double arrow

Dativ – дательный падеж



1

Лабораторная работа 4.

Склонение существительных

 

Склонение, т.е. изменение по падежам, главная особенность имени существительного, отличающая его от глагола. В немецком языке всего 4 падежа:

именительный (Nominativ), родительный (Genetiv), дательный (Dativ), винительный (Akkusativ). Падежи оформляются падежными окончаниями и артиклем, причем основная роль принадлежит артиклю.

Каждый падеж выполняет определенную функцию в предложении. 

Существительные в именительном падеже выполняют функцию подлежащего и отвечают на вопрос кто? (wer?) и что? (was?) и функцию предикатива (именной части) сказуемого, которое образуется по модели: глагол-связка + именная часть.

В качестве глагола - связки употребляются: sein, werden, heiβen, bleiben,

например:

Boris ist Student. Mein Bruder wird Lehrer.

Ich heiβe Nina. Du bleibst mein Freund.

   

 Единственное число (Singular (Sg.))

 Именительный падеж (Nominativ Wer? Was?)

            f (ж.р.)                   m (м.р.)                                 n (с.р.)

  die Frau                             der Mann                                das Kind                            

  die schöne Frau                der kluge Mann                  das kleine Kind      




    

Артикль определяет род и число существительного; окончание прилага-

тельного нейтральное -e.

Неопределенный артикль не определяет род и число существительного,

в таком случае прилагательное принимает окончание определенного артикля.

 Им.П. Nominativ Wer? Was?

             m                                         n                                  f

ein kluger (der) Mann     ein kleines (das) Kind eine schöne (die) Frau

    

     Неопределенный артикль употребляется в том случае, если предмет называется впервые и в конструкции Das ist + существительное с неопределенным артиклем в именительном падеже. Например:

Das ist ein kluger Mann. Das ist ein kleines Kind . Das ist eine schöne Frau

 

  Упражнение 1. Составьте по образцу предложения

Образец: Was ist das?  Das ist Apfel (m), rot.

                                   Das ist ein roter Apfel.

Was ist das?  Das ist Blatt (n), weiβ     

Was ist das?  Das ist Zitrone (f), gelb

Was ist das?  Das ist Nuβ (f), braun 

--------------   -------- Rose (f), rot

--------------   -------- Tulpe (f), schwarz

--------------   -------- Beere (f), rot

--------------   -------- Gurke (f), grűn

--------------   -------- Hahn (m), klein

--------------   -------- Huhn (n), grau

--------------   -------- Hase (m), weiβ

--------------   -------- Heft (n), dick

--------------   -------- Buch (n),dick

       

    

Упражнение 2.

Образец: Ist das ein Buch oder ein Heft ? – Das ist ein Buch.



1. Ist das ein Apfel oder eine Zitrone ? 

2. Ist das ein Tisch oder ein Stuhl? 

3. Ist das ein Kuli oder ein Heft?

4. Ist das eine Beere oder eine Nuβ?

5. Ist das ein Hahn oder ein Huhn ? 

6. Ist das eine Vase oder eine Tasse?

7. Ist das ein Blatt oder ein Heft?

    

Винительный падеж  (Akkusativ)

Основная функция винительного падежа – это выражение прямого до-

полнения.

Сильное склонение:

В.п. - Akkusativ: Wen? Was? den (einen) guten Lehrer, das alte Haus aber:ein altes Haus 

Женское склонение:

Akkusativ: Wen? Was? die (eine) schöne Frau 

Слабое склонение:

Akkusativ: Was? Wen? den (einen) fleiβigen Studenten 

Особая группа существительных:

Akkusativ:Wen? Was? den (einen ) interessanten Namen, das gute Herz   

aber:ein gutes Herz

Akkusativ:Plural (мн.ч.) Was? Wen? die fleiβigen Studenten  

aber:fleiβige Studenten, viele fleiβige Studenten Anmerkungen.

 

В винительном падеже мужского рода окончания прилагательных все-гда – en; в женском и среднем родах прилагательные имеют такое же окончание, как в именительном падеже единственного числа.

 После haben, brauchen, es gibt употребляются существительные с не-

определенным артиклем в винительном падеже.

 Во множественном числе прилагательные имеют окончание – en по-сле: определенного артикля: die; после указательных местоимений: diese, jene, welche, solche, dieselben;

после неопределенных местоимений: alle, beide, keine.

 

 Прилагательные во множественном числе получают окончания определенного артикля, если они употребляются без сопровождающего слова, после количественных числительных и после неопределенных местоимений: einige, viele, mehrere, manche, wenige.

 

Винительный падеж местоимений

   

Ед.ч. им.п. ед.ч. вин.п.
 ich du er sie es mich dich ihn sie es
Мн.ч. им.п. Мн.ч. вин.п.
Wir Ihr sie Sie uns euch sie Sie

 

Упражнение 3. Переведите на немецкий язык:

1. У тебя есть черный карандаш? Дай мне его. Я запишу это новое слово. 2. Почему ты не пишешь? - У меня нет тетради . 3. Ты живешь один? – Нет, у меня есть мать и старший брат. 4. У вас есть словарь? – Да, вот он лежит.5. Сколько у вас сегодня уроков? – У нас сегодня семинар и лекция. Занятия кончаются рано. Завтра у нас два урока немецкого языка. 6. Кому нужен словарь? 7. У твоего приятеля есть младший брат? 8. В нашем городе много учебных заведений. 9. В университете имеется хорошая библиотека и читальные залы. 10. Этому студенту нужен красный карандаш. 

  

 Упражнение 4. Назовите винительный падеж следующих существительных, употребите подходящие по смыслу прилагательные:

Das Jahr, die Universität, die Sprache, das Theater, die Arbeit, der Platz, der Text, das Studium, der Lektor, die Studenten, der Lehrer, die Schüler, die Regel, das Konzert, die Kinder.

Упражнение 5. Употребите взятые в скобки существительные в правильном падеже. Различайте именительный и винительный падежи:

1. Mir gefällt (der Roman). Ich lese (der Roman). 2. (dieser Ausdruck) ist schwer. Ich lerne (dieser Ausdruck). 3. Wir besprechen (ein Film). (der Film) ist interesant. 4. Da ist (ein Fehler). Suchen Sie (der Fehler )!. 5. Da steht (der Lektor). Fragen Sie (der Lektor)!

 Упражнение 6. Вставьте личные местоимения:

1. Der Unterricht beginnt um 9. Um 14 Uhr ist ... zu Ende. 2. Das Buch ist

interessant. Ich lese... gern. 3. Die Ferien beginnen. ... dauern 2 Monate. 4. Die

Studenten sehen den Lektor. Sie begrüßen ... . 5. Wir haben heute ein Seminar. ... verläuft lebhaft. 6. Wir nehmen den Bus. ... fährt schnell. 7. Das Bild gefällt mir. Ich kaufe .... 8. Ich gehe in den Lesesaal. ... liegt oben. 9. Hier wohnt unser Professor. Wir besuchen.... 10. Da ist Nina. Fragen Sie ... !

 

Предлоги, употребляемые с винительным падежом

Durch, für, ohne, um, bis, gegen

Упражнение 7. Вставьте подходящие по смыслу предлоги:

1. Wir marschieren… die Straβen. 2. ... den Korridor kommt man ins Zimmer. 3. Ich habe ein interessantes Buch … meine Studiengenossin gekauft. 4. Der Weg ins Dorf führt … den Wald. 5. … den Tisch sitzen viele Studenten. 6. Hast du das Stipendium… mich bekommen? 7. Er geht … Mantel aus. 8. … das Fenster sehe ich  viele Menschen. 

Dativ – дательный падеж

Основная функция дательного падежа – это выражение косвенного до-

полнения.

Сильное склонение существительных:

Dativ: Wem? dem (einem) guten Lehrer , dem (einem) alten Haus .

Женское склонение существительных:

Dativ: Wem? der (einer) schönen Frau .

Слабое склонение существительных:

Dativ: Wem?  dem (einem) fleiβigen Studenten .

Особая группа существительных:

Dativ: Wem?  dem (einem) interessanten Namen, dem (einem) guten Herzen 

Мн.ч. Dativ: Wem? Den schönen Frauen, einigen fleiβigen Studenten  

Независимо от типа склонения прилагательные в дательном

падеже имеют окончание – en.

Существительные в дательном падеже множественного числа принимают окончания – n.

 

1


Сейчас читают про: