Предрепетиционный период

Руководитель массового спортивно-художественного пред­ставления располагает довольно мощным набором выразитель­ных средств, которые возможно и необходимо использовать при составлении сценария после получения социального заказа. Со­циальный заказ на подготовку и проведение спортивно-художе­ственного представления определяет его идею и тему.

Прежде чем приступить к работе, руководителю необходимо выяснить некоторые исходные данные, от которых целиком будет зависеть содержание сценария: сроки подготовки и сдачи пред­ставления; место его проведения; состав будущих участников (по количеству, возрасту, полу, уровню двигательной подготовлен­ности); финансовые возможности организации-заказчика.

Каждая из этих позиций может оказать весьма существенное влияние на разработку содержательной стороны сценария:

авторам потребуется на размышления несколько дней или несколько месяцев;

площадка для выступлений может быть комфортабельным спортивным сооружением или обычным спортивным залом;

в качестве участников приглашаются танцевальные и спор­тивные коллективы или молодежь из средних специальных и высших учебных заведений;

средства, которые организация-заказчик намерена по­тратить на подготовку и проведение праздника, могут быть до­статочными для того, чтобы проявить фантазию в декорациях, использовать спецэффекты и разнообразный реквизит, или же ограниченными — только приобретение единой спортивной формы для участников выступлений.

Все это необходимо выяснить как можно быстрее, потому что руководитель должен немедленно заняться составлением сценар­ного плана.

На этом этапе достаточно определиться с программой высту­плений — во-первых, реальной в предложенных условиях и, во- вторых, интересной для зрителя. Разработанная авторами про­грамма предполагает некую последовательность событий на пло­щадке и порядок чередования номеров — в зависимости от коли­чества участников, наличия или отсутствия реквизита, характера выполняемых упражнений (динамические или статические) и т.д.

Избранная авторами тема представления должна определить некую сюжетную линию, с прологом и эпилогом, подчиняю­щуюся законам драматургии. И если появляется возможность корректного объединения имеющихся выразительных средств с наметившимся сюжетом, если доступные элементы оформле­ния и авторская концепция помогут созданию художественного образа, то программа спортивных выступлений обретает легко прочитываемую зрителем логику совершающихся действий, а у режиссеров-постановщиков появляются шансы превратить мас­совое спортивное зрелище в тематический спектакль.

После составления сценарного плана необходимо приступить к разработке другого плана — композиционно-постановочного. Это окончательные варианты точно рассчитанных схем, необходи­мых по сценарному плану рисунков (построений) и маршрутов перемещений (перестроений) всех участников выступлений.

Удобнее всего выполнять эту работу с использованием мил­лиметровой бумаги или макета площадки с объемным изображе­нием участников (с помощью фишек, спичек и т. п.).

Уже на этапе составления сценарного плана и в ходе поисков наиболее удачных рисунков и перестроений руководителю вы­ступления приходится постоянно размышлять над музыкальным оформлением его программы.

Содержание и характер выбранного музыкального материала во многом определяют успех будущего представления. В этом смысле спортивно-художественное представление сродни ис­кусству балета, народного танца, пантомимы, цирка — движе­ние, положенное на музыку, с минимальным объемом сопрово­дительного текста или при полном его отсутствии. Желательно, чтобы музыкальное сопровождение всех фрагментов программы, с одной стороны, «разъясняло» общий сценарий и было выдер­жано в некоем едином стиле, а с другой стороны, соответство­вало уровню двигательной подготовленности участников всех массовых сцен по темпу, ритму и фразировке.

Подбор, редактирование и окончательная запись музыкальных фонограмм требует студийных условий, а также специальных про­фессиональных знаний и умений того человека, который пригла­шен на роль музыкального руководителя. Обычно в этой роли вы­ступают звукорежиссеры, музыкальные редакторы, композиторы.

Подготовленное музыкальное оформление позволяет присту­пить к самому волнующему в творческом отношении этапу рабо­ты — составлению упражнений.

Зрителя всегда восхищают синхронность действий участни­ков, их соответствие музыке и смысловая нагрузка.

Поэтому после выявления ритмической фигуры каждого му­зыкального фрагмента подбираемые, составляемые или приду­мываемые движения должны: во-первых, полностью подчинять­ся этой фигуре; во-вторых, быть доступными для синхронного исполнения данной группой участников; в-третьих, по возмож­ности нести тематическую окраску.

Последнего можно добиться не только за счет характера са­мих упражнений, но и за счет различных средств художествен­ного оформления.

В связи с этим следующим этапом работы является художе­ственное оформление выступления. Оно включает разработку эскизов костюмов, макетов инвентаря и реквизита; элементов художественного оформления площадки для выступлений, мест для зрителей и прилегающей к спортивному сооружению терри­тории. На этом этапе руководитель тесно сотрудничает с худож­ником.

Совершенно очевидно, что результаты работы на этом этапе зависят не только от творческого потенциала режиссерско-постановочной группы, но и от финансовой поддержки организа­ции-заказчика.

Наступает момент, когда все перечисленные этапы работы руководителя спортивно-художественного представления долж­ны быть изложены на бумаге - в виде сценария всего праздника или выступления отдельной группы участников.

Обычно сценарий состоит из трех частей. В первой части при­водятся: подробное описание основной площадки для высту­плений, ее размеры и способы разметки, фактура и состояние покрытия; размеры и содержание элементов художественного оформления, в том числе костюмов и реквизита участников, на­ходящихся на обозреваемых зрителями исходных позициях; рас­положение и количество участников художественного фона.

Вторая часть — литературное описание всех предполагае­мых событий. Образность, убедительность и простота изложе­ния учитываются при оценке предлагаемого текста специально созданной комиссией и во многом определяют победу того или иного варианта в конкурсе сценариев.

В третьей части сценария представляется композиционно- постановочный план, т.е. все схемы построений и перестроений участников выступлений.

Репетиционный период

С момента утверждения сценария начинается работа по его практической реализации. Успех задуманных выступлений во многом зависит не только от соответствия содержания перечис­ленным выше исходным данным, но и от качества работы ре- жиссерско-постановочной и административной групп.

В режиссерско-постановочной группе основная нагрузка ложит­ся теперь на руководителей различных фрагментов программы, тренеров-репетиторов и преподавателей отдельных подразделе­ний. Их деятельность осуществляется в условиях либо учебно- тренировочного сбора, либо репетиций, ориентируясь на выде­ленное их количество и заполняя их разучиванием упражнений, построений и перестроений согласно сценарию, постановкой всех движений на музыку, доводя все это до приемлемого зре­лищного качества.

В работе с многочисленным составом участников особое зна­чение приобретают требования к объему и качеству речи руко­водителя, его способности прогнозировать, сколько времени по­требуется для овладения теми или иными движениями в сопро­вождении различных музыкальных произведений, а также его педагогический опыт и мастерство.

Алгоритм поведения тренера-репетитора во время проведе­ния репетиционного занятия в основном базируется на владении им классическими навыками и умениями преподавателя физи­ческих упражнений.

Репетиционные занятия могут проводиться в различной фор­ме — ее определяет режиссер фрагмента выступления в зависи­мости от задач, которые должны быть решены на этом занятии в данный период подготовки.

Групповые репетиции имеют образовательную учебную доми­нанту. Участники знакомятся с музыкальным материалом и дви­гательной композицией выступления, разучивают все движения в нужных темпе и ритме, достигая необходимой их согласован­ности и синхронности.

Сводная репетиция в большей степени имеет тренировочный характер. К ней отдельные группы участников должны разучить и до определенного уровня отработать программу выступлений — для того, чтобы основное репетиционное время можно было по­тратить на формирование взаимодействия всех групп или кол­лективов во время совместных выступлений. Определяются по­следовательность и моменты появления участников на исходных позициях, их поведение на подходе к основной площадке и пе­ред зрителями, варианты сольных и фоновых действий, способы уходов с площадки.

На генеральной репетиции желательно, чтобы вмешательство руководителей и преподавателей в действия участников высту­плений было минимальным или полностью исключалось.

В этом случае генеральная репетиция сможет продемонстри­ровать степень готовности всех служб к проведению представле­ния на высоком уровне, а творческих коллективов — к выступле­ниям перед зрителями (чтобы допустить или не допустить их к участию в празднике).

Успех работы режиссерско-постановочной группы в значи­тельной степени зависит от условий ее проведения. Они должны быть педагогически комфортными — это главная задача админи­стративной группы будущего праздника.

Руководитель административной группы сможет обеспечить эффективную подготовку программы выступлений только в том случае, если он знает сценарий праздника так же, как его зна­ет художественный руководитель. Тогда, подбирая работников в свой так называемый штаб подготовки, он сможет быть ком­петентным и в вопросах организации учебно-тренировочного процесса (расписание занятий; эксплуатация репетиционных и основной площадок, их разметка и радиоусиление; наличие раз­девалок и туалетов для участников и преподавателей; помещений для хранения реквизита; создание условий для отдыха и питания и т.д.), изготовления элементов художественного оформления и реквизита (размещение заказов; получение и доставка костюмов, репетиционного и «парадного» инвентаря; доставка и монтаж необходимых конструкций), координации работы транспорта и составления сметы расходов.

Все усилия работников административной группы должны быть направлены на обеспечение полной реализации утверж­денного сценария и находиться в рабочем подчинении усили­ям режиссерско-постановочной группы. Возникающие в ходе подготовительной работы ожидаемые или неожиданные про­блемы необходимо решать в пользу содержания выступлений. Как показывает практика, вынужденные компромиссы, свя­занные зачастую с экономией средств или с невозможностью уложиться в заданные сроки исполнения заказа, приводят не только к зрелищному, но и к содержательному обеднению программы.

В день проведения спортивно-художественного представления не следует назначать дополнительную репетицию — это может на­рушить эмоциональный фон праздничного события. Достаточно легкой разминки, подготовки внешнего вида участников (осмотра костюмов), проверки рабочего состояния реквизита. Работникам административной группы необходимо иметь при себе запасные обувь, костюмы, инвентарь для участников программы — волне­ние иногда становится причиной их неожиданной забывчивости. Кроме того, реквизит зачастую приходит в негодность при транс­портировке, во время решающей разминки или во время много­людного ожидания начала представления на исходных позициях.

В напутственном обращении руководителя представления к участникам весьма уместным и вполне достаточным будет поже­лание удачи.

После окончания выступления подопечных или после завер­шения всего представления руководители отдельных фрагмен­тов программы должны найти возможность поблагодарить всех участников, независимо от их роли в программе, не акцентируя в этот момент внимание на допущенных ошибках.

Благодарность авторов программы исполнителям — это не только оценка достигнутого результата, но и признательность за продолжительную подготовительную работу, а также надежда вновь встретиться с ними на других выступлениях.

Таким образом, все сказанное выше о массовых гимнасти­ческих выступлениях позволяет считать их особой формой за­нятий физическими упражнениями, имеющей несколько иную эмоциональную окраску, чем спортивные соревнования. Эти выступления способствуют эстетическому воспитанию зани­мающихся, расширению двигательной эрудиции, повышению координационных возможностей и обладают неограниченным диапазоном доступности для любой категории участников.

7.2. Конкурсы и шоу-программы

Многим видам деятельности человека присущи соревнователь­ный характер, для них характерны дух соперничества, противосто­яние и противоборство отдельных людей и групп. Все они отлича­ются степенью проявления индивидуальных качеств, условиями и способами соперничества (спокойные или активные, контактные или бесконтактные, с жестким и агрессивным поведением участ­ников или с интеллектуально-позиционными действиями).

В настоящее время особенно проявляется стремление моло­дежи к самореализации и самоутверждению в различных видах деятельности, многие из которых исключают непосредственно физические контакты людей, их силовое противоборство, хотя и представляют собой острое бескомпромиссное соперничество. В связи с этим, вероятно, внимание зрителей переключилось с чи­сто спортивных видов (хотя интерес к ним вряд ли когда-нибудь пропадет) на театрализованные конкурсы и шоу-программы, ко­торые становятся все более популярными.

Популярность конкурсов как одной из форм соревновательной деятельности можно считать результатом закономерных и суще­ственных изменений в обществе и в развитии культуры, твор­ческим поиском новых форм соперничества. Конкурсы приоб­ретают красочные игровые формы, все больше отражающие ин­теллект в содружестве с красотой.

Можно дать следующее условное определение понятия «кон­курс»: художественно оформленное действо зрелищного харак­тера, суть которого заключается в выявлении победителя в про­цессе решения различных задач (двигательно-поведенческих, интеллектуальных и др.) в соответствии с заранее оговоренными условиями и правилами.

При этом «шоу-программы» можно рассматривать как пере­ходную форму деятельности от чисто спортивных конкурсов к зрелищно-игровым, с акцентом на театрализацию действа и рас­ширение участия зрителей в «спектакле».

Обе эти формы организации соревновательной деятельности имеют общую организационную основу, используют опреде­ленные технологические приемы и ближе всего стоят к такому известному жанру, как массовые спортивно-художественные представления и праздники, где действуют законы драматургии и зрелищного искусства, где есть действующие лица (конкурсан­ты) и зрители.

7.2.1. Общие и отличительные признаки агитационно- пропагандистских форм соревновательной деятельности

Огромный исторический опыт организации и проведения подобных представлений, а также статус «учебного предмета» в вузовской программе подготовки специалистов — спортивных режиссеров позволяют считать массовые спортивно-художе­ственные представления (МСХП) методической базой для раз­вития относительно новых программ зрелищно-игровых и раз­влекательных мероприятий.

Подтверждением данного тезиса является перечень тех призна­ков, которые объединяют агитационно-пропагандистские формы соревновательной деятельности и подчеркивают их сходство:

эти формы деятельности могут восприниматься как один из жанров искусства;

они являются прежде всего зрелищем, реализующимся с помощью разных художественных средств и различного соотно­шения физических и психологических эффектов;

они имеют агитационно-пропагандистскую направлен­ность и адресованы массовому зрителю;

их объединяет образно-драматургическое решение сцена­рия при наличии конкретной «идеи-девиза», органичное и ло­гичное соединение отдельных эпизодов в единое действо (мон­таж) с тематико-смысловым речевым и техническим обеспече­нием всего представления;

для них характерно наличие структурных элементов (ча­стей, эпизодов, картин), которые в единстве создают целостное представление;

в этих видах деятельности проявляют свои творческие спо­собности основные действующие лица: участники, режиссер-постановщик, художник, композитор;

в обеих формах используются типичные средства вырази­тельности: одиночные и групповые действия участников, худо­жественное и музыкальное оформление, сопровождающий дик­торский текст и т.п.;

для данных форм деятельности характерна этапность под­готовки, включающая подготовительный, предрепетиционный и репетиционный периоды, а также «собственно действо»; все они базируются на общей технологической основе (методах, при­емах, способах);

данные формы сопровождаются такими сопутствующи­ми и обеспечивающими факторами, как общественное явление и событие, к которому приурочивается мероприятие (юбилей, знаменательная дата и т.п.), экономическая предопределенность (наличие средств и каналов поступления их, затраты и отчет­ность), а также регламентирующие условия (сцена, площадка, предоставленное время).

Данные особенности организации и проведения МСХП и конкурсов в разной степени присущи обеим формам физкуль- турноспортивной агитации, что и определяет общность подхо­дов к их организации и методике проведения.

При явном сходстве конкурсов и шоу-программ у них имеют­ся и существенные отличия.

Конкурс — это не просто зрелище, а игровое действо с отно­сительно небольшим «игровым полем» (площадка, сцена).

В конкурсах на первый план выступают элементы состяза­тельности, которые определяют характер действия участников и соответствующий эмоциональный настрой как участников, так и зрителей, которые являются «соучастниками» действа, в то время как в шоу-программах они только «сопереживают» участникам.

В шоу-программах в явной или скрытой «игре со зрителем» реакции на действия участников в достаточной мере помогают в решении поставленных задач и существенно влияют (иначе нет «шоу») на определение победителей.

При проведении конкурсов обязательны (в шоу-программах этого нет):

наличие жюри или судейских бригад, знающих условия проведения конкурсов, имеющих достаточную квалификацию для объективной оценки выступления участников и ответствен­ных за определение победителей;

правила и порядок действий конкурсантов, утвержденные организаторами конкурса и сообщенные зрителям и участни­кам;

публичное оглашение результатов конкурса с соответствую­щим ранжированием и награждением участников;

наличие призового фонда (он складывается из различных источников финансирования), достаточного для проведения мероприятия, но не дающего непосредственно прибыли орга­низаторам (если не иметь в виду возможность явной и скрытой рекламы).

Помимо конкурсантов, основными «действующими лица­ми» конкурса выступают функционеры-организаторы и спонсо­ры, директор-распорядитель и режиссер-постановщик, помощ­ники функционеров, ведущий. Возможно также наличие асси­стентов, отвечающих за определенные разделы работы.

Перечисленные выше отличительные особенности определя­ют специфику организации и проведения конкурсов и шоу-программ на профессиональном уровне, хотя многие из этих отличий характерны и для массовых самодеятельных вариантов, отлича­ющихся от других форм соревновательной деятельности.

Поскольку оздоровительная гимнастика культивирует боль­шое количество видов, имеется возможность в каждом из них проводить свои конкурсы и шоу-программы.

Одним из примеров таких мероприятий является «Конкурс по шейпингу».

7.2.2. Организация и проведение «Конкурса по шейпингу»

Данный Конкурс рассматривается его организаторами как со­ставная часть культурного образования общества, затрагивающе­го молодежный контингент и пропагандирующего современные культурно-образовательные технологии.

Конкурсы по шейпингу берут свое начало с 1990 г., когда был проведен конкурс «Совершенство года», который теперь стал еже­годным.

Основной целью Конкурса является выбор «лица», отвечаю­щего определенным требованиям: совершенная фигура и хоро­шие внешние данные. Это «лицо» выбирается на конкретный период времени (как правило, на сезон) и становится «пред­ставителем» различного рода акций (благотворительных и др.), «эталоном» современной молодежи, пропагандистом здорового образа жизни и нравственно-эстетического воспитания.

Критерии «эталона» определяются в процессе социологиче­ских исследований, опросов, обсуждений, математического ана­лиза и моделирования.

В состав жюри, определяющего победителя Конкурса, входят известные специалисты в области науки и культуры, а также в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Конкурс широко освещается в средствах массовой информа­ции с выходом в сеть Интернет - с целью привлечения внимания большого числа зрителей, а также спонсоров и административ­ных работников, пропаганды данной формы соревновательной деятельности.

Для этого Конкурса (и других) важны «общая идея-концепция» и «девиз», текстовое и художественное (плакаты, эстампы, фотокомпозиции и др.) выражение которых имеют особое аги­тационное значение. Например: «От красивой личности - к здо­ровому обществу», «Грация и гармония - основа совершенной личности», «Красота тела - залог духовности» и т.п.

Приоритетным организатором «Конкурса по шейпингу» яв­ляется Международная федерация шейпинга (МФШ); нацио­нальные федерации и региональные центры определяют общую идею Конкурса, правила и условия его проведения. Кроме того, МФШ занимается лицензионной деятельностью, дающей право на проведение подобных конкурсов.

В организации Конкурса важным является подготовительный период, который включает решение следующих задач:

определение учредителей и спонсоров Конкурса;

образование Оргкомитета;

назначение главной судейской коллегии и определение су­дейских бригад и секретарей для обработки протоколов;

назначение функционеров, обеспечивающих проведение Конкурса: секретаря, врача, ревизора, членов дисциплинарной комиссии, администратора и др.;

документальное оформление и закрепление условий де­ятельности всех функционеров; получение заявок на участие и заключение договоров.

Среди документов особое значение имеют два:

Положение о конкурсе, в котором указываются: его назва­ние, статус, сроки и место проведения, специальные требования к программе выступления и участницам; условия проезда к месту проведения и проживания; условия страхования; интернет-сайт и др.;

«спонсорский пакет», включающий: размер призового фон­да, программы всех мероприятий, возможности спонсорской поддержки, рекламные возможности, призовое обеспечение участниц и др.

Особой задачей подготовительного периода является предва­рительный отбор участниц и определение допуска к конкурсу, кото­рый подкрепляется заключением соответствующего договора.

Для этого проводятся:

а) оценка внешних данных участницы по двум фотографиям, отражающим пропорции фигуры «до» и «после» занятий шей­пингом;

анализ динамики антропометрических показателей «до» и «после» занятий шейпингом;

в) анализ словесного описания «истории успехов» участницы.

Кроме того, «досье» каждой участницы дополняется информа­цией следующего характера: анкетные данные, шейпинг-квалифи­кация («класс»), уровень здоровья, наличие (отсутствие) вредных привычек, использование стимуляторов, знание правил конкурса, дисциплинированность, вежливость и другие качества.

Типичные итоговые конкурсы по шейпингу — «Совершен­ство года» и «Ты достойна восхищения». Эти конкурсы прово­дятся среди:

индивидуальных участниц в комплексном зачете;

индивидуальных участниц в номинациях «Лучшее в шейпин­ге» (стиль, фигура, образ, «лицо» шейпинга);

шейпинг-групп в разных номинациях;

специалистов: шейпинг-хореографов, модельеров-стили­стов одежды, парикмахеров, визажистов.

При этом выделяются три возрастные группы участниц:

1я   - женщины 19 лет и старше (программа включает 4 раунда),

2я   - подростки 12-18 лет (программа включает 3 раунда),

3я   - дети до 12 лет (программа включает 2 раунда).

Конкурс среди индивидуальных участниц

Основным содержанием программы конкурса являются оце­ниваемые жюри действия конкурсанток в определенных раундах.

Раунд «Ухоженность» связан с оценкой внешних данных кон­курсанток по критерию «фотогеничность».

Раунд «Фигура» состоит из двух частей: 1) обязательная про­грамма, включающая регламентированные действия (с оценкой параметров фигуры участницы); 2) произвольная программа (произ­вольные по стилю действия, совершаемые с целью демонстрации достоинств фигуры и умений создать привлекательный образ).

Раунд «Стиль» включает три части: 1) предварительная оцен­ка одежды и внешности конкурсанток; 2) оценка макияжа и при­чески; 3) оценка привлекательности образа, демонстрируемого с помощью шейпинг-стиля одежды, походки, осанки, макияжа и прически.

Раунд «Образ» представляет собой произвольное по стилю вы­ступление с целью демонстрации умений создать привлекатель­ный образ на произвольно выбранную тему (с соответствующей оценкой).

Конкурс среди шейпинг-групп

Этот конкурс включает два раунда: 1) оценка фигуры каждой участницы группы (обязательная часть); 2) оценка произвольной по стилю хореографической композиции со специальными обя­зательными требованиями.

Оценка действий конкурсанток осуществляется бригадой су­дей из 3—5 человек. Количество судейских бригад для каждого раунда различно, поскольку каждая бригада оценивает высту­пление по отдельному критерию: фотогеничность, стиль одеж­ды, походка, осанка и т.п.

Для каждой номинации (раунда) разработаны нормативно- расчетные критерии и их «весовые» (балльные) значения, явля­ющиеся основой для оценки результатов выступления конкур­санток (см. табл. 7.1). По каждому из разработанных критериев оценка определяется по 10-балльной шкале с точностью до 0,1 балла по принципу «шкалирования качеств» от «превосходно» до «плохо» (4 балла), «без впечатления» (2 балла) и «отрицательное впечатление» (1 балл). Средняя оценка по каждому показателю (критерию) рассчитывается путем исключения наибольшей и наименьшей из 3 или 5 оценок, суммирования остальных оце­нок и последующего деления полученной суммы на количество судей и вычитания коэффициента «2». Сумма средних оценок и является результатом выступления в раунде.

Таблица 7.1

Нормативная «весомость» критериев оценки в раунде «Фигура»

Критерии оценки фигуры «Весомость» критерия (баллы)
1. Фигура в целом (22 области) 25,00
2. Соответствие фигуре движений, поз, жестов 2,50
3. Соответствие фигуре одежды 3,50
4. Стильность одежды 3,50
5. Соответствие фигуре прически и макияжа 3,00
6. Стильность прически 1,50
7. Стильность макияжа 1,00

 

Определение победителей. Победительницей «Конкурса по шейпингу» считается участница, получившая более высокий шейпинг-рейтинг, по сравнению с предыдущим конкурсом, в котором она выступала. При одинаковом рейтинге у нескольких участниц главный титул получает участница с наивысшим рей­тингом фигуры.

Участницам, показавшим лучшие результаты в отдельных раундах и номинациях, присваиваются звания: «Лицо шейпин­га» (ухоженность и фотогеничность), «Шейпинг-профи» (раунд «Фигура»), «Стиль шейпинга» (раунд «Стиль»), «Шейпинг-грация» (раунд «Образ») и др.

Кроме того, разыгрываются различные призы, которые сти­мулируют участниц к достижению высоких результатов в совер­шенствовании («Золотая игла», «Золотой локон» и т.п.).

Конкурсы по шейпингу представляют собой одну из ориги­нальных форм деятельности агитационно-пропагандистской на­правленности, популяризации культурно-образовательных идей и физического совершенствования.

7.2.3. Подготовка и условия проведения конкурсов физкультурно-спортивной направленности

В массовой оздоровительной физической культуре существу­ют и другие виды конкурсов; они значительно проще — и по организации, и по содержанию, и по вопросам финансового и материально-технического обеспечения, - что, несомненно, де­лает их более доступными.

К примеру, оздоровительную направленность гимнастики удач­но отражает конкурс «Сила каждому нужна». Он был организован в 1981 г. редакцией газеты «Комсомольская правда» и проводился в заочной форме. В конкурсе использовались два доступных и по­лезных упражнения: подтягивания на перекладине (для юношей) и отжимания в упоре лежа (для девушек). К участию в конкурсе при­глашались учащиеся старших классов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и техникумов, студенты ву­зов. В составе команды должно было быть как можно больше участ­ников. Этому способствовал и способ определения победителей, согласно которому место в конкурсе зависело от суммы результа­тов всех участников. Чтобы уравнять условия выступления (напри­мер, класса с 30 учениками и группы с 20 студентами), суммарный результат делился на количество участников и по этому среднему показателю определялось место в конкурсе.

По такому же (или другому) принципу можно придумать и организовать множество разных конкурсов, рассматривая их как важную составную часть процесса оздоровления. При этом в программу конкурса целесообразно включать теоретический раздел — для проверки знаний по истории физической культуры и гимнастики, правил соревнований и условий безопасности на занятиях различными видами гимнастики. Для большего инте­реса вопросы можно формулировать в необычной (каверзной или шутливой) форме. Например: «Что такое молочная кислота и в каком магазине она продается?», «Чем отличаются ноги у на­стоящего и гимнастического коня?» и т.п.

Значение конкурсов в физическом воспитании и, в частности, в оздоровлении здесь не преувеличивается, потому что они:

в определенной мере приобщают людей самых разных воз­растов к участию в них;

могут способствовать профессиональной ориентации моло­дежи, пробуждению интереса к учебно-методической деятельно­сти в области оздоровительной гимнастики;

развивают творческие способности занимающихся: кон­структорские (изготовление различных тренажеров), художественно-оформительские и др.;

способствуют развитию и проявлению инициативы, са­мостоятельности и ответственности занимающихся, их самоут­верждению.

В плане организации даже небольшой конкурс является доста­точно хлопотным мероприятием. При его подготовке нужно:

определить тему конкурса;

разработать его программу;

выработать систему оценки деятельности конкурсантов;

найти подходящего ведущего (или нескольких ведущих) и распределить между ними обязанности;

пригласить в состав жюри опытных и компетентных в об­ласти физической культуры и оздоровительной гимнастики спе­циалистов, а также представителей общественных организаций;

провести «пробные испытания» нормативов конкурса и, если нужно, внести в них соответствующие коррективы, офици­ально сообщив об этом ведущим и руководителям конкурса;

разработать сценарий конкурса и определить способы и средства его художественного оформления;

уточнить процедуры награждения победителей и призеров;

обеспечить нормальные условия размещения участников и зрителей, их комфортность и безопасность;

продумать вопрос о приглашении в качестве зрителей ве­теранов спорта и оздоровительного движения, родителей участ­ников, их младших братьев и сестер, товарищей, обеспечив им удобные для просмотра места.

Участники конкурса должны быть активными проводниками идей оздоровления, а значит, обладать специальными (пусть и начальными) знаниями в области физической культуры. Поэтому теоретический раздел программы конкурса может содержать во­просы по основам оздоровления. Например: «Какие упражнения обязательно нужно выполнять перед растягиванием мышц?», «За сколько часов (или минут) до занятия можно принимать пищу?», «Чем физкультурник отличается от спортсмена?», «Почему аэро­бика называется аэробикой?» и т.п.

В целях профессиональной ориентации школьников, приви­тия им инструкторских умений и навыков весьма интересным может быть проведение «Конкурса по инструкторско-методической подготовленности» среди учащихся средних и старших классов (разработчик — B.C. Титов). Представление о нем дает примерное Положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: