Разновидности научного стиля речи (подстили) | Жанры, виды текстов |
Собственно научный | Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа |
Научно-технический (производственно-технический) | Научно-технический отчет, техническое описание, проектная документация |
Научно-информативный | Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание, отзыв |
Научно-справочный | Словарь, справочник, каталог |
Учебно-научный | Учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация |
Научно-популярный | Очерк, книга, лекция, статья |
Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис – утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации – примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом, в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.
Компрессия текста
и основные виды компрессии текста
Компрессия текста – особый вид работы над письменным текстом, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания (см. изложение). К основным способам сжатия текста следует отнести:
1) исключение подробностей, деталей, которое представляет собой исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений.
2) обобщение конкретных, единичных явлений; замена однородных членов обобщающим наименованием
Компрессия текста – сложная речемыслительная деятельность, нацеленная на краткое изложение в устной или письменной форме прочитанного или прослушанного текста. В процессе сокращения происходит глубокое проникновение в смысл текста, отбор наиболее существенных фактов и идей, а затем их краткое изложение в перифразированном виде. В результате компрессии получается вторичный текст. Обучение компрессии текста предоставляет преподавателю возможности взаимосвязанного развития рецептивных и продуктивных навыков и умений.
В зависимости от коммуникативной задачи выделяют следующие виды компрессии:
– резюме;
– конспект;
– аннотация;
– реферат;
– рецензия;
– тезисы.
Резюме – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного. Используется преимущественно в сфере учебно-речевой деятельности и с методической точки зрения является базисным по отношению к другим видам компрессии текста. В резюме излагается главная идея текста-оригинала и его основное содержание при сохранении структуры и стиля исходного текста. Резюме составляет 1 / 3 от общего объема текста оригинала и не содержит элементов интерпретации и критической оценки.
Конспект – краткая, в форме заметок запись содержания прочитанного текста с целью зафиксировать в определенной системе и последовательности то, что должно храниться в памяти для дальнейшего использования.
Аннотация – краткое, максимально компрессированное связное изложение основного содержания текста-первоисточника. Это предельно сжатая характеристика материала, имеющая справочный характер.
Реферат – композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации. Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы), описание основного содержания, выводы реферата. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Цель реферирования – создать текст о тексте. Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и т.д.).
Рецензия – отзыв о прочитанном, увиденном. Рецензия предполагает не только краткое изложение содержания, но и его критическую оценку. Главную роль здесь играет не объективная, а субъективная (оценочная) информация, предназначенная для воздействия на читателя. Оценка может быть как рациональной (интеллектуальной), так и эмоциональной.
Тезисы – вид письменного сообщения, кратко формулирующий основные положения сообщения, доклада, лекции.
Формирование умений компрессии текста осуществляется за счет системы упражнений. Студентам предлагается:
– выписать из текста определенные грамматические формы и синтаксические конструкции;
– сократить отдельные предложения за счет указанных членов;
– разделить текст на смысловые части;
– составить план будущего текста;
– найти информативное ядро каждого абзаца;
– найти в тексте ключевые слова;
– объединить главные мысли каждого абзаца в связный текст с помощью указанных средств связи;
– расположить предложения в логической последовательности;
– расположить параграфы в логической последовательности;
– найти в тексте главную и второстепенную информацию;
– сократить текст за счет второстепенной информации;
– выразить главную мысль текста в одном предложении;
– определить, к какой области знаний относится текст;
– определить выходные данные текста и аудиторию, на которую он рассчитан;
– оценить текст с точки зрения значимости содержащейся в нем информации.