Специфика данной группы упражнений связана с сохранением устойчивого положения тела в различных условиях опоры и при заданных двигательных действиях. С одной стороны, эта особенность отражает жизненно необходимую потребность, а с другой — обеспечивает разнообразие условий выполнения равновесий и их сложности: от простого «прямостояния» на обеих ногах до сохранения устойчивости во время и после сложных вращений на высокой и ограниченной опоре.
С точки зрения биомеханики, задача сохранения равновесия формулируется как «сохранение проекции ОЦМ тела в границах площади опоры и по возможности — вблизи нее. При выполнении упражнений в равновесии значительную роль играет функция вестибулярного аппарата. Основное мышечное напряжение приходится на опорные звенья тела, а для свободных звеньев характерно поддержание мышечного тонуса, способствующего фиксации соответствующей позы. При этом важным моментом является перераспределение мышечного напряжения между отдельными звеньями тела, участвующими в возвращении ОЦМ тела к норме при выходе его проекции за границы площади опоры.
|
|
В данной группе гимнастических упражнений можно выделить следующие виды равновесий:
статические равновесия: различные стойки на обеих или одной ноге; на носках, на пятках, на колене, на голове, на руках и др. — с поднятым, отведенным, повернутым и т.п. свободным звеном тела. Их выполнение сводится к принятию любым способом заданной позы и ее сохранению большей или меньшей про- д олжител ьности;
динамические равновесия, т.е. сохранение определенного положения в сочетании с движениями: повороты переступаниями или подскоком на месте, сохраняя заданную позу; действия свободными звеньями тела при сохранении равновесия (наклоны, круги, махи и т.п.); горизонтальные перемещения определенным способом с фиксацией свободных звеньев в определенном положении (разновидности ходьбы и бега, танцевальные шаги, индивидуальные передвижения с предметами и с преодолением препятствий, парные и групповые передвижения с предметами, с преодолением препятствий, со сменой направления движения, с ограничением зрительного контроля и др.). Эти упражнения могут выполняться поочередно (с паузами для отдыха) или непрерывно (циклично или поточно) в регламентированной или свободной игровой форме;
смешанные равновесия, т.е. сохранение устойчивого положения тела после определенных двигательных действий: поза, завершающая «приземление», или другое заданное положение после выполнения основного двигательного действия (спрыгивания, поворота, подскока, прыжка и т.п.). В данном случае сохранение конечной позы зависит от успешности выполнения основного двигательного действия. Навыки сохранения равновесия ири приземлении или окончании упражнения являются технически сложными и требуют длительного освоения с помощью подготовительных упражнений.
|
|
Функция равновесия жизненно важна. В связи с этим в оздоровительной гимнастике главный смысл «равновесной» тренировки заключается не в овладении сложными вращательно-равновесными действиями, а в совершенствовании функции равновесия посредством применения упражнений, адекватных как возможностям занимающихся, так и поставленной задаче.
При разучивании упражнений в равновесии следует придерживаться следующих методических рекомендаций:
целесообразно использовать разучивание упражнения в целом и по частям (с последующим их объединением), что определяется технической сложностью движений и условиями опоры;
постепенно усложнять требования к сохранению равновесия: сначала в облегченных условиях (на полу, на большой площади опоры) с постепенным увеличением высоты (на скамейке, низком бревне и т.д.), ограничением площади опоры и сменой ее условий (на жесткой и мягкой, упругой, неподвижной и колеблющейся);
обеспечивать безопасные условия в ситуациях повышенного риска (физическую помощь и страховку, сопровождение при перемещениях, использование дополнительной опоры и вспомогательных средств);
для увеличения динамической нагрузки составлять соединения и комбинации из равновесий различного характера и выполнять их поточным способом.
Вольные упражнения.
Представляют собой связки, серии и крупные соединения разнообразных и взаимосвязанных движений всем телом или/и его звеньями, из которых составляют художественную композицию. Вольные упражнения могут включать различные элементы: движения общеразвивающего характера, хореографические и танцевальные движения, акробатические упражнения, стойки, равновесия и прыжки, повороты и вращения, разновидности ходьбы и бега, — выполняемые с предметами и без них. Многообразие форм движений и широкий диапазон их трудности позволяют составлять комбинации движений на любой вкус.
В данном случае вольные упражнения рассматриваются как оздоравливающее и развивающее средство, а не как вид спортивной гимнастики.
В связи с этим определенное сочетание и последовательность выполнения взаимосвязанных движений определяют единую композицию, которая обеспечивает формирование культуры, выразительности, эстетичности.
Поскольку вольные упражнения выполняются «поточно», возможно акцентированное воздействие на функциональные системы, обеспечивающие качество выносливости: сердечно-сосудистую и дыхательную.
Музыкальное сопровождение вольных упражнений способствует воспитанию чувства красоты движений, эстетических вкусов, созданию положительного эмоционального фона занятий, который помогает переносить тренировочную нагрузку, а также удовлетворенности.
Вольные упражнения как средство начальной двигательной подготовки могут представлять собой задаваемые стандартные комбинации, которые составляются индивидуально в соответствии с правилами или специальными требованиями. В связи с этим они могут выполняться в различных формах организации (фронтально, по кругу, в шеренгах, в колоннах и др.), индивидуально, а также в парах и группах, где требуется согласованная работа всех исполнителей. Групповые вольные упражнения в силу своей специфики часто используются в массовых соревнованиях, праздниках и конкурсах с целью агитации и пропаганды здорового образа жизни и приобщения людей к регулярным занятиям физкультурой.
|
|
При использовании вольных упражнений на занятиях основной гимнастикой нужно учитывать специальные требования и методические рекомендации:
упражнения, включаемые в композиции, должны быть разнообразными, не повторяться (кроме связующих элементов), выполняться слитно (хотя возможно и небольшое количество кратковременных остановок — в виде определенных поз);
сложность вольных упражнений должна соответствовать уровню подготовленности исполнителей и назначению данных упражнений (для разминки, для овладения наибольшим объемом движений, для развития специальных качеств, для функционального совершенствования);
музыкальное сопровождение должно подбираться в соответствии с характером композиции, психофизическими особенностями и музыкальными вкусами исполнителей;
окружающая обстановка и природа по возможности максимально должны использоваться для построения художественного образа и зрелищной композиции. Тогда они станут действенным средством двигательного совершенствования, эстетического воспитания, пробуждения и сохранения устойчивого интереса к занятиям;
продолжительность и темп выполнения вольных упражнений, количество отдельных движений и связок в целом определяют их нагрузочность; за счет варьирования этих параметров можно управлять нагрузкой с достаточной точностью;
объемность вольных упражнений требует: разучивания композиции по частям, использования зеркального показа, постепенного наращивания амплитуды, точности и быстроты выполнения движений, но вместе с тем и контрастного их сочетания (быстро — медленно, сильно — слабо, вяло — эмоционально и т.п.).
5. Прыжки
Являются одним из эффективных средств основной гимнастики. Это действия скоростно-силового характера, имеющие несколько фаз: отталкивание, безопорную фазу (полет) и приземление. Они оказывают на занимающегося целый комплекс воздействий (развивающее, образовательное, прикладное), могут служить средством активного отдыха. Среди многочисленных прыжков оздоровительной направленности различают безопорные и опорные прыжки.
|
|
К безопорным прыжкам относятся: подскоки на месте на одной и обеих ногах; прыжки (более высокие) на месте, с перемещениями в стороны и вращениями, а также с дополнительными движениями руками и телом; прыжки с разбега, отталкиваясь одной или двумя ногами, в длину и высоту; одинарные и серийные прыжки («многоскоки»); прыжки с использованием трамплина и мостика (как облегчающих условий) или препятствий (как усложняющих условий); прыжки «в глубину» — спрыгивание с определенной высоты — в остановку с устойчивым приземлением или «в переход» на следующий прыжок или серию прыжков; прыжки с использованием предметов (скакалок, мячей, обручей и т.д.) - в разных вариантах и сочетаниях и с определенными заданиями по манипулированию предметами.
Опорные прыжки — это преодоление с разбега препятствия (или серии препятствий), последовательно отталкиваясь ногами и руками - как правило, обусловленным способом. Обычно способ прыжка «оговаривается» терминологически: «согнув ноги», «ноги врозь», «согнув ноги назад» и т.п. Опорный прыжок условно разделяют на семь частей: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, наскок на снаряд, толчок руками (реже - руками и ногами или руками и головой), полет и приземление. Таким образом, даже внешне прыжки представляют собой сложные двигательные действия, требующие соответствующих двигательных способностей.
Прыжки с использованием подкидных снарядов (мостиков, трамплинов, стандартного и мини-батута) в целом сходны по техническим деталям с предыдущими видами прыжков, но их выполнение связано с катапультирующими свойствами опоры, определяющими возможность увеличения высоты и продолжительности полета в безопорной фазе.
С одной стороны, при выполнении таких прыжков не требуется проявления высокого уровня силы для отталкивания — за гимнаста «работает» опора. Но, с другой стороны, для взаимодействия с опорой и более полного использования ее упругих свойств требуются и более точные дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров собственных действий, их согласованность с реакцией опоры. Кроме того, возможность более высоких и далеких прыжков порождает соответствующее желание это сделать. Но в таком случае требуется проявление высоких уровней физической и специальной двигательной подготовленности и появляется новый стимул к совершенствованию.
Прыжки на стандартном батуте выполняются из разных исходных положений (с обеих ног, с коленей, с четверенек, из седа, со спины и с живота), что во многом определяет условия и способы отталкивания, а также высоту прыжка. Как правило, прыжки на батуте заканчиваются на сетке; для остановки необходима амортизация, учитывающая реакцию не только мышц на изменяющуюся (и главное — сознательно управляемую) нагрузку, но и системы «прыгун — батут», которая складывается из взаимодействия всех упруго-эластических сил. Другой вариант - совмещение прыжков на батуте с другими действиями, переходящими на вспомогательные снаряды (акробатическую дорожку, в поролоновую яму, на горку матов), а также с преодолением препятствий (например, гимнастического коня).
Прыжки на мини-батуте больше подходят для самостоятельных занятий. Площадь опоры и упругость сетки здесь значительно меньше, чем на стандартном батуте, что ограничивает высоту прыжка. Поэтому такие прыжки относительно просты и доступны более широкому кругу занимающихся. Мини-батут можно использовать также как трамплин или гимнастический мостик: если расположить его наклонно, то с разбега, оттолкнувшись от него, можно выполнять опорные или акробатические прыжки разной трудности.
Методические особенности применения прыжков заключаются в следующем:
широкий диапазон трудности позволяет легко выбрать прыжки для занятия в соответствии с возможностями исполнителей и конкретной задачей;
разучивание прыжков начинается с приземления — для обеспечения безопасности их выполнения;
отдельное освоение полетных действий в облегченных условиях методически оправданно в сложных прыжках с вращениями и поворотами, но не имеет смысла в простых прыжках;
для выполнения прыжков необходимо обеспечить безопасные условия: соответствующее оснащение места занятия, рациональную последовательность выполнения упражнений, использование помощи и страховки, а также, по возможности, технических средств (тренажеров и т.п.).
6. Акробатические упражнения
Представляют собой динамичные действия сложно-координационного характера, требующие соответствующей скоростно-силовой подготовленности и способностей к пространственно-временной ориентировке. В то же время сами акробатические упражнения обеспечивают хорошее общее физическое развитие, стимулируют совершенствование быстроты и точности действий, а также способностей сохранять различные виды равновесий.
Выделяют три группы акробатических упражнений: акробатические прыжки, статические упражнения, парные и групповые упражнения.
Для акробатических прыжков характерны следующие базовые упражнения:
1) перекаты — вращения (перекатывания) с последовательным касанием опоры частями тела, без переворачивания через голову, и сохранением заданного положения (в группировке, согнувшись, прогнувшись) или со сменой положений по ходу выполнения. Они выполняются в разных направлениях (вперед, назад, в сторону) и используются, прежде всего, как подготовительные к овладению более сложными действиями;
кувырки — вращательные движения тела с последовательным касанием опоры его частями или звеньями, но с переворачиванием через голову. Они выполняются в заданном положении и с точно определяемыми исходными и конечными позами (например, из упора присев в сед ноги врозь), с места или с разбега, с фазой полета (прыжком) или без нее;
перевороты — движения с полным вращением в том или ином направлении, с использованием промежуточной опоры (руками, головой и т.п.). Условно их разделяют на три фазы: предполетную, полетную (безопорную) и приземление (исключение составляют медленные перевороты, в которых полетная фаза отсутствует, — их меньшинство). Предполетная фаза может включать разбег или «темповый подскок» («вальсет») и обязательно отталкивание, которое выполняется руками или руками с одновременной опорой головой. Перевороты осуществляются махом одной ногой в сочетании с отталкиванием другой, толчком двумя ногами (в этом случае техника предусматривает последующий мах ногами назад — если выполняется переворот вперед — или другие программные действия, которые обеспечивают выполнение именно заданного акробатического элемента). В начальной акробатической подготовке перевороты — это первые достаточно сложные упражнения;
полуперевороты — движения с полувращением (на 180°) вперед иди назад, реже — в сторону; с рук на ноги или наоборот; с соблюдением определенных положений туловища, рук и ног и выдерживанием исходных и конечных положений. Группа упражнений немногочисленна, но важна в плане акробатической подготовки;
пируэты — прыжки с поворотами вокруг вертикальной оси тела с сохранением его прямого положения. Как правило, единицей вращения в пируэте считается поворот на 360°. Пример простого пируэта: прыжок вверх с поворотом (налево, направо) на 360°. Пример сложного пируэта: сальто назад прогнувшись с поворотом на 720°;
сальто - прыжок с полным вращением в воздухе (вперед, назад, в сторону) в группировке, в положении согнувшись или прогнувшись, с различными действиями в полете: сгибанием и разгибанием, поворотом (см. пример простого пируэта), а также с принятием некоторых промежуточных («сальто в переход на переворот») или конечных («в доскок на двух ногах», в присед и т.п.) положений. Считается, что сальто — самая трудная группа прыжков; в действительности же, при должной подготовленности овладеть, например, сальто вперед можно с 2—3 попыток.
К статическим упражнениям относятся стойки, связанные с сохранением конкретного положения в пространстве при обусловленном варианте опоры. Наиболее простыми являются стойки на лопатках, на предплечьях, на голове и руках, на груди и руках — здесь устойчивость положения тела обеспечить относительно легко. Значительно более трудны стойки на двух руках.
Различны и по форме, и по координационной сложности способы прихода в положение стойки: перекатом, кувырком, прыжком, переворотом, полупереворотом, махом одной ногой и толчком другой, толчком двумя, силой. В целом они представляют собой уже соединения двигательных действий (или элементов).
Парные и групповые упражнения основаны на взаимодействии партнеров, выполняющих балансирования (уравновешивания партнера в разных положениях при сохранении собственного равновесия в заданной позе).
Для оздоровительно-развивающих парных акробатических упражнений характерны одновременные движения (перекаты и кувырки, медленные перевороты), а также относительно простые сочетания и композиции из стоек, поддержек, упоров и равновесий. К групповым относятся пирамидковые упражнения (о них подробно рассказано в главе 4, раздел 4.2).
Методика обучения акробатическим упражнениям в целом традиционна для гимнастики и основана на использовании методов целостного и раздельного обучения, соответствующих подготовительных и подводящих упражнений, способов контроля и коррекции, что обеспечивает своевременный переход к сходным по структуре более сложным упражнениям как условие прогрессивного совершенствования и сохранения интереса к занятиям.
7. Упражнения художественной гимнастики
К ним относятся свободные движения звеньями тела, разновидности передвижений, наклонов, выпадов, подскоков и прыжков, движения с предметами — адаптированные к моторике женского организма и соответствующим образом стилизованные (округлость движений, танцевальность, пластичность, музыкальность). Они являются частью арсенала средств художественной гимнастики, доступной самому широкому кругу занимающихся.
Эти упражнения расширяют двигательный опыт, формируют особый двигательный стиль (осанку, походку, поведение), воспитывают точность двигательных действий, улучшают физическую подготовленность, а в целом решают оздоровительно-развивающие задачи.
Упражнения, используемые в массовой художественной гимнастике, можно условно разделить на основные и подготовительные.
Подготовительные упражнения включают:
разновидности ходьбы, бега и подскоков: ходьба — на полупальцах, на пятках, в полуприседе с выпадами; «острый» шаг, пружинистый шаг (резкий подъем на полупальцы после небольшого подседа), «высокий» шаг (с высоким подниманием коленей); бег - «острый», пружинистый, «высокий», на носках, со сменой положения ног впереди; подскоки на одной и обеих ногах; все перечисленные движения с изменением направления и поворотами;
движения с расслаблением, позволяющие регулировать тоническое мышечное напряжение и управлять сложной двигательной координацией: действия звеньями тела (резкое опускание и поднимание, свободные раскачивания и размахивания, частые короткие колебания, или вибрация); свободные позы (лежа на спине или на животе и разновидности этих положений); седы с наклонами и дополнительными движениями.
Все эти действия, выполняемые в качестве подготовительных упражнений, позволяют создать базу начальной двигательной подготовленности и сформировать «исходные» специфические навыки.
Группу основных упражнений составляют:
«волны» и махи — последовательные и слитные движения сгибательно-разгибательного характера, выполняемые, как правило, начиная с дистальных звеньев тела и последовательно переходя к сопряженным звеньям. Они могут выполняться руками, туловищем, всем телом. Трудность их определяется количеством звеньев тела, одновременно участвующих в движениях в одном или нескольких направлениях (вперед, назад, в сторону);
равновесия — разновидности стоек на одной и обеих ногах (передние, задние, боковые), с сохранением позы без дополнительных действий или в сочетании с различными поворотами, вращениями, взмахами и круговыми движениями руками и ногами и т.п.;
прыжки — в художественной гимнастике отличаются прежде всего тем, что во время них выполняются различные телодвижения, махи и круги руками, скрестные (встречные) движения ногами, повороты, сочетающиеся с различными движениями руками и ногами. Особенность прыжков в художественной гимнастике состоит и в том, что они выполняются с одной и с двух ног; с места, шага, разбега; после удержания равновесия и различных поворотов. Практически больше нигде не встречаются сочетания прыжков с манипуляцией предметами, да еще выполняемые под заданный музыкальный ритм;
упражнения с предметами: мячом, лентой, скакалкой, обручем, булавами, вымпелом, шарфом, платком и др. (о них сказано в главе 4, раздел 4.3);
упражнения ритмического характера, требующие согласования действий с аккомпанементом: дирижирование, хлопки, постукивания, притоптывания; выполнение общеразвивающих упражнений в соответствии с задаваемыми (постоянным или изменяющимся) ритмом и темпом.
Помимо общеметодических приемов обучения в художественной гимнастике массового направления широко используются:
управление нагрузкой за счет варьирования широты поточности и продолжительности соединений и комбинаций. В поток могут включаться 1—2 соединения или короткие связки, или длинные, насыщенные разной сложностью и по-разному распределенные во времени: в длинной композиции или в частых (нечастых) повторениях, но дискретных, перемежающихся перерывами и даже отдыхом;
точный подбор музыкального сопровождения, соответствующего характеру двигательной композиции и ритмической структуре движений. В массовой художественной гимнастике наиболее целесообразен и эффективен именно такой подход: подбор музыки для композиции движений, а не постановка композиции на понравившееся музыкальное произведение, что более адекватно для совершенствования на уровне высокого спортивного мастерства;
выразительность и красота исполнения сложных технических действий. Для этого важно использовать активные приемы обучения (настраивание и идеомоторную подготовку к выполнению предстоящих заданий, оказание действенной помощи, срочное исправление ошибок, акцентирование внимания на главных компонентах действий), а также самоконтроль и оценку своих действий с помощью простейшего наблюдения (используя зеркало) или доступных средств срочной информации (видеоплейера и т.п.).
8. Танцевально-хореографические упражнения
К ним относятся строго заданные движения, сходные по форме с описанными выше упражнениями художественной гимнастики (без предметов), выполняемые по исторически сложившимся классическим канонам у опоры (гимнастической стенки, хореографического станка).
С помощью таких упражнений решаются различные задачи: освоение новых форм движений; формирование двигательной «школы» и культуры движений; развитие гибкости и чувства ритма; укрепление «мышечного корсета»; а в целом — пластичности и выразительности движений.
Танцевально-хореографические упражнения могут иметь самостоятельное значение при решении конкретной двигательной задачи или играть вспомогательную роль: как связующие элементы в двигательной композиции; как специально-подготовительные или разминочные упражнения; как средство эстетического оформления занятия или для активного переключения с одного вида упражнений на другой.
Для хореографии характерна строгая заданность положений («линий»): головы (вытянутая шея, приподнятый подбородок), рук (три основные позиции: вперед, в стороны, вверх — с характерными округленностью и положением кистей), туловища (развернутые или опущенные плечи, гордая осанка), ног (пять позиций с различным взаиморасположением стоп и строгим требованием «выворотности» — от бедра до стопы ноги должны быть развернуты на 180°).
Базовые хореографические упражнения включают:
а) элементы классического танца: полуприседания и приседания, махи ногами различной амплитуды, поднимания и отведения ног в разных направлениях, круги ногой, касаясь пола; подъемы на полупальцы и др.;
б) навыки правильной осанки, свободной и легкой походки, а также выполнения классических позиций рук и ног;
в) элементы народного и историко-бытового танца: традиционные движения руками, приставной и переменный шаги, шаги польки, галопа, вальса;
г) элементы свободной пластики: выпады, наклоны, «волны», пружинистые движения звеньями тела, профилирующие движения (прыжки, равновесия, повороты, махи и т.д.);
д) навыки стойки на «высоких» пальцах и удержания «жесткой» спины;
е) элементы современных танцев: диско, брейк-данс, рэп и др.
Таким образом, отдельные танцевально-хореографические элементы, элементы классического ганца и их комбинации, выполняемые с красивой осанкой, изяществом и выразительностью, должны служить эффективным оздоровительно-развивающим средством гимнастики.
9. Упражнения на тренажерах и специальных устройствах
В отличие от традиционных гимнастических снарядов спортивного многоборья и комплексно-комбинированных снарядов на занятиях оздоровительной гимнастикой могут использоваться различные тренажеры и специальные устройства разных конструкций и назначения.
Целесообразность применения таких средств в гимнастике определяется необходимостью интенсификации физических упражнений, возможностью локального воздействия и последующего суммирования тренировочных эффектов, стремлением облегчить условия физической работы, повышением возможностей для самостоятельного выполнения упражнений. В связи с этим тренажеры и специальные устройства позволяют:
моделировать как целостные движения, так и отдельные их части;
обучать двигательным действиям и корректировать отклонения от заданной программы движений;
облегчать условия выполнения упражнения;
информировать исполнителя (при наличии технического обеспечения обратной связи) о результате выполнения упражнения.
Это объясняет целевую направленность и возможности данной группы упражнений: при «сознательном упрощении» двигательной ситуации формируются двигательные умения и навыки, осуществляются общее физическое развитие и акцентированное воспитание отдельных качественных способностей.
В соответствии с особенностями конструкций и назначением различают следующие тренажеры и устройства:
развивающие: а) для воспроизведения заданного действия с преодолением сопротивления; б) имитация конкретного способа действия (педалирование, бег, гребковые движения, отталкивание ногами или руками); в) общего воздействия — универсальные, позволяющие включать в работу различные звенья тела (последовательно или одновременно); г) биомеханические тренажеры, использующие эффект «биомеханического резонанса» и позволяющие, помимо развития физических качеств, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы и улучшить гемодинамику (динамическая гантель, вибрационно-колебательные устройства, биомеханические станки - В. Назаров, J1. Жилин- ский и др.);
— обучающие: а) простейшие устройства: различного вида опоры («стоялки», жесткие и свободные подвесные площадки, подвесные рамы и упоры для облегчения условий опоры руками и туловищем); б) сложные конструкции, даюшие возможность трансформировать стандартные снаряды или дополняющие их (перекладина А.Д. Цомая, брусья Н. Нестеренко и Ю. Менхина, конь Б. Маслова —Э. Польского, кольца С. Евсеева, круговые тренажеры В. Богданова и Ю. Менхина); в) тренажеры функционального назначения: ренское колесо и лопинг — для комбинированной вестибулярной нагрузки и т.п.
Правильная организация упражнений на тренажерах обусловлена соблюдением нескольких методических правил:
соответствия условий работы на тренажерах заданным двигательным структурам (упражнениям разучиваемым или совершенствуемым);
строгого дозирования нагрузки и контроля за соблюдением двигательного режима;
точного определения места тренажерных упражнений в ходе занятия;
соблюдения принципа индивидуализации при подборе упражнений;
четкого соотнесения объема тренажерных упражнений с упражнениями, выполняемыми в естественных условиях (с превалированием последних).
10. Гимнастические игры и эстафеты
Игра возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Это своего рода школа, в которой человек получает физическую и моральную закалку, учится быть ловким, смелым, подчинять свое личное «Я» интересам коллектива и с пользой для себя работать на коллектив. Игровая деятельность свойственна всем возрастным группам.
Методика применения игр в каждом конкретном случае имеет свои особенности и определяется задачами физического воспитания. Однако существуют и общие методические положения, согласно которым игра становится универсальным средством оздоровления. Во-первых, подвижные игры вызывают удовлетворенность как результат различных эмоциональных моментов, сопутствующих игре; во-вторых, очень важна реализуемая возможность общения между играющими; в-третьих, неантагонистические противодействия и условное противоборство требуют проявления высоких уровней психофизической подготовленности и поэтому стимулируют совершенствование; в-четвертых, игры несут образовательную и воспитательную функции.
Игра используется в физическом воспитании не только детей, но и взрослых. Основное преимущество игры (и ее разновидности — эстафеты) заключается в том, что нагрузка в них протекает на фоне, как правило, положительных эмоций, а значит, и легче переносится. В большинстве игр комплексно проявляются и совершенствуются практически все физические качества, а также совершенствуются способности к их проявлению (что очень важно) во внезапно возникающих ситуациях. Возможность широкого варьирования двигательных задач, решаемых в процессе игр и эстафет, уровня и характера нагрузки (физической и психической) позволяют подбирать и эффективно использовать игры в оздоровлении различных возрастных контингентов.
Существует несколько классификаций игр и эстафет. Это вполне естественно, поскольку единой, унифицированной по какому-либо признаку, классификации быть не может. В связи с этим в основу классифицирования, как правило, закладывается либо организационный, либо функциональный признак.
Если рассматривать игры по принципу организации занимающихся, то их правомерно разделять на командные и некомандные. Для командных игр (их большинство) характерно проявление относительно сложных взаимоотношений игроков, определяемых обычно правилами игры и двигательными задачами. Весьма существенно, что, решая свои функциональные задачи, игроки в то же время работают на свою команду и именно в единстве обеспечивают ее успех. Таким образом, в игре индивидуальность соединяется (но не стирается) с коллективизмом. Это относится и к некомандным играм, которые основаны на простейших взаимоотношениях, как правило, немногочисленных участников.
Функционально игры и эстафеты различаются содержанием отдельных действий и деятельности игроков в целом: это могут быть прыжковые или беговые, «кувырковые» или равновесные действия, а также смешанные типы действий, обусловленные какими-либо рамками выполнения (простыми или сложными) и конечной целью. Однако в методическом аспекте содержание игры определяется адекватностью поставленных задач и способов их решения в первую очередь возрастным особенностям занимающихся.
Известно, что качества и способности, составляющие психофизическую сферу человека, развиваются гетерохронно и асинхронно. Гетерохронность — это некоторое отставание от какого- либо стандартного уровня, асинхронность — неодновременность темпов развития. И то и другое — естественно. Но в связи с этим одни специалисты (чаще всего — по вопросам биологических закономерностей развития) не рекомендуют нарушать естественную динамику функционального развития и соотносить свои воздействия по совершенствованию различных качественных сторон организма с так называемыми сенситивными периодами, т.е. такими, когда наблюдаются относительно высокие темпы развития. Другие специалисты (чаще всего — в области физического воспитания, ближе стоящие к практике) считают возможным «вмешиваться» в естественную динамику функционального развития и специфически нагружать занимающегося, не учитывая ее закономерности. Истина, как и положено, лежит посередине. Не перегружая организм, можно использовать различные воздействия в любые периоды. Причем в первую очередь это касается именно оздоровительных воздействий, предполагающих и разностороннее воздействие, и гармоничное развитие. В спорте акцентирование зависит во многом от сроков специализированного совершенствования и одаренности занимающегося. В оздоровлении и специалист-преподаватель, и занимающийся более свободны в своем выборе. И, казалось бы, можно полностью положиться на возрастную динамику, но вопрос — как ее оценивать? Согласно ее закономерностям, наибольшие темпы прироста, например, силы наблюдаются в 15—16-летнем возрасте — значит, именно в этот период и следует применять силовые упражнения. Однако «беда» в том, что к этому моменту (и далее) прирост массы тела (а по нему-то часто ошибочно и определяют «силу») значительно опережает и по темпам, и по достигаемым уровням такое морфофункциональное качество, как сила — «самодвигательные» способности человека. В результате телесные объемы растут, но возможности ими управлять не прибавляются. А это значит, что в определенной мере момент по развитию так называемой относительной силы (силы, отнесенной на 1 кг массы тела) оказался упущенным. Значит (еще и учитывая цель гармоничного развития) всякие упражнения — силовые, скоростные, ловкостные, выносливостные, гибкостные — следует применять всегда и особо их не выделять. В сенситивные же периоды произойдет естественное увеличение темпов их развития.
Значительно сложнее обстоит дело с развитием ловкости. В специальных рекомендациях находим такой постулат: в возрасте 5—7 лет дети не обладают высоким уровнем развития таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, поэтому в данный период целесообразно посвящать занятия развитию у них ловкости. Но ведь ловкость есть способность комплексного проявления всех двигательных качеств: и силы, и быстроты, и выносливости, причем (если расценивать по максимуму) в необычных, внезапно возникающих ситуациях.
Как же проявлять качество, если не существует составляющих его частей? Значит, речь в данном случае должна идти отнюдь не о ловкости, а лишь о координационных способностях, которые, только объединившись с силой и быстротой (по крайней мере), составят в дальнейшем такое качество, как ловкость.
Здесь смысл вовсе не в различии, а в различении понятий. Потому что, исходя из этого, ставятся задачи, подбираются средства и методы их использования.
Если нужно развивать ловкость, то обязательно следует применять нагрузочные силовые и скоростные упражнения, которые осуществляются реализацией соответствующих качеств. Но если у 5—7-летнего ребенка их нет, то задача должна сводиться к развитию координационных дифференцировок двигательных действий, что очень хорошо происходит при выполнении так называемых безнагрузочных упражнений, соответствующих «естественному состоянию» функционального развития в этом возрасте. Поэтому игры и эстафеты, как средство физического воспитания, должны мобилизовать внимание, способности к различению всевозможных сигнальных и двигательных раздражителей и дифференцированному управлению относительно простыми двигательными действиями (а точнее — правильному выполнению действий).
Однако «передерживать» детей на простейших «координационных» заданиях нельзя. И условия их выполнения нужно усложнять постепенно, используя новые компоненты действия: силовой, скоростной, амплитудный. В этом отношении прекрасным примером могут быть юные гимнасты и гимнастки, которые в 5—7 лет уже владеют сложнейшими скоростно-силовыми навыками. Не надо им подражать, но и бояться применения постоянно усложняющихся средств физического совершенствования тоже не следует.
В принципе в «неподготовленном» состоянии может оказаться человек любого возраста. Вот в соответствии с его способностями и надо подбирать индивидуальные задачи и способы их решения, развивать или сохранять психофизические кондиции, которые, например, у 11—13-летней девочки, занимающейся оздоровительными упражнениями, наверняка окажутся более высокими, чем у ее подруги, лишь наблюдающей за физкультурными занятиями.
Тем не менее возрастные особенности и их проявления учитывать надо обязательно. Дети младшего школьного возраста очень любят командные игры и стремятся побеждать в них. Некоторые педагоги считают, что командные игры следует применять в более старших возрастах, поскольку проигрыш может негативно отразиться и на тех, кто потерпели неудачу, и на межличностных отношениях. И в этом есть большая доля правды, тем более что дети отличаются максималистскими наклонностями, которые без должного управления со стороны старших могут плохо повлиять на их взаимоотношения. Но те же максималистские наклонности, должным образом управляемые старшими, могут стать основой в стремлении не просто к реваншу (хотя это — сильный стимул), но и к совершенствованию своих способностей. Значит, не прибегая к повторной игре (когда ясно, что иного результата не будет), следует направить совершенствование ребенка на устранение недостатков в подготовленности, опосредованно создавать психологическую готовность к игровой борьбе и осознанность возможности победы, и только потом устраивать «матч-реванш». В работе с детьми это очень важно. Но так же важно (повторим) изначально подбирать такие игровые задания, которые доступны занимающемуся и не дискредитируют его в глазах окружающих в случае неудачи. Причем это относится к занятиям любыми упражнениями (а игровыми — в особенности) и в любом возрасте: при неадекватной игровой задаче («это же игра — всего лишь игра!») неудача может оказаться запрограммированной и часто становится весьма негативным фактором, который предопределяет дальнейшее отрицательное отношение к физическому совершенствованию и оздоровлению. К сожалению, такие случаи отнюдь не единично наблюдаются в среднем и старшем школьном возрастах и остаются на всю жизнь.
Иногда такие негативные реакции возникают из-за неправильной организации игры, когда в противоборствующих командах из 6—8 участников по-настоящему принимают участие в игре 2—4 человека, а остальные лишь наблюдают «действо» или бегают рядом, вряд ли испытывая от этого удовольствие. Значит, численный состав команд следует определять таким образом, чтобы возникала возможность задействовать в игре всех участников. При этом команды оказываются малочисленными, но активными. А частая смена составов позволяет принять участие в игре всем занимающимся и, главное, с пользой.
В играх и эстафетах обычно рекомендуется применять относительно простые двигательные действия, не связанные с техникой гимнастических упражнений. Безоговорочно принять и использовать это правило нельзя — все зависит от подготовленности занимающихся и цели применения упражнения. Если занимающиеся умеют делать кувырки или гимнастическую стойку, то их можно включать в игру (кто дольше удержит стойку? кто быстрее преодолеет дистанцию кувырками?) или в эстафету. Ведь и игра, и эстафета могут выполнять функцию развивающего средства. Но если, независимо от подготовленности занимающихся, целью применения игры является активный отдых, то лучше действительно применять простые задания: например, удержание равновесия, стоя на одной ноге с закрытыми глазами, или «простенькие» перебрасывания мяча. Кстати, последние могут оказаться отнюдь не простенькими - например, для младшеклассников, так же как равновесия (даже с открытыми глазами) для людей пожилого возраста.
Значит, выполнение двигательного задания или заданий, из которых состоит игра, должно соответствовать подготовленности занимающихся.
В играх и особенно в эстафетах можно использовать лишь одно повторяющееся действие — такой вариант подходит для детей младшего школьного возраста или для тех, кто в данный момент «на большее не способны» — из-за того, что еще не успели подготовиться или же утратили подготовленность в связи с болезнью.
Другой, более интересный и эмоциональный, вариант предусматривает использование набора двигательных действий. Например, в игре сочетание поворотов, равновесий, кувырков и бросков мяча - выполняемых на качество и оцениваемых по количеству допущенных ошибок. При этом возможны командный и индивидуальный способы организации игры и определения победителя. В эстафете перечисленные двигательные действия могут составить содержание ее этапов. Причем на каждом этапе можно предусмотреть выполнение какого-то одного задания (элемента), но можно составить и комбинацию заданий. Последнее - труднее и сложнее, но зато эмоциональнее.
В обобщенном виде методические особенности гимнастических игр и эстафет могут быть представлены следующим образом:
гимнастическая игра может служить средством психофизического совершенствования или активного отдыха. В связи с этим требуется четко представлять цель ее использования, чтобы соответственно определить содержание и способы организации;
в содержание игры и эстафеты могут включаться простые и сложные двигательные действия — это определяется целью ее применения, а также возрастными и квалификационными особенностями занимающихся;
в содержание игры или эстафеты могут включаться ординарные или комбинированные двигательные действия - в зависимости от цели ее применения и подготовленности занимающихся;
целесообразно включать в содержание игры или эстафеты разнохарактерные действия и использовать разнообразные игровые ситуации. В эстафетах можно еще использовать преодоление различных препятствий, а также варьирование условий выполнения этапных заданий;
организация игры или эстафеты должна создавать условия для активного участия в них всех занимающихся, а не только тех, кто лучше подготовлены;
оценка индивидуальных и командных результатов в играх и эстафетах должна поощрять не только победителей, но и тех, кто проявили стремление к победе или показали лучший для себя индивидуальный результат (вообще впервые уверенно или качественно выполнили упражнение);
при организации игры или эстафеты нужно предоставлять ее участникам возможность неоднократного выполнения заданий, чтобы проигравшие могли взять реванш;
в разных попытках (забегах) для команд целесообразны изменение пространственной ориентации и направлений движения, а также смена снарядов, если существуют неравные условия (разная освещенность, ветер, удобство поворотов, качество инвентаря и т. п.);
распределение ролей между играющими или участниками отдельных этапов эстафеты может осуществляться преподавателем, или по желанию участников, или решением команды (последнее желательнее);
при организации эстафет возможны разные варианты комплектования команд: смешанные, однородные (только мальчики или только девочки), или же с определенным представительством в команде мальчиков и девочек (например, соответственно, 2 и 4). Однако ценность участия определяет не состав команды, а сама атмосфера проведения эстафеты и активность ребят;
в случае явного неравенства сил (из-за разной подготовленности занимающихся) допускаются проведение игр и эстафет по принципу «один за всех», «трое против пятерых», а также повторное прохождение участником этапа эстафеты (в случае нехватки участников).
При проведении игр и эстафет необходимо четкое и объективное судейство. При подведении итогов целесообразно привлекать к оценке участников или доверять им делать это самостоятельно — с целью более сознательного участия в процессе оздоровления, а также его совершенствования за счет творческого поиска новых, интересных форм и содержания.
Ниже приводятся несколько примеров проведения игр и эстафет со школьниками.
Для младшего школьного возраста
Игры: 1. «Ловцы». Класс делится на две команды; каждая располагается на «своей» половине зала. От каждой команды выбираются по 2 участника, которые будут выполнять роль «ловцов». По сигналу учителя игроки команд бегут навстречу друг другу, а «ловцы», взявшись за руки, стараются поймать как можно больше игроков из команды соперников. Побеждает команда, поймавшая большее количество игроков.
2. «Пропусти мяч!». Класс делится на две команды, которые образуют шеренги и садятся на пол лицом друг к другу (напротив или в шахматном порядке) — так, чтобы ступни ног были на одной линии. На обоих флангах шеренг стоят игроки; у одного из них — набивной мяч. По сигналу учителя игрок катит мяч вперед, по линии стоп сидящих игроков, в направлении своего партнера на другом фланге. Сидящие игроки при приближении мяча должны поднять ноги так, чтобы мяч их не коснулся (или сделать это с одновременным перекатом на спину), а затем вернуться в исходное положение. Игрок, получивший мяч, не задерживаясь катит его обратно, а сидящие игроки повторяют заданные действия. За каждое касание ногами мяча команде начисляется 1 штрафное очко. Побеждает команда, игроки которой получили меньше штрафных очков.
3. «Сохрани равновесие». Задание для всех играющих: встать на одну ногу, другую отвести в сторону и удерживать равновесие на 3 счета. Затем перепрыгнуть на другую ногу и снова удерживать равновесие на 3 счета. За каждую потерю равновесия начисляется 1 штрафное очко. Побеждает тот, кто получил меньше штрафных очков (игроки подсчитывают их самостоятельно).
Эстафета: Вариант 1. Команды располагаются на линии старта (она же — финишная) в колонну по одному. Количество команд может быть любым — в зависимости от ширины площадки, наличия инвентаря и снарядов и общего числа учащихся. По сигналу преподавателя первые участники бегут вперед на 10—15 м — до расположенных поперек движения гимнастических «коней» (высота «коня» — 100—120 см), перелезают через них, пробегают еще 2-3 м, берут лежащие на полу мячи и прыжками на двух ногах возвращаются к своим командам, где передают мячи следующим участникам. Вторые участники, взяв мячи, катят их вперед; затем, приседая или наклоняясь, прокатывают их под конями до места первоначального расположения (оно должно быть обозначено), далее кладут мячи и прыжками на двух ногах возвращаются к своим командам, передавая эстафету партнерам касанием руки. Далее участники поочередно повторяют этапные задания. Побеждает команда, первой закончившая все этапы.
Вариант 2. Содержание эстафеты то же, но на этапах (четных и нечетных) задания меняются между собой.
Для среднего школьного возраста
Игра: 1. «Внимание!» Класс движется в обход зала (вариант построения и способ передвижения могут меняться). По условному сигналу (хлопку, свистку, по команде, содержащей «ключевое слово» — например, «внимание»), игроки должны остановиться и присесть, а при повторном условном сигнале продолжить движение. Задания могут меняться, как и сами сигналы. Победители и проигравшие в данном случае могут не определяться.
2. «Сохрани равновесие». Проводится так же, как с учащимися младшего возраста, но выполняется на низком, среднем или высоком гимнастическом бревне. Естественно, что при этом должна быть обеспечена безопасность (страховка, использование матов).
Эстафеты: 1. «Простая». Разделенные на команды учащиеся располагаются на линии старта в колоннах по одному. Первые участники выполняют на дистанции кувырки вперед до обозначенного места, а затем прыжками на двух ногах возвращаются к своим командам, передавая эстафету партнерам касанием руки. Победитель определяется традиционным способом.
Возможен и такой вариант: сначала выполняются прыжки на двух ногах, а на обратном пути — кувырки.
2. «Комбинированная». Разделенные на команды учащиеся выполняют на разных этапах разные задания: 1-й — движение вперед кувырками, а затем, после обозначенного места поворота, возвращение бегом; 2-й — бег с прыжками через скакалку, а затем возвращение, поворачиваясь на каждый шаг вокруг вертикальной оси; 3-й — бег вперед с катанием мяча толчками руки и возвращение с круговым обеганием стоек; 4-й — прыжки на двух ногах с поворотами в каждом прыжке на 90° и возвращение бегом; 5-й — бег по высокому бревну и возвращение прыжками в приседе.
Для старшего школьного возраста
Игра: «Сохрани равновесие». Задание 1: выполнить кувырок вперед (назад, в сторону) и удерживать равновесие на одной ноге на 3 счета. Задание 2: выполнить прыжок вверх с поворотом на 180° и приземлением на одну ногу с последующим удержанием равновесия на 3 счета. Задание 3: выполнить кувырок вперед, затем прыжок вверх с поворотом на 180° и приземлением на обе ноги, и далее — прыжок вверх с приземлением на одну ногу и последующим удержанием равновесия.
Все задания можно выполнять также с закрытыми глазами.
Эстафета — любая комбинированная, с включением разнообразных элементов гимнастики и игр, которыми владеют учащиеся. При этом возможны варианты: все участники выполняют задание каждого этапа, или же этапные задания распределяются между участниками. Выбор — за учителем.
Главное — чтобы было интересно, полезно и доступно.
5.3. Методические принципы применения упражнений развивающего характера
Несмотря на большое разнообразие видов упражнений и организационных форм, использование их с оздоровительно-разви- вающими целями может дать существенный эффект только при соблюдении общих принципов воздействия.
В данном случае речь идет об упражнениях, которые направлены на развитие двигательных качеств, а методические принципы их использования не нашли полного отражения в специальной литературе или же не разработаны применительно к оздоровлению.
Принцип повторно-прогрессирующего воздействия. Заключается в том, что стандартное воспроизведение различных компонентов нагрузки (по частям или в целом) чередуется с ее увеличением. Например, в одной серии силовых движений (2—20 повторений) вес отягощения или сопротивление не меняются, но в каждой новой серии должны возрастать[11].
Принцип стандартно-вариативного воздействия. Предусматривает определенное сочетание неизменной (стандартной) нагрузки и варьирования ее элементов. Например: 2—3 раза максимально быстрые силовые движения, затем 2—3 (4—5) медленных движения и в заключение — 6-секундное статическое напряжение (на уровне 80% от максимального).
Принцип повторно-уменьшающегося воздействия. Предполагает снижение как частной нагрузки от серии к серии (от повторения к повторению), так и общей — за счет тех же факторов плюс увеличение продолжительности интервалов между повторениями и времени отдыха между подходами. Например, в силовых упражнениях:
й подход: 20 движений в среднем темпе — отдых 40 с;
й подход: 15 движений в среднем темпе — отдых 1 мин;
й подход: 20 движений в медленном темпе — отдых 1,5 мин;
й подход: 10 движений в медленном темпе — отдых 2 мин перед упражнением для других групп мышц. И т.п.
Следует иметь в виду, что в приведенном выше примере силовых упражнений нагрузка в одном и том же или в разных подходах может чередоваться от локальной до многоохватной. Например: на бицепс + на бицепс и трицепс. Даже локальное воздействие можно осуществлять в комбинированном варианте. Например, для бицепса: а) поднимание штанги на грудь сгибанием рук в локтевых суставах, б) попеременное сгибание рук в локтевых суставах с одновременным поворотом предплечья. И т.п.
4. Принцип чередования объектов воздействия. Предполагает поочередную нагрузку на разные группы мышц. На практике используются разные варианты чередования: например, сначала на сгибатели и затем сразу - на разгибатели бедра; то же, но с интервалами отдыха между воздействиями на мышцы-антагонисты; на сгибатели бедра — на сгибатели туловища (что далеко не одно и то же) или на разгибатели бедра - на разгибатели туловища; на сгибатели и разгибатели ног (приседания + вставания) — на сгибатели и разгибатели рук (подтягивания и опускания в вис) и т.п.
Выбор того или иного варианта чередования (или сочетания) нагрузки зависит от подготовленности занимающегося и от решаемой задачи. Чем менее подготовлен занимающийся, тем проще вариант чередования или сочетания нагрузки, тем продолжительнее отдых между упражнениями, тем меньше их интенсивность и объем. Например, широко практикуются последовательные силовые нагрузки на группы мышц-антагонистов. Условно: на сгибатели туловища с последующим переключением на разгибатели (опираясь задними поверхностями бедер, поднимание и опускание туловища). В общем, это хорошее упражнение и принцип сочетания в нем нагрузки достаточно эффективен. Но следует помнить, что при поднимании туловища и последующем его опускании в исходное положение работают одновременно и сгибатели, и разгибатели. Поэтому при изменении направленности нагрузки со сгибателей на разгибатели (за счет переворачивания тела с опорой передними поверхностями бедер), последние могут оказаться уже утомленными от работы в первом упражнении, хотя там они не были главным объектом воздействия. Вследствие этого второе упражнение может оказаться малоэффективным и перед ним потребуется продолжительный отдых. А это в известной мере — потеря тренировочного времени. Вот почему в данном случае целесообразнее переключить нагрузку на другие, не сопряженные мышцы (например, на сгибатели рук) и лишь затем оказывать воздействие на разгибатели туловища.
Нечто подобное наблюдается при попытке последовательно нагружать дисталъные и проксимальные концы мышц. Например, в первом упражнении выполняют поднимание и опускание туловища, опираясь о скамейку бедрами, а во втором — те же движения ногами при закрепленном туловище. По названным выше причинам такое сочетание нагрузки малоэффективно — особенно на начальных этапах силовой тренировки.
Однако при достаточной подготовленности занимающегося его целесообразно применять для работы над комплексной выносливостью,
5. Принцип согласования видов нагрузки. Постулирует,; что в упражнениях должны сочетаться лишь такие виды нагрузки, механизмы обеспечения которых не противоречат друг другу.
В основе данного принципа лежат морфо-физиологические закономерности. Одна из главных заключается в том, что работу медленную и быструю осуществляют разные мышечные волокна, которые в процессе эволюции приспособились к различным типам деятельности. И хотя, конечно, в целостном двигательном акте участвуют оба типа волокон, они подвержены соответствующим воздействиям именно в соответствии со своими особенностями. И наоборот: изменения в мышцах происходят только в том случае, если характер нагрузки соответствует специфике мышечных волокон.
Поэтому скоростную силу можно с успехом развивать только с помощью скоростно-силовых упражнений, статическую — одноименных напряжений, «жимовую» — медленных упражнений, хотя в каждом режиме нужно стремиться к максимуму величины усилия (а отнюдь не к наибольшей его продолжительности).
То же относится и к производным от названных силовых качеств видам выносливости: скоростной, «жимовой», статической.
Кстати, о взаимоотношениях ординарных и производных от них качеств: бесполезно пытаться развивать, например, статическую выносливость, если не развита статическая сила. Причем статическая выносливость может быть проявлена на уровне, составляющем лишь 83—85% от максимальных показателей статической силы, но непосредственно от нее не зависит. Бесполезно развивать скоростно-силовую выносливость за счет жимовых или статических упражнений — их обеспечивают разные морфо- функциональные структуры.
Но раз так, то, решая задачу развития любого качества, нельзя смешивать разные виды упражнений. Однако в том случае, когда спортсмен обладает ординарными базовыми качествами и перед ним стоят задачи их совершенствования и комплексного проявления, эти упражнения надо сочетать и рационально комбинировать.
Однако, именно рационально. Поскольку, если скоростно-си- ловое упражнение будет переходить в жимовое, это ухудшит скоростную силу и не разовьет на высоком уровне жимовую. Последнее связано с тем, что в этом случае в большей мере будет развиваться «жимовая» выносливость, поскольку проявляемые усилия окажутся значительно меньше тех, которые проявляются в ординарном жимовом движении (т.е. нагрузка для этого окажется недостаточной).
Нельзя после упражнений на выносливость развивать любые ординарные силовые качества — для этого необходимо относительно свежее состояние занимающегося. А вот гибкость, напротив, лучше совершенствовать на фоне усталости.
Можно (если иметь в виду воспитание волевых качеств) после упражнений для развития какого-нибудь силового качества переходить к упражнениям на силовую выносливость того же вида. Но с позиции оценки физиологических процессов, происходящих в организме, это тоже не лучший вариант. Поскольку во время восстановления желательно добиваться суперкомпенсации тех энергообразующих веществ, которые обеспечивают ординарное базовое силовое качество (это, прежде всего, адено- зиндифосфат и креатинофосфат), а не какой-либо вид выносливости (осуществляемый за счет гликогена и лактатов).
Следует также иметь в виду, что в процессе выполнения специальных упражнений, развивающих морфологическую базу каждого качества, формируются определенные двигательные управляющие механизмы, которые выражаются в особых умениях проявлять эти качества. Тем важнее, особенно на начальных этапах, не мешать возникновению этих умений и постараться избегать воздействия сбивающих факторов.
И наоборот, следует направленно использовать эти факторы, затруднять проявление качества (физически и координационно), когда требуется его совершенствование, или проявлять его в сложной комбинационной или комбинированной деятельности.
6. Принцип согласования координационной сложности и физической трудности воздействия. Предполагает также соотношение сложности и трудности, которое, с одной стороны, обеспечивало бы возможность выполнения предлагаемого упражнения, а с другой — оказывалось бы настолько трудным, чтобы стимулировать совершенствование физического качества и умения его реализовать (безотносительно к специализации или в специфической деятельности).
В данном случае речь идет о том, что в специальных упражнениях нецелесообразно использовать те двигательные действия, которые составляют спортивную технику.
Вообще данный принцип должен соблюдаться на еще более ранних этапах физической подготовки, когда после овладения каким-либо силовым элементом его впервые начинают использовать в качестве средства развития специальной выносливости и обеспечения надежности владения данным спортивным упражнением.
Например, гимнаст научился выполнять 1—2 раза силой стойку на руках. Практически всегда после этого ему предлагают повторять это упражнение максимально возможное количество раз; и всегда уже третье повторение выполняется с техническими ошибками, а дальше они становятся еще значительнее. В конце концов даже один раз гимнаст начинает выполнять стойку с ошибкой.
Другой пример. Легкоатлет, чтобы улучшить результат в метании, использует более тяжелый, чем соревновательный, снаряд. Здесь логика вроде бы ясна: с тяжелым снарядом проявляются большие усилия — значит, в соревновательном варианте развиваемый с тяжелым весом силовой потенциал реализуется в более высоком спортивном результате. В действительности все далеко не так просто и противоречит такой логике.
Во-первых, весьма сомнительно, что метатель сумеет развить большее усилие — если бы сумел, то сделал бы это и с «нормальным» снарядом и соответственно послал бы его на большее расстояние. Во-вторых (это давно показано научными исследованиями В.М. Лебедева, 1963; Е.Н. Матвеева, 1967; Ю.В. Менхина, 1965 и др.), при выполнении упражнения с большими грузом или скоростью (например, за счет лидирования) изменяется биомеханическая структура движения и «несмотря на кажущееся сходство, движения, выполняемые с разной интенсивностью, — суть разные движения» (Б.И. Бутенко, 1966).
Следует помнить и то, что движение с большим грузом лишь в самом начале требует больших усилий, а дальше оно происходит в значительной мере по инерции, в то время как активные усилия требуются по всей амплитуде (и пути) спортивного движения.
Вот почему очень часто такого рода подготовительные упражнения не только не приносят пользы, но и портят имеющуюся спортивную технику. Вот почему В.М. Дьячков (1966) - автор эффективного «метода сопряженного воздействия» — отмечал, что он действенен лишь тогда, когда подготовительное упражнение не повторяет соревновательное, хотя может являться его частью, а по режиму работы мышц должно полностью ему соответствовать.
В связи с вышесказанным, один из возможных способов решения проблемы — выполнять такие упражнения, которые являются лишь какой-то частью основного соревновательного (или изучаемого) двигательного действия в модельных или облегченных условиях, но с дополнительным сопротивлением. Но здесь следует учитывать весьма важный нюанс: нужно стремиться использовать наибольшее сопротивление, но лишь до такого предела, когда не нарушается техника модельного движения, когда не начинает проявляться другое, не развиваемое в данный момент, силовое качество (например, вместо быстрого движения происходит медленное, вместо статического режима возникает уступающий и т.п.). В качестве положительных можно привести следующие примеры: при изучении упора руки в стороны на кольцах целесообразнее выполнять его не хватом за кольца, а опорой предплечьями, но с дополнительным грузом до 30% от массы тела; или выполнять разгибание в плечевом суставе (при метании копья) с предварительным обратно направленным ускорением (напряжением).
7. Принцип физического затруднения упражнения. Связан с предыдущим и начинает использоваться задолго до применения комплексных форм.
Суть его сводится к тому, чтобы не облегчать выполнение упражнения, применяемого для развития физического качества, а напротив — затруднять, провоцируя включение резервных возможностей организма, и тем самым интенсифицировать структурно-функциональные приспособительные реакции. Поясним это примером.
В широкой практике, когда юноша или девушка не могут «отжаться» в упоре лежа, им облегчают условия выполнения упражнения, предлагая сделать то же с дополнительной опорой (бедрами или даже коленями). Таким образом уменьшают плечо силы тяжести, а значит, снижают нагрузку на мышцы рук. В этом положении занимающийся по сути поднимает и опускает только верхнюю часть туловища, а не все тело. Предполагается, что такое облегчение приведет предлагаемую нагрузку в соответствие с силовыми возможностями занимающегося и он постепенно начнет справляться с двигательным заданием. Однако таким путем силу никто не развил и «отжимание» делать не научился - не та по величине нагрузка и не так, как требуется, она распределяется в «развивающем» упражнении. Ведь в рассматриваемом случае оказываются не задействованными мышцы задней поверхности туловища и ног, которые в основном задании играют весьма существенную роль, да и техника правильного движения не формируется.
Для упражнения нужно находить такие позы, в которых при соответствующем психологическом настрое усилия воспринимаются не чрезмерными — занимающийся убеждается в том, что он может выполнить задание. А дальше, опять-таки обеспечив мобилизованность занимающегося в той же, вроде бы облегченной, позе, нужно увеличить физическую трудность упражнения, заставив исполнителя проявить большие усилия, чем те, на которые он (вроде бы) способен. Причем, по возможности, намного большие, чем в предыдущем случае. Если после этого занимающийся примет предыдущую позу (но без дополнительной нагрузки), то в ней он окажется способным выполнять требуемые действия (в частности, сгибания и выпрямления рук).
Конкретный пример со сгибанием и выпрямлением рук в упоре лежа. Традиционный «алгоритм» в упражнении для девушек 17—20 лет, которые с заданием не справляются:
В упоре лежа (обращать внимание на необходимость удержания прямого положения тела) слегка (до 30°) согнуть руки и удерживать позу 3 с.
Согнуть руки до прямого угла и удерживать 3 с.
В той же позе положить на спину (лопатки, середину спины, поясницу) какой-нибудь груз (до 15—20 кг) и удержи