Начиная с 1960-х годов попытки критически рассмотреть теорию музеологии предпринимались неоднократно. Зачастую они связаны с определением текущего статуса музеологии как академической дисциплины.
По мнению И. Г. Т. фон Грассе к 1883 году музеология уже достигла статуса автономной науки. Многие это не признавали по причине того, что наука это тесно связана с одной стороны с областью музейной работы, а с другой – с профильными дисциплинами, определяемыми спецификами конкретных музейных коллекций. Процесс эмансипации музеологии как академической дисциплины оказался связанным с процессом профессионализации музейной работы.
Термины «музеология» и связанный с ним - «музеография» появились в Германии в XVIII – XIX вв. Оба термина появились в контексте первых пособий по музейной работе. Музеология рассматривалась в качестве прикладной науки к профильным дисциплинам несмотря на то, что уже была признана отдельной наукой. Так считал Найкель и даже, несмотря на его смелые заявления, фон Грассе.
|
|
В XXв. появилось «движение за музейную модернизацию» (новые концепции, связанные с четко выраженной образовательной направленностью в деятельности музеев).
Во второй половине XX века остро встал вопрос о социальной роли музеев. «Насущной необходимостью» было признано «модернизировать музеологию, пребывающую в социальной и культурной ситуации, принадлежащей прошлому».
Перва полная генеральная конференция ИКОМ в 1948 г. призвала к признанию и обучению технических сотрудников музеев, используя широко известный в то время термин «музеографы» для определения многочисленных штатов. На следующей генеральной конференции, в Лондоне, в качестве самостоятельной музейной профессии была признана профессии «рестовратор». В след за этим, на конференции в Мадриде была признана необходимость иметь в музеях специалистов в области образования, обладающих педагогической квалификацией.
Историческое развитие музеологического направления в рамках музейной сферы может быть описано как глобальная смена перспективы от «специальной музеологии» к «прикладной музеологии».
Странский перечисляет 3 основных критерия, на основе которых мы можем отнести музеологию к разряду самостоятельных академических дисциплин: историчность, внутренняя логика научного познания и объективная социальная необходимость в существовании такой науки.
Переход от эмпирически-описательной к теоретически-синтетической стадии развития музеологии, происходящий в настоящее время, напрямую связан с различными попытками создать новую парадигму науки на основании тех ответов, которые могут быть даны на следующие вопросы:
- Обладает ли музеология особым предметом познания, собственным научным языком, собственными методами, собственной научной системой?
- Может ли быть музеология быть включена в существующую систему наук?
Презентация раздела воображаемого музея.