Разработка схем плана расположения оборудования основной системы

 

При разработке плана размещения оборудования требуется определить общую площадь цеха, включающую площадь основной и вспомогательной систем, и составить компоновочную схему цеха. При предварительной проработке производственную площадь S пр определяют по показателю удельной площади S уд.пр, приходящейся на один основной станок:

                                      S пр= S уд.прС пр,

Значение S уд.пр зависит от габаритов станков и средств межоперационного транспортирования (конвейеров). С учётом вспомогательных отделений и магистральных проездов общую площадь увеличивают на 35-40 %. В качестве примера в таблице 3.12 даны значения удельных  и общих производственных площадей на единицу оборудования по механическим цехам единичного, мелкосерийного и серийного производств автомобильных заводов.

 

Таблица 3.12 – Удельная производственная и общая площадь на 1 станок

Вид машиностроения Производственная площадь на 1 станок, м2 Общая площадь цеха на 1 станок,  м2
Грузовые автомобили 2,5-4 т: цех двигателей цех шасси и задних мостов цех коробок передач цех автоматный   16-20 16-20 16-20 16-20   21-25 21-25 20-25 20-25
Гусеничные тракторы: цехи, двигателей, шасси, автоматный 15-20 -
Цилиндрические и роликовые подшипники:    
цех автоматно-токарный цех втулок цех шлифовальный 15-20 12-16 15-20 - - -
Малолитражные легковые автомобили: цех двигателей цех шасси цех автоматный     - - -     16-20 16-20 16-20
Краны грузоподъемностью 30-50 т - 38-50
Паровые и газовые турбины мощностью до 50 000 кВт: крупные детали - 107-120
Прокатные станы: крупно-, средне-, мелкосортные - 100-150
Редукторы для прокатных станов: цилиндрические, цилиндрически-конические, червячные, глобоидальные весом до 30 т и выше - 80-100

 

Задавшись шириной пролета, шагом колонн, числом пролётов, находят габаритные размеры цеха. Ширину пролёта выбирают из унифицированного ряда, чаще всего 18 м или 24 м, с учётом возможности размещения кратного числа рядов оборудования.

При формировании участков, построенных по линейному принципу, желательно количество основного оборудования на них принимать с учетом полного изготовления одного или нескольких изделий на участке. При технологическом принципе формирования стремятся создавать равновеликие (по количеству основного оборудования) участки, создавая в ряде случаев участки с двумя и более различными типами станков, например, фрезерно-сверлильный, токарно-расточный участок и т.п.

Замечание. Для уникального оборудования, не включённого в таблицу, площадь на один станок определяется планировкой.

При формировании участков, построенных по предметному принципу, подбирают группы изделий с целью создания равновеликих участков, тогда

                         ,

где m – число групп изделий, закрепляемых за участком;

nk – число наименований изделий в k -й группе;

Ni – годовой объём выпуска i -го изделия;

Fi – число операций изготовления i -го изделия;

t шт ij – штучно-калькуляционное время k- йоперации изготовления i -гo изделия;   

FД – эффективный годовой фонд времени работы оборудования.

После того как номенклатура изготовляемых изделий распределена по участкам, определён состав и количество основного оборудования на них, переходят к построению схемы расположения технологического оборудования на участках. На этом этапе проектирования нового и реконструкции существующего производства формируется система материальных связей, на базе которых в дальнейшем проектируют информационные и энергетические потоки.

При планировке оборудования используют темплеты, представляющие собой плоские модели станков, выполненные в определённом масштабе. Материал темплетов – бумага (возможно, с клеевой подложкой) или прозрачная плёнка. При планировке условными обозначениями показывают: рабочего у станка, места для заготовок, инструментальные тумбочки и т.п. В ходе планировки всё это размещают в соответствии с принятой организационной формой механической обработки на компоновочном плане участка или цеха, закрепляя их тем или иным способом.

Размещение оборудования цехов со сложными транспортными системами (подвесные и напольные конвейеры, монорельсовые дороги, автоматические транспортные средства и склады) возможно методом объёмного макетирования, когда применяют объёмные модели оборудования в определенном масштабе. Объёмное макетирование даёт большую наглядность и, как результат, возможность исключения ошибок планировки по сравнению с темплетным способом.

 Расположение станков на участках зависит от организационной формы обработки, числа станков, средств межоперационного транспорта и способа удаления стружки от мест образования. Относительно транспортного средства или цехового проезда возможно продольное, поперечное, угловое и кольцевое размещение станков (рисунок 3.2).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: