Тип урока | урок открытия новых знаний
| ||||
Цель урока | - обучающийся будет знать и различать следующие понятия: «патриотизм», «патриот», «гражданин», «гражданственность»; - обучающийся получит возможность научиться применять и приводить примеры используя данные понятия.
| ||||
Задачи урока: - мотивировать на изучение темы; - организовать работу в группах; - организовать представление собранного материала; - систематизировать знания о понятиях «патриотизм», «патриот», «гражданин», «гражданственность». |
| ||||
| Предметные результаты | УУД | |||
- давать определения понятиям «патриотизм», «патриот», «гражданин», «гражданственность»; - приводить конкретные факты проявления патриотизма и гражданственности; - соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его; - рассказывать о себе как о патриоте и гражданине.
| - поиск и выделение необходимой информации; - личностное, жизненное самоопределение; - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | ||||
Этапы
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. Мотивация деятельности учащихся | - на прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое Родина, что значит любить свою Отчизну, познакомились с высказываниями мыслителей – философов. Давайте вспомним эти изречения (Устный опрос, корректировка ответов учащихся). | Индивидуальная работа (устный опрос.) Работа с записями на доске. На двух половинках доски записаны начала фраз и их продолжение. Ребята должны сами вспомнить продолжения высказываний, затем учитель открывает правильные ответы. Например: Любят Родину не за то, что она велика, … (а за то, что своя) | |||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - как называют человека, который любит своё Отечество?; - что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?; - как называется потребность человека стоять на страже Отчизны? (Постановка проблемных вопросов урока); Ответы на эти вопросы вы узнаете из учебника. Откройте учебник и найдите ответ на вопросы. Запишем определение слов «патриотизм», «патриот», «гражданин», «гражданственность» в тетрадь (Запись терминов на доске.) | Самостоятельная работа с учебником и тетрадью, нахождение определений терминов, запись их в тетрадь ( патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность). | |||
3.Выявление места и причин затруднений
| Достаточно ли одной любви к своему Отечеству, чтобы называться патриотом? Кого бы вы назвали патриотом России и почему? Каждый ли человек может посвятить свою жизнь служению Отчизне? Что необходимо человеку для преданного служения своей Родине? Почемувозникло затруднение? | Дискуссия: постановка проблемных вопросов, поиск ответов на них. Ученики дают разные ответы. Возникает спорная (затруднительная) ситуация на уроке. - Не хватает знаний, много разных ответов. | |||
4. Построение проекта выхода из затруднения.
| Что нам необходимо узнать? Какие качества необходимы человеку для преданного служения своей Родине? (проблемный вопрос урока записывается на доске) Как построим работу? Верно, работаем в группах. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? А если у нас нет необходимого источника информации? Обратимся к материалу учебника (ч астично-поисковый метод обучения.) | Деление учащихся на 4 группы по желанию. Задания: - дать формулировку понятия; -попытаться самим это сделать, опираясь на информацию учебника, на свои знания или на свой жизненный опыт. Работа с учебниками, поиск нужной информации | |||
V. Типы этнической идентичности
(Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)
Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника.Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.
Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.
Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.
1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.
|
|
Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:
4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.
5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).
В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.
Бланк методики
Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
|
|
Я – человек, который… | Согласен | Скорее согласен | В чем-то согласен, в чем-то нет | Скорее не согласен | Не согласен | |
1. | предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам | |||||
2. | считает, что межнациональные браки разрушают народ | |||||
3. | часто ощущает превосходство людей другой национальности | |||||
4. | считает, что права нации всегда выше прав человека | |||||
5. | считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения | |||||
6. | предпочитает образ жизни только своего народа | |||||
7. | обычно не скрывает своей национальности | |||||
8. | считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности | |||||
9. | часто испытывает стыд за людей своей национальности | |||||
10. | считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа | |||||
11. | не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную | |||||
12. | нередко чувствует превосходство своего народа над другими | |||||
13. | любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов | |||||
14. | считает строго необходимым сохранять чистоту нации | |||||
15. | трудно уживается с людьми своей национальности | |||||
16. | считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей | |||||
17. | безразлично относится к своей национальной принадлежности | |||||
18. | испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь | |||||
19. | готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия | |||||
20. | считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов | |||||
21. | часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности | |||||
22. | считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами | |||||
23. | считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории | |||||
24. | раздражается при близком общении с людьми других национальностей | |||||
25. | всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре | |||||
26. | считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур | |||||
27. | не уважает свой народ | |||||
28. | считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу | |||||
29. | никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам | |||||
30. | считает, что его народ не лучше и не хуже других народов |