Акробатический рок-н-ролл

Акробатический рок-н-ролл относится к группе сложнокоор- линационных видов спорта, поскольку его основным содержа­нием является взаимодействие партнеров, оформленное в двига­тельные композиции с музыкальным сопровождением, — в соот­ветствии с правилами соревнований.

Акробатический рок-н-ролл (АРР) — это определенный син­тез танца и парных акробатических упражнений, что предостав­ляет спортсменам широкие возможности для проявления дви­гательных способностей в специфических танцевально-акроба­тических композициях. Собственно танцевальные движения в сочетании с технически сложными акробатическими элемента­ми исполняются в высоком темпе, без пауз и статических поз, с особой эмоциональной окраской, характерной для музыки в стиле «рок-н-ролл». При этом «однотипное» музыкальное со­провождение вовсе не обедняет этот вид соревнований, по­скольку композиции, выполняемые спортсменами, очень раз­нообразны.

Несмотря на высокую сложность двигательных действий в АРР, его можно отнести к массовой спортивной деятельности. В нем выделяют восемь классов - в зависимости от возраста и уровня подготовленности участников соревнований.

Специальные требования позволяют выбирать программы, соответствующие и доступные этим классам.

Специфику занятий АРР определяют следующие характери­стики:

действия каждого партнера в различных соединениях вы­полняются в высоком темпе - 45—52 такта в минуту;

заданный темп движений связан именно с музыкальным сопровождением в стиле «рок-н-ролл»;

достаточно продолжительные композиции (выполняемые в течение 2 мин) требуют длительной и трудоемкой тренировоч­ной работы над связками и целыми упражнениями, предъявляя высокие требования к функциональным системам организма и достаточно хорошо стимулируя их развитие;

сложные акробатические элементы в АРР выполняются на жестком покрытии, что не исключает возможности получения травм и определяет степень риска на занятиях. Это затрудняет организацию подготовки спортсмена и требует использования соответствующих средств безопасности;

строгие требования к возрасту и квалификации спортсме­нов предопределяют должный уровень подготовленности к заня­тиям данным видом гимнастики;

соревнования по АРР проводятся в двух основных видах: в парах и в группах (когда упражнения одновременно выполняют от 4 до 8 пар) — это значительно расширяет возможности прояв­ления творческих способностей спортсменов и их тренера.

Содержание двигательной деятельности в АРР требует разви­тия широкого спектра специальных способностей и качеств:

двигательных способностей, включающих владение осно­вами танцевальной техники и парной акробатики вольтижного характера;

музыкально-ритмических способностей, включающих дифференцировки тональности, музыкальных темпов и ритмов, вы­полнение в соответствии с этими дифференцировками двига­тельных действий и их сочетаний различной структурной слож­ности;

владения умениями и навыками хореографической подготов­ленности, обеспечивающей пластичность и выразительность вы­полнения движений;

способностей к взаимодействию партнеров, которые прояв­ляются в одновременных (синхронных) двигательных действиях, а также при выполнении групповых композиций;

достаточно высокого уровня развития скоростно-силовых способностей;

адекватного развития специальных качеств (выносливости, гибкости и вестибулярной устойчивости);

точности двигательных действий и способности корректи­ровать их по ходу выполнения композиции.

Общая программа выступления спортсмена в АРР включает 3 базовые программы. Специальные требования к их исполне­нию установлены для каждого класса и каждой возрастной кате­гории выступающих.

Первая программа — «танцевальная техника». Представляет со­бой парную композицию танцевальных движений определенно­го стиля и характера, без акробатических элементов (исключение составляет финальная поза). Для оценки уровня танцевальной подготовленности внимание акцентируется на технических дви­жениях ногами, условно определяемых как «техника ног». Это по­нятие включает опорные действия или постановку ног, бросковые действия, последовательные сгибания и разгибания с небольшой амплитудой и их соединения («пружинки»). Обязательной являет­ся демонстрация техники «основного хода» и его модификаций, а также конкретных «дорожек» танцевальных шагов.

Оцениваются и танцевальные «фигуры» — танцевальные дви­жения партнеров, выполняемые в паре и самостоятельно. Танце­вальные «фигуры», насыщенные большим количеством поворо­тов и вращений, не должны нарушать основного танцевального стиля.

В зависимости от класса и возрастной категории спортсменов продолжительность данной программы регламентируется — от 55 до 65 с. Предлагаемый темп движений составляет 50-52 такта в минуту с выделением ударных долей музыкального произведе­ния. Например, броски ног на — 1-й и 3-й счеты, постановка ног — на слабые доли 2-го и 4-го тактов.

Критериями оценки «техники ног» являются динамичность и легкость исполнения, точность действий по амплитуде, времени и активности исполнения, соответствие действий размеру и характеру музыкального сопровождения. Учитываются также четкость линий (тела и движений), синхронность исполнения, хореографичность партнеров и законченность композиционных «рисунков».

Вторая программа — «обязательная композиция». Выполняется только спортсменами высшей категории. Она также представля­ет собой танцевальную композицию, но включает 4 оцениваемых акробатических элемента. Какие именно элементы должны быть выполнены — это определяет за час до начала соревнований су­дейская коллегия с помощью жребия. Исходной базой для тако­го выбора является перечень всех элементов, условно разбитых на три категории трудности.

Первая (низшая) категория включает элементы «малой акро­батики», относительно простые: например, проходы под ногами, седы на бедре, прыжки через руку.

Вторая (средняя) категория содержит базовые акробати­ческие элементы: например, переворот через плечо, «детское сальто» (один партнер переворачивает вращением за руки дру­гого, который стоит в положении наклона вперед ноги врозь, руки вниз—назад между ногами), сальто в руках партнера, саль­то назад через партнера, переворот в сторону через спину пар­тнера и др.

Третья (высшая) категория включает наиболее сложные и ри­скованные элементы: например, сальто с опорой на руку партне­ра, сальто вперед с поворотом, пируэт, двойное сальто назад и др.

Поскольку в названные категории входит большое коли­чество разнообразных элементов, каждая из них может под­разделяться на подгруппы, также определяющие сложность упражнений. Здесь часто используются условные, образные названия элементов, которые понятны только специалистам: «лассо», «свечка», «горка», «стульчик» и др. Основной список периодически дополняется новыми оригинальными элемен­тами.

Как и в первой программе, продолжительность выполнения обязательных упражнений составляет 55—65 с, но, учитывая их большую сложность, темп движений задается меньший — 48—50 тактов в минуту. В отличие от первой программы, здесь оцени­вается также качество выполнения обязательных акробатических упражнений.

Третья программа — «акробатика». Представляет собой ком­позицию, объединяющую танцевальные движения и не более 6 акробатических элементов. Степень сложности исполняемых элементов зависит от класса (уровня мастерства), к которому относится спортивная пара. Несмотря на это каждый элемент имеет свою исходную (базовую) стоимость, влияющую на окон­чательную оценку всей композиции. Границы оценки трудности находятся в пределах 0,2—1,5 балла.

Помимо акробатических прыжков спортсмены должны вла­деть действиями балансового и вольтижного характера, при­сущими парной акробатике (броски, полеты и ловля партнера, взаимные перемещения, позы с удержанием статического и ди­намического равновесий).

Продолжительность выполнения данной программы, в зави­симости от вида соревнований и класса участников, варьирует в пределах 85-120 с, а темп движений составляет 48-50 тактов в минуту. Во всех соревновательных турах (кроме финала) дается общая оценка 6 акробатических элементов с учетом качества их исполнения, высоты полетных фаз, амплитуды, рискованности и оригинальности движений.

Таким образом, при общей оценке выступления танцеваль­ных пар в АРР учитываются пять основных показателей:

акробатика (количество элементов, качество и техника их исполнения, степень сложности, структурные особенности);

«техника ног» (динамичность и легкость исполнения, точ­ность действий, «основной ход» и шаговые вариации, соответ­ствие действий музыкальному размеру);

танцевальные фигуры (передвижение по «кресту», соблюде­ние четкости линий, синхронность исполнения, хореографич­ность исполнителей);

композиция (гармония танцевальных фигур, общий рисунок и динамичность перемещения по площадке, оригинальность движений, их соответствие музыкальному сопровождению);

общее впечатление (зрелищность программы, артистичность исполнителей, выразительность движений и внешний вид пар­тнеров).

В акробатическом рок-н-ролле программа не только отражает содержательную сторону композиции, но и должна соответство­вать соревновательным требованиям и возрастному цензу участ­ников. Например, программа для класса «дебютантов»-, старшему из партнеров должно быть не более 17 лет; в программу не долж­ны включаться акробатические элементы. Для «международной программы» устанавливаются специальные требования к выпол­нению танцевальных фигур или/и акробатических упражнений; регламентируются темп и продолжительность выполнения ком­позиции.

Определенная субъективность оценки композиций в АРР, как и во многих других сложно-координационных видах спор­та, требует разностороннего, многофакторного анализа действий спортсменов, их программ и в связи с этим — большого набо­ра соответствующих критериев. Для облегчения судейства судьи используют рейтинги предыдущих соревнований (специальное ранжирование спортсменов по местам, принятое в бальных тан­цах или фигурном катании).

Характерные особенности двигательной деятельности в акробатическом рок-н-ролле, определяемые правилами выпол­нения танцевальных композиций, особым взаимодействием партнеров, высокой эмоциональностью выполнения движе­ний, обеспечивают повышенный интерес к этому виду спорта, а также способствуют гармоничному совершенствованию зани­мающихся.

Спортивный фитнесс

Общая характеристика фитнесса, как одного из оздорови­тельных видов, была дана в главе 3 (раздел 3.12). Однако фит­несс может быть представлен и как один из видов спортивной деятельности, находящийся в процессе становления.

В последнее время получила распространение спортивно-кон­курсная форма фитнесса, которая привлекает прежде всего юниорок 14-18 лет и женщин 19-35 лет. Она включает элементы культуризма, выполнение двигательной композиции, сходной с гимнастическими вольными упражнениями, а также определен­ное двигательное задание для оценки уровня физической подго­товленности участниц. Определенный набор заданий и условия их выполнения конкурсантками определяют специфику сорев­новательной деятельности и характер построения тренировочно­го процесса.

Соревнования по фитнессу довольно зрелищны, не требуют установления каких-либо рекордов и функциональных перена­пряжений организма.

В основе спортивного фитнесса лежит система силовой тре­нировки, которая включает: работу на тренажерах, упражнения атлетической гимнастики с отягощениями, предметами и на сна­рядах. Значительный объем тренировочных занятий составляют упражнения локального характера с целью коррекции фигуры, совершенствования специальной выносливости и ловкости.

Особое внимание уделяется выполнению композиции воль­ных упражнений, что требует определенной танцевально-хоре­ографической подготовки, владения базовыми акробатическими прыжками и гимнастическими элементами, а также связующи­ми элементами, характерными для вольных упражнений (равно­весий, стоек, махов, поворотов и т.п.).

Для спортивного фитнесса важно формирование умения «телесного позирования», как это принято в бодибилдинге. Это требует наращивания массы отдельных групп мышц и «кон­струирования» фигуры, особых режима занятий и рационов питания.

Программа спортивного фитнесса включает 4 раунда — вы­хода на подиум участниц, предварительно разделенных на две категории по ростовому признаку (до 160 см и выше).

Первый раунд - «бикини». Заключается в субъективной оцен­ке общего гармоничного развития участницы и отдельных про­порций тела, путем сравнения ее фигуры с другими участницами в процессе выполнения четырех поз: стоя к жюри лицом, пра­вым боком, левым боком и спиной. Жюри выносит решение зак­рытым способом, расставляя участниц по местам (рангам).

Второй раунд. Участницы выполняют произвольную ком­позицию вольных упражнений (продолжительностью от 1,5 no 2 мин) с музыкальным сопровождением, с предметом или без него. При этом гимнастические элементы (наклоны, седы, махи, упоры, шпагаты и др.) чередуются с акробатическими прыжками, поворотами и вращениями, а также с разновидно­стями передвижений (шагом, бегом, подскоками, танцевальны­ми «дорожками»),

В отличие от гимнастических вольных упражнений, в дан­ной композиции не требуется выполнения сложных элементов и проявления особого технического мастерства. Акцент делается на демонстрации фигуры и силовых возможностей участницы, хотя оригинальность и выразительность упражнений имеют зна­чение при оценке результатов раунда.

В связи с этим участницы, у которых более высокий уровень гимнастической подготовленности в данном виде упражнений, имеют больше шансов на успех. Этот вид упражнений придает определенную динамику программе соревнований и повышает ее зрелищность.

Третий раунд. Участницы демонстрируют свои физические возможности в конкретном двигательном задании: например, «тяга руками и туловищем» на гребном станке с оценкой ам­плитуды перемещения рычагов тренажера — в виде взрывно­го усилия (кг, см) или максимального повторения движений (мин).

Такой объективный способ оценки физических возможно­стей участниц вносит определенное разнообразие в программу соревнований, создает положительный эмоциональный фон.

Четвертый раунд (заключительный). Оценивается повторное позирование всех участниц. Демонстрация отдельных поз по­зволяет сравнить конкурсанток, как и в первом раунде, по объ­ему и рельефности мышечных групп, телосложению и умению демонстрировать свой имидж. Суммируя оценки за каждый ра­унд, жюри выносит окончательное решение и определяет место каждой участницы.

Такой вид соревнований-конкурсов по доступности можно отнести к массовым, но при этом следует иметь в виду, что от участниц требуется достаточно высокий уровень гимнастиче­ской подготовленности, которого можно достичь в результате целенаправленных тренировочных занятий и применения спе­циальных средств гимнастики спортивно-оздоровительной на­правленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: