Разработка урока по ОБЖ (11 класс)

Тема урока: Роль СМИ в формировании антиэкстремистских установок у старшеклассников.

Цели урока:

Показать возможности и роль СМИ в противодействии идеологии экстремизма и терроризма.

Задачи урока:

- углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

определить роль СМИ в жизни современного человека;

- определить возможности и опасности СМИ в формировании установок и мировоззрения молодежи;

- осуществить поиск путей решения данной проблемы;

- способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

- совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

- продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;

- воспитывать чувство ответственности учащихся за свое будущее.

Оборудование урока:

- компьютер и мультимедийный проектор;

- тексты с характеристикой форм деятельности СМИ;

- рабочие тетради учащихся.

Основные понятия и термины:

СМИ, идеология экстремизма и терроризма, антиэкстремистские установки, критическое мышление.

Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.

План урока

Организационный момент.

Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

Актуализация представлений учащихся о проблеме.

Обобщение и систематизация опорных знаний.

Изучение новой темы урока

Формирование основных понятий.

Групповая работа с текстами.

Презентация проектов учащихся.

Подведение итогов.

 

План-конспект урока

Мини-лекция учителя:

Средства массовой информации создают бесконечный поток информации. В этом потоке присутствует и информация об экстремальных событиях, террористических акциях, проявлениях экстремизма подаваемая в самых разных формах и видах. Потребители СМИ полагаются на них, как на источники наиболее актуальной и точной информации.

Происходящие сегодня изменения в обществе, разрыв ранее устойчивых связей, ломка сложившихся представлений вызывают ощущение неустойчивости окружающего мира. У человека появляется чувство дезориентации в социальной ситуации и ощущение неопределенности своего места в ней. Средства массовой информации в большинстве своем также не дают возможности сориентироваться в окружающей обстановке, так как заняты борьбой за аудиторию, используя для этого сенсационность и другие приемы привлечения внимания, различные методы манипулятивного воздействия на психику. Именно средства массовой информации влияют на массовое сознание, формируют стереотипы и установки населения.

Попытаемся раскрыть роль СМИ в пропаганде экстремизма и терроризма и постараемся разобраться в том, как СМИ могут сегодня решать проблему формирования антиэкстремистских установок у молодежи.

Мозговой штурм:

Какую роль, с вашей точки зрения, выполняют современные СМИ в распространении идеологии экстремизма и терроризма среди молодых людей?

1 этап. Учащиеся в парах обсуждают данную проблему, затем вырабатывают совместный список ответов на поставленный вопрос. На выполнение данного задания дается 5 -7 мин.

2этап работы заключается в том, что все варианты ответов, которые выделили учащиеся, записываются на доске.

3 этап представляет совместную работу по составлению схемы «Роль СМИ в формировании идеологии современной молодежи».

Подведение итога.

Групповая дискуссия

Класс путем жеребьевки делится на 2 группы. Учащиеся распределяют роли (ведущий, докладчик, хронометрист, стенографист, лаборанты и др.)

Задание группам

Существуют разные средства воздействия на человека, почему мы обращаемся сегодня именно к СМИ? Какие возможности и опасности таят в себе современные СМИ?

 

 

1 этап.

Первая группа анализирует возможности и имеющиеся средства, направленные на формирование у населения определенного мнения и установок.

Вторая группа рассматривает данную проблему с точки зрения опасности, которые могут нести СМИ и тех ее воздействий на психику человека, которые снижают психологическую безопасность личности.

2 этап. Проведение дискуссии

Первая группа выдвигает свой тезис, вторая группа должна привести аргументы, опровергающие выдвинутый постулат или снижающий его значение и так поочередно каждый тезис.

В завершение дискуссии учащиеся совместно с учителем приходят к пониманию о возможностях и опасностях современных СМИ.

 

 

Работа в группах корпоративного обучения.

I этап.

Известно, что современные СМИ широко используют в своей деятельности разные формы работы, имеющие разную целевую группу и использующие разные средства воздействия. Вам предлагается в группах изучить предлагаемые формы работы СМИ, разработать примерный сценарий мероприятия, направленный на формирование антиэкстремистских установок молодежи, определить место и время запуска предлагаемой программы или презентации газетных материалов.

Для работы предлагаются печатные материалы и возможности интернета.

Класс делится на 5 групп. Учащиеся распределяют роли (ведущий, докладчик, хронометрист, стенографист, лаборанты и др.)

1 группа

Игры и конкурсы в СМИ

С помощью игровых элементов, состязательности и развлекательности можно значительно активизировать интерес аудитории к проблеме. Синтез игр, лото, конкурсов, кроссвордов со средствами массовой информации позволяет достичь максимального познавательного эффекта. Игры опираются на известный принцип «обучение на основе развлечения». Важный момент - гласность при проведении итогов конкурсов. Такие формы подачи материалов, как конкурсы, викторины и т.д., можно считать очень удачными, так как читатель (телезритель) получает информацию не во время пассивного чтения газеты, а при активном поиске ответов на вопросы (опрос знакомых, специалистов, просмотр научной литературы, словарей), что позволяет ему глубже усваивать необходимые знания.

2 группа

  Круглый стол - очень действенная газетная (телевизионная) акция. Обычно является продолжением газетной кампании, хотя и может быть организован вне ее. Вначале необходимо согласовать тему круглого стола с редакцией газеты, убедить в ее необходимости и актуальности. Получив согласие, вместе с корреспондентами газеты нужно перейти к разработке плана этой акции: наметить основные задачи и цель обсуждения, подобрать круг участников, точно договориться о времени и месте (желательно проводить круглый стол в редакции газеты). Число участников не должно превышать 10-15 человек. Иначе есть опасность, что не все успеют высказаться. Необходимо недели за две разослать от имени редакции пригласительные письма, а затем проверить (несколько раз), получены ли они, уточнить, кто придет, хорошо ли ясна тема, известно ли, когда и куда нужно приходить, и т.д. Дня за два организаторам надо еще раз собраться, обсудив план ведения круглого стола, внести коррективы. Нужно заранее зарегистрировать всех приглашенных, указав их точные координаты и должность, попросить изложить свое выступление тезисно (на 1-1,5 странички) - это значительно облегчит затем подготовку материалов круглого стола к публикации. Вести круглый стол должен человек, уважаемый участниками, стоящий за положительное решение вопросов (редактор газеты, видный ученый, общественный деятель, депутат местного совета).

3 группа

Прямая линия

За неделю до прямой линии редакция газеты (телевидения) широко анонсирует и рекламирует данное мероприятие, печатает номера телефонов, по которым местные жители, читатели газеты, могут задать любые вопросы ученым, видным государственным и общественным деятелям, собравшимся в редакции. В названный день приглашенные отвечают на звонки-вопросы, после чего журналисты подготавливают подробный отчет о прямой линии, приводят наиболее интересные вопросы и публикуют материал в газете.

 

 

4 группа

Дискуссии

Дискуссия по вопросам становления толерантного сознания - действенный прием пропаганды при помощи СМИ. Организация ее требует большой подготовительной работы, заключающейся в подборе участников дискуссии, наполнении портфеля редакции материалами для будущих публикаций, серьезной проработки источников. Дискуссию, как правило, открывают несколько статей с диаметрально противоположными позициями. После их публикации номера газеты вместе с официальным письмом от газеты - приглашением к дискуссии, рассылаются по всем адресатам, так или иначе заинтеpесованным в поднятой проблеме. На первых порах (месяц-другой) хотя бы 1 раз в две недели газета помещает материалы, заранее подготовленные к началу дискуссии. Затем в редакцию уже начинают поступать отклики. Во время дискуссии может быть проведен круглый стол и даже научно-практическая конференция. Итоги дискуссии публикуются в газете.

5 группа

Газетные конкурсы и другие формы подачи материалов

Внимание читателей можно привлечь публикацией различных наглядных материалов - плакатов, карикатур, фотографий. Они могут подаваться в виде «фотоокон», под рубрикой «Почту комментирует художник». Газета может организовать конкурс фотографий или карикатур на предложенную тему, опубликовав лучшие из них, посвятить проблеме толерантности весь номер газеты, или издать специальный выпуск - листовку. Когда проблема выходит за пределы одного административного района или области, несколько соседних газет, объединившись, могут подготовить серию совместных разворотов. С целью активизации общественного мнения, рядом с критической статьей, скажем, о хулиганском поведении местных скинхедов, можно публиковать специальный отрывной талон. Он заполняется читателями и высылается в прокуратуру или другую организацию, адрес которой приводится редакцией. В талоне говорится: «Я, такой-то, работающий там-то, поддерживаю выступление газеты и требую наказать виновника такого-то прегрешения». Как показывает опыт, публикация в газете отрывных талонов имеет сильный эффект.

II этап.

Каждая группа презентирует результаты работы своей группы (слайды и словесный комментарий). Остальные участники внимательно слушают и оценивают по 5-бальной системе возможности той или иной формы работы СМИ в формировании идеологии противодействия экстремизма и терроризма современных юношей и девушек.

  Затем на доске вывешивается рейтинг форм деятельности СМИ, составленный на основе анализа выборов учащихся.

Подведение итогов урока.

 

IV. «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»несет в себе большой воспитательный потенциал. Данный курс дает возможность обеспечить реализацию принципов взаимоуважения и терпимости в современном обществе, в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп населения России, Дагестана.

Воспитательные возможности данного курса обеспечивают развитие личности учащихся, в частности:

- воспитание гражданственности, осознания себя гражданином единого общества;

- воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей родине -России на основе знания ее исторического прошлого и культуры;

- воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

- развитие национального самосознания молодых людей, приобщение их к ценностям национальной культуры;

- развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в обществе;

-  формирование  уважения к семье, ценностям семьи, старшим, ответственного отношения к взаимоотношениям в семье.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: