Акробатический рок-н-ролл относится к группе сложнокоор- линационных видов спорта, поскольку его основным содержанием является взаимодействие партнеров, оформленное в двигательные композиции с музыкальным сопровождением, — в соответствии с правилами соревнований.
Акробатический рок-н-ролл (АРР) — это определенный синтез танца и парных акробатических упражнений, что предоставляет спортсменам широкие возможности для проявления двигательных способностей в специфических танцевально-акробатических композициях. Собственно танцевальные движения в сочетании с технически сложными акробатическими элементами исполняются в высоком темпе, без пауз и статических поз, с особой эмоциональной окраской, характерной для музыки в стиле «рок-н-ролл». При этом «однотипное» музыкальное сопровождение вовсе не обедняет этот вид соревнований, поскольку композиции, выполняемые спортсменами, очень разнообразны.
Несмотря на высокую сложность двигательных действий в АРР, его можно отнести к массовой спортивной деятельности. В нем выделяют восемь классов - в зависимости от возраста и уровня подготовленности участников соревнований.
Специальные требования позволяют выбирать программы, соответствующие и доступные этим классам.
Специфику занятий АРР определяют следующие характеристики:
действия каждого партнера в различных соединениях выполняются в высоком темпе - 45—52 такта в минуту;
заданный темп движений связан именно с музыкальным сопровождением в стиле «рок-н-ролл»;
достаточно продолжительные композиции (выполняемые в течение 2 мин) требуют длительной и трудоемкой тренировочной работы над связками и целыми упражнениями, предъявляя высокие требования к функциональным системам организма и достаточно хорошо стимулируя их развитие;
сложные акробатические элементы в АРР выполняются на жестком покрытии, что не исключает возможности получения травм и определяет степень риска на занятиях. Это затрудняет организацию подготовки спортсмена и требует использования соответствующих средств безопасности;
строгие требования к возрасту и квалификации спортсменов предопределяют должный уровень подготовленности к занятиям данным видом гимнастики;
соревнования по АРР проводятся в двух основных видах: в парах и в группах (когда упражнения одновременно выполняют от 4 до 8 пар) — это значительно расширяет возможности проявления творческих способностей спортсменов и их тренера.
Содержание двигательной деятельности в АРР требует развития широкого спектра специальных способностей и качеств:
двигательных способностей, включающих владение основами танцевальной техники и парной акробатики вольтижного характера;
музыкально-ритмических способностей, включающих дифференцировки тональности, музыкальных темпов и ритмов, выполнение в соответствии с этими дифференцировками двигательных действий и их сочетаний различной структурной сложности;
владения умениями и навыками хореографической подготовленности, обеспечивающей пластичность и выразительность выполнения движений;
способностей к взаимодействию партнеров, которые проявляются в одновременных (синхронных) двигательных действиях, а также при выполнении групповых композиций;
достаточно высокого уровня развития скоростно-силовых способностей;
адекватного развития специальных качеств (выносливости, гибкости и вестибулярной устойчивости);
точности двигательных действий и способности корректировать их по ходу выполнения композиции.
Общая программа выступления спортсмена в АРР включает 3 базовые программы. Специальные требования к их исполнению установлены для каждого класса и каждой возрастной категории выступающих.
Первая программа — «танцевальная техника». Представляет собой парную композицию танцевальных движений определенного стиля и характера, без акробатических элементов (исключение составляет финальная поза). Для оценки уровня танцевальной подготовленности внимание акцентируется на технических движениях ногами, условно определяемых как «техника ног». Это понятие включает опорные действия или постановку ног, бросковые действия, последовательные сгибания и разгибания с небольшой амплитудой и их соединения («пружинки»). Обязательной является демонстрация техники «основного хода» и его модификаций, а также конкретных «дорожек» танцевальных шагов.
Оцениваются и танцевальные «фигуры» — танцевальные движения партнеров, выполняемые в паре и самостоятельно. Танцевальные «фигуры», насыщенные большим количеством поворотов и вращений, не должны нарушать основного танцевального стиля.
В зависимости от класса и возрастной категории спортсменов продолжительность данной программы регламентируется — от 55 до 65 с. Предлагаемый темп движений составляет 50-52 такта в минуту с выделением ударных долей музыкального произведения. Например, броски ног на — 1-й и 3-й счеты, постановка ног — на слабые доли 2-го и 4-го тактов.
Критериями оценки «техники ног» являются динамичность и легкость исполнения, точность действий по амплитуде, времени и активности исполнения, соответствие действий размеру и характеру музыкального сопровождения. Учитываются также четкость линий (тела и движений), синхронность исполнения, хореографичность партнеров и законченность композиционных «рисунков».
Вторая программа — «обязательная композиция». Выполняется только спортсменами высшей категории. Она также представляет собой танцевальную композицию, но включает 4 оцениваемых акробатических элемента. Какие именно элементы должны быть выполнены — это определяет за час до начала соревнований судейская коллегия с помощью жребия. Исходной базой для такого выбора является перечень всех элементов, условно разбитых на три категории трудности.
Первая (низшая) категория включает элементы «малой акробатики», относительно простые: например, проходы под ногами, седы на бедре, прыжки через руку.
Вторая (средняя) категория содержит базовые акробатические элементы: например, переворот через плечо, «детское сальто» (один партнер переворачивает вращением за руки другого, который стоит в положении наклона вперед ноги врозь, руки вниз—назад между ногами), сальто в руках партнера, сальто назад через партнера, переворот в сторону через спину партнера и др.
Третья (высшая) категория включает наиболее сложные и рискованные элементы: например, сальто с опорой на руку партнера, сальто вперед с поворотом, пируэт, двойное сальто назад и др.
Поскольку в названные категории входит большое количество разнообразных элементов, каждая из них может подразделяться на подгруппы, также определяющие сложность упражнений. Здесь часто используются условные, образные названия элементов, которые понятны только специалистам: «лассо», «свечка», «горка», «стульчик» и др. Основной список периодически дополняется новыми оригинальными элементами.
Как и в первой программе, продолжительность выполнения обязательных упражнений составляет 55—65 с, но, учитывая их большую сложность, темп движений задается меньший — 48—50 тактов в минуту. В отличие от первой программы, здесь оценивается также качество выполнения обязательных акробатических упражнений.
Третья программа — «акробатика». Представляет собой композицию, объединяющую танцевальные движения и не более 6 акробатических элементов. Степень сложности исполняемых элементов зависит от класса (уровня мастерства), к которому относится спортивная пара. Несмотря на это каждый элемент имеет свою исходную (базовую) стоимость, влияющую на окончательную оценку всей композиции. Границы оценки трудности находятся в пределах 0,2—1,5 балла.
Помимо акробатических прыжков спортсмены должны владеть действиями балансового и вольтижного характера, присущими парной акробатике (броски, полеты и ловля партнера, взаимные перемещения, позы с удержанием статического и динамического равновесий).
Продолжительность выполнения данной программы, в зависимости от вида соревнований и класса участников, варьирует в пределах 85-120 с, а темп движений составляет 48-50 тактов в минуту. Во всех соревновательных турах (кроме финала) дается общая оценка 6 акробатических элементов с учетом качества их исполнения, высоты полетных фаз, амплитуды, рискованности и оригинальности движений.
Таким образом, при общей оценке выступления танцевальных пар в АРР учитываются пять основных показателей:
акробатика (количество элементов, качество и техника их исполнения, степень сложности, структурные особенности);
«техника ног» (динамичность и легкость исполнения, точность действий, «основной ход» и шаговые вариации, соответствие действий музыкальному размеру);
танцевальные фигуры (передвижение по «кресту», соблюдение четкости линий, синхронность исполнения, хореографичность исполнителей);
композиция (гармония танцевальных фигур, общий рисунок и динамичность перемещения по площадке, оригинальность движений, их соответствие музыкальному сопровождению);
общее впечатление (зрелищность программы, артистичность исполнителей, выразительность движений и внешний вид партнеров).
В акробатическом рок-н-ролле программа не только отражает содержательную сторону композиции, но и должна соответствовать соревновательным требованиям и возрастному цензу участников. Например, программа для класса «дебютантов»-, старшему из партнеров должно быть не более 17 лет; в программу не должны включаться акробатические элементы. Для «международной программы» устанавливаются специальные требования к выполнению танцевальных фигур или/и акробатических упражнений; регламентируются темп и продолжительность выполнения композиции.
Определенная субъективность оценки композиций в АРР, как и во многих других сложно-координационных видах спорта, требует разностороннего, многофакторного анализа действий спортсменов, их программ и в связи с этим — большого набора соответствующих критериев. Для облегчения судейства судьи используют рейтинги предыдущих соревнований (специальное ранжирование спортсменов по местам, принятое в бальных танцах или фигурном катании).
Характерные особенности двигательной деятельности в акробатическом рок-н-ролле, определяемые правилами выполнения танцевальных композиций, особым взаимодействием партнеров, высокой эмоциональностью выполнения движений, обеспечивают повышенный интерес к этому виду спорта, а также способствуют гармоничному совершенствованию занимающихся.
Спортивный фитнесс
Общая характеристика фитнесса, как одного из оздоровительных видов, была дана в главе 3 (раздел 3.12). Однако фитнесс может быть представлен и как один из видов спортивной деятельности, находящийся в процессе становления.
В последнее время получила распространение спортивно-конкурсная форма фитнесса, которая привлекает прежде всего юниорок 14-18 лет и женщин 19-35 лет. Она включает элементы культуризма, выполнение двигательной композиции, сходной с гимнастическими вольными упражнениями, а также определенное двигательное задание для оценки уровня физической подготовленности участниц. Определенный набор заданий и условия их выполнения конкурсантками определяют специфику соревновательной деятельности и характер построения тренировочного процесса.
Соревнования по фитнессу довольно зрелищны, не требуют установления каких-либо рекордов и функциональных перенапряжений организма.
В основе спортивного фитнесса лежит система силовой тренировки, которая включает: работу на тренажерах, упражнения атлетической гимнастики с отягощениями, предметами и на снарядах. Значительный объем тренировочных занятий составляют упражнения локального характера с целью коррекции фигуры, совершенствования специальной выносливости и ловкости.
Особое внимание уделяется выполнению композиции вольных упражнений, что требует определенной танцевально-хореографической подготовки, владения базовыми акробатическими прыжками и гимнастическими элементами, а также связующими элементами, характерными для вольных упражнений (равновесий, стоек, махов, поворотов и т.п.).
Для спортивного фитнесса важно формирование умения «телесного позирования», как это принято в бодибилдинге. Это требует наращивания массы отдельных групп мышц и «конструирования» фигуры, особых режима занятий и рационов питания.
Программа спортивного фитнесса включает 4 раунда — выхода на подиум участниц, предварительно разделенных на две категории по ростовому признаку (до 160 см и выше).
Первый раунд - «бикини». Заключается в субъективной оценке общего гармоничного развития участницы и отдельных пропорций тела, путем сравнения ее фигуры с другими участницами в процессе выполнения четырех поз: стоя к жюри лицом, правым боком, левым боком и спиной. Жюри выносит решение закрытым способом, расставляя участниц по местам (рангам).
Второй раунд. Участницы выполняют произвольную композицию вольных упражнений (продолжительностью от 1,5 no 2 мин) с музыкальным сопровождением, с предметом или без него. При этом гимнастические элементы (наклоны, седы, махи, упоры, шпагаты и др.) чередуются с акробатическими прыжками, поворотами и вращениями, а также с разновидностями передвижений (шагом, бегом, подскоками, танцевальными «дорожками»),
В отличие от гимнастических вольных упражнений, в данной композиции не требуется выполнения сложных элементов и проявления особого технического мастерства. Акцент делается на демонстрации фигуры и силовых возможностей участницы, хотя оригинальность и выразительность упражнений имеют значение при оценке результатов раунда.
В связи с этим участницы, у которых более высокий уровень гимнастической подготовленности в данном виде упражнений, имеют больше шансов на успех. Этот вид упражнений придает определенную динамику программе соревнований и повышает ее зрелищность.
Третий раунд. Участницы демонстрируют свои физические возможности в конкретном двигательном задании: например, «тяга руками и туловищем» на гребном станке с оценкой амплитуды перемещения рычагов тренажера — в виде взрывного усилия (кг, см) или максимального повторения движений (мин).
Такой объективный способ оценки физических возможностей участниц вносит определенное разнообразие в программу соревнований, создает положительный эмоциональный фон.
Четвертый раунд (заключительный). Оценивается повторное позирование всех участниц. Демонстрация отдельных поз позволяет сравнить конкурсанток, как и в первом раунде, по объему и рельефности мышечных групп, телосложению и умению демонстрировать свой имидж. Суммируя оценки за каждый раунд, жюри выносит окончательное решение и определяет место каждой участницы.
Такой вид соревнований-конкурсов по доступности можно отнести к массовым, но при этом следует иметь в виду, что от участниц требуется достаточно высокий уровень гимнастической подготовленности, которого можно достичь в результате целенаправленных тренировочных занятий и применения специальных средств гимнастики спортивно-оздоровительной направленности.