План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)

Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.

Цели урока:

Познавательные:

- активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;

- способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

Воспитательные:

- способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;

- формировать критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;

- способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.

Задачи урока:

- углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

- определить причины и цели экстремизма и терроризма;

- осуществить поиск путей решения данной проблемы;

- совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

- продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта.

Оборудование урока:

компьютер и мультимедийный проектор;

тексты  ФЗ РФ «О противодействии терроризму», Уголовный  кодекс РФ;

рабочие тетради;

Основные понятия и термины:

глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура.

Форма организации учебного процесса: групповая работа учащихся, защита проектов.

План урока

Организационный момент.

Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

Актуализация представлений учащихся о проблеме.

Обобщение и систематизация опорных знаний.

Изучение новой темы урока.

Формирование основных понятий.

Групповая работа с текстом документов.

Презентация проектов учащихся.

Подведение итогов.

 

План-конспект урока

Мини-лекция учителя:

О террористических актах мы узнаем из средств массовой информации. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.

В последние десятилетия и российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер. Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

Мозговой штурм:

Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?

1 этап. В тетрадях фиксируются причины, по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания отводится до 5 мин.

2 этап. На этом этапе все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске.

3 этап. Выстраивание иерархии причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1.).

Подведение итогов работы учителем: важность профилактики экстремистских настроений в молодежной среде в связи с тем, что именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям.

Формирование основных понятий.

Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.

Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.

Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.

Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций: - да, согласен; согласен, но с оговорками; не согласен; не знаю, не определился.

После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.

Групповая работа с текстом документов

На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назвать преступления террористического характера.

Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

  По завершению обсуждения группам предлагаются ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.

   По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.

  Разработка и защита проектов

  На втором уроке каждой группе предлагается разработка проектов «Профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде». Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

  Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочник «Основные молодежные субкультуры страны».

  Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газеты, посвященной проблеме профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.

  Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

  Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.

Материалы для разработки проектов: интернет ресурсы, раздаточный дидактический материал по рубрикам:

- причины  развития экстремизма среди молодежи;

- молодежная субкультура;

- Профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: