудники вашего издания, зависит принципиально всё, какие бы красивые речи о непредвзятости и профессиональном подходе при этом не произносились. Если задача СМИ – противодействие распространению идеям радикального исламизма и терроризма, а так же их базовым предпосылкам – идеям глобализации, либерализма, распространения западных ценностей – то сотрудники данного СМИ не могут быть либералами, не должны разделять западные ценности, выступать против государства, исповедовать комплекс взглядов свойственных исламистам, и т.д.

Напротив, сотрудники такого СМИ должны быть патриотами своего государства, разделять традиционные ценности, выступать против Запада, и всего, что идёт оттуда. Не только декларировать этот ценностный набор, но быть его искренними носителями – что важно установить в самом начале, ещё на стадии приёма сотрудника на работу. Ибо от того, какие взгляды разделяют журналисты издания, зависит то, какие интерпретации и оценки они будут давать – в том числе неосознанно, пытаясь быть «циничными профессионалами». Убеждения и взгляды пробьются в текст, как бы автор ни хотел обратного. То есть, от этого зависит качество издания.

Таким образом, для качественного противодействия распространению идей религиозного экстремизма и терроризма необходимо сделать акцент на смысловую интерпретацию того, что исходит из этой среды: на любые заявления, действия и события, связанные с террористической и экстремистской деятельностью, а так же всех предпосылок и смысловых основ, порождающих всю эту среду. Ключевым моментом в достижении этой цели является качественный состав СМИ, мировоззрение и взгляды его журналистов и редакторов, разделяемая ими система ценностей. Без учёта этих основных, отправных точек, вся остальная деятельность не будет иметь высокой эффективности.

 

методы воздействия на смысловую и информационную среду

 

Воздействие на информационную среду в условиях информационного общества – один из наиболее действенных методов формирования общественного мнения. В частности, именно через использование методов информационных технологий, в особенности, СМИ, возможно сформировать негативное отношение ко всему комплексу проявлений, связанных с распространением идей религиозного радикализма и экстремизма.

Именно СМИ имеют самые широкие возможности так называемой делигитимации терроризма – то есть размывания, вплоть до полного исключения, какой-либо поддержки исламистских и террористических сетей внутри общества, без опоры на которое их эффективная деятельность является невозможной.

Именно с помощью СМИ можно добиться нетерпимости в отношении любой террористической и иной сетевой активности со стороны исламистских структур. Осуществление идеолого-пропагандистской и разъяснительной работы среди верующих способно в разы сузить социальную базу поддержки радикалов. Однако при этом прямолинейной и буквальной пропаганды порой оказывается недостаточно, так как она затрагивает только лишь самый поверхностный уровень восприятия.

Глубинное же проникновение в работу со смыслами осуществляется на уровне сознания, психологии, архетипов. А это значит, что системное формирование общественного мнения в сторону нулевой терпимости к терроризму возможно лишь на уровне идей, смыслов, ценностных структур общества, с глубоким пониманием общественных запросов, ментальности, образов мышления.

Всё это заставляет говорить о необходимости работы именно в сфере идей, где на каждый аргумент со стороны исламистских проповедников создаётся полноценная и законченная, проработанная и убедительная ответная контраргументация. Именно она должна лежать в основе журналистской деятельности, работы СМИ в целом, именно на ней должны выстраиваться все интерпретации при освещении этой непростой сферы информационного воздействия на общество.

Стоит отметить, что создание базовой контраргументации в отношении исламистских идей должно происходить постоянно, в фоновом режиме, не только в редакциях СМИ, где с ними уже работают в прикладном аспекте, но в первую очередь, в научных и образовательных центрах, в политологических структурах на уровне экспертного сообщества, в рамках конференций и круглых столов. Для этого у такой работы должен быть заказчик в лице государственных структур, например, Национального антитеррористического комитета (НАК) или профильных федеральных и региональных министерств и ведомств, с выделением соответствующего финансирования. Сюда же должны быть направлены и соответствующие грантовые программы, а все издаваемые по итогам данной деятельности аналитические доклады, сборники и другая интеллектуальная продукция должна централизовано направляться в редакции СМИ, представители которых должны стать постоянными участниками подобного рода мероприятий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: