Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.
Цели урока:
Познавательные:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;
- способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;
Воспитательные:
- способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;
- формировать критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;
- способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.
Задачи урока:
- углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;
- определить причины и цели экстремизма и терроризма;
- осуществить поиск путей решения данной проблемы;
- совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;
|
|
- продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта.
Оборудование урока:
компьютер и мультимедийный проектор;
тексты ФЗ РФ «О противодействии терроризму», Уголовный кодекс РФ;
рабочие тетради;
Основные понятия и термины:
глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура.
Форма организации учебного процесса: групповая работа учащихся, защита проектов.
План урока
Организационный момент.
Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.
Актуализация представлений учащихся о проблеме.
Обобщение и систематизация опорных знаний.
Изучение новой темы урока.
Формирование основных понятий.
Групповая работа с текстом документов.
Презентация проектов учащихся.
Подведение итогов.
План-конспект урока
Мини-лекция учителя:
О террористических актах мы узнаем из средств массовой информации. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.
В последние десятилетия и российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер. Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.
|
|
Мозговой штурм:
Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?
1 этап. В тетрадях фиксируются причины, по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания отводится до 5 мин.
2 этап. На этом этапе все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске.
3 этап. Выстраивание иерархии причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1.).
Подведение итогов работы учителем: важность профилактики экстремистских настроений в молодежной среде в связи с тем, что именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям.
Формирование основных понятий.
Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.
Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.
Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.
Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций: - да, согласен; согласен, но с оговорками; не согласен; не знаю, не определился.
После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.
Групповая работа с текстом документов
На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. Учащимся могут быть предложены следующие задания:
Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назвать преступления террористического характера.
Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.
Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.
Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.
|
|
По завершению обсуждения группам предлагаются ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.
По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.
Разработка и защита проектов
На втором уроке каждой группе предлагается разработка проектов «Профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде». Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.
Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочник «Основные молодежные субкультуры страны».
Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газеты, посвященной проблеме профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.
Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».
Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.
Материалы для разработки проектов: интернет ресурсы, раздаточный дидактический материал по рубрикам:
- причины развития экстремизма среди молодежи;
- молодежная субкультура;
- Профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде.