Этапы усвоения и воспроизведения слоговой структуры слова в онтогенезе

Методика логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Понятие о слоговой структуре слова.

Этапы усвоения и воспроизведения слоговой структуры слова в онтогенезе.

Основные нарушения слоговой структуры слова.

Характеристика нарушений слоговой структуры слов при общем недоразвитии речи у дошкольников.

Основные подходы к коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Литература.

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2001.

2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М., «Книголюб», 2005.

3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговую структуру слова у детей:Методическое.пособие. М., Изд-во «ТЦ Сфера», 2007.

4. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей страдающей алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.

5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

 

Логопедические пособия для дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

1. Боровцова Л.А., Рыбкина Т.А.Трудные слова: Логопедическое пособие по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2012.

2. Боровцова Л.А., Назарова С.С. Читаю сам: Логопедическое пособие по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи в письменной речи. Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2017.

 

Понятие о слоговой структуре слова.

Человеческая речь представляет собой непрерывный поток звуков, который, однако, не является сплошным: с фонетической точки зрения он может быть расчленен на определенные единицы. Самой крупной единицей при таком членении выступает текст, который в фонетическом плане ограничен паузами и имеет собственный звуковой рисунок. Текст члениться на фразы, выделяющиеся интонацией законченности, а также логическими ударениями. Фразы членятся на синтагмы, каждая из которых характеризуется интонацией незаконченности, между синтагмами появляются непродолжительные паузы. Еще более мелкой единицей является фонетическое слово – комплекс звучания, объединенный единым словесным ударением. Фонетическое слово образуется единым, без пауз, произношением слова с примыкающими к нему предлогами и частицами (типа на столе, давай же и т.п.). Наконец, слова (в том числе и фонетические) делятся на слоги, состоящие из звуков речи. Слог выделяется в слове толчками речевого выдоха: на каждый слог приходиться один такой выдох.

Слог является минимальной естественной единицей произнесенных звуков речи: произнося слова, говорящие делят их не на отдельные звуки речи, а на слоги.[15]

Слог — артикуляционное и акустическое единство.

С артикуляционной точки зрения слог – этозвук или сочетание звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слоговая граница, т.е. деление на слоги, проходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность – это слышимость звука на расстоянии. С этой точки зрения, наиболее звучными являются гласные, а из согласных – сонорные. В составе слога один звук выделяется среди других наибольшей звучностью, вокруг него группируются звуки, имеющие меньшую звучность.

Звук, имеющий наибольшую звучность, выступает как носитель слога, как слоговой, а остальные – как не слоговые. Так как наиболее звучными являются гласные, они и выступают чаще всего в качестве слоговых. Слоговыми могут быть также сонорные, но в русском языке они в такой роли выступают очень редко и только в беглой речи.

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, например: Ве-ра, Ве-ро-ни-ка.

Закрытый слог – это слог, оканчивающийся согласным звуком, например: ас, кот, дом.

Прикрытый слог начинается с согласного звука, например: рад, поп, плот.

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: он, ах, уж.

 

Слоговая структура слова характеризуется следующими параметрами:

– это количество слогов в слове;

– порядок слогов в слове;

– сохранность структуры отдельного слога: количество звуков в слоге и порядок звуков в слоге.

Этапы усвоения и воспроизведения слоговой структуры слова в онтогенезе.

Процесс усвоения слоговой структурой слова  детьми с нормальным речевым развитием не раз являлась предметом специального исследования и отражен в работах многих авторов.

Процесс усвоения слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при овладении ею. Однако нарушения слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Маркова А.К., Цейтлин С.Н.).

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С.Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:

1г 3мес. - 1г 8мес. ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

1г. 8мес. – 1г. 10мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

1г. 10мес. – 2г. 1мес. в 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

2г. 1мес. – 2г. 3мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

2г 3мес. – 3года слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.[1]

Анализируя начальную детскую речь, нетрудно заметить, что в нем преобладают слоги согласный плюс гласный (открытые). Поэтому те из слов, которые содержат закрытые слоги, подвергаются модификации: конечный согласный может усекаться, и слог становится открытым. Так из практики Цейтлин, годовалый Андрюша А. произносил ка-ка (вместо кап-кап), ня-ня (вместо ням - ням). Закрывать слог ребенку легче всего с помощью [J],поэтому тот же ребенок в то же самое время свободно произносил кай (кар - в его лексике обозначал не только вороны, но и любой птицы, а так же любого летящего предмета, даже листка бумаги).

Сокращая слова, дети тоже создают структуры с открытыми слогами: ДЕ — девочка, талеба — троллейбус. Бывают случаи, когда ребенок даже увеличивает число слогов в слове, бессознательно руководствуясь стремлением к созданию открытого слога. Так Женя Г. вместо дом говорил в 1 г. 9 мес. ДЁМА, именуя таким обра зом и дом, и книгу, в которой дом изображен.

Из закрытых слогов первыми появляются слоги, оканчивающиеся сонорными: ДЁМ (дом). ТАМ, КАП (стакан) и т.п.

Когда ребенок минует пятидесятисловиый барьер, закон открытогослога, как правило, перестает действовать. Появляются в концеце слога (и слова) не только сонорные, но и шумные согласные. Так, Саша М. в 1 г. 8 мес. вместо прежних НЁ и ГА начал говорить соответственно — НЁС и ГАС (нос и глаза).

Многие сочетания согласных (кластеры) трудны для детского произношения. В начальном лексиконе ребенка их почти нет. Если слово с трудным сочетанием согласных попадает в лексикон ребенка, оно обычно модифицируется. А. Н. Гвоздев первым проанализировал закономерности таких модификаций, привлекая материалы не только собственных наблюдений, но и дневниковые записи речи 12 других детей. Его выводы полностью подтверждаются и материалом Цейтлин.

Порядок сокращения групп согласных при модификации слов определяется их характеристиками по линии шумный — сонорный, а среди шумных — смычный — щелевой. Чаще всего сокращение происходит по следующей схеме. В сочетании сонорный + шумный устраняется сонорный (остается шумный): КУКА (кукла), ДЕВЯ (деревья), ПАТЕ (платье). В сочетании шумный щелевой + шумный смычный обычно остается смычный и устраняется щелевой: ДЕСЬ (здесь), ПАТЬ (спать).

Выпадение согласного зависит и от его места в слове — группы звуков в начале слова сокращаются чаще, чем те же группы в середине слова.

Некоторые сочетания согласных не представляют сложности для детей и не сокращаются даже в начальный период «штурма» фоне
тики: ЛК, ЦК, СК, ПК, ПЦ, НТ,НД, НГ, НК, и др.Примеры несокращенных сочетаний в период от 1 г. 7 мес. до 1г.9 мес.: КОЛЬКА (корка),СЕЦЬКА (щечка), МИСЬКА(мышка) и т.п.

В речи детей от года до двух лет наблюдаются явления дистантной ассимиляции (уподобления) звуков, суть которого состоит в воздействии одного звука на другой, при котором происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова. Это явление распространено в речи детей в неодинаковой степени.

Дистантная ассимилицая может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Ассимиляция бывает и частичная, когда происходит частичное уподобление звуков, например по активному органу или способу образования.

Внимание всех, кто прислушивается к речи детей, привлекает так называемый метатезис – перестановка звуков или слогов в слове. Механизм метатезиса не совсем ясен. Важно понять, почему подвержены метатезису определенные слова. Дети часто называютмолоток–МОТОЛКОМ, петушок ПЕШУТКОМ, при этом один и тот же ребенок может в один и тот же день может произнести слово и верно и с перестановкой слогов. Например: ВАСКА– вакса; КЛЯСКА– клякса; ОРВАЖКИ– овражки; КОРВИК– коврик; БЕНДЯК– бедняк; ГОФЛИ– гольфы; ХОДОНЛО– холодно; ТЕВЕЛИЗОР телевизор и др.

Поскольку первые слова ребенка включают один, максимум два слога (чаще всего одинаковые и равноударные), многие слова с другой звуковой структурой, попадая в начальный лексикон, подвергаются сокращению — слоговой элизии. Главным механизмом. регулирующим сокращение слова, является его акцентная структура, т. е. распределение слогов по месту в слове по отношению к ударению. Обычно различают ударные и безударные слоги, а среди последних — сильноредуцированные и слаборедуцированные.

Наблюдения показывают, что ударный слог, как правило, сохраняется ребенком. Он служит звуковым центром слова, который при каких условиях не может быть исключен. Сохранение других слогов зависит от степени их редуцированности, а также от места в слове. Число слогов в слове, которые могут сохраниться, лимитируется произносительными возможностями ребенка. Играют роль в этом процессе и некоторые другие факторы, например стене употребительности слова, артикуляционные особенности согласных и др. Безусловно, сокращение слогов не происходит чисто механически: в один и тот же день ребенок может сократить до одного или двух слогов трехсложное слово и с легкостью произнести другое, имеющее аналогичную акцентную структуру. Например: САЯ– сало; ЗАЯ– заяц; МЯ мячик;ДЕННИ- деньги;БАБУБА бабушка; ДЕВА – девочка и т.п.

 

Трехсложные слова с ударением на первом и последнем слоге чаще всего сокращаются в соответствии с правилом редукции, т.е. опускается слабейший слог. Есть, однако, некоторые исключения, связанные, видимо, с характером согласных в составе слова; Так, почти все дети на начальном этапе сокращают слово молоко до МАК0, хотя первый слог, который остается в слове, сильноредуцированный, в отличие от второго, который, казалось бы, имеет больше шансов на сохранение.

Механизм слоговой элизии еще изучен мало. Заслуживает внимания его связь с явлениями дистантной ассимиляции и метатезиса. Интересно отметить, что в ряде случаев слог выпадает не полностью: ребенок не произносит гласного, отчего число слогов сокращается, но сохраняет согласный.

Не все дети одинаково овладевают звуковой системой речи. И.А.Сикорский (1899) разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». Позднее стали говорить о холистической и аналитической тактике постижения языка, распространяя это противопоставление также на область грамматики. Дети типа «слоговых» (придерживающиеся холистической стратегии) стремятся прежде всего воспроизвести слоговой контур слова, его ритмо-мелодическую структуру, не заботясь о качестве звуков, его составляющих.

Дети, принадлежащие к «звуковому» типу, стремятся не расширять слоговой цепочки до тех пор, пока не добьются определенной точности артикуляции звуков. Эти дети осваивают слово по частям, в то время как дети «слогового типа» сразу же стремятся воспроизвести его как целое.

Освоение одного слова занимает иногда у ребенка довольно много времени, особенно если оно многосложно, содержит трудные сочетания согласных или согласные, сложные в артикуляции. Любое слово проходит несколько стадий усвоения, сменяя звуковые оболочки. Например, стадии освоения слова лопата Люба Б. прошла от 1 г. 4 мес. до 2 лет 2 мес: ПА (иногда БА) - ПАПА-ПАТЯ -ПАПАТЯ — ПАПАТА—ЛОПАТА. Словом лампа она овладевала от I г. 2 мес. до 2 лет: БАБА (чувствуя получившуюся двусмысленность, ребенок смеется) — АПА — БАПА — АМПА - ЛАМПА.

Вследствие несовершенства артикуляторных навыков ребенка звуковые оболочки разных слов у него могут совпадать. Это детская омофония (омонимия).

Совпадение звуковых оболочек разных слов есть следствие многих процессе субституций согласных, сокращения кластеров, слоговой элизия дистантной ассимиляции и т. п.[35]

Итак, в норме после трех лет слоговая структура слова в основном является сформированной, но в ряде случае нарушения слоговой структуры слова после трех лет coxpaняются и проявляются стойко и входят в структуру дефекта при ОНР. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения (физиологические нарушения), с нарушением звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается ее основная развивающая функция - коммуникативная. В речи такого ребенка отмечаются единичные правильно произносимые слова: «папа, «мама»;

- искаженные в плане слогового состава слова («мако» — молоко);

- лепетные слова — «баба», «бах»;

- интонационные контуры слов («титики» = кирпичи);

- слова - звукокомплексы, носящие коммуникативную функцию, но которые не имеют ничего общего со словами родного языка («тс-тс» = конфета).

Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития словаря, грамматического строя и к другим проявлениям системного недоразвития речи. Нарушения слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Говоря о факторах, вызывающих нарушение слоговой структуры слова, ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических (сенсорных) или моторных (артикуляторных) возможностей ребенка. В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в сфере слухового восприятия у детей преобладают перестановки слогов, добавления числа слогов. Уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер (т.е. сокращенный вариант чередуется с несокращенным).

В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, причем в четкой статичной форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: