Основные нарушения слоговой структуры слова

 

Речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

Нарушение количества слогов:

1.Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

2. Опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

3.Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

 

Нарушение последовательности слогов в слове:

1.Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

2.Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

Искажение структуры отдельного слога:

1.Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

2.Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

3.Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

4.Элизии (сокращение согласных при стечении) — «гинасты»
«гимнасты», «качиха» — «ткачиха», «дрессирощица» — «дрессировщица».

5.Парафазии (замены слогов) — «мотокилист» — «мотоцик
лист», «физутурница» — «физкультурница».

6.Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

– били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

7.Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

– “нананасы”=“ананасы”.

8.Контаминации (смешение слов) – “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

 



Характеристика нарушений слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи у дошкольников.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику в соответствии с уровнем речевого развития.

На первом уровнеречевого развития звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав — собака, би-би — машина и т.д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

На втором уровне речевого развития воспроизведение слоговой структуры слова оказывается более доступным. Дети могут правильно воспроизводить контур слова, но его звуковой состав продолжает оставаться диффузным.

Более или менее правильно передается звуковой состав одно
сложных слов, состоящих из одного закрытого слога без стечения
согласных (дом, мак, кот, дуб), двусложных слов, состоящих из
прямых слогов (мама, баба, вата, мята); вместе с тем в отдельных
случаях дети не могут повторить двусложные слова (дыня — «дыя»,
мухи — «му», «леи»), хотя некоторые звуки, входящие в состав этих
слов, изолированно произносятся правильно.

Ярко выраженные затруднения дети испытывают при воспроиз
ведении слоговой структуры слов со стечением согласных:

— двусложных со стечением согласных в середине слова (ветка
«века», «етка»; сумка — «унка», санки — «аки», «сани»);

— двусложных с закрытым слогом и стечением согласных (тюль
пан — «тюпан», индюк — «тюк»);

— односложных со стечением согласных (бинт — «бит»);

— трехсложных со стечением согласных (улитка — «уика», де
вочка — «детька»).

Четырехсложные слова, пятисложные и слова более сложной
слоговой структуры произносятся детьми настолько искаженно,
что становится невозможным определить его лексическое значение
(сковорода — «ворокода», паутина — «тиуна»).

На третьем уровнеречевого развития в большинстве случаев слоговая структура 2-3-4 сложных слов воспроизводится правильно. Грубое нарушение слоговой структуры слова проявляется при воспроизведении слов со стечением со
гласных, а также малознакомых и незнакомых слов (клубника
«кубика», библиотека — «билитека», велосипед — «сипед»). [16]

На четвертом уровнеречевого развития характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие — искажение звуконаполняемости в разных вариантах:

1. Персеверации — «блиблиотекарь» — «библиотекарь», «физту
тульники» — «физкультурники».

2. Перестановки звуков и слогов — «пиждак» — «пиджак», «ко
моснавт» — «космонавт», «потрной» — «портной».

3. Элизии (сокращение согласных при стечении) — «гинасты»
«гимнасты», «качиха» — «ткачиха», «дрессирощица» — «дрессировщица».

4. Парафазии (замены слогов) — «мотокилист» — «мотоцик
лист», «физутурница» — «физкультурница».

5. В редких случаях — опускание слогов — «велопедист» — «вело
сипедист».

Таким образом, дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, усваивают слоговую структуру слова спонтанно, хотя испытывают определенные затруднения при овладении ею. Нарушения слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода.

Стойкие искажения слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста свидетельствуют об общем недоразвитии речи. В логопедической практике выделяют следующие основные нарушения слоговой структуры слова у дошкольников: нарушения количества слогов, нарушения последовательности слогов в слове, перестановки звуков и слогов, персеверации, элизии, парафазии и др.

 






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: