Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова

1. Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

2. В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это

звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различные их комбинации.

4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалогов на заданную тему и пр.)

5. При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства можно использовать зрительные и жестовые символы звуков.

6) В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

7) Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава.

 

Психолого-педагогические условия обеспечения эффективности коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

1. Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.

2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыка, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.

3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.

4. Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

5. Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

6. Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

7. Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

8. Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.

Таким образом, в отечественной логопедии проблемой коррекции нарушений слоговой структуры слова занимались З.Е. Агранович, С.Е. Большакова, А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Н.С. Четверушкина, Г.В. Чиркина и другие.

 

Таким образом, данное направление логопедической работы требует повышенного внимания и реализации на ранних стадиях развития речи.

Овладение правильной, чистой речью играет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка, а преодоление нарушений и совершенствование слоговой структуры слова является одним из условий успешного овладения грамотой, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: