Правовой режим земель государственных природных заповедников, в том числе биосферных

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Понятие земель особо охраняемых территорий. Состав земель особо охраняемых территорий

Главными целями образования особо охраняемых природных территорий являются сохранение и защита первозданных участков природы со всеми видами флоры и фауны. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ч. 1 ст. 95 ЗК РФ).

Особо охраняемые природные территории включают в свой состав участки (не только земли, но и водной поверхности и воздушного пространства над ними), на которых находятся природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное или оздоровительное значение.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом, а также могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, национальные парки, памятники природы, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие этих земель запрещено, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 3, 4 ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Для оценки природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включают сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Кадастр ведется: по особо охраняемым природным территориям федерального значения - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении которых находятся такие природные территории; по особо охраняемым природным территориям регионального значения - органом исполнительной власти субъектов РФ; особо охраняемым природным территориям местного значения - органом местного самоуправления. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий был определен постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения утвержден приказом Минприроды России 15 января 2008 г. № 2.

Особо охраняемые природные территории делятся на следующие категории с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений (ч. 1 ст. 95 ЗК РФ).

Правовой режим земель государственных природных заповедников, в том числе биосферных.

Государственными природными заповедниками объявляют изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы и объекты (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.

Государственные природные заповедники - наиболее строгая форма сохранения и восстановления генофонда животного и растительного мира, типичных и уникальных природных комплексов.

Государственные природные заповедники в Российской Федерации являются традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости России.

Земли и земельные участки государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им (как природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждениям) в порядке, установленном федеральным законодательством. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации.

На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земель и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством РФ.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На землях государственных природных заповедников возможно выделение специальных участков частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты. На этих участках допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

В то же время на территории государственных природных заповедников могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешения этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Особенности правового режима территорий природных биосферных заповедников отражены в ст. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

 

Правовой режим земель государственных природных заказников. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б)  биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в)  палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г)  гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов.

Заказники могут быть федерального или регионального значения и соответственно находиться либо в федеральной собственности, либо в собственности субъектов РФ. Объявление земли государственным природным заказником возможно, как путем изъятия, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельного участка у их собственников, землевладельцев, землепользователей. Частные собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны государственных природных заказников.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается, или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Заказник при выполнении задач по восстановлению, сохранению природного комплекса или его компонентов, или по истечении надобности в охране объекта (объектов) может быть упразднен.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: