Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

 

Программа направлена на реализацию актуальных и потенциальных возможностей детей в основных образовательных областях: в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии на фоне комфортного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, положительного отношения к окружающему миру, к себе и к другим людям.

Важнейшим условием реализации Программы является доступная для взаимодействия взрослых с детьми форма образовательно-воспитательной среды.

В социально-коммуникативном направлении взаимодействие взрослых и детей налаживается в форме дидактических, развивающих и подвижных игр, игр с правилами. Игровая ситуация обеспечивает как отдельные предметно-игровые манипуляции, так и предметно-игровые действия, простые сюжетные и ролевые игры, в котором дети могут проявить и раскрыть свои коммуникативные возможности, закрепить имеющийся опыт в новой ситуации. Используются ситуативные разговоры, поговорки, потешки, стихи и песенки.

К концу первого года жизни у детей появляются визуальная коммуникация, ответные реакции на внешние воздействия. К концу раннего возраста – умения проигрывать с игрушкой отдельные действия, элементарно сотрудничать со взрослым. К концу дошкольного возраста дети взаимодействуют друг с другом и умеют поддерживать беседу или диалог с другими людьми.

В познавательном направлении приоритет отдается интересам детей к окружающему предметному и социальному миру. Форма взаимодействия реализуется в специальных обучающих ситуациях, в которых ребенок начинает ориентироваться в окружающем пространстве с помощью разных анализаторов, получая новые впечатления и подражая действиям взрослого. Предметно-игровая и игровая виды деятельности детей включают игры-забавы, упражнения, дидактические игры и пр.

К концу первого года жизни выделяют знакомый предмет. К концу раннего возраста – различают свойства и качества предметов, используют средства невербальной и вербальной коммуникации для удовлетворения познавательной потребности. К концу дошкольного возраста – оперируют образами действий и соотносят предмет с функциональным назначением как в реальном, так и в изобразительном варианте, подчиняют свое поведение заданным правилам и ситуациям.

В направлении речевого развития особое внимание уделяется средствам общения детей на специально организованных занятиях. Форма взаимодействия реализуется в игровых ситуациях, стимулирующих коммуникативные возможности детей: дидактические и развивающие игры, сюжетные ситуации с речевым компонентом.

К концу первого года жизни дети начинают проявлять речевую активность в виде звуков, типа лепетных слогов. К концу раннего возраста – произносят отдельные или группы слогов для выражения определенной потребности, могут выполнить простую инструкцию взрослого. К концу дошкольного возраста умеют выразить свое желание, социально взаимодействуют с разными людьми (взрослыми и сверстниками).

В художественно-эстетическом направлении форма взаимодействия предполагает специальные занятия, связанные с музыкой, прослушиванием художественных текстов, с чтением художественной литературы, с рассматриванием сюжетных иллюстраций, с играми-драматизациями.

К концу первого года жизни дети приучаются слушать и эмоционально реагировать на голос взрослого, напевные мелодии, короткие стишки и потешки. К концу первого года жизни начинают воспринимать иллюстрации как источник познания и находить в них контуры знакомых игрушек и предметов, связывая это первым слогом-обозначением. К концу раннего возраста дети проявляют эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и узнают знакомых героев-персонажей, выделяя их жестом или словом на картинке. К концу дошкольного возраста различают литературные жанры и осмысляют сюжет знакомых произведений, называют любимое литературное произведение.

Организуются специальные занятия по продуктивным видам деятельности, в ходе которых дети отражают реальные события жизни в рисунке, конструкции или в лепной поделке и приучаются, таким образом, к культурным и художественным ценностям окружающего мира. Форма организации занятий – игровая, как в группе детей, так и индивидуально, и тесно переплетается с занятиями коммуникативного и познавательного характера.

Особую важность представляют занятия по самообслуживанию и элементарному труду.

К концу дошкольного возраста дети умеют работать с разным оборудованием и материалом (глиной, муляжами, наборами игрушек произведениями народных промыслов, иллюстрациями, мольбертами, наборами цветной бумаги, предметами декоративно-прикладного искусства и пр.). Принимают активное участие в коллективном оформлении и украшении окружающего пространства, могут участвовать в проектной деятельности, эмоционально обозначая свое удовлетворение от прослушивания, рассматривания, изготовления и пр. деятельности художественно-эстетической направленности.

 В направлении физического развития организация взаимодействия взрослого с детьми ориентирована на здоровьесберегающие технологии в форме проведения специальных занятий по совершенствованию у детей общеразвивающих физических возможностей (ходьбы, бега, прыжков, ползания и т.д.). Занятия проводятся в спортивной комнате, в бассейне, на спортивной площадке. Используются тренировочные задания и упражнения, физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры.

К концу первого года жизни дети овладевают ползанием и ходьбой, удерживают и манипулируют игрушками.

К концу раннего возраста умеют бегать, приседать, проползать под и над препятствием, участвовать в подвижных играх. К концу дошкольного возраста проявляют инициативу в двигательной сфере, используют свои возможности для познания окружающего пространства и налаживания коммуникации со взрослыми и детьми.

Ориентируясь на образовательные области и особенности контингента детей взрослый выбирает способы, методы и средства реализации Программы.

Способы реализации программы зависят от актуальных и потенциальных возможностей детей к обучению. На начальном этапе с детьми ДГ в коррекционно-развивающем обучении применимы совместные действия, когда взрослый действует руками ребенка или помогает ему частично выполнить предметно-игровое действие или определенное движение в ответ на стимулирующее воздействие. Предшествует этапу применения совместных действий налаживание положительного контакта с ребенком через ласковое обращение по имени, привлечение его внимания к новой игрушке, тактильные способы (поглаживание ручек, обнимание и удержание на руках (для маленьких).

При появлении у ребенка эмоционального расположения к ситуации знакомства взрослый некоторое время совершает предметно-игровые манипуляции и действия руками ребенка, т.е. совместно. Затем постепенно, включает жесты для привлечения его внимания к игрушке или к предмету. На следующем этапе демонстрирует образец игровых действий, привлекая словом и тактильно внимание ребенка на продолжение игрового контакта.

Включая разные новые игрушки в игровую ситуацию, взрослый путем показа образца действия стимулирует и всячески поддерживает сенсомоторную активность ребенка при выполнении игрового задания.

Обучение путем показа предметно-игрового, или игрового действия при выполнении познавательного задания – следующий уровень обучения. Ребенок овладевает подражательным способом, действуя одновременно со взрослым при выполнении предметно-игрового действия. Взрослый может использовать как указательный жест, уточняя действие ребенка и контролируя его выполнение, так и слово, обобщая предметно-игровое действие.

С овладением начальными способами усвоения общественного опыта – совместными действиями, действиями по указательному жесту и по показу – дети часто начинают проявлять самостоятельность в игровой ситуации. Однако, их движения или действия могут быть хаотичными, спонтанными (особенно у детей до 3-х лет), что требует со стороны взрослого немедленного включения совместных действий в процесс обучения с жестовой фиксацией и словесным обозначением положительного результата выполнения задания. На этом этапе ребенок не анализирует самостоятельно элементы и этапы действий, которые должны привести к результату. Это, в большей степени, процесс выполнения отдельных действий, который им до конца не осознается как целый. Однако, сопровождается выбором отдельных фрагментов и элементов при выполнении какого-либо вида деятельности (рисования, конструирования).

Следующий уровень обучения – это выполнение задания по образцу. Отличие этого способа от действий «по показу» заключается в том, что ребенок видит только результат действия, например, рисунок, или постройку, или поделку.   Поэтому стоит задача проанализировать образец, разделить его на элементы и мысленно представить последовательность действий, после чего он должен их воспроизвести в реальности и получить результат – то целое, что как «образец» обозначено взрослым.

Важное место среди способов обучение имеет речевая инструкция. С помощью речевой инструкции взрослый представляет ребенку описание предмета, игровой ситуации, действия или движения и т.д. Для детей применение изолированной инструкции является затруднительным и требует сочетания с другими способами обучения (совместные действия, действия по показу и др.).

Методы, используемые при реализации программы, являются традиционными для коррекционной педагогики: практические, наглядные, словесные. С помощью этих методов активизируется интерес детей к социальному и предметному миру, совершенствуются и закрепляются паттерны поведения во взаимодействии со взрослым и сверстниками; расширяются представления об окружающем пространстве и т.д.

Средства реализации образовательной программы определяются содержанием образовательных областей.

Для цели социально-коммуникативного развития используются:

Игрушки (типа погремушек, персонажей сказок и др.), сборно-разборные игрушки и конструкции, книги, иллюстрации и фотографии, оборудование для сюжетных игр и драматизаций, ширмы, детская мебель.

Для цели познавательного развития:

Предметы (типа ленточки, коробочки, кубики, мячики и пр.), матрешки, игрушки сюжетные, пластмассовые предметы-игрушки (шары, кегли, бруски); крупные и мелкие игрушки, емкости, вкладыши, трубки, палочки, мешочки, подносики и пр.).

Для цели речевого развития:

Наборы сюжетных и дидактических игрушек, книжки с иллюстрациями; настольные театры, ширмы (настольные, напольные), костюмы сказочных персонажей; декоративные украшения к сказкам; настольно-печатные игры; картинки и иллюстрации с предметным изображением, с сюжетным изображением; зеркало.

Для цели художественно-эстетического развития:

Музыкальные инструменты, аудио проигрыватель, звуковые книжки и игрушки; настольные дидактические игры с музыкальным содержанием; декорации к музыкальным произведениям и театрализованным композициям; костюмы театрализации и драматизации; аксессуары театрализации; зеркало; ширмы; штоковые игрушки, пальчиковые куклы, куклы «Би-ба-бо».

Музыкальные, прозаические произведения (песни, потешки, рассказы, сказки, считалки, стихи и др.).

Материалы для лепки (глина, пластилин, стеки, кисти, формочки и др.); для изобразительной деятельности (мольберты и альбомы, краски, карандаши, фломастеры, кисти, стаканчики для воды и др.); для аппликации (наборы цветной бумаги, клей-карандаш; салфетки, ножницы, кисти для клея и др.); для конструирования (конструкторы – деревянные, пластмассовые, модули и строительные наборы; мелкие сюжетные игрушки; фигурки зверей, людей; мелкие игрушки (мебель, посуда, транспорт и др.).

Для цели физического развития:

Гимнастические модули (шведская стенка, маты, трос, скамейка); спортивная скамейка, мишени; наборы спортивных предметов (мячи-фитболы, палки гимнастические, шнуры и ленты и т.д.).

 

вернуться в оглавление




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: