double arrow

Образцы компрессии текстов

Аннотация статьи
«Особенности самоконтроля младших школьников
как универсального учебного действия»

В данной статье рассматриваются особенности самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как универсального учебного действия, дается уточненное
определение понятия «самоконтроль в учебной деятельности младших школьников» и уточненный операционный состав действия самоконтроля. Автор устанавливает соотношение между формами самоконтроля и способами учебной деятельности. В статье определяются объекты для самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

Резюме статьи
«Особенности самоконтроля младших школьников
как универсального учебного действия»

Статья Н. «Особенности самоконтроля младших школьников как универсального учебного действия» посвящена проблеме формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

Отмечая плодотворность научных исследований по проблеме формирования самоконтроля в данной возрастной группе, автор указывает, что ФГОС начального общего образования требует, чтобы самоконтроль был сформирован как универсальное учебное действие, которое понимается как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Автор придерживается следующей классификации видов самоконтроля: 1) контроль в форме произвольного внимания, используемый при сопоставлении действия с заданным образцом; 2) упреждающий контроль, используемый при отсутствии образца и заключающийся в соотнесении действия с условиями его выполнения и ожидаемыми результатами; 3) рефлексивный самоконтроль, используемый в случае перестройки способа действия или его создания и представляющий собой систему проб, состоящих в примеривании изменяющегося способа действия к новым условиям его выполнения.

Автор указывает, что в структуре учебной деятельности выделяют контроль соответствия полученного результата требуемому и контроль способов получения этого результата. При этом, для предметных способов проработки учебного материала логично использовать упреждающий самоконтроль и самоконтроль в форме произвольного внимания; для индивидуальных способов проработки учебного материала и способов организации учения – рефлексивный самоконтроль и самоконтроль в форме произвольного внимания. В качестве эталонов для самоконтроля результатов учебной деятельности предлагаются способ осуществления учебной деятельности, характеристики уровней сформированности умений и навыков, конкретный результат выполнения учебного задания.

Для развития самоконтроля автор предлагает использовать дневник самоконтроля, включающий элементы портфолио (работы учащихся), памятки, требования по усвоению учебного материала, критерии оценок, а также листы самооценок своих достижений и самого процесса учения.

Рассматривая самоконтроль как действие, автор уточняет его операционный состав:

1) формулировка цели контроля; 2) определение основных линий, по которым возможен и целесообразен контроль; 3) определение показателей по каждой из намеченных линий, которые могут быть использованы в процессе выполнения действий и которые окажутся пригодными для проверки результатов; 4) фактическая оценка выполняемого или выполненного действия по всем линиям и на основе всех намеченных показателей; 5) оценка результатов действия с точки зрения объективных и субъективных возможностей его выполнения; 6) определение, на основе предшествующей оценки, перспектив получения более высоких результатов; 7) принятие решения о характере коррекции; 8) внесение корректив; 9) повторная фактическая оценка.

Автор приходит к заключению о том, что под самоконтролем целесообразно понимать действие, направленное на достижение максимального соответствия способа учения, а также способа решения познавательной или практической задачи в учебной деятельности и его результата заданному эталону (самоконтроль в форме произвольного внимания), а при его отсутствии цели деятельности (упреждающий и рефлексивный самоконтроль) на основе сличения, оценки и коррекции. Специфика этого действия заключается в том, что оно непосредственно не связано с предметным материалом, оно регулирует деятельность за счет соотнесения результата и процесса осуществления деятельности с эталоном или условиями его выполнения в случае отсутствия эталона или его несоответствия целям и условиям выполнения деятельности. Основное назначение контрольного действия заключается в том, чтобы привести свою деятельность в соответствие с эталоном-образцом ее осуществления, а в случае отсутствия образца – с целями и условиями ее осуществления.

Автор подчеркивает, что самоконтроль младших школьников развивается в учебной деятельности, одновременно обеспечивая усвоение ее структуры. Педагогическое управление развитием самоконтроля должно быть организовано с учетом возрастных особенностей детей, требований ФГОС и развивающего потенциала самой учебной деятельности.

Рецензия на статью
«Особенности самоконтроля младших школьников
как универсального учебного действия»

В статье «Особенности самоконтроля младших школьников как универсального учебного действия» Н. рассматривает содержание понятия «самоконтроль в учебной деятельности младших школьников» в условиях перехода на новые образовательные стандарты, в которых целью и основным результатом образования признается развитие личности ребенка за счет усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих его способность к самообразованию.

Актуальность темы, рассматриваемой автором статьи, не вызывает сомнения, так как изменение целей начального общего образования предполагает умение младших школьников осуществлять самоконтроль за процессом усвоения и применения универсальных учебных действий, что расширяет рамки области применения самоконтроля в учебной деятельности на начальном этапе обучения. Более того, включение самоконтроля в состав универсальных учебных действий дает возможность рассмотреть это понятие в рамках теории деятельности.

Н. обосновывает выбор классификации типов самоконтроля на основании наличия или отсутствия эталона для сличения: самоконтроль в форме произвольного внимания, упреждающий самоконтроль и рефлексивный самоконтроль. Далее автор устанавливает соответствие между типами самоконтроля и способами учебной работы (специфическими предметными способами, индивидуальными способами и способами организации учения), а также результатами, достигаемыми в процессе обучения (способом учения, общим способом решения задач данного класса и результатом выполнения конкретного задания на учебном материале). Интерес представляет определение роли и места самоконтроля и процессе освоения нового материала.

Автор предлагает использовать специальные средства для фиксации результатов учебной деятельности, что позволяет младшим школьникам осуществлять мониторинг своей учебной деятельности и развивает у них контрольно-оценочные умения.

Отдельного внимания заслуживает подход автора к понятию самоконтроля с точки зрения теории деятельности и уточненный операционный состав действия самоконтроля.

Статья Н. «Особенности самоконтроля младших школьников как универсального учебного действия» соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного типа. Статья рекомендована к публикации.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: