Методика диагностики риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов

(Чеверикина Е.А., Фахрутдинов Р.Р.)

Основой методики является диагностика степени выраженности таких факторов, как межнациональная межконфессиональная толерантность, межнациональная и межконфессиональная идентичность, агрессивность, стереотипность мышления, а также направленность социальных установок на разделение или интеграцию, волюнтаризм или фатализм, преобразование или изоляцию от мира или адаптацию к нему. Проведение социально-психологических исследований с помощью данной методики в различных социальных группах позволит определить их психологическую готовность к вовлечению в межнациональные и межконфессиональные конфликты и своевременно принять меры по снижению межнациональной и межконфессиональной напряженности.

 

 

    Нет Скорее нет И да, и нет Скорее да Да
1 Культура моего народа должна оставаться самобытной и неизменной 1 2 3 4 5
2 Я считаю, что мой народ лучше других 1 2 3 4 5
3 В споре я всегда стремлюсь настоять на своем 1 2 3 4 5
4 Люди с отклонениями психики должны быть изолированы от общества 1 2 3 4 5
5 Лидер моего народа – авторитет для меня 1 2 3 4 5
6 Необходимо придерживаться образа жизни своего народа 1 2 3 4 5
7 Представители моей национальности – самые красивые люди 1 2 3 4 5
8 В любом конфликте должен быть победитель 1 2 3 4 5
9 Я настороженно отношусь ко всему непривычному 1 2 3 4 5
10 Я всегда придерживаюсь существующих правил и норм 1 2 3 4 5
11 Важно избегать влияния культур других народов 1 2 3 4 5
12 Я считаю, что мой народ заслуживает лучшей жизни 1 2 3 4 5
13 Свою точку зрения важно отстаивать любыми способами 1 2 3 4 5
14 Мне трудно общаться с теми, кто не похож на меня 1 2 3 4 5
15 Сильные, волевые люди всегда заслуживают уважения 1 2 3 4 5
16 Культура и религия моего народа – основная ценность для меня 1 2 3 4 5
17 Моя религия наиболее истинная и гуманная 1 2 3 4 5
18 Мнения других людей для меня ничего не значат 1 2 3 4 5
19 Инакомыслие разрушает привычные устои жизни 1 2 3 4 5
20 Я верю в сверхъестественные силы и их влияние на жизнь людей 1 2 3 4 5
21 Чистота культуры и религии – основа существования нации 1 2 3 4 5
22 Проблемы моего народа должны решаться в первую очередь 1 2 3 4 5
23 Я могу позволить себе вмешиваться в чужие дела 1 2 3 4 5
24 Я стараюсь избегать того, что кажется мне странным 1 2 3 4 5
25 Чтобы в обществе был порядок, власть должна быть сильной и непререкаемой 1 2 3 4 5

 

Вопросы по факторам распределились следующим образом:

1 фактор – фактор стремления сохранить «чистоту» культуры, традиций и уклада жизни своего народа – 1, 6, 11, 16, 21;

2 фактор – фактор ощущения превосходства своего народа над другими – 2, 7, 12, 17, 22;

3 фактор – фактор несформированности толерантности как черты личности – 3, 8, 13, 18,23;

4 фактор – фактор категорического непринятия инакомыслия, чужого, иного, непривычного, необычного и кажущегося странным – 4, 9, 14, 19, 24;

5 фактор – фактор авторитарности и стереотипии – 5, 10, 15, 20, 25.

По каждой шкале минимальное количество баллов – 5, максимальное – 25. Низкие значения указывают на слабую выраженность социально-психологического риска проявления того или иного фактора, высокие говорят о том, что риск существует.

 

 

 

 

Упражнение 1

(ассоциация

«Мечта») 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как мы видим, у вас встречаются похожие

понятия, это слово у вас вызывает очень

похожие мысли и словосочетания. Такие же

мысли возникают у всех людей в мире, которые

сталкиваются с этим понятием «терроризм».

А что же такое- терроризм?

«Терроризм - идеология насилия и практика

воздействия на принятие решения органами

государственной власти, органами местного

самоуправления или международными

организациями, связанные с устрашением

населения и (или) иными формами

противоправных насильственных действий»

 

На каждом столе у Вас размещена информация: 

алгоритм  работы  в  группах,  ситуационные

задачи, материал для создания  «кластера».  При

подготовке  ваших  ответов,  Вы  можете

дополнительно  воспользоваться    электронным

пособием  «Энциклопедия  по  ОБЖ»,  ресурсами

Интернет, методической литературой.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 2

(Конверт)

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята

зачитывают

ситуацию,

практически  её

отрабатывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте сделаем так, чтобы эти капельки

слились воедино, и не было слез и несчастных

ситуаций на планете!  

Напишите на «капельках» фразу, которая

ассоциируется у Вас против террора.

 

Я хочу, чтоб в каждом доме была любовь,  

Я хочу, чтоб в каждом доме было счастье,

Я хочу, чтоб в каждом доме было тепло

И я хочу с помощью яркого солнышка  

высушить все слезы на планете…

И пусть оно сияет в память о детях, погибших

при террористическом акте…О тех, чья жизнь

оборвалась, не успев начаться!  

Желаю вам здоровья, исполнения вашей мечты

и безопасности!

 

Спасибо за урок. Молодцы!  

 

 

 

Упражнение 4

(на ассоциацию

«Капелька»)

 

Список используемой литературы для учителя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Ситуационные задачи с применением элементов ролевой игры

 

Эпизод первый. 

В школе замечен посторонний человек, который ведет себя  подозрительно.  У него в руках

объемный пакет, в котором угадывается коробка.  

Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

Назначаются следующие  участники игры – «террорист», «дежурный учитель»,  «охранник»,  3-4

«ученика».

Эпизод второй. 

Обучающиеся  находят  на  школьной  территории  подозрительную  коробку,  из  которой  торчит

проволока, похожая на антенну.  

Задача: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

Назначаются следующие участники игры – «дежурный учитель», «охранник», 3-4 «ученика».

 

Эпизод третий. 

Обучающиеся захвачены террористами.  

Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Назначаются следующие участники игры – 2-3 «террориста», 2-3 спецназовца, 5-6 «заложников».

Эпизод четвёртый. 

Обучающиеся захвачены террористами.  

Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Назначаются следующие участники игры – 2-3 «террориста», 2-3 спецназовца, 5-6 «заложников».

Эпизод пятый. 

Обучающиеся захвачены террористами.  

Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Назначаются следующие участники игры – 2-3 «террориста», 2-3 спецназовца, 5-6 «заложников».

Выполнение эпизода:  

В этой   ситуации  «спецназовцы»  имитируют  штурм, а  «террористы»  – ответные  действия.  Для

большей достоверности  можно использовать  муляжи  и массогабаритные  макеты стрелкового

оружия, звуковые эффекты – звуки выстрелов и взрывов гранат, записанные заранее, созданные

при помощи простейших звуковых имитирующих устройств.

При  штурме  «заложники»  должны  закрыть  глаза,  лечь  на  пол  лицом  вниз,  закрыть  голову

руками, а  перед этим защитить  органы  дыхания  защитными повязками,  изготовленными  из

подручных материалов – из шарфов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды.

 

 

 

 

 

Категория обучающихся (класс, группа, др.) – 8 «а» класс

Количество –20 обучающихся

Раздел: «Терроризм- угроза обществу»

Тема: «Личная безопасность при угрозе террористического акта»

Цель урока: содействие в формировании познавательного интереса к проблемам безопасности при угрозе

террористического  акта,  осознание  важности  этих  проблем  и    расширение  кругозора  учащихся  через

информационно-коммуникативные технологии и практическую деятельность  

 

Задачи урока:  

 

 

 

Упражнение 1

(ассоциация

«Мечта») 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 2

(Конверт)

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 3

 

выполнения

работы

Перед  тем,  как  приступим  к  решению

ситуационных  задач,  предлагаю  послушать

группу,  которая  анализировала  материал  по

крупным и масштабным терактам в мире.  

Ваши вопросы?  

Хорошо,  на примерах  мы  увидели  всю

жестокость  террора,  он  посягает  на  самое

ценное  достояние  общества  – его  культуру,

правопорядок,  всю  ту  систему  отношений

людей, которая  позволяет  нам  жить в  мире и

двигаться  к  большей  свободе,  большей

безопасности – совершенному миру.

Вы  уже  познакомились  с  ситуационными

задачами,  и  сейчас, прошу  вас

продемонстрировать, на  практике, как  вы

будете  действовать  при  угрозе

террористического акта. 

Пожалуйста,    первая  группа  …(анализ

ситуации)

Вторая группа …(анализ ситуации)

 

Хорошо. На  примере  презентации  «Крупные

теракты  мира» за 15 лет, мы увидели сюжеты,

где  люди  - беспомощны  при  угрозе

террористических актов,  и выжить, порой, им

помогает  только  счастливый  случай.

Рассмотрели также за 15 лет  смертность людей

в  Чердынском  районе  и  сравнили  данные

смертности  при  террористическом  акте.

Сделали  выводы.    На  доске  Вы  разместили

«кластеры»,  это  наша  «шпаргалка»  при  угрозе

террористического  акта.  Главное  - при  любом

теракте (захват в школе, самолёте, автобусе или

поезде,  при  перестрелке  или  угрозы  по

телефону - соблюдать  правила  личной

безопасности).  Благодаря  практике  мы  научили

правильно  действовать при  угрозе

террористического акта»

Выступление

участников,

показывают

презентацию,

делают вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята

зачитывают

ситуацию,

практически  её

отрабатывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый ребенок - это улыбки, это смех, это

капелька утренней росы.

На столе у каждого из вас есть «капелька»,

капелька, которая ассоциируется у меня со

слезой, слезой ребёнка, видевшего всю

жестокость терроризма.  

 

Подводят итог

урока  

 

 

 

 

 

 

Давайте сделаем так, чтобы эти капельки

слились воедино, и не было слез и несчастных

ситуаций на планете!  

Напишите на «капельках» фразу, которая

ассоциируется у Вас против террора.

 

Я хочу, чтоб в каждом доме была любовь,  

Я хочу, чтоб в каждом доме было счастье,

Я хочу, чтоб в каждом доме было тепло

И я хочу с помощью яркого солнышка  

высушить все слезы на планете…

И пусть оно сияет в память о детях, погибших

при террористическом акте…О тех, чья жизнь

оборвалась, не успев начаться!  

Желаю вам здоровья, исполнения вашей мечты

и безопасности!

 

Спасибо за урок. Молодцы!  

 

 

 

Упражнение 4

(на ассоциацию

«Капелька»)

 

Список используемой литературы для учителя:

 

 

Ситуационные задачи с применением элементов ролевой игры

(с ответами)

 

Эпизод первый. 

В школе замечен посторонний человек, который ведет себя  подозрительно.  У него в руках

объемный пакет, в котором угадывается коробка.  

Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

Назначаются следующие  участники игры – «террорист», «дежурный  учитель», «охранник»,  3-4

«ученика».

Выполнение  эпизода:  «Террорист»,  которому  вручается  большой пакет  с  коробкой,  начинает

двигаться  по  классу,  пытаясь  куда-нибудь  спрятать  пакет.  «Ученики»  наблюдают  за

«террористом»,  не  привлекая  его  внимания,  и  обязаны  быстро  сообщить  об  этом  человеке

«дежурному  учителю»  или  «охраннику».  «Дежурный  учитель»  должен  сообщить  об  этом

«охраннику» и позвонить в полицию. «Охранник» должен задержать «террориста» и удерживать

его до прихода полиции.

Эпизод второй. 

Обучающиеся  находят  на  школьной  территории  подозрительную  коробку,  из  которой  торчит

проволока, похожая на антенну.  

Задача: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

Назначаются следующие участники игры – «дежурный учитель», «охранник», 3-4 «ученика».

Выполнение эпизода:  Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом «дежурному

учителю»  или  «охраннику».  При  этом  им  строго  настрого  запрещается  открывать  коробку,

выдергивать  антенну,  менять  положение  коробки  – наклонять  ее,  приподнимать,  вообще

прикасаться к  ней,  пользоваться  вблизи  коробки мобильным  телефоном. После  обнаружения

коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее.

«Охранник»,  получив  сообщение  от  учащихся,  обязан  «сообщить»  об  этом  по  телефону

директору школы и действовать по его указанию.

«Дежурный учитель», кроме «звонка» директору, обязан сообщить об этом в полицию, объявить

эвакуацию из здания школы.

 

Эпизод третий. 

Обучающиеся захвачены террористами.  

Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Назначаются следующие участники игры – 2-3 «террориста», 2-3 спецназовца, 5-6 «заложников».

Выполнение эпизода:  

«Террористы» должны угрожать заложникам расстрелом, говорить о том, что если они

попытаются  каким-либо  образом связаться  с  внешним  миром  или  нарушать (не  выполнять)

требования «террористов», то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д.

«Заложники»  должны  сидеть  тихо,  опустив  головы,  не  смотря  на  «террористов»,  проявлять

сдержанность,  ни  в  коем  случае  не  протестовать  и  не  плакать,  не  проявлять  даже  признаков

паники.

Эпизод четвёртый. 

Обучающиеся захвачены террористами.  

Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Назначаются следующие участники игры – 2-3 «террориста», 2-3 спецназовца, 5-6 «заложников».

Выполнение эпизода:  

«Террористы» могут предлагать в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие

термической  обработки,  воду  из-под  крана  и  другую  пищу,  не  привычную  «заложникам».  Им

могут  дать  пищу  и  не  дать  приборов  и  посуды,  либо  дать  приборы  и  посуду  в  ограниченном

количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Заложники должны всю пищу взять

 

и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов»,

и те могут либо лишить заложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные

меры.

Эпизод пятый. 

Обучающиеся захвачены террористами.  

Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Назначаются следующие участники игры – 2-3 «террориста», 2-3 спецназовца, 5-6 «заложников».

Выполнение эпизода:  

В этой  ситуации  «спецназовцы» имитируют  штурм,  а  «террористы»  – ответные действия.  Для

большей достоверности  можно использовать  муляжи  и массогабаритные  макеты стрелкового

оружия, звуковые эффекты – звуки выстрелов и взрывов гранат, записанные заранее, созданные

при помощи простейших звуковых имитирующих устройств.

При  штурме  «заложники»  должны  закрыть  глаза,  лечь  на  пол  лицом  вниз,  закрыть  голову

руками, а  перед этим защитить  органы  дыхания  защитными  повязками, изготовленными  из

подручных материалов – из шарфов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежд

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: