Вопросы для размышления

1. Правило дороги: «Отправляясь в дальний путь, выбирай спутника, который лучше тебя». Прокомментируйте утверждение.

2. Быть честным с другими людьми в действительности довольно сложно. Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Американские ученые провели ряд тестов и доказали, что более предвзято и критично относятся к окружающим в первую очередь неуверенные в себе люди. Как это объяснить?

4. Тема социального одиночества в настоящее время становится все более и более актуальной. Нет у людей времени знакомиться нормально – карьеру нужно построить, проблемы с жильем решить... И регистрируются молодые люди и девушки на сайтах знакомств в надежде повстречать там свою любовь. А может быть, это все зря? Реально ли общение в социальных сетях?

5. Идут двое мужчин по улице и видят красивую женщину. Первый: «Смотри, какая красивая!» Второй: «А ведь кому-то она смертельно надоела». Почему часто возникает непонимание и недоверие между партнерами? Какова природа ревности?

6. Умение отказывать стоит дорого. Поскольку отказать и не чувствовать угрызений совести при этом умеют далеко не все. Понятно, что никогда никому не отказать просто не получится. Как отказать вежливо?

7. Какие коммуникативные барьеры возможны при общении преподавателя и студента?

Задание 1. Дайте научно-психологическую интерпретацию следующих высказываний.

1. Доброе слово и пистолет значительно лучше, чем доброе слово или пистолет в отдельности, а умение пользоваться этими инструментами – главное, что отличает нас от окружающего стада овец. Я отдам три десятка своих головорезов за одного человека, умеющего решать вопросы, разговаривая. Аль Капоне

2. Мало быть хорошим парнем, нужно, чтобы об этом знали другие. Американская пословица

3. Те, кто никогда не меняют своих мнений, любят больше себя, чем правду. Жозеф Жубер, французский писатель

4. Совещания незаменимы, если вы решили ничего не делать. Джон Кеннет, американский экономист

5. Великие умы обсуждают идеи; средние умы обсуждают события; мелкие умы обсуждают людей. Элеонора Рузвельт, общественный деятель, супруга президента США Франклина Рузвельта

Задание 2. Дидактическая игра «Искусство критики».

Цель: закрепление знаний студентов по основам эффективного общения, развитие навыков конструктивной критики, как одной из форм эффективного общения в системе служебных взаимоотношений; фор­мирование у обучаемых умений принимать оптимальные решения в сложных конфликтных ситуациях.

В ходе игры студенты объединяются в игровые группы по 3–4 че­ловека. На первом этапе каждой группе выдается задание проанализировать предложенные ситуации, разработать механизм критики по каждому случаю и подготовить критические замечания (время на обработку одной ситуации – 10 минут). На втором этапе проводится межгрупповая дискуссия по обсуждению предлагаемых вариантов критики и выбору наиболее конструктивных из них.

Ситуация 1.

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так по­ступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Ситуация 2.

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоцио­нально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний она расплакалась. Как донести до нее свои соображения?

Ситуация 3.

Вы приняли на работу молодого способного юриста, который превосходно справляется с обязанностями. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения?

Ситуация 4.

Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете в данной ситуации?

Задание 3. Заполните следующую таблицу:

 

Невербальный компонент Агрессивность Уверенность в себе Неуверенность в себе
Выражение      
Характеристика голоса      
Поза      
Жесты      

Задание 4. «Понимаете ли вы язык жестов?»

Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств. Определите, какому описанию жестов соответствует рисунок, и выразите свои мнения следующим образом: 1 – а, 2 – в и т. д.

1. Готовность выслушать собеседника. Чтобы своим поведением показать интерес к тому, что говорит собеседник, нужно внимательно и сосредоточенно слушать его. Ваши сложенные у рта руки, легкий наклон тела вперед – все это располагает собеседника к разговору.

2. Готовность к откровенной беседе. В любом деле вы только выиграете, если сумеете продемонстрировать собеседнику свое желание идти навстречу и установить с ним контакт. Это вызовет его симпатию к вам лично и к вашим мыслям. Жест, соответствующий этому намерению, – протянутые вами вперед руки ладонями вверх.

3. Владение темой разговора. Если удастся убедить собеседника в том, что вы полностью владеете предметом разговора, то вы будете выглядеть в его глазах весьма компетентным. Вытяните руки ладонью вниз перед собой, сделайте широкий круговой жест, словно «охватываете» тему рукой.

4. Точность суждений. Если вы намерены привлечь чье-либо внимание к определенной мысли, факту, в нужный момент соедините большой палец и указательный (или сложите все пальцы руки вместе).

5. Попытка скрыть что-либо. Вы часто не замечаете, как машинально прикрываете лицо руками, потирая лоб, виски, подбородок, отводите глаза. Такое поведение воспринимается как проявление неискренности. Естественно, оно сразу же вызывает чувство недоверия к вам, сомнение в вашей правоте. Избегайте подобных жестов.

6. Напыщенность. Она, как правило, выдает вашу неуверенность в собственных словах, тревогу, боязнь чего-то. Расслабьтесь, доверьтесь собеседнику.

7. Проявление агрессивности. Слишком оживленные жесты, направленные в сторону собеседника, часто воспринимаются им как проявление агрессивности. «Указующий перст», кулак, втянутая в плечи голова, нахмуренные брови – демонстрация враждебности. Это неизбежно вызывает у собеседника ответную враждебность к вам.

8. Отступление. Сдвинутые колени, тело, откинутое назад, словно в испуге, руки, сложенные на животе, – свидетельство того, что вы далеки от уверенности в себе и готовы отступить. То, что вы говорите, заслуживает ровно столько уважения и доверия, сколько вы сами вызываете своим внешним видом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: