Руководитель массового спортивно-художественного представления располагает довольно мощным набором выразительных средств, которые возможно и необходимо использовать при составлении сценария после получения социального заказа. Социальный заказ на подготовку и проведение спортивно-художественного представления определяет его идею и тему.
Прежде чем приступить к работе, руководителю необходимо выяснить некоторые исходные данные, от которых целиком будет зависеть содержание сценария: сроки подготовки и сдачи представления; место его проведения; состав будущих участников (по количеству, возрасту, полу, уровню двигательной подготовленности); финансовые возможности организации-заказчика.
Каждая из этих позиций может оказать весьма существенное влияние на разработку содержательной стороны сценария:
авторам потребуется на размышления несколько дней или несколько месяцев;
площадка для выступлений может быть комфортабельным спортивным сооружением или обычным спортивным залом;
в качестве участников приглашаются танцевальные и спортивные коллективы или молодежь из средних специальных и высших учебных заведений;
средства, которые организация-заказчик намерена потратить на подготовку и проведение праздника, могут быть достаточными для того, чтобы проявить фантазию в декорациях, использовать спецэффекты и разнообразный реквизит, или же ограниченными — только приобретение единой спортивной формы для участников выступлений.
Все это необходимо выяснить как можно быстрее, потому что руководитель должен немедленно заняться составлением сценарного плана.
На этом этапе достаточно определиться с программой выступлений — во-первых, реальной в предложенных условиях и, во- вторых, интересной для зрителя. Разработанная авторами программа предполагает некую последовательность событий на площадке и порядок чередования номеров — в зависимости от количества участников, наличия или отсутствия реквизита, характера выполняемых упражнений (динамические или статические) и т.д.
Избранная авторами тема представления должна определить некую сюжетную линию, с прологом и эпилогом, подчиняющуюся законам драматургии. И если появляется возможность корректного объединения имеющихся выразительных средств с наметившимся сюжетом, если доступные элементы оформления и авторская концепция помогут созданию художественного образа, то программа спортивных выступлений обретает легко прочитываемую зрителем логику совершающихся действий, а у режиссеров-постановщиков появляются шансы превратить массовое спортивное зрелище в тематический спектакль.
После составления сценарного плана необходимо приступить к разработке другого плана — композиционно-постановочного. Это окончательные варианты точно рассчитанных схем, необходимых по сценарному плану рисунков (построений) и маршрутов перемещений (перестроений) всех участников выступлений.
Удобнее всего выполнять эту работу с использованием миллиметровой бумаги или макета площадки с объемным изображением участников (с помощью фишек, спичек и т. п.).
Уже на этапе составления сценарного плана и в ходе поисков наиболее удачных рисунков и перестроений руководителю выступления приходится постоянно размышлять над музыкальным оформлением его программы.
Содержание и характер выбранного музыкального материала во многом определяют успех будущего представления. В этом смысле спортивно-художественное представление сродни искусству балета, народного танца, пантомимы, цирка — движение, положенное на музыку, с минимальным объемом сопроводительного текста или при полном его отсутствии. Желательно, чтобы музыкальное сопровождение всех фрагментов программы, с одной стороны, «разъясняло» общий сценарий и было выдержано в некоем едином стиле, а с другой стороны, соответствовало уровню двигательной подготовленности участников всех массовых сцен по темпу, ритму и фразировке.
Подбор, редактирование и окончательная запись музыкальных фонограмм требует студийных условий, а также специальных профессиональных знаний и умений того человека, который приглашен на роль музыкального руководителя. Обычно в этой роли выступают звукорежиссеры, музыкальные редакторы, композиторы.
Подготовленное музыкальное оформление позволяет приступить к самому волнующему в творческом отношении этапу работы — составлению упражнений.
Зрителя всегда восхищают синхронность действий участников, их соответствие музыке и смысловая нагрузка.
Поэтому после выявления ритмической фигуры каждого музыкального фрагмента подбираемые, составляемые или придумываемые движения должны: во-первых, полностью подчиняться этой фигуре; во-вторых, быть доступными для синхронного исполнения данной группой участников; в-третьих, по возможности нести тематическую окраску.
Последнего можно добиться не только за счет характера самих упражнений, но и за счет различных средств художественного оформления.
В связи с этим следующим этапом работы является художественное оформление выступления. Оно включает разработку эскизов костюмов, макетов инвентаря и реквизита; элементов художественного оформления площадки для выступлений, мест для зрителей и прилегающей к спортивному сооружению территории. На этом этапе руководитель тесно сотрудничает с художником.
Совершенно очевидно, что результаты работы на этом этапе зависят не только от творческого потенциала режиссерско-постановочной группы, но и от финансовой поддержки организации-заказчика.
Наступает момент, когда все перечисленные этапы работы руководителя спортивно-художественного представления должны быть изложены на бумаге - в виде сценария всего праздника или выступления отдельной группы участников.
Обычно сценарий состоит из трех частей. В первой части приводятся: подробное описание основной площадки для выступлений, ее размеры и способы разметки, фактура и состояние покрытия; размеры и содержание элементов художественного оформления, в том числе костюмов и реквизита участников, находящихся на обозреваемых зрителями исходных позициях; расположение и количество участников художественного фона.
Вторая часть — литературное описание всех предполагаемых событий. Образность, убедительность и простота изложения учитываются при оценке предлагаемого текста специально созданной комиссией и во многом определяют победу того или иного варианта в конкурсе сценариев.
В третьей части сценария представляется композиционно- постановочный план, т.е. все схемы построений и перестроений участников выступлений.
Репетиционный период
С момента утверждения сценария начинается работа по его практической реализации. Успех задуманных выступлений во многом зависит не только от соответствия содержания перечисленным выше исходным данным, но и от качества работы ре- жиссерско-постановочной и административной групп.
В режиссерско-постановочной группе основная нагрузка ложится теперь на руководителей различных фрагментов программы, тренеров-репетиторов и преподавателей отдельных подразделений. Их деятельность осуществляется в условиях либо учебно- тренировочного сбора, либо репетиций, ориентируясь на выделенное их количество и заполняя их разучиванием упражнений, построений и перестроений согласно сценарию, постановкой всех движений на музыку, доводя все это до приемлемого зрелищного качества.
В работе с многочисленным составом участников особое значение приобретают требования к объему и качеству речи руководителя, его способности прогнозировать, сколько времени потребуется для овладения теми или иными движениями в сопровождении различных музыкальных произведений, а также его педагогический опыт и мастерство.
Алгоритм поведения тренера-репетитора во время проведения репетиционного занятия в основном базируется на владении им классическими навыками и умениями преподавателя физических упражнений.
Репетиционные занятия могут проводиться в различной форме — ее определяет режиссер фрагмента выступления в зависимости от задач, которые должны быть решены на этом занятии в данный период подготовки.
Групповые репетиции имеют образовательную учебную доминанту. Участники знакомятся с музыкальным материалом и двигательной композицией выступления, разучивают все движения в нужных темпе и ритме, достигая необходимой их согласованности и синхронности.
Сводная репетиция в большей степени имеет тренировочный характер. К ней отдельные группы участников должны разучить и до определенного уровня отработать программу выступлений — для того, чтобы основное репетиционное время можно было потратить на формирование взаимодействия всех групп или коллективов во время совместных выступлений. Определяются последовательность и моменты появления участников на исходных позициях, их поведение на подходе к основной площадке и перед зрителями, варианты сольных и фоновых действий, способы уходов с площадки.
На генеральной репетиции желательно, чтобы вмешательство руководителей и преподавателей в действия участников выступлений было минимальным или полностью исключалось.
В этом случае генеральная репетиция сможет продемонстрировать степень готовности всех служб к проведению представления на высоком уровне, а творческих коллективов — к выступлениям перед зрителями (чтобы допустить или не допустить их к участию в празднике).
Успех работы режиссерско-постановочной группы в значительной степени зависит от условий ее проведения. Они должны быть педагогически комфортными — это главная задача административной группы будущего праздника.
Руководитель административной группы сможет обеспечить эффективную подготовку программы выступлений только в том случае, если он знает сценарий праздника так же, как его знает художественный руководитель. Тогда, подбирая работников в свой так называемый штаб подготовки, он сможет быть компетентным и в вопросах организации учебно-тренировочного процесса (расписание занятий; эксплуатация репетиционных и основной площадок, их разметка и радиоусиление; наличие раздевалок и туалетов для участников и преподавателей; помещений для хранения реквизита; создание условий для отдыха и питания и т.д.), изготовления элементов художественного оформления и реквизита (размещение заказов; получение и доставка костюмов, репетиционного и «парадного» инвентаря; доставка и монтаж необходимых конструкций), координации работы транспорта и составления сметы расходов.
Все усилия работников административной группы должны быть направлены на обеспечение полной реализации утвержденного сценария и находиться в рабочем подчинении усилиям режиссерско-постановочной группы. Возникающие в ходе подготовительной работы ожидаемые или неожиданные проблемы необходимо решать в пользу содержания выступлений. Как показывает практика, вынужденные компромиссы, связанные зачастую с экономией средств или с невозможностью уложиться в заданные сроки исполнения заказа, приводят не только к зрелищному, но и к содержательному обеднению программы.
В день проведения спортивно-художественного представления не следует назначать дополнительную репетицию — это может нарушить эмоциональный фон праздничного события. Достаточно легкой разминки, подготовки внешнего вида участников (осмотра костюмов), проверки рабочего состояния реквизита. Работникам административной группы необходимо иметь при себе запасные обувь, костюмы, инвентарь для участников программы — волнение иногда становится причиной их неожиданной забывчивости. Кроме того, реквизит зачастую приходит в негодность при транспортировке, во время решающей разминки или во время многолюдного ожидания начала представления на исходных позициях.
В напутственном обращении руководителя представления к участникам весьма уместным и вполне достаточным будет пожелание удачи.
После окончания выступления подопечных или после завершения всего представления руководители отдельных фрагментов программы должны найти возможность поблагодарить всех участников, независимо от их роли в программе, не акцентируя в этот момент внимание на допущенных ошибках.
Благодарность авторов программы исполнителям — это не только оценка достигнутого результата, но и признательность за продолжительную подготовительную работу, а также надежда вновь встретиться с ними на других выступлениях.
Таким образом, все сказанное выше о массовых гимнастических выступлениях позволяет считать их особой формой занятий физическими упражнениями, имеющей несколько иную эмоциональную окраску, чем спортивные соревнования. Эти выступления способствуют эстетическому воспитанию занимающихся, расширению двигательной эрудиции, повышению координационных возможностей и обладают неограниченным диапазоном доступности для любой категории участников.
7.2. Конкурсы и шоу-программы
Многим видам деятельности человека присущи соревновательный характер, для них характерны дух соперничества, противостояние и противоборство отдельных людей и групп. Все они отличаются степенью проявления индивидуальных качеств, условиями и способами соперничества (спокойные или активные, контактные или бесконтактные, с жестким и агрессивным поведением участников или с интеллектуально-позиционными действиями).
В настоящее время особенно проявляется стремление молодежи к самореализации и самоутверждению в различных видах деятельности, многие из которых исключают непосредственно физические контакты людей, их силовое противоборство, хотя и представляют собой острое бескомпромиссное соперничество. В связи с этим, вероятно, внимание зрителей переключилось с чисто спортивных видов (хотя интерес к ним вряд ли когда-нибудь пропадет) на театрализованные конкурсы и шоу-программы, которые становятся все более популярными.
Популярность конкурсов как одной из форм соревновательной деятельности можно считать результатом закономерных и существенных изменений в обществе и в развитии культуры, творческим поиском новых форм соперничества. Конкурсы приобретают красочные игровые формы, все больше отражающие интеллект в содружестве с красотой.
Можно дать следующее условное определение понятия «конкурс»: художественно оформленное действо зрелищного характера, суть которого заключается в выявлении победителя в процессе решения различных задач (двигательно-поведенческих, интеллектуальных и др.) в соответствии с заранее оговоренными условиями и правилами.
При этом «шоу-программы» можно рассматривать как переходную форму деятельности от чисто спортивных конкурсов к зрелищно-игровым, с акцентом на театрализацию действа и расширение участия зрителей в «спектакле».
Обе эти формы организации соревновательной деятельности имеют общую организационную основу, используют определенные технологические приемы и ближе всего стоят к такому известному жанру, как массовые спортивно-художественные представления и праздники, где действуют законы драматургии и зрелищного искусства, где есть действующие лица (конкурсанты) и зрители.
7.2.1. Общие и отличительные признаки агитационно- пропагандистских форм соревновательной деятельности
Огромный исторический опыт организации и проведения подобных представлений, а также статус «учебного предмета» в вузовской программе подготовки специалистов — спортивных режиссеров позволяют считать массовые спортивно-художественные представления (МСХП) методической базой для развития относительно новых программ зрелищно-игровых и развлекательных мероприятий.
Подтверждением данного тезиса является перечень тех признаков, которые объединяют агитационно-пропагандистские формы соревновательной деятельности и подчеркивают их сходство:
эти формы деятельности могут восприниматься как один из жанров искусства;
они являются прежде всего зрелищем, реализующимся с помощью разных художественных средств и различного соотношения физических и психологических эффектов;
они имеют агитационно-пропагандистскую направленность и адресованы массовому зрителю;
их объединяет образно-драматургическое решение сценария при наличии конкретной «идеи-девиза», органичное и логичное соединение отдельных эпизодов в единое действо (монтаж) с тематико-смысловым речевым и техническим обеспечением всего представления;
для них характерно наличие структурных элементов (частей, эпизодов, картин), которые в единстве создают целостное представление;
в этих видах деятельности проявляют свои творческие способности основные действующие лица: участники, режиссер-постановщик, художник, композитор;
в обеих формах используются типичные средства выразительности: одиночные и групповые действия участников, художественное и музыкальное оформление, сопровождающий дикторский текст и т.п.;
для данных форм деятельности характерна этапность подготовки, включающая подготовительный, предрепетиционный и репетиционный периоды, а также «собственно действо»; все они базируются на общей технологической основе (методах, приемах, способах);
данные формы сопровождаются такими сопутствующими и обеспечивающими факторами, как общественное явление и событие, к которому приурочивается мероприятие (юбилей, знаменательная дата и т.п.), экономическая предопределенность (наличие средств и каналов поступления их, затраты и отчетность), а также регламентирующие условия (сцена, площадка, предоставленное время).
Данные особенности организации и проведения МСХП и конкурсов в разной степени присущи обеим формам физкуль- турноспортивной агитации, что и определяет общность подходов к их организации и методике проведения.
При явном сходстве конкурсов и шоу-программ у них имеются и существенные отличия.
Конкурс — это не просто зрелище, а игровое действо с относительно небольшим «игровым полем» (площадка, сцена).
В конкурсах на первый план выступают элементы состязательности, которые определяют характер действия участников и соответствующий эмоциональный настрой как участников, так и зрителей, которые являются «соучастниками» действа, в то время как в шоу-программах они только «сопереживают» участникам.
В шоу-программах в явной или скрытой «игре со зрителем» реакции на действия участников в достаточной мере помогают в решении поставленных задач и существенно влияют (иначе нет «шоу») на определение победителей.
При проведении конкурсов обязательны (в шоу-программах этого нет):
наличие жюри или судейских бригад, знающих условия проведения конкурсов, имеющих достаточную квалификацию для объективной оценки выступления участников и ответственных за определение победителей;
правила и порядок действий конкурсантов, утвержденные организаторами конкурса и сообщенные зрителям и участникам;
публичное оглашение результатов конкурса с соответствующим ранжированием и награждением участников;
наличие призового фонда (он складывается из различных источников финансирования), достаточного для проведения мероприятия, но не дающего непосредственно прибыли организаторам (если не иметь в виду возможность явной и скрытой рекламы).
Помимо конкурсантов, основными «действующими лицами» конкурса выступают функционеры-организаторы и спонсоры, директор-распорядитель и режиссер-постановщик, помощники функционеров, ведущий. Возможно также наличие ассистентов, отвечающих за определенные разделы работы.
Перечисленные выше отличительные особенности определяют специфику организации и проведения конкурсов и шоу-программ на профессиональном уровне, хотя многие из этих отличий характерны и для массовых самодеятельных вариантов, отличающихся от других форм соревновательной деятельности.
Поскольку оздоровительная гимнастика культивирует большое количество видов, имеется возможность в каждом из них проводить свои конкурсы и шоу-программы.
Одним из примеров таких мероприятий является «Конкурс по шейпингу».
7.2.2. Организация и проведение «Конкурса по шейпингу»
Данный Конкурс рассматривается его организаторами как составная часть культурного образования общества, затрагивающего молодежный контингент и пропагандирующего современные культурно-образовательные технологии.
Конкурсы по шейпингу берут свое начало с 1990 г., когда был проведен конкурс «Совершенство года», который теперь стал ежегодным.
Основной целью Конкурса является выбор «лица», отвечающего определенным требованиям: совершенная фигура и хорошие внешние данные. Это «лицо» выбирается на конкретный период времени (как правило, на сезон) и становится «представителем» различного рода акций (благотворительных и др.), «эталоном» современной молодежи, пропагандистом здорового образа жизни и нравственно-эстетического воспитания.
Критерии «эталона» определяются в процессе социологических исследований, опросов, обсуждений, математического анализа и моделирования.
В состав жюри, определяющего победителя Конкурса, входят известные специалисты в области науки и культуры, а также в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Конкурс широко освещается в средствах массовой информации с выходом в сеть Интернет - с целью привлечения внимания большого числа зрителей, а также спонсоров и административных работников, пропаганды данной формы соревновательной деятельности.
Для этого Конкурса (и других) важны «общая идея-концепция» и «девиз», текстовое и художественное (плакаты, эстампы, фотокомпозиции и др.) выражение которых имеют особое агитационное значение. Например: «От красивой личности - к здоровому обществу», «Грация и гармония - основа совершенной личности», «Красота тела - залог духовности» и т.п.
Приоритетным организатором «Конкурса по шейпингу» является Международная федерация шейпинга (МФШ); национальные федерации и региональные центры определяют общую идею Конкурса, правила и условия его проведения. Кроме того, МФШ занимается лицензионной деятельностью, дающей право на проведение подобных конкурсов.
В организации Конкурса важным является подготовительный период, который включает решение следующих задач:
определение учредителей и спонсоров Конкурса;
образование Оргкомитета;
назначение главной судейской коллегии и определение судейских бригад и секретарей для обработки протоколов;
назначение функционеров, обеспечивающих проведение Конкурса: секретаря, врача, ревизора, членов дисциплинарной комиссии, администратора и др.;
документальное оформление и закрепление условий деятельности всех функционеров; получение заявок на участие и заключение договоров.
Среди документов особое значение имеют два:
Положение о конкурсе, в котором указываются: его название, статус, сроки и место проведения, специальные требования к программе выступления и участницам; условия проезда к месту проведения и проживания; условия страхования; интернет-сайт и др.;
«спонсорский пакет», включающий: размер призового фонда, программы всех мероприятий, возможности спонсорской поддержки, рекламные возможности, призовое обеспечение участниц и др.
Особой задачей подготовительного периода является предварительный отбор участниц и определение допуска к конкурсу, который подкрепляется заключением соответствующего договора.
Для этого проводятся:
а) оценка внешних данных участницы по двум фотографиям, отражающим пропорции фигуры «до» и «после» занятий шейпингом;
анализ динамики антропометрических показателей «до» и «после» занятий шейпингом;
в) анализ словесного описания «истории успехов» участницы.
Кроме того, «досье» каждой участницы дополняется информацией следующего характера: анкетные данные, шейпинг-квалификация («класс»), уровень здоровья, наличие (отсутствие) вредных привычек, использование стимуляторов, знание правил конкурса, дисциплинированность, вежливость и другие качества.
Типичные итоговые конкурсы по шейпингу — «Совершенство года» и «Ты достойна восхищения». Эти конкурсы проводятся среди:
индивидуальных участниц в комплексном зачете;
индивидуальных участниц в номинациях «Лучшее в шейпинге» (стиль, фигура, образ, «лицо» шейпинга);
шейпинг-групп в разных номинациях;
специалистов: шейпинг-хореографов, модельеров-стилистов одежды, парикмахеров, визажистов.
При этом выделяются три возрастные группы участниц:
1я - женщины 19 лет и старше (программа включает 4 раунда),
2я - подростки 12-18 лет (программа включает 3 раунда),
3я - дети до 12 лет (программа включает 2 раунда).
Конкурс среди индивидуальных участниц
Основным содержанием программы конкурса являются оцениваемые жюри действия конкурсанток в определенных раундах.
Раунд «Ухоженность» связан с оценкой внешних данных конкурсанток по критерию «фотогеничность».
Раунд «Фигура» состоит из двух частей: 1) обязательная программа, включающая регламентированные действия (с оценкой параметров фигуры участницы); 2) произвольная программа (произвольные по стилю действия, совершаемые с целью демонстрации достоинств фигуры и умений создать привлекательный образ).
Раунд «Стиль» включает три части: 1) предварительная оценка одежды и внешности конкурсанток; 2) оценка макияжа и прически; 3) оценка привлекательности образа, демонстрируемого с помощью шейпинг-стиля одежды, походки, осанки, макияжа и прически.
Раунд «Образ» представляет собой произвольное по стилю выступление с целью демонстрации умений создать привлекательный образ на произвольно выбранную тему (с соответствующей оценкой).
Конкурс среди шейпинг-групп
Этот конкурс включает два раунда: 1) оценка фигуры каждой участницы группы (обязательная часть); 2) оценка произвольной по стилю хореографической композиции со специальными обязательными требованиями.
Оценка действий конкурсанток осуществляется бригадой судей из 3—5 человек. Количество судейских бригад для каждого раунда различно, поскольку каждая бригада оценивает выступление по отдельному критерию: фотогеничность, стиль одежды, походка, осанка и т.п.
Для каждой номинации (раунда) разработаны нормативно- расчетные критерии и их «весовые» (балльные) значения, являющиеся основой для оценки результатов выступления конкурсанток (см. табл. 7.1). По каждому из разработанных критериев оценка определяется по 10-балльной шкале с точностью до 0,1 балла по принципу «шкалирования качеств» от «превосходно» до «плохо» (4 балла), «без впечатления» (2 балла) и «отрицательное впечатление» (1 балл). Средняя оценка по каждому показателю (критерию) рассчитывается путем исключения наибольшей и наименьшей из 3 или 5 оценок, суммирования остальных оценок и последующего деления полученной суммы на количество судей и вычитания коэффициента «2». Сумма средних оценок и является результатом выступления в раунде.
Таблица 7.1
Нормативная «весомость» критериев оценки в раунде «Фигура»
Критерии оценки фигуры | «Весомость» критерия (баллы) |
1. Фигура в целом (22 области) | 25,00 |
2. Соответствие фигуре движений, поз, жестов | 2,50 |
3. Соответствие фигуре одежды | 3,50 |
4. Стильность одежды | 3,50 |
5. Соответствие фигуре прически и макияжа | 3,00 |
6. Стильность прически | 1,50 |
7. Стильность макияжа | 1,00 |
Определение победителей. Победительницей «Конкурса по шейпингу» считается участница, получившая более высокий шейпинг-рейтинг, по сравнению с предыдущим конкурсом, в котором она выступала. При одинаковом рейтинге у нескольких участниц главный титул получает участница с наивысшим рейтингом фигуры.
Участницам, показавшим лучшие результаты в отдельных раундах и номинациях, присваиваются звания: «Лицо шейпинга» (ухоженность и фотогеничность), «Шейпинг-профи» (раунд «Фигура»), «Стиль шейпинга» (раунд «Стиль»), «Шейпинг-грация» (раунд «Образ») и др.
Кроме того, разыгрываются различные призы, которые стимулируют участниц к достижению высоких результатов в совершенствовании («Золотая игла», «Золотой локон» и т.п.).
Конкурсы по шейпингу представляют собой одну из оригинальных форм деятельности агитационно-пропагандистской направленности, популяризации культурно-образовательных идей и физического совершенствования.
7.2.3. Подготовка и условия проведения конкурсов физкультурно-спортивной направленности
В массовой оздоровительной физической культуре существуют и другие виды конкурсов; они значительно проще — и по организации, и по содержанию, и по вопросам финансового и материально-технического обеспечения, - что, несомненно, делает их более доступными.
К примеру, оздоровительную направленность гимнастики удачно отражает конкурс «Сила каждому нужна». Он был организован в 1981 г. редакцией газеты «Комсомольская правда» и проводился в заочной форме. В конкурсе использовались два доступных и полезных упражнения: подтягивания на перекладине (для юношей) и отжимания в упоре лежа (для девушек). К участию в конкурсе приглашались учащиеся старших классов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и техникумов, студенты вузов. В составе команды должно было быть как можно больше участников. Этому способствовал и способ определения победителей, согласно которому место в конкурсе зависело от суммы результатов всех участников. Чтобы уравнять условия выступления (например, класса с 30 учениками и группы с 20 студентами), суммарный результат делился на количество участников и по этому среднему показателю определялось место в конкурсе.
По такому же (или другому) принципу можно придумать и организовать множество разных конкурсов, рассматривая их как важную составную часть процесса оздоровления. При этом в программу конкурса целесообразно включать теоретический раздел — для проверки знаний по истории физической культуры и гимнастики, правил соревнований и условий безопасности на занятиях различными видами гимнастики. Для большего интереса вопросы можно формулировать в необычной (каверзной или шутливой) форме. Например: «Что такое молочная кислота и в каком магазине она продается?», «Чем отличаются ноги у настоящего и гимнастического коня?» и т.п.
Значение конкурсов в физическом воспитании и, в частности, в оздоровлении здесь не преувеличивается, потому что они:
в определенной мере приобщают людей самых разных возрастов к участию в них;
могут способствовать профессиональной ориентации молодежи, пробуждению интереса к учебно-методической деятельности в области оздоровительной гимнастики;
развивают творческие способности занимающихся: конструкторские (изготовление различных тренажеров), художественно-оформительские и др.;
способствуют развитию и проявлению инициативы, самостоятельности и ответственности занимающихся, их самоутверждению.
В плане организации даже небольшой конкурс является достаточно хлопотным мероприятием. При его подготовке нужно:
определить тему конкурса;
разработать его программу;
выработать систему оценки деятельности конкурсантов;
найти подходящего ведущего (или нескольких ведущих) и распределить между ними обязанности;
пригласить в состав жюри опытных и компетентных в области физической культуры и оздоровительной гимнастики специалистов, а также представителей общественных организаций;
провести «пробные испытания» нормативов конкурса и, если нужно, внести в них соответствующие коррективы, официально сообщив об этом ведущим и руководителям конкурса;
разработать сценарий конкурса и определить способы и средства его художественного оформления;
уточнить процедуры награждения победителей и призеров;
обеспечить нормальные условия размещения участников и зрителей, их комфортность и безопасность;
продумать вопрос о приглашении в качестве зрителей ветеранов спорта и оздоровительного движения, родителей участников, их младших братьев и сестер, товарищей, обеспечив им удобные для просмотра места.
Участники конкурса должны быть активными проводниками идей оздоровления, а значит, обладать специальными (пусть и начальными) знаниями в области физической культуры. Поэтому теоретический раздел программы конкурса может содержать вопросы по основам оздоровления. Например: «Какие упражнения обязательно нужно выполнять перед растягиванием мышц?», «За сколько часов (или минут) до занятия можно принимать пищу?», «Чем физкультурник отличается от спортсмена?», «Почему аэробика называется аэробикой?» и т.п.
В целях профессиональной ориентации школьников, привития им инструкторских умений и навыков весьма интересным может быть проведение «Конкурса по инструкторско-методической подготовленности» среди учащихся средних и старших классов (разработчик — B.C. Титов). Представление о нем дает примерное Положение.