Методические рекомендации по коррекции ротацизма

Используем зонд-шарик, потому что основной способ постановки звука – механическая вибрация кончика языка с нижней стороны при одновременной мощной воздушной струе. Безопасно производить при помощи шарика или указательного пальца ребенка. Очень часто и очень эффективно использование вместо зонда указательный палец ведущей руки, который он, также, как и зонд держит вертикально.

Самый основной способ постановки [р].  Просим ребенка улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы, произнести 2 звука [д з з з], каждый раз набирая новую большую порцию воздуха. Следим строго, чтобы ребенок произносил [д з з з] так, чтобы щекотало кончик языка. При этом, механически с помощью пальчика или зонда вибрируем кончик языка и резко убираем инструмент. Делаем до тех пор, пока ребенок не даст самостоятельно вибрацию.

Некоторые логопеды используют вспомогательные приемы, например, сажают ребенка спинок к себе и кладут голову ребенка на колени (голова запрокинута), в этой позе ребенку легче удержать язык в верхнем положении. Но, если у ребенка стертая форма дизартрии, эта поза не сможет нормализовать тонус мышц языка, ребенок вернется в нормальное положение и [р] будет надрывный.

Классический способ работает при любом варианте ротацизма. По сути это артикуляционное упражнение «Заведи моторчик». Нужно помнить, что

- при коррекции кучерского ротацизма и губно-губного ротацизма, нам нужно следить за губами (широкая улыбка).

- При коррекции горлового ротацизма следить, чтобы вибрировал кончик языка. А не было возврата к вибрации маленького языка мягкого неба.        

- При боковом ротацизме может вибрировать только один край языка, а второй может оставаться неподвижным, поэтому на подготовительном этапе – особое внимание нужно уделить работе с боковыми краями языка.

- При одноударном ротацизме нужно перейти к многоударнности.

- При проторном ротацизме уделить внимание силе воздушной струи.

Для успешности коррекции всех видов ротацизма нужно уделить большое внимание мощной, длительной, направленной вдоль языка воздушной струе. Можно выработать правильное положение языка, но, если не будет мощной воздушной струи- звук [р] не получится. Чтобы звук получился быстрее, нужно кончик языка превратить в «тоненькую тряпочку» с помощью массажа ручного и самомассажа (покусывание, протискивание между зубами языка и т.д.).

Таким образом, все варианты ротацизма сложны и особое внимание нужно уделять подготовительному этапу, он должен быть основательным, нужно добиться сильной воздушной струи и пластичности, тонкости языка.

    При постановке любого звука нужно думать! Все способы постановки классические, но для каждого ребенка требуется индивидуальный подбор этих способов, с учетом механизма нарушения.

Мягкость [л] и [р] достигается с помощью использования способа «по подражанию». Например, звуки [р’], [л’] вставляем в слова [дре, кря, кри, три] – происходит смягчение правильного твердого звука [р]; [аля, оля, ели]. Обязательно твердый вариант должен быть стабильной нормой.

 

 

Методические рекомендации по коррекции йотацизма

Основной способ – «по подражанию». Логопед просит ребенка произносить звукосочетание [и а], убыстряем темп, и тогда на стыке 2 звуков [и а], мы слышим [й].

При боковом йотацизме можно добавить постановочный зонд для [с], чтобы удержать язык (с длинным наконечником).

Для обеспечения правильности постановки звуков «по подражанию» ребенок должен хорошо слышать, воспроизводить звуки, поэтому на предварительном этапе требуются упражнения для слухового восприятия + для развития фонематического слуха.

2.2

Методические рекомендации для автоматизации поставленных звуков

Автоматизация поставленных звуков – формирование (закрепление) умений правильно произносить звук во всех единицах речи.

Следует соблюдать следующие этапы:

1. Закреплять правильное изолированное произношение звука;

2. Автоматизировать звук в слогах;

3. Автоматизировать звук в словах;

4. Автоматизировать звук в предложениях;

5. Автоматизировать звук в текстах (в прозе и в стихах);

6. Автоматизировать звук в чистоговорках;

7. Автоматизировать звук в скороговорках.

Весь материал для автоматизации во всех единицах речи подбирает логопед.

Главные правила: 1. На этапе автоматизации звука в слогах составляем слоги, чтобы соседние звуки были близки по положения губ, это же правило действует на начальном этапе автоматизации звука в словах. Например, [ас, ис, эс, са, си, сэ], а потом уже [со, су]. Очень медленно проговариваем, чтобы ребенок понял смену губ. Также и с согласными звуками, и на уровне слов [сын, сэм], потом уже [сок, суп], потом стечение согласных.

2. При автоматизации во фразе и в текстах желательно, чтобы и во фразе, и в текстах было как можно больше слов с автоматизированным звуком. Все фразы и тексты учатся наизусть.

3. Желательно для автоматизации подбирать лексический материал, в котором у ребенка нет еще неправильных звуков.

4.! На всех этапах автоматизации автоматизируемый звук ребенок произносит утрировано, медленно, четко.

Оборудование: лексический материал + картинный материал, «Тетрадь для автоматизации звуков», «Логопедические сказки».

Когда мы автоматизируем звук, то не делаем замечания по поводу других звуков.

 

3

Методические рекомендации к проведению заключительного этапа логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Введение правильного звука в самостоятельную речь

Цель: ребенок должен употреблять правильно звук в спонтанной речи.

Технология – контроль со стороны ближайшего окружения за правильностью звукопроизношения (семья, родители, педагоги ДОУ).

Контроль должен быть благожелательным, сопровождаться похвалой, а не наказаниями! Нужно тактично напоминать ребенку, что он уже научился. В ДОУ логопед заводит листы контроля, в которых педагогам и родителям помечают, за каким звуком нужно контролировать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: