Инструментальность производства контента в информационном и сетевом обществе имеет отрицательные стороны, однако те же свойства информационного общества могут давать и преимущества для противодействия негативным тенденциям. Таким же ответным образом можно формировать и позитивный контент, имеющий возможность конкурировать с тем деструктивным и разрушительным контентом и тем влиянием, которое создают проповедники терроризма и экстремизма.
Сетевые технологии и их грамотное использование со стороны СМИ способны инициировать революционные изменения сознания, управлять обществом, массами, определёнными целевыми группами с помощью создания целевого контента в определённых информационных лабораториях, производящих этот самый контент с заданными параметрами. Эти технологии уже довольно давно и относительно успешно используются против нас. Пора начать использовать те же методы если не против них, то хотя бы для сдерживания деструктивного сетевого воздействия на наше общество, частным проявлением которого является продвижение идей радикального исламизма и терроризма на российском Северном Кавказе, в частности, в Дагестане.
Однако ничего не мешает нам таким же образом, создавая контент в своего рода информационных лабораториях нынешних СМИ, формировать альтернативные смысловые формы для вытеснения деструктивного интернет-контента из информационного пространства. О чём идёт речь в данном случае?
Дело в том, что каждый пользователь физически имеет ограниченную возможность восприятия информации – изучить, обобщить и проанализировать довольно небольшой информационный объём. Уже сегодня мы сталкиваемся с девальвацией информационных потоков. Информация избыточна, и главной функцией тех, кто воспринимает информацию, является возможность отсеивать ненужное, вычленяя те крупицы содержательной информации, которая действительно интересует её потребителя.
Таким образом, потребитель может усвоить незначительный, довольно ограниченный объём информации. И, в зависимости от того, кто её произвёл, кто её доставил до потребителя, кто ему её разъяснил, дав свои оценки и интерпретации, зависит то, кто в итоге осуществляет влияние на него. То есть, потребитель получает то, что ему попадается на глаза, то, что он способен освоить, и если альтернативы нет, то влияние на потребителя носит монопольный характер.
Иными словами, производство и распространение контента с заданными параметрами в нынешнем сетевом (покрытом сетями) информационном обществе становится не просто средством воздействия и формирования общественного мнения. Информация, контент и сети, по которым он доставляется, становится на сегодня оружием ведения сетевой войны, целью которой является дестабилизация общества, направление его негативных энергий против власти и государства и, в конечном итоге – на захват государства без использования обычных вооружений. Именно по этой причине производство контента, который вытесняет деструктивный контент противника, отвлекая на себя внимание его потребителя, носит стратегический характер, выходя далеко за рамки функций классической прессы, а именно, оказания т.н. информационных услуг.
С помощью сетей и СМИ западные стратегические центры сегодня захватывают государства. Поэтому контент – это теперь уже не развлечение, не дополнительная опция, не способ получения информации, но оружие, и отношение к его производству, распространению и вытеснению должно быть крайне серьёзным.
производство и распространение вытесняющего контента
Необходимо иметь ввиду, что люди, интересующиеся исламской тематикой, и при этом имеющие высокий эмоциональный уровень и подвижную психику (как правило, молодёжь), то есть наиболее активная часть общества, желающая непосредственно проявить свои идейные предпочтения, как правило, не ищут интересующую их информацию по запросам: «как стать террористом» или «как попасть в ИГИЛ». В этой связи, для создания вытесняющего контента необходимо внимательным образом изучить набор тематических запросов, а так же изучить материалы, которые по этим запросам открываются.
Конечной задачей является создание массива смыслового контента, который полностью перекрывал бы по своему содержанию, набору аргументации и проработанности тот деструктивный контент, который доступен ищущей, экзальтированной части общества по наиболее популярным поисковым запросам.
Иными словами, всё, о чём пишут адепты исламизма, должно иметь свой легальный, позитивный, содержательный аналог, не уступающий по качеству изложения – в виде альтернативы. Именно поэтому важно обратить внимание именно на качество и подачу производимого контента, который ни в коем случае не должен уступать своим деструктивным аналогам, а напротив, превосходить их по качеству проработки и доступности подачи.
Очень важно избегать в этом процессе какой-либо формализации, механизации и отчуждённости. Альтернативный контент не должен создаваться искусственно, «на гора», иначе он не будет распространяться, что вызовет ещё большее недоверие к официальным источникам – неискренность, заказной характер, механистичность, отчуждение, всё это создаст, скорее, обратный эффект, и вообще исключит официальные СМИ из сферы интересов заданной аудитории.
Для создания вытесняющего контента необходим содержательный, доступный, творческий подход. А для этого исполнители должны сами являться носителями альтернативной Идеи, то есть, как говорил философ Платон, созерцать внутренним зрением идеальный образ, альтернативный тому, что предлагают адепты радикального исламизма и терроризма. Одними деньгами в качестве мотивации здесь не обойтись, как, впрочем, и без необходимых технических и финансовых средств тоже.
простота и образность
Вытесняющий контент должен быть простым, понятным и образным. Создание простого для восприятия контента требует глубоких знаний. Просто рассказать о сложном может лишь тот, кто глубоко владеет материалом. Так же необходимо прибегать к ярким, запоминающимся образам – визуальным, текстовым и символическим. Порой удачное фото, иллюстрация, инфорграфика может доступнее и эффективнее воздействовать на сознание, донося основную идею чем содержательный и развёрнутый текст. Больше внимание следует уделять символизму, ибо культура кавказских народов высококонтекстна, то есть нюансы, фон, образы, обряды, ритуалы, знаки порой имеют большее значение, нежели сам базовый месидж. От того кто, как, в какой ситуации, с какими интонация произнёс ту или иную мысль зависит качество её восприятия, или не восприятия. Здесь ключевое внимание необходимо обращать на контекст.
методы организации работы по перехвату инициативы по созданию заданных интерпретаций в медиа-пространстве
Для того, чтобы оказывать смысловое информационное влияние на заданную аудиторию, а это, как правило, ищущая, социально активная молодёжь, необходимо совмещать содержательность и компетентность излагаемых трактовок с простотой и доступностью подачи. Для осуществления этого подхода необходимо совмещение высокого уровня знаний в данной области с высокими профессиональными навыками работы с текстом.
Простота подачи материала – одно из главных преимуществ исламистских проповедников. Традиционный ислам, как наука, сложен для поверхностного восприятия, в то время, как исламизм (салафизм, ваххабизм, и другие версии) – доступен, прост и понятен, т.к. не отягощён необходимостью не только постоянных ссылок на Коран и Сунну Пророка, но и восстановлением смыслового контекста, той исторической среды, в которой создавались священные для мусульман текста, от анализа нюансов перевода и прочих «сложных» для восприятия вещей. Часто исламистские проповедники оперируют отсылками к так называемым «исламским авторитетам», тем самым упрощая себе задачу по обоснованию своей позиции.
Для создания конкурентного по содержанию и доступного по восприятию контента представители СМИ должны с одной стороны, давать содержательный и обоснованный набор контраргументации, с другой – вынуждено использовать методику и подходы исламистских проповедников, опуская значительную часть необходимого научного аппарата, и оперируя простыми и понятными формулами, пускай и несущими в себе некоторые неточности и имеющими несколько бытовой характер. Необходимо так же как можно более широко использовать прямую речь авторитетных персоналий, не только из среды исламских авторитетов, но и из области культуры, спорта, а так же широко использовать иллюстративный материал – инфографику, таблицы, картинки, что значительно упрощает восприятие.
глубокий уровень погружения
Для качественной интерпретации деятельности экстремистов, террористов и их пособников журналист или редактор должен быть глубоко погружен в данную тематику. Как минимум редактор должен иметь высокую компетенцию в вопросах богословия и исламской догматики, разбираться в нюансах, отличающих традиционную версию ислама от идеологии исламизма, владеть набором контраргументов на основные тезисы исламистов. Высоким уровнем компетенции по данным вопросам должны обладать и пишущие на данную тему журналисты. Для этого со стороны редакций им должна быть обеспечена возможность посещения тематических круглых столов, семинаров, лекций, конференций и других мероприятий, на которых обсуждается данная тематика. Так же журналист должен иметь возможность постоянного самообразования в данной сфере.
Отдельно стоит обговорить и возможность привлечения к работе с основными региональными СМИ наиболее релевантных в этой области блогеров, которые могут не только осуществлять самостоятельные расследования, но и обмениваться информацией с основными СМИ, в то время, как сами СМИ могут через блоги публиковать информацию, находящуюся за рамками формата самого СМИ. В этом плане блогер имеет больше свобод.
Так же при содействии СМИ можно вовлекать наиболее компетентных специалистов в области противодействия экстремизму и терроризму в медийную работу. Например, обращаясь к ним за комментариями, предоставляя печатное и сетевое пространство СМИ для статей и колонок с соответствующей гонорарной поддержкой, поддерживая на первых парах создание и ведение ими собственных блогов в социальных сетях.
Конечной задачей является создание контраргументации на максимально высоком уровне, содержательной, обоснованной и проработанной, которая бы не уступала, а в идеале – превосходила бы по уровню проработки аргументацию исламистских пропагандистов и проповедников. Одно это уже переломит отношение ищущей части общества, особенно молодёжи, к тому контенту, который создаётся в среде официальных медиа, что серьёзно скажется на повышении доверия и уважения к официальным источникам.
всеобщая осведомлённость
Для повышения эффективности воздействия на информационную среду со стороны СМИ крайне важным моментом является то, чтобы не только редактора и руководство, но и все остальные сотрудники редакции, вплоть до корреспондентов, имели полное представление о конечных целях деятельности всей редакции. Это в разы повышает эффективность общей редакционной работы. У каждого сотрудника редакции должен быть в голове общий замысел, конечная идея информационной деятельности СМИ, только так можно добиться наиболее эффективного результата.
Недопустимым с точки зрения достижения общего, синергетического эффекта является спуск задания сверху, без пояснения конечной цели, ибо восприятие конечного замысла редактором и исполнителем в таком случае коренным образом отличаются, а исполнение поставленной задачи становится формальным. Отчуждённость полученного результата от изначального замысла, формальность исполнения, отсутствие понимания и заинтересованности становится заметной в этом случае не только редактору, но и читателям, которые перестают воспринимать созданные таким образом материалы. Что сводит на нет усилия по их подготовке, создавая нулевой эффект.
тайминг публикации
Ключевым моментом в работе современных медиа является скорость. При этом, принципиальное значение имеет не просто наиболее быстрое появлении публикации, а скорость появления нужной, заданной параметрами работы СМИ, интерпретации происходящего. Как правило, та интерпретация, что появляется первой, становится отправной точкой для всех последующих комментариев и объяснений происходящего.
Таким образом, для формирования заданной информационной картины скорость реагирования официальных СМИ должна быть наиболее высокой. Для этого у них должны быть все необходимые условия:
- техническое обеспечение для быстрой и бесперебойной работы
- наиболее квалифицированный редакционный состав
- заготовленный заранее, проработанный и отточенный набор аргументации.
В этом смысле редакция должна иметь достаточную субъектность, практически полную автономию (ограниченную лишь законом) в работе с информацией, то есть максимальную свободу по принятию решений о публикации, выходе того или иного материала. Именно для сокращения скорости выхода материала, в том числе, необходима так называемая всеобщая осведомлённость, о которой было сказано выше. Журналист, а именно, конкретный автор материала должен полностью понимать, что он даёт, как это интерпретировать (глубокое погружение) и с какой конечной целью.
Недопустима с точки зрения соблюдения тайминга публикации (а значит и вообще эффективности работы СМИ) громоздкая система согласования, заверения или утверждения материала. Это сводит на нет какой-либо эффект от такой публикации. В принципе, существование такого рода СМИ, где на согласование материала уходит значительное время, можно признать бесполезным.
Следует ли говорить о том, что не может быть и речи ни о каких задержках публикации материала, связанных с техническими причинами. Подготовка и публикация текста, носящего новостной характер и задающего требуемую интерпретацию должно происходить в режиме пит-стопа.
В этом смысле всё более эффективной с точки зрения формирования общественного мнения становится деятельность не традиционных СМИ, а так называемых блогеров, которые не связаны ни форматом, ни необходимостью какого-либо согласования, поэтому и выигрывают по таймингу, оставляя позади даже информационные агентства.
В крайнем случае, если есть риск, что публикация без соответствующего согласования может иметь сложные последствия для СМИ, можно использовать официальный (или даже неофициальны) блог издания. В блогосфере более широкий допуск по формату, ниже ответственность, выше возможности по динамичной корректировке или полному дезавуированию материала с наименьшими репутационными издержками. Для этого у СМИ должен быть официальный, неофициальный или аффилированный блог/блоги (или всё сразу). В случае высокого риска можно использовать личные блоги обозревателей, колумнистов или сотрудников редакции. Важно, чтобы ваша интерпретация событий оказалась опубликована первой.






