А) Текст экскурсии по залу воображаемого музея

Экскурсия по Музею русской народной сказки.

Экскурсия подойдет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1 зал «Покои Ивана Царевича и Елены Премудрой».

Здесь Иван Царевич встречает посетителей словами: «Здравствуйте, добры и молодцы и красны девицы! Зовут меня Иван Царевич. Я главный положительный герой в русских народных сказках. Вы точно обо мне слышали, ведь я и Елену Прекрасную не раз из беды выручал, и со Змеем Горынычем на смерть бился, и Кощея бессмертного одолевал. Меня во всех сказках и волшебные помощники сопровождают, и звери и птицы помогают, ведь добро всегда побеждает зло! И сегодня, ребята, я проведу вам экскурсию по русской народной сказке, расскажу и покажу мир, в котором живут ваши любимые сказочные герои.»

Иван подходит к дубовому столу, на котором во всех русских традициях стоит горячий самовар, на нем висят сушки, а рядом – высоченная стопка блинов с мёдом, и берет в руки письмо, написанное на бересте Еленой Прекрасной. Текст письма: «Иванушка, забрал меня к себе в мрачное логово Кощей Бессмертный, притворившись добрым волшебником! Спасай меня скорее, Иванушка, а ребят в подмогу с собой возьми, тебе их помощь понадобится. Да поторопись, пока солнце не село! Иначе тебе меня никогда не вернуть! Прощай, Иванушка.»

Иван Ц.: «Опять Кощей замышляет что-то неладное, жену мою украл! Он еще пожалеет об этом! Ну что, поможете мне Елену спасти и Кощея наказать? Тогда садитесь скорее на ковер-самолет! Про наш русский волшебный ковер-самолет вы наверное всё и так знаете, по сказкам, а знаете ли вы, что такие ковры есть и в хасидских легендах также фигурируют ковер-самолет. По мусульманскому преданию, ковёр-самолёт существовал и у царя Соломона (Сулеймана). Он был соткан джиннами из зелёного шёлка и золота, и на нём вместе с Соломоном помещался его трон, царедворцы, стража и войско. По преданию ковёр Соломону подарил Аллах, и он перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии.

Встречается в азербайджанском фольклоре. В ближневосточных сказках на коврах-самолётах летали принцы, джинны, волшебники, всемогущие шейхи, спасители принцесс и царевен вместе с девушками, которых они избавили от всяких напастей.

Вот пока я вам о дивных коврах рассказывал, мы уже и прилетели.»

2 зал «Дом Бабы Яги».

Иван Ц.: «Ну что, ребята, догадались, где мы? Мы прилетели в избушку Бабы Яги. А вы знаете, какие слова нужно сказать, чтобы она нам свои двери открыла?»

Говорят волшебные слова (избушка, избушка, повернись к селу задом, ко мне – передом), дверь открываются, экскурсия продолжается.

Иван Ц.: «А знаете ли вы, ребята, что неспроста избушка эта на окраине леса находится, на опушке, между человеческим миром и миром потусторонних сил? Он служит предупреждением для путника, что дальше начинается дремучий лес, полный нечисти и опасностей. В русском фольклоре существует множество символов, которые обозначают границы между мирами. Опушка с домом бабы яги – один из них. избушка Бабы-яги олицетворяет собой "сторожевую заставу" на границе между миром живых и миром мертвых.

Обратите внимание на то, что находится внутри дома, это атрибуты бабы яги: самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в "хозяйстве" Бабы-яги волшебные помощники - черный кот, черный ворон, гуси-лебеди. У Бабы-яги метла (помело) нужна для того, чтобы управлять ступой и заметать следы - то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.»

В этом зале баба яга выходит на связь с царевичем с помощью волшебного зеркала и говорит, что поможет только если ребята отгадают 3 ее загадки, а если не отгадают, то она всех съест. Загадки отгаданы, группа посетителей получает волшебный клубочек, который указывает дорогу дальше и становится сорассказчиком Ивана.

3 зал «Волшебный лес».

Здесь есть экспонат, изображающий Лешего.

Волшебный клубок: «Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.

Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и б пенниками, - особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.

Зато в лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, - то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника.

4 зал «Логово Кащея».

Иван Царевич берет с пустого трона Кащея записку, содержание записки: «Не дождался я тебя Иван, ушел пакостить народу честному. Елену я тебе не отдам. Хе-хе. Спасти ее сможете только если ответите на все вопросы, а это невозможно, ведь ты, Иван, дурак».

Дети отвечают на вопросы по русским народным сказкам (викторина). К ним выходит Елена Премудрая, говорит: «Спасибо, что спас меня Иван, спасибо вам, ребята, давайте знакомиться, я Елена Премудрая, героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства. Обладательница высшей мудрости и магической силы.»

Все возвращаются в первый зал, прощаются с героями-экскурсоводами.

Конец экскурсии.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: