Занятия оздоровительной гимнастикой подразделяются на две большие группы: педагогически организованные и самодеятельные.
Педагогически организованные занятия могут быть детерминированы государственно-социальными интересами (подготовка члена общества к труду, защите Отечества, репродуцированию генофонда) или личностными потребностями. Они могут быть обязательными (академическими) и необязательными (факультативными, кружковыми, секционными).
Различают и используют три основные формы таких занятий: групповую, индивидуальную и смешанную.
Характерными признаками педагогически организованных занятий, во многом определяющими их содержание, являются четко поставленная цель и методология ее достижения: программа, средства и методы их использования в решении частных задач, нормативные уровни результатов и критерии их оценки.
Педагогически организованные занятия проводятся в дошкольных образовательных учреждениях и учебных заведениях, в различных оздоровительных клубах, центрах и кружках специалистами в области физического воспитания или под их руководством (с соответствующей юридической ответственностью).
Самодеятельные (самоорганизуемые) занятия, индивидуальные или групповые, проводятся самими занимающимися по их желанию, в соответствии с их интересами, индивидуальными потребностями и возможностями (психофизическими и материальными).
В некоторых случаях, в организационно-управленческом аспекте, наблюдается сочетание перечисленных признаков педагогически организованных и самодеятельных занятий. Это происходит в первую очередь потому, что при любой организационной форме занятий оздоровительными упражнениями и степени
личных групп мышц. Целесообразно делать это так, чтобы, например, увеличивая подвижность в суставах, одновременно использовать и силовые упражнения для окружающих их мышц (а наоборот — еще нужнее!) и выполнять работу в таких условиях, которые стимулировали бы также совершенствование сердечнососудистой и дыхательной систем как физиологической основы выносливости. Можно, но не нужно, две недели заниматься на перекладине, потом две - прыжками и еще две — на брусьях. Можно, но не нужно, заниматься месяц играми с мячом, потом месяц - плаванием, потом — атлетизмом. Не нужно потому, что в плане оздоровления важно, над чем работает занимающийся, как он развивает те или иные качества и как потом можно их сохранить на достигнутом уровне.
При довольно распространенной «привычке» периодически использовать упражнения для развития выносливости (например, беговые), потом - для улучшения координации (гимнастику) и т.д. сохранить достигнутые уровни приобретенных качеств, попросту нельзя. Поэтому на каждом новом этапе вместо движения к вершине приходится возвращаться к исходному уровню и все начинать практически сначала, что неоправданно с любой точки зрения.
Упражнение как вид воздействия — это только средство совершенствования функций и построения систем координационных связей. Поэтому и задачи урока, периода или этапа занятий должны определять в первую очередь объект воздействия (в широком понимании — это человек как совокупность морфофункциональных и психических свойств) и во вторую очередь — вид воздействия на него, средство и метод (акробатика, балансовые упражнения, аналитические воздействия — 10 подходов с 5 повторениями, сокращением интервалов для отдыха и включением сбивающих факторов с целью этапного совершенствования и обеспечения надежности функции равновесия).
Речь идет о том, что на каждом новом этапе совершенствования достигнутые уровни развития качеств, сформированные умения и навыки должны использоваться для достижения более высоких результатов или таких же, но в более трудных условиях; поэтому задачи совершенствования должны заключаться именно в стремлении к более высоким рубежам, а не в использовании всевозможных средств физического воспитания.
Урок условно разделяют на три части: подготовительную, основную и заключительную, что в методическом плане вполне оправданно, ибо каждая из них имеет (должна иметь) свое назначение и решает определенные задачи; но при этом они должны быть взаимосвязаны между собой.
Подготовительная часть готовит занимающегося психологически, физически и двигательно к решению основных задач урока. Как правило, это психологическое настраивание на работу определенного содержания, характера, с определенными видом и уровнем нагрузки, на возможную мобилизацию психофизических резервов и осознанности деятельности (по частям и в целом), предстоящей в этой части урока.
Последнее весьма важно и часто требует особой активизации внимания занимающихся, разъяснения и определения правильности понимания установок преподавателя, а также идеомоторной подготовленности к определенному виду работы.
В связи с этим вполне оправданно выделение в подготовительной части урока еще и так называемой «вводной». Раньше в структуре урока она выделялась как самостоятельная, но часто оказывалась формальной: занимающимся сообщались задачи урока, затем они выполняли нескольких строевых команд или упражнение на внимание. Это отнюдь не обеспечивало их двигательного настраивания и осознанной психологической готовности к предстоящей работе.
Совместно с психологическим и идеомоторным настраиванием на предстоящую деятельность подготовительная часть урока обеспечивает физическую и общефункциональную подготовленность занимающегося. На практике допускается одна из грубейших ошибок: подготовительные упражнения «слегка» разминают мышцы, а затем в основной части на занимающегося «обрушивается лавина» нагрузочных упражнений, к которым он оказывается не подготовлен даже локально. Например, после выполнения «разминающих» медленных напряжений и растягиваний переходят (в основной части) к упражнениям взрывного характера — отталкиваниям и резким махам отягощенных звеньев тела и т.п. В результате действия не только оказываются не эффективными, но и приводят к травмам. Или: в «разминающих» упражнениях не используются вра- щательно-равновесные воздействия, но без них в основной части урока качество работы по совершенствованию функции равновесия оказывается низким, что (в зависимости от сложности упражнений) может привести к падениям и травмам.
Речь идет не о так называемой специальной разминке перед выполнением каждого вида основных упражнений, а об упражнени-ях подготовительной части, которые адекватны работе, предстоя- шей в основной части, и предваряют специальную разминку.
До какой степени нужно разминаться? Ответить на этот вопрос можно лишь частично: до разогревания мышц, приобретения ими мягкости и относительно равного соотношения эластичности и упругости — как показателя готовности к усилиям разного характера; до появления четких самооценок пространственно- временных ориентировок в «специализированных позах». В то же время нельзя однозначно сказать, до какой степени должна быть подготовлена к основной нагрузке сердечно-сосудистая система. Можно «разогнать» сердце до пульса 160-180 уд/мин, а потом основную работу проводить при пульсе 140-150 уд/мин. Зачем? Считается, что в таком случае работа будет протекать легче. Но ведь многое зависит и от уровня нагрузочное™ (определяемой хотя бы по пульсу), и от продолжительности основной работы и ее непрерывности (как в комплексах ритмической гимнастики). Если она протекает при средней нагрузке, вполне оправданно и сердце «разминать» до такого же или даже несколько меньшего уровня, поскольку врабатывание (без резких скачков нагрузки) произойдет в процессе самой работы. Не нужно забывать о том, что устойчивый уровень пульса, достигаемый в процессе разминки, — один из показателей ее правильности, но высокий уровень — нежелателен.
В 80-е годы XX в. Н.Н. Озолин показал, что разминка легкоатлета на высоком уровне пульса — это не что иное, как затрата энергетических ресурсов, которые требуются для обеспечения соревновательного бега, а потому она и не может считаться целесообразной.
Проводя параллель, логично допустить, что и перед ритмическими комплексами большое увеличение пульса нецелесообразно, поскольку фактически увеличивается продолжительность нагрузки, что не предусмотрено программой и методикой занятий. И если иметь в виду, что в ритмической гимнастике ЧСС достигает 160-180 уд/мин лишь к 10-12-й минуте занятия (В.В. Михайлов, 1987), то можно полагать, что после разминки достаточным будет уровень ЧСС 80-90 уд/мин.
Вероятно, эти цифры можно считать ориентировочными для занятий атлетической, художественной гимнастикой, гимнастикой в воде, спортивной аэробикой и фитнессом, групповой гимнастикой «Евро-джим». Для акробатического рок-н-ролла показатели должны быть выше, а для снарядовой гимнастики, акробатики, восточных систем оздоровления и других видов оздоровительно-кондиционной направленности — ниже.
В связи с высказанными положениями нельзя однозначно определять и продолжительность подготовительной части урока — она должна быть достаточной для обеспечения готовности к решению задач основной части, которые определяются спецификой оздоровительного вида гимнастики. Практика показывает, что на занятиях оздоровительно-кондиционной направленности продолжительность подготовительной части меньше, чем на занятиях спортивно-оздоровительной направленности. В любом случае, «не следует тратить время и силы на то, без чего можно обойтись без ущерба для дела» (Л.П. Матвеев, 1991).
В основной части урока решаются основные задачи, количество которых должно определяться возможностью эффективного их решения, а не стремлением к всеохватности. Возможность эта, в свою очередь, зависит от необходимости срочного решения задач, от готовности занимающегося к решению нескольких задач практически одновременно и целесообразности таких попыток, а также от условий и продолжительности занятия.
Зачем, например, одновременно ставить задачи развития прыгучести и пространственной точности движений в основном упражнении, если занимающийся пока не обладает ни тем, ни другим качеством в упражнениях не главных — как правило, более легких? (А ведь это сплошь и рядом делается в работе со школьниками.) Ведь для воспитания того и другого
качества требуется выводить организм на предел функционирования — соответственно, по мощности работы и ее координационной сложности. Почему надо стремиться к срочному решению таких задач, если при любой, самой современной методике для этого потребуются значительные затраты времени? А главное, происходит самообман, потому что (и это — широкая практика) в качестве основных задач записываются «совершенствование скоростно-силовых качеств» и «воспитание точности движений». Невозможность практически одновременно (за 20—25 мин основной части урока) обучить сложному двигательному действию, развить физическое качество и усовершенствовать какое-либо качество психофизической сферы предопределена не только неподготовленностью занимающегося, небольшой продолжительностью занятия, но также физиологическими закономерностями деятельности организма (в частности, по принципам доминанты и усвоения ритма — А.А. Ухтомский, Н.А. Введенский, Я.И. Виноградов, Е.Б. Сологуб и др.), большой наполняемостью групп при групповой организации, которая, как правило, широко применяется в процессе занятий по государственным программам. Практически все факторы — против постановки и попыток решения различных задач совершенствования одновременно; даже один из самых прогрессивных методов — «сопряженного воздействия» (В.М. Дьячков, 1961) - не дает должных результатов и при неумелом использовании незаслуженно дискредитируется. Значит, этого не надо делать.
Одним из важнейших условий успешного совершенствования является «разведенность» задач во времени и четкая их методическая обеспеченность. Необходимую для этого высокую степень работоспособности нельзя сохранять в течение всего занятия, если только оно не имеет разминочный характер. Не случайно поэтому обучение новому (а оно заключается в выполнении не только «безнагрузочных» точностных движений, но и мощностных скоростно-силовых) проводится тогда, когда центральная нервная система еще не утомлена, а развитие быстроты и мощности движений — до момента, пока проявление этих качеств не ухудшилось. Даже при развитии любого вида выносливости необходимо учитывать качество деятельности, ибо продолжительная деятельность с плохим качеством допустима разве что при выживании в экстремальных ситуациях, а в физическом воспитании характеризует плохую выносливость и тем более - работоспособность.
Повторим сказанное ранее: повышение уровня развития любого качества, относящегося к психофизической сфере, возможно и эффективно лишь при условии деятельности организма на запредельном уровне за счет включения функциональных резервов. Потому и неверно представление о том, что «достижение занимающимися максимальных результатов с минимальными затратами энергии и времени наилучшим образом характеризует урок». Если это так, значит неверно определен «максимум» или это выражение подменяется произвольно установленным стандартом, не являющимся предельным для данного индивидуума. Попасть в цель 10 раз из 10 попыток (при максимальных возможностях 100 из 100) или с расстояния 5 м, а не с «привычных» 10 — это не та задача, решение которой обеспечит совершенствование, хотя на ее решение тратится меньше времени и энергии.
В то же время для высокой эффективности упражнений, используемых в основной части урока, требуется наилучшая методическая обеспеченность. Она предполагает:
четкую направленность каждого упражнения;
индивидуальную адресацию;
применение средств информации, обеспечивающих осознанность занимающимся каждой поставленной задачи;
определенное (не любое!) место конкретного упражнения среди других;
оптимальное для выполнения данного упражнения состояние занимающегося;
исходную обусловленность количественных характеристик упражнения (дозировка нагрузки по разным параметрам);
рациональное соотношение доступности и трудности заданий;
внимательный и четкий контроль за воздействием упражнения на занимающегося;
внесение корректив в содержание упражнения (по отдельным составляющим или в целом) и его дозирование путем сопоставления результата работы и цели применения, а также оправданности психофизических затрат;
формирование и сохранение мотивации, обеспечивающей высокую активность занимающегося.
Заключительная часть урока должна способствовать относительно полному или частичному (в зависимости от тактики и стратегии совершенствования) восстановлению организма.
В оздоровительной гимнастике средствами решения этой задачи служат малонагрузочные и безнагрузочные упражнения (двигательные задания). К малонагрузочным относятся: спокойная дозированная ходьба, медленные танцевальные движения, успокаивающие экзерсисы у станка, ненапряженные растягивающие упражнения, непродолжительные (по 5—10 с) расслабленные висы (полные или при смешанной опоре), «вялые» суставные движения разминающего характера, успокаивающие дыхательные действия (сочетания размеренных дыхательных движений и пауз), локальный массаж. При небольшой общей нагрузке на уроке могут использоваться физически ненапряженные игровые задания, даже с элементами состязательности (например, броски мяча в цель, игра в дартс или серсо, проверка устойчивости в различных равновесных положениях). Весьма эффективны плавательные и «поплавковые» упражнения (даже если занятие проводится на суше — в зале или на открытой площадке).
К безнагрузочным упражнениям относятся расслабленные позы в положениях лежа и сидя, а также неполная медитация в удобной или рекомендованной йогой позах.
В оздоровительной гимнастике даже развивающей или спортивной направленности практически не применяется тактика использования недовосстановления функций организма как мощного стимулятора их совершенствования. Однако разгрузка «тела и духа» — не единственная задача, решаемая в заключительной части урока. Весьма важны оценка тренером и самооценка занимающимся прошедшего занятия и выполнения поставленных задач. Это позволяет вырабатывать не только сознательное аналитическое отношение к процессу оздоровления, но и способности корректировать данный процесс, а также сохранять соответствующую мотивацию.
В уроке весьма важно и необходимо целенаправленное построение психофизической нагрузки. В разных видах оздоровления оно весьма специфично по распределению во времени (и частям занятия) амплитудных, частотных и силовых параметров нагрузки.
К. тому же критерии нагрузочности упражнений тоже специфичны. Универсальным считается показатель ЧСС, который довольно точно (но косвенно) отражает энергетические затраты организма на выполнение двигательной деятельности. В большинстве случаев это, вероятно, соответствует действительности. Но, например, для атлетической, снарядовой гимнастики, акробатики, гимнастики в воде, восточных систем оздоровления этот критерий недостаточно валиден: он все-таки отражает степень воздействия упражнений на сердечно-сосудистую систему, а в перечисленных видах объектом воздействия являются мышечная и дыхательная системы (без особой нагрузки на сердечно-сосудистую). Поэтому в качестве критериев нагрузочности упражнений в них используются объем и интенсивность нагрузки (в подходе, серии, виде упражнения, на занятии в целом), а также продолжительности активного состояния. Важным показателем нагрузки считается и продолжительность восстановления после работы.
В тех видах, где упражнения выполняются поточно и по характеру приближаются к циклическим, использование показателя ЧСС вполне адекватно. Хотя и в этом случае (по крайней мере, для научного анализа) требуется определить объем и содержание выполненной работы.
В зависимости от конкретных задач построение и уровни нагрузки в уроке могут приобретать разные картины. Для «спокойных» оздоровительно-кондиционных видов наиболее типичны относительно плавное увеличение нагрузки к первой трети основной части, некоторым сохранением достигнутого уровня в течение примерно 1/3-1/4 времени, остающегося до окончания основной части, и затем постепенное снижение ЧСС до уровня послеразминочного или несколько ниже — к концу заключительной части (см. главу 3, рис. 3.1).
ЧСС
Рис. 5.2. Динамика ЧСС на занятии ритмической гимнастикой: 1 — 14 и 43—50 мин — танцевальные упражнения;
14-19 и 24-28 мин - ОРУ сидя; 19-24 мин - ОРУ лежа;
28—33 мин — ОРУ стоя; 33—43 мин — упражнения с обручем;
50-54 мин - беговые упражнения; 54-68 мин - ОРУ у станка;
68-73 мин - прыжковые упражнения; 73-80 мин - ОРУ (В.В. Михайлов, 1987; вариант)
По-другому строится нагрузка на занятиях ритмической гимнастикой. Здесь может встречаться большее количество вариантов, достигаются более высокие уровни максимума и средних нагрузок, а также их чередование. Однако принцип чередования нагрузок (по величине и характеру) остается основополагающим (рис. 5.2).
Своя динамика нагрузки в атлетической и особенно снарядовой гимнастике, а также в снарядовых упражнениях, используемых для круговой тренировки в плане общей и специальной физической подготовки (рис. 5.3).
Конечно, все варианты определяются характером упражнений, содержанием и степенью воздействия, вызывающего индивидуальные реакции занимающегося, частотой смены разнохарактерных и разнонагрузочных упражнений и относительным восстановлением между подходами, а также уровнем задействования функционального потенциала.
Факультативная форма занятий
Факультативные занятия являются необязательными и организуются для тех учащихся, кого гимнастика привлекает как способ совершенствования. Факультативные занятия обычно предусмотрены учебным планом (иногда они объединяются с
самостоятельной работой учащегося), но проводятся вне рамок учебного расписания.
Для проведения занятий оздоровительно-кондиционной направленности группы могут формироваться в соответствии с уровнем подготовленности или желанием учащихся заниматься определенным видом гимнастических упражнений. При этом должны быть соответствующие условия и тренер-преподаватель, умеющий организовать и провести специализированные занятия по ритмической или снарядовой гимнастике, акробатике, общей физической подготовке и т.п. Эти требования одинаковы для любых видов оздоровления.
ВРЕМЯ РАБОТЫ НА «СТАНЦИЯХ» 39 45 51 57 63 69 75
140 130 120 110 100 90 80
Рис.5.3. Динамика ЧСС в однокруговой и двухкруговой тренировке по физической подготовке гимнастов Условные обозначения:
первый круг;
второй круг;
— •—•—•—• однокруговая
ЧСС 170 160 150
Для занятий гимнастикой спортивно-оздоровительной направленности формируются группы спортивного совершенствования.
В зависимости от квалификации занимающихся установлена различная наполняемость таких групп, и для занятий выделяется разное количество часов:
для новичков и гимнастов III и II разрядов: 10—12 чел., 6 час в неделю;
для перворазрядников: 6-8 чел., 8 час в неделю;
для кандидатов в мастера спорта: 6-8 чел., 6-10 час в неделю;
для мастеров спорта: 4—6 чел., 12 час в неделю.
Примечание. За счет фонда часов, имеющихся на кафедре физического воспитания или отводимых на занятия спортивным клубом, количество часов для кандидатов, тренирующихся по программе мастеров спорта, может быть увеличено до 20 в неделю, как и мастерам.
Наполняемость групп в других видах оздоровительной гимнастики, как правило, не лимитируется, однако не превышает 20 чел. на одного преподавателя.
Весьма существенно различаются целевые установки, нормативы и способы контроля за ходом и результатами занятий разными видами гимнастических упражнений. В видах оздоровительно-кондиционной направленности в соответствии с основной целью могут проводиться текущие и этапные оценки результативности занятий по показателям врачебно-педагогических наблюдений и тестирования состояния функциональных систем и двигательной подготовленности занимающихся. В видах спортивно-оздоровительной направленности, в дополнение к перечисленным выше, обязательным способом оценки результативности занятий становится соревнование, поскольку гимнасты должны овладеть спортивным мастерством на доступном для них уровне и выполнить разрядные нормативы.
Для обязательных и факультативных занятий гимнастическими упражнениями любой направленности непременным условием является наличие соответствующих программ, планов, графиков прохождения программного материала, сроков и содержания контроля — в этом их отличие как занятий педагогически организованных.
Разновидностью факультативной формы занятий является гимнастика в режиме производственной деятельности. Сюда относят следующие «малые» формы оздоровительной гимнастики: гимнастику перед работой (учебой); физкультпаузу, физкультминутку, микропаузу, час здоровья.
Гимнастика перед работой иначе называется «вводной». Она близка по смыслу к утренней зарядке, но предназначена непосредственно для подготовки к выполнению трудовых процессов. В связи с этим подбор упражнений для комплексов должен осуществляться с учетом особенностей профессиональной деятельности занимающегося.
Другая особенность вводной гимнастики — больше настроечная ее функция, чем развивающая. Поэтому нагрузка в ней небольшая, количество используемых упражнений меньше, чем в зарядке. И тем не менее эта форма занятий весьма эффективна и в плане оздоровления, и в плане активизации производственной деятельности.
Физкультпауза, физкультминутка, микропауза имеют одинаковый смысл, несмотря на разные названия и небольшую разницу в продолжительности.
Физкультпауза длится 5—7 мин; в течение этого времени выполняются упражнения, разминающие мышцы, которые в основном заняты в производственной деятельности, и некоторые действия, отвлекающие от работы. Выполняется она обычно через 2—2,5 ч после начала работы и за 1 ч до ее окончания.
Физкультминутка (в действительности превращающаяся в «двухминутку») содержит упражнения такого же характера, но в меньшем количестве — 2—3, поэтому в работу вовлекаются лишь 1—2 группы мышц.
Микропауза нужна для того, чтобы «потянуться», выполнить наклоны и вращения головой или приседания, прогибания — т.е. размять уставшую «рабочую» группу мышц.
В отличие от физкультпаузы, две последние формы занятий могут проводиться в любое время, когда для этого возникает необходимость и имеется возможность (при работе на конвейере такая возможность маловероятна, но при его остановке — она появляется).
Таким образом, все три формы имеют целью восстановление работоспособности, снижающейся в процессе трудовой или учебной деятельности.
Опыт передовых предприятий и учебных заведений показывает, что систематическое применение таких форм активного отдыха в течение рабочего дня снижает заболеваемость, уменьшает риск снижения работоспособности на продолжительное время (вследствие постоянной усталости), приобщает к регулярным занятиям физическими упражнениями и не только повышает качество профессиональной деятельности (что, конечно, очень важно), но и существенно изменяет (в положительную сторону) психологическую оценку своего труда и окружающей действительности, повышает жизненную активность.
Час здоровья — условное название времени, специально выделяемого (администрацией или самодеятельно — например, во время обеденного перерыва) для выполнения различных видов упражнений, которые выбираются самостоятельно или по рекомендации инструктора (учителя, тренера-преподавателя). Это могут быть подвижные и спортивные игры, ритмическая гимнастика, комплексы упражнений на тренажерах, с отягощениями (гирями или гантелями), дыхательная гимнастика — все они используются в сочетании с другими видами упражнений, регламентированной ходьбой, закаливающими процедурами.
Такая форма активного отдыха раньше существовала преимущественно в самодеятельном, стихийном виде (вроде футбольных или волейбольных баталий молодежи). Постепенно, с помощью разъяснительной работы ученых и специалистов в области физической культуры, «час здоровья» начал внедряться на производственных предприятиях (в том числе крупных). Однако пока, к сожалению, должного развития не получил, хотя есть свидетельства его оздоровительной эффективности. Противники таких занятий приводят следующие аргументы: после «оздоровительных перерывов» работники никак не могут настроиться на производственную деятельность. Однако это свидетельствует лишь о том, что оздоровительными мероприятиями нужно руководить — на основе знаний о функционировании организма, способах управления его состоянием, а также при наличии соответствующих умений.
В этом отношении прекрасный пример подает общеобразовательная школа: «час здоровья» давно уже внедрен в режим учебной деятельности младших школьников (а кое-где — учащихся всех возрастов).
5.1.2. Самодеятельные занятия
Независимо от избранного вида оздоровления средствами гимнастики, самодеятельные занятия могут проводиться индивидуально или в группе, самостоятельно (со знанием дела или без должных представлений о предмете) или с использованием чьей-то помощи.
Это не значит, что самодеятельные занятия не имеют никакой организованности; они проводятся в установленное время, при должной готовности занимающегося (настрой, экипировка и т.п.), взаимной договоренности людей при групповой форме занятий, соблюдении правил поведения и межличностных отношений и др. Все это — элементы организованности. Более того, нормальные самодеятельные занятия имеют свою программность, что тоже свидетельствует об их организованности.
Однако по сравнению с педагогически организованными самодеятельные занятия отличаются большей свободностъю. Она не сводится только к выбору вида упражнения (хотя и в этом ее отличие); свободность выражается в определении времени занятий в общем режиме жизнедеятельности, места для занятий — по вкусу, выборе конкретных упражнений («хочу прыгать на батуте»); величины нагрузки и продолжительности ее выполнения в одном занятии и на протяжении какого-то календарного периода; в постоянстве и регулярности занятий; наконец — попросту в возможности прекратить их или перейти к другим упражнениям, сменить место занятий и т.п.
В самодеятельных занятиях оздоровительной гимнастикой, как правило, не придерживаются четкого разделения их на части и строгого варьирования нагрузки — здесь больше полагаются на самочувствие и удовлетворенность. Хотя при разумном отношении к оздоровлению все основные методические принципы и правила должны соблюдаться независимо от используемых форм занятий и от того, сам ли человек стремится к совершенству или его к этому кто-то направляет.
Главное — осознавать пользу оздоровления и стремиться к нему с помощью доступных средств и форм организации.
Гимнастика в «городках здоровья». «Городки здоровья» чаще всего оборудуются в парках и зонах отдыха. Они имеют, как правило, простейшие гимнастические снаряды: перекладины, брусья, подвижные (на оси) и неподвижные бревна, канаты или шесты, прыжковые опилочные дорожки, различные лестницы и стенки для лазания и перелезаний, качели, приспособления для развития различных качеств и умений (например, система бревен различных высоты, длины, ширины и конфигураций — для развития чувства равновесия и формирования умений преодолевать сложные препятствия) и т.п.
«Городок здоровья» — название условное. Его можно оборудовать на любой свободной площадке или в помещении, приспосабливая к имеющимся условиям различные конструкции, имеющиеся в продаже в большом ассортименте, или собственного изготовления. На рисунках 5.4 и 5.5 приведены примеры оборудования «городка здоровья» и использования простейших гимнастических снарядов для массовых занятий1.
Рис. 5.4. Гимнастический городок для массовых занятий: 1— наклонная лестница; 2 - перила; 3 - высокая гимнастическая стенка;
4 — параллельные одноуровневые брусья; 5 — низкая гимнастическая стенка;
6 — неподвижные вертикальные шесты; 7 — вертикальная лестница;
8 — высокая перекладина; 9 — низкая перекладина;
10 - подвижные шесты или канаты.
спосабливая к имеющимся условиям различные конструкции, имеющиеся в продаже в большом ассортименте, или собственного изготовления. На рисунках 5.4 и 5.5 приведены примеры оборудования «городка здоровья» и использования простейших гимнастических снарядов для массовых занятий1.
Занятия в «городках здоровья» обычно проводят инструкторы- общественники, реже — штатные инструкторы. Поскольку такие «городки» открыты для всех, их используют для самодеятельных индивидуальных и групповых занятий; часто приходят заниматься семьями. В «городках здоровья» на время занятий можно получить — бесплатно или за умеренную плату — простейший инвентарь: скакалки, мячи, гири и гантели; столы, ракетки, воланы и шарики и т.п. Иногда (по праздникам) здесь проводятся физкультурно-спортивные соревнования и конкурсы.
Что касается содержания занятий, то они, как правило, включают комплексы общеразвивающих упражнений силового и растягивающего характера, сочетания игр в мяч (броски в кольцо
'См.: Мацкевич М.В., Гуревич И.А. Многокомплектные снаряды, приспособления и технические средства в физическом воспитании. — Мн.: Полымя, 1979.
Рис. 5.5. Комплект простейших гимнастических снарядов
для массовых занятий: 1 — наклонная лестница; 2 — перекладина; 3 — качающаяся доска;
4 — ворот с гирей; 5 — горизонтальная лестница; 6 - наклонная доска для лазания и опоры в силовых упражнениях; 7 — наклонная доска для силовых упражнений.
или двусторонняя игра, настольный теннис, бадминтон), легкие пробежки и (при наличии водоема) плавание или купание.
Гимнастика по месту жительства. Эта форма организации занятий получила распространение благодаря энтузиазму ветеранов гимнастики. В тесном контакте с местными общественными организациями и дирекцией по эксплуатации зданий в микрорайонах оборудуются не только гимнастические площадки и «мини-городки здоровья», но и специальные помещения, выделенные для массовых занятий, где имеются необходимые снаряды, инвентарь и технические приспособления, а также радиоаппаратура для использования на занятиях музыкальных фонограмм.
Кроме того, для таких занятий свои залы предоставляют общеобразовательные школы, профессионально-технические училища и вузы. В летний период занятия проходят на расположенных в микрорайоне стадионах. По возможности их следует проводить в любое время года, не подменяя гимнастику, а приспосабливая ее содержание к тем или иным климатическим условиям.
Как правило, гимнастикой по месту жительства занимаются люди среднего и пожилого возрастов: для более молодых занятия проводятся в учебных заведениях (по государственным программам или факультативно) или же в клубах и секциях. Главной их целью являются продление двигательной активности, сохранение бодрости, осознание своей физической полноценности и социальной пригодности.
В содержание занятий включаются любые доступные упражнения - по желанию занимающихся.
5.2. Содержание оздоровительной гимнастики
Главный смысл оздоровления заключается в укреплении тела и духа. Чтобы достичь этого, используется средство воздействия, называемое «упражнением».
Упражнение — это деятельность, целесообразно организованная в соответствии с согласованными принципами и соподчиненными правилами.
В свою очередь деятельность представляет собой совокупность двигательных действий, осуществляемых в соответствии с конкретными (внешними или/и внутренними) установками, «двигательными» задачами.
Это значит, что каждое двигательное действие (кроме тех, в основе которых лежит охранительный рефлекс) осуществляется через осознание его необходимости, т.е. посредством мыслительной деятельности и ее качественного инструмента — интеллекта.
Реализация установки представляет собой сложный процесс уже потому, что самое простое двигательное действие имеет специфическое выражение своих параметров, которые необходимо укладывать в рамки двигательной задачи.
Любое двигательное действие имеет: протяженность в пространстве (1); продолжительность во времени (2) — это объективные признаки. Есть еще один, но уже субъективный признак, — сво- бодность действия (3). Она зависит от соотношения напряжения мышц, осуществляющих действие, и мышц, препятствующих его выполнению. В сложном двигательном действии результативность и даже сама возможность его осуществления зависят от согласованности работы различных групп мышц и звеньев тела — координации (4).
Педагогически целенаправленное соотношение этих четырех главных параметров двигательного действия и формирует такую «особо начиненную» форму двигательной активности, которая вызывает морфофункциональные изменения в состоянии различных систем организма и механизмах управления ими, - при определенных условиях это способствует их совершенствованию и формированию особых двигательных структур, называемых двигательными умениями и навыками.
Такими условиями являются соблюдение законов биомеханики, физиологических закономерностей функционирования организма и адекватность педагогических воздействий (в том числе физических упражнений).
Двигательные действия, оформленные в развивающие и формирующие упражнения, имеют разные соотношения названных выше основных своих признаков. Это обусловливает их различную физическую трудность, техническую (координационную) сложность и психическую напряженность состояния человека, выполняющего те или иные действия.
В ходе исторического развития гимнастики анализ и обобщение применяемых упражнений позволили, учитывая эти (и некоторые другие) характерные особенности, по-особому группировать и использовать с целью воздействия на определенные функции организма и совершенствования разных качественных сторон деятельности человека. В настоящее время выделяют 10 групп упражнений.
1. Общеразвиваницие упражнения (ОРУ)
Это эффективное средство решения образовательных и воспитательных задач, формирования двигательной «школы» и культуры, общего физического развития и воспитания привычки к занятиям физическими упражнениями.
ОРУ имеют универсальный характер. Их структурный диапазон довольно широк: от простых поз, положений и действий одним звеном тела до сложных сочетаний движений различными частями тела (одновременных и последовательных, одно- и разнонаправленных). В связи с этим они могут отличаться по содержанию, амплитуде, точности, быстроте и ритмичности, напряженности, продолжительности и т.д.
ОРУ можно классифицировать по «анатомическому» признаку, т.е. для какого звена или части тела оно предназначено: ноги (бедра, голени, стопы), руки (предплечья, кисти, запястья, плеча), туловища (передней или задней поверхности), головы. Однако только этой характеристики явно недостаточно — очень важен «функциональный» признак, т.е. какое действие заложено в упражнение: сгибание или разгибание, или вращение. Но главное - как оно выполняется: медленно или быстро, рывком или долгим движением, плавно или пружинисто. Вероятно, в наибольшей мере «функциональность» выражается в «адресности» упражнения — для чего оно служит: для расслабления, для улучшения подвижности в суставе, для увеличения силы или для общефункционального воздействия.
Общеразвивающие упражнения делятся на три основные подгруппы, имеющие некоторую самостоятельность:
свободные движения (без предметов);
упражнения с предметами (палками, мячами, гантелями, эспандерами и др.);
упражнения с партнерами.
Все они имеют некоторые методические особенности применения, но способствуют достижению одной цели — улучшению состояния организма и его жизнеспособности.
При подборе ОРУ и составлении из них комплексов исходят из необходимости и возможности:
конкретной нацеленности упражнения с учетом особенностей занимающегося (физического потенциала, общего состояния и др.);
разнообразия воздействий;
точного регулирования нагрузки путем: дозирования повторений, подходов и серий, чередования упражнений различного характера и направленности, оптимального соотношения работы и отдыха;
локального акцентированного воздействия и доведения развиваемого качества до нужного в данном случае уровня;
увеличения нагрузочности упражнений в комплексе для повышения эффективности работы.
При этом обязательной является высокая требовательность к точности и качеству выполняемых действий — это способствует совершенствованию координационных способностей, повышению эффективности отдельных действий и деятельности в целом.
ОРУ используются в качестве развивающих и разминающих на занятиях всех возрастных групп — с учетом условий выполнения упражнений, индивидуальных особенностей и мотивации занимающихся.
Для выполнения большинства ОРУ достаточно точного объяснения или показа. В тех случаях, когда встречаются незнакомые движения, сложные их сочетания или соединения, используются облегчающие приемы: разделение упражнения на части с поочередным их освоением и последующим объединением; зеркальный показ каждого движения; ритмичный подсчет или музыкальное сопровождение — для акцентирования внимания или выполнения действия (а также его частей).
Во время выполнения общеразвивающих упражнений особое внимание следует обращать на дыхание. В большинстве случаев оно произвольное, ритм его по мере становления навыка двигательного действия приобретает все большую стабильность и согласованность с ритмом упражнения. Для обучения правильному дыханию нужно использовать специальные задания на согласование продолжительности вдохов, выдохов и пауз, определяя различные варианты их соотношений и обшей продолжительности.
2. Упражнения на снарядах
Эти упражнения выполняются на «искусственных аппаратах» (конструкциях), которые условно делятся на 3 группы:
стандартные гимнастические снаряды: брусья (одноуровневые и разновысокие), перекладина (высокая, низкая и средней высоты), кольца, бревно, гимнастический конь с ручками, площадка для вольных упражнений, гимнастические конь и козел для опорных прыжков. Каждый снаряд имеет свои конструктивные особенности, которые предопределяют условия выполнения упражнений и их содержание. Упражнения на снарядах являются основой не только различных учебных и классификационных программ по гимнастике, но также для комплексов физических упражнений разной направленности;
вспомогательные снаряды (гимнастические стенка и скамейка, канат, мостики, трамплины, батут, а также комбинированные снаряды и приспособления). Позволяют создать облегченные для формирования основных двигательных навыков условия. Эти снаряды могут использоваться также для решения частных задач — например, для развития физических качеств;
снаряды массового типа. Представляют собой варианты трансформированных или модернизированных стандартных снарядов, приспособленных для одновременного выполнения упражнения группой занимающихся (например, на брусьях или бревне). Это позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный оздоровительный процесс и добиться повышения плотности и эффективности занятия.
Несмотря на разнообразие техники и условий выполнения, все упражнения на снарядах условно разделяют на статические, медленные перемещения и маховые.
Статические упражнения — это принятие и удержание на снаряде различных поз и положений; простых и смешанных упоров и висов, а также различных стоек. Смешанные висы и упоры наиболее просты в исполнении: в них используется опора одновременно несколькими частями тела, поэтому равновесие, как правило, достаточно устойчиво. Этот вид упражнений наиболее широко применяется на занятиях со слабо подготовленными занимающимися. В то же время в статических упражнениях целесообразно ставить задачу сохранения равновесия - как условия, мобилизующего возможности организма и значит стимулирующего его совершенствование, а также для разнообразия применяемых средств (например, выполнение упражнения не в упоре лежа, а в упоре лежа на одной руке).
Медленные перемещения — это упражнения силового характера, связанные с медленным переходом из одного статического положения в другое. При этом их сложность определяется степенью затрачиваемых усилий и условиями смены положений. Например: из виса на перекладине в одном случае — сгибание и разгибание рук (подтягивание и опускание в вис), а в другом — подъем переворотом, где происходит не только движение по вертикали, но и вращение, что требует другого уровня подготовленности: ее проявления или приобретения за счет применения именно этого упражнения или подготовительных к нему.
В отличие от статических упражнений, где требуется изометрическое напряжение мышц, медленные перемещения выполняются за счет работы мышц в уступающем или преодолевающем режиме. С точки зрения механики, в уступающих перемещениях сила тяжести должна выступать как фактор, мешающий (затрудняющий) удержанию на снаряде, ибо требует больших усилий. И это действительно так. Но именно потому, что требует, мышцы включают потенциальный резерв и проявляют больший уровень силы. По данным многих исследователей, это превышение составляет до 80% от очевидного (проявляемого в обычных условиях) максимума силы. В связи с этим возникает возможность в большей мере нагрузить мышцы, а значит — стимулировать даже не уровень развития силы, а формирование осознанного умения проявлять более высокий ее уровень и соответственно оценивать его (и тренером и, что важнее, самим занимающимся) как более высокий уровень подготовленности и совершенства.
И ничего удивительного в этом нет — просто, как было сказано выше, нужно знать и использовать законы механики, закономерности функционирования организма и в соответствии с ними осуществлять педагогические (развивающие, формирующие, воспитывающие и др.) воздействия.
Маховые упражнения — наиболее представительная группа движений, связанных с вращениями и прямолинейными перемещениями на снарядах. Для них характерны изменение скорости движения, преодоление инерциальности массы тела в целом и отдельных его звеньев; резкая смена ритма движений, направления, видов переключений в работе мышц с одного режима на другой; перераспределение активности между разными группами мышц.
Выполнение упражнений на снарядах связано с необходимостью особого согласования действий частями тела, с определенными свойствами опоры (чаще всего — упругостью) и условиями взаимодействия с ней (определенным положением на снаряде, типом хвата и т.д.). В целом соблюдение этих условностей предопределено двигательной задачей, а совокупность двигательных действий в соответствии с ней представляет собой технику упражнения.
Хотя техника упражнения имеет общую, единую для всех исполнителей структурную основу, она во многом индивидуальна и определяется конституционными особенностями, превалирующим развитием того или иного двигательного качества и координационными способностями.
Техничность двигательных действий является показателем рациональности и экономичности, а значит и уровня двигательного совершенства исполнителя. Поэтому овладение правильной техникой упражнений на гимнастических снарядах — это один из путей оздоравливающего совершенствования. Поэтому упражнения на гимнастических снарядах следует использовать в программе оздоровления.
Другое дело, что эти упражнения должны быть доступными по физической трудности и координационной сложности (но не элементарными — иначе они потеряют свою стимулирующую функцию), организационно интересно оформленными и вызывать положительные эмоции.
Помимо трех основных групп упражнений на снарядах выделяют еще одну важную группу упражнений, которые используются на массовых и вспомогательных снарядах, — лазания и пере- лезания.
К ним относят разновидности висов и упоров, выполняемых на гимнастических скамейке и стенке, на канате, лестнице, комбинированных конструкциях. С их помощью успешно формируют специфические прикладные двигательные умения и навыки, развивают двигательную координацию, привыкание к условиям высоты и ограниченной площади опоры, ориентировку в пространстве при действии сбивающих факторов (качающейся опоры, плохой освещенности, различных искусственных помех).
Упражнения в лазании выполняются индивидуально, в парах или группах; на вертикальных, горизонтальных и наклонных поверхностях (например, на доске или скамейке, продольно наклоненной в сторону под углом 10-20°). Специфика этих упражнений проявляется также в своеобразной цикличности, т.е. повторное™ конкретных способов действия и приемов, позволяющей достаточно длительное время перемещаться в определенном направлении, а также комбинировать их сложность и трудность.
Широкий диапазон способов и сложности лазаний и переле- заний позволяет использовать их для решения различных педагогических и двигательных задач — в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности занимающихся. Для лазаний используются различные способы и положения: на четвереньках, лежа на спине и на животе, на руках или с помощью ног, рывками и перескоками, со сменой направления, с «зависанием» в непривычных положениях, без зрительного контроля, с помощью или, напротив, с противодействием партнера. В перелезаниях применяются медленные переползания через снаряд, перелезания поперек и продольно, с наступанием, зацепом и т.п.
Поскольку большинство упражнений на гимнастических снарядах представляют собой сложно-координационные действия, то освоение их требует определенных затрат времени и усилий, подбора специальных подготовительных и подводящих упражнений, идеомоторной подготовки. В результате, кроме очевидной «психофизической» пользы, совершенствуются и мыслительные способности занимающегося. Правда, для этого в данном случае необходимо обеспечивать безопасные условия совершенствования.