I. Цель и задачи
Целью конкурса является активизация физкультурно-оздоровительной работы среди школьников и формирование профессиональной ориентации на физкультурную деятельность.
Задачи конкурса
Привлечь к организации массовых занятий физической культурой всех учащихся школы.
Улучшить работу по подготовке из числа школьников инструкторов-методистов — помощников учителя физкультуры.
Проверить в условиях повышенной ответственности знания и организационно-методические умения физкультурных активистов.
Определить уровень методической подготовленности активистов — участников конкурса по вопросам проведения физкультурных занятий.
Выявить наиболее подготовленных в методической и организационной работе школьников и поощрить их к дальнейшему совершенствованию.
II. Программа конкурса
Конкурс проводится по трем номинациям: «Лучший придумщик», «Лучший организатор», «Лучший ведущий».
В номинации «Лучший придумщик» учащиеся заранее разрабатывают оригинальное содержание урока физической культуры, записывают его в произвольной (но понятной для чтения) форме и представляют в жюри. Оно оценивает разработку по пятибалльной системе по следующим критериям: «оригинальность», «интересность», «сложность и трудность» (для данной возрастной группы), «полезность» и «перспективность применения».
В номинации «Лучший организатор» учащиеся по жребию в своей возрастной группе должны организовать класс, построить, объяснить задачи предстоящего занятия (согласно конспекту, предложенному конкурсанту членами жюри) и развести класс к местам занятий по отделениям (или группам), на которые конкурсант разделит класс. При этом организатору могут создаваться искусственные помехи в виде недисциплинированных действий учеников, заранее проинструктированных членами жюри. Оценка производится также по пятибалльной системе, с добавлением 1, 2 или 3 баллов «за преодоление непредвиденных трудностей».
В номинации «Лучший ведущий» участник конкурса должен, ознакомившись с результатами жеребьевки (определившей для него класс, в котором он будет выполнять конкурсное задание), составить комплекс из 6—8 общеразвивающих упражнений и после одобрения его членами жюри провести его, как это положено на уроке физкультуры: с соответствующим построением учащихся и методическими указаниями. Упражнения могут выполняться на месте и в движении. Оцениваются: охватность и разнообразие упражнений, правильность построения (удобство для выполнения, безопасные дистанции и интервалы, хороший обзор, удачность расположения ведущего, четкость и правильность команд, достаточность дозировки, логичность перехода от упражнения к упражнению, умение управлять дисциплиной). Оценка производится из 5 баллов с добавлением 1, 2 и 3 баллов при особом проявлении способностей.
III. Условия проведения конкурса
К участию в конкурсе допускаются учащиеся средних и старших классов по рекомендации учителя физкультуры или самостоятельно изъявившие желание. В отдельных случаях к номинации «Лучший придумщик» допускаются учащиеся младших классов (разрешается помощь родителей).
Участники конкурса представляют выполненные ими записи заданий в первой номинации за два дня до его начала.
На подготовку к выполнению задания во второй номинации участнику дается 3 минуты.
На подготовку к выполнению задания в третьей номинации участнику дается 5 минут.
Порядок участия конкурсантов в каждой номинации определяется жребием, без учета принадлежности к возрастной группе, накануне конкурса.
Конкурсные задания во второй и третьей номинациях для каждого участника определяются жеребьевкой непосредственно при выходе на выполнение (после этого конкурсанту дается время на подготовку).
ГУ. Определение победителей
Победители и призеры команды определяются в каждой номинации по максимальной оценке, выставленной членами жюри; при одинаковых оценках у нескольких участников они делят соответствующее место.
Победитель в абсолютном первенстве определяется по максимальной сумме оценок, полученных в трех номинациях. В случае равенства баллов у нескольких участников преимущество отдается участнику, имеющему лучший результат в третьей номинации; если и здесь оценки одинаковы — во второй, и далее — в первой. Если и в этом случае оценки равны, всем этим участникам присваивается звание «Абсолютный победитель конкурса».
Выше приведены основные «процедурные» части Конкурса. Другие вопросы, в том числе о процедуре награждения (кого и чем награждать), также оговариваются в Положении: могут быть предусмотрены поощрительные призы за какие-либо элементы творчества не только для номинантов, но и для зрителей, «группы поддержки», а также за активность классов и даже родителей, помогающих своим детям и школе в организации оздоровительной работы.
7.3. Массовые соревнования по гимнастике
Соревнования по гимнастике являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса. Это основная форма проверки физической и морально-волевой подготовленности гимнастов, которая позволяет наиболее точно и «объективно» подвести итоги учебной работы за определенный период; способствует развитию чувства коллективизма, организованности, дисциплинированности, а также воспитанию воли и настойчивости. По результатам соревнований осуществляется корректировка учебно-тренировочного процесса, намечаются перспективы на будущее; наконец, «просто» определяются сильнейшие гимнасты.
У соревнований есть еще одна, весьма важная, роль — агитационно-пропагандистская. Они активно призывают стремиться к двигательному совершенству, к телесной красоте и духовному обогащению.
В соревнованиях должны отражаться как массовость, так и мастерство. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о согласовании условий зачета в массовых соревнованиях с их задачами. Его актуальность одинакова и в том случае, когда все гимнасты выступают только по программе III разряда, и в том случае, когда в комплексной системе зачета нужно «свести» их с мастерами, объективно оценивая необходимость и значимость и того, и другого.
В отечественной гимнастике накоплен огромный опыт проведения самых различных соревнований, в том числе и массовых. Именно этим опытом прежде всего и воспользовались авторы при написании данного раздела. В то же время на современном этапе развития массовой гимнастики при организации соревнований необходимо учитывать некоторые весьма важные моменты.
Участвующие в массовых соревнованиях по гимнастике организации должны иметь большое (по возможности, неограниченное) представительство.
В связи с невозможностью участия в соревнованиях коллективов физкультуры всех гимнастов, являющихся членами коллектива, особое значение приобретают соревнования, проводимые на местах. Они характеризуют уровень работы по гимнастике в коллективах, повышают интерес занимающихся к занятиям. Важно, чтобы организации, проводящие соревнования, имели возможность выделить средства для поощрения победителей.
В массовых соревнованиях должно стимулироваться (подчеркиваем: стимулироваться, а не ограничиваться) выступление гимнастов по программе любого, доступного для них, разряда.
В связи с наличием в некоторых коллективах физкультуры кандидатов в мастера и мастеров спорта, которые тренируются по классификационной программе категории «А» и обязаны выступить за свой коллектив так же, как и гимнасты категории «Б», нужно использовать комплексную систему зачета.
В массовых соревнованиях должны учитываться командный результат (по сумме баллов зачетных участников), а также индивидуальный вклад каждого участника, независимо от занятого им места и разрядной программы, но с учетом трудности выступления в более старших разрядах. Именно так можно стимулировать и занятия каждого гимнаста, и тех, кто добились лучших результатов, овладев более сложными упражнениями.
На основе этих принципиально важных моментов, которые были апробированы в практике массовой гимнастики, разработано типовое положение о массовых соревнованиях по гимнастике, которое приводится ниже.
Естественно, с учетом местных условий и возможностей в данное Положение могут быть внесены соответствующие коррективы. Важно, чтобы сохранялись основные принципы проведения массовых соревнований по гимнастике.






